Новости

Профессор Казанского федерального университета Резеда Мухаметшина: «Якутия может стать площадкой для обмена опытом по формированию российской идентичности»

фото: Мичил ЯКОВЛЕВ / из архива редакции корпоративных медиа СВФУ

  • 28 Марта 2018
  • 1061

Профессор Казанского федерального университета Резеда Мухаметшина: «Якутия может стать площадкой для обмена опытом по формированию российской идентичности»

О важности литературного и культурного воспитания, формирования российской идентичности и о цифровом образовании рассказали в ходе научно-методического семинара «Приоритеты государственной политики в сфере образования» и вебинара с международным участием сегодня, 28 марта, в Северо-Восточном федеральном университете.

Заместитель директора Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ Саргылана Брызгалова в своем выступлении отметила важность духовно-нравственного воспитания и развития подрастающего поколения. Она обратилась к участникам семинара активно участвовать в обсуждениях этого вопроса.

Представитель минобра обратила внимание на вопрос обеспечения доступного дошкольного образования. «По Якутии по всем отчетам выходит, что 99,7% детей младшего возраста охвачено дошкольным образованием. За последние три года республике было выделено 789 миллионов рублей на поддержку дошкольного образования, на обеспечение мест в детских садах и организациях. Надеемся, что все средства израсходованы по целевому значению, и действительно практически 100% детей посещают учреждения дошкольного образования», – поделилась Саргылана Брызгалова.

Доклад приглашенного лектора, профессора Института филологии и межкультурной коммуникации имени Льва Толстого Казанского федерального университета Резеды Мухаметшиной был посвящен формированию российской идентичности учащихся-билингвов на уроках словесности. «Россия – огромная страна, одних официальных языков 21. И перед нами встает вопрос, как объединить эту страну, как сформировать единый российский народ, гражданскую идентичность. Эти вопросы сейчас очень волнуют наше правительство и, конечно же, всех, кто связан с образованием», – подчеркнула лектор.

Ученый уверена, что, прежде всего, понятия единения и патриотизма формируются на уроках словесности – уроках русского и родного языков, уроках литературы. Это задача номер один для филологической и педагогической общественности, считает Резеда Мухаметшина.

«Вчера мы посетили «Брызгаловские чтения» – слушали доклады учителей городских и районных, общались со школьниками. Видно, что в республике очень хорошо занимаются воспитанием, ведь оно тесно связано с обучением и образованием. Мне кажется, что ваш регион мог бы быть прекрасным примером для других регионов в вопросе постановки воспитания, формирования российской идентичности – все пропитано искренним духом патриотизма», – обратилась ученый к участникам семинара.

«Благодаря дистанционным технологиям у нас сложились добрые отношения с Северо-Восточным федеральным университетом и с Институтом национальных школ Якутии. Прошло почти десять лет, как мы начали наше сотрудничество», – сказала в начале выступления декан факультета гуманитарных технологий Российского нового университета Ольга Иванова, которая рассказала об использовании информационных технологий в образовательном процессе.

Как филолог-классик и как переводчик, Ольга Иванова отметила, что для того, чтобы понимать текст, надо обладать и прецедентным, и интертекстуальным знанием, которые вырастают из фундаментальных знаний, составляющих основы нашей культуры и связывающих россиян в единое культурное пространство. «Все вопросы, которые связаны с развитием техники, информационных технологий всегда были на острие нашего университета. Когда возникла идея о создании Федеральной целевой программы «Русский язык», нас заинтересовала та часть, которая касается развития IT-технологий. В 2010 году мы выиграли грант Министерства образования и науки России на разработку программы обеспечения повышения квалификаций и переподготовки специалистов и преподавателей по русскому языку национальных школ. Прочитав техзадание, мы увидели масштабы – нам необходимо было охватить всю страну. Было принято решение начать применять дистанционные технологии, благодаря которым мы охватываем всех учителей даже в самых отдаленных местностях», – рассказала доцент Российского нового университета.

Также в рамках семинара состоялся онлайн-вебинар с Казахстаном. Президент Национальной академии образования имени Ибырая Алтынсарина Жанбол Жилбаев выступил с докладом «Продвижение многоязычного и поликультурного образования в целях интеграции и устойчивого развития: опыт Республики Казахстан». Директор Центра трехъязычного образования НАО Ляйля Сырымбетова рассказала о продвижении трехъязычного образования в Республике Казахстан.

Отметим, что научно-методический семинар организован в рамках научной школы «Управление модернизационными процессами в образовании» при координации Института непрерывного профессионального образования СВФУ.

Фотографии с мероприятия здесь.

Читайте СВФУ в Telegram

Автор: Ольга САВВИНОВА, пресс-служба Северо-Восточного федерального университета

Разрешено копирование статей, только при наличии активной (кликабельной) ссылки на страницу-источник сайта Северо-Восточного федерального университета. Ссылка должна находиться непосредственно рядом с материалом, должна быть видимой и прямой (без использования java-скриптов).