Новости

III геофорум СВФУ: при подготовке кадров необходимо комплексное взаимодействие работодателя и вуза

  • 28 Марта 2024
  • 84

III геофорум СВФУ: при подготовке кадров необходимо комплексное взаимодействие работодателя и вуза

Какие инструменты способны повысить доверие работодателей к компетенциям выпускников вузов, и насколько они понятны «внешнему» клиенту, обсуждают сегодня участники дискуссии «Качество подготовки кадров как императив доверия». Круглый стол состоялся в ходе III форума «Университеты и развитие геостратегических территорий», который проходит 28-29 марта на базе Северо-Восточного федерального университета. 

Модераторами выступили заместитель руководителя методического сектора ассесмент-центра АНО «Университет Иннополис» Рамиля Касимова и проректор по экономике и инфраструктуре СВФУ, руководитель Координационного совета СПКФР по региональному развитию Герасим Павлов. «Благополучие университетов основывается на доверии – к выпускникам, методам работы. При этом любой вуз ставит перед собой задачу подготовки высококвалифицированных специалистов и удовлетворения потребностей экономики региона. Главный вопрос – закрываем ли мы эти запросы работодателей? Также важно понять, насколько понятны абитуриентам и их родителям, выпускникам, работодателям действия, которые предпринимает университет в этом направлении», – прокомментировал Герасим Павлов.

«В модели взаимодействия вузов и работодателей надо обязательно закладывать механизмы, позволяющие оперативно вносить изменения в программу образования, так как запрос рынка очень быстро меняется. Обсуждая профиль выпускника, нужно учитывать актуальность компетенций студента через четыре года – к его выпуску. В этом плане работодатели и образовательные учреждения должны работать в тесной связке. Важно понимать, что уметь что-то делать и уметь этому научить – разные вещи. Очевидно, что уметь научить работодателя передавать свои знания, быть наставниками – наша задача, а вузам, в свою очередь, важно понимать, как работает та или иная компания», – считает проректор по дополнительному образованию Дальневосточного федерального университета Михаил Кривопал. 

Важно научить работодателя и показать, как можно сформировать потребность в том или ином соискателе, уверена член правления Российского союза промышленников и предпринимателей, заместитель председателя, генеральный директор СПКФР Диана Маштакеева. «У нас есть все: специалисты, работодатели и образовательные организации. Нам не хватает методического центра по стыковке запроса и предложений. Важный вопрос – как сформировать запрос, чтобы обеспечить сотрудниками компанию. В части формирования запроса службы занятости могут стать операторами по разъяснению информации работодателям», – пояснила эксперт. 

Национальная система квалификаций способна смягчить кадровый кризис на рынке труда, НСК не только повысит уровень доверия предприятий к качеству образования, но и обеспечит развитие действительно нужных компетенций, также позволит обеспечить возможность обучающимся вуза получить одновременно сразу несколько квалификаций, которые востребованы на рынке труда. «Отрадно, что в СВФУ интерес к НСК есть. Это передовая система, и СВФУ, вовлекаясь в нее, идет на несколько шагов впереди других университетов. Однако, говоря о квалификации выпускников, нужно помнить и о развитии преподавателей, в этом также помогает НСК», – поделилась генеральный директор Ассоциации «Национальное объединение внутренних аудиторов и контролеров», руководитель комиссии СПКФР Анастасия Русакова. Внедрение независимой оценки квалификации может способствовать более эффективному сближению рынка труда и сферы профессионального образования, считают эксперты. 

В ходе обсуждения учебные подразделения вуза поделились успешными кейсами по оценке компетенций выпускников, которые способны повысить доверие будущего работодателя. Так, директор Медицинского института СВФУ Николай Гоголев поделился, что в институте действует четырехуровневая система подготовки специалистов. «Первый уровень – предметная профориентационная работа на базе Малой медицинской академии СВФУ, здесь происходит основной отсев школьников. Это позволяет снизить процент отчислений непосредственно в самом институте. Второй уровень – комплексная подготовка студентов в институте, третий подразумевает проведение аккредитации, когда будущие медики получают допуск к профессиональной деятельности. В четвертый уровень входит непрерывное профессиональное образование. Здесь важно работать в тесной связке с непосредственным работодателем. Например, в нашем регионе выстроено взаимодействие и с республиканским Минздравом, и с медицинскими организациями. Кроме того, мы привлекаем практикующих врачей в качестве тьюторов и наставников, когда наши ребята участвуют в олимпиадах, исследованиях», – рассказал Николай Гоголев. 

Говоря о сфере добычи, заведующий кафедрой недропользования геологоразведочного факультета вуза Николай Тимофеев отметил, что профессионально-общественная аккредитация образовательных программ (ПОА) крайне важна для оценки компетенций, а также признания качества и уровня подготовки выпускников. Старший преподаватель кафедры электроснабжения ФТИ СВФУ Евдокия Малеева считает, что важен практикоориентированный подход к организации учебного процесса. Она поделилась, что студенты ФТИ проходят практикумы, которые позволяют сразу на производстве работодателя знакомиться со своей будущей профессией.   

Справка:

Форум «Университеты и развитие геостратегических территорий России» пройдет 28-29 марта по инициативе СВФУ в городе Якутске. Главная тема III геофорума – «Университеты: развитие, основанное на доверии». Форум проходит при поддержке Совета Федерации, Минвостокразвития, Министерства иностранных дел, Министерства науки и высшего образования России, Правительства Якутии, Россотрудничества, Росмолодежи, Российской академии наук, Российского Союза ректоров, президентской платформы «Россия – страна возможностей».

Следите за новостями и проектами университета в наших социальных сетях:

Автор: Виктория СУНТХАВОНГ, пресс-служба Северо-Восточного федерального университета

Разрешено копирование статей, только при наличии активной (кликабельной) ссылки на страницу-источник сайта Северо-Восточного федерального университета. Ссылка должна находиться непосредственно рядом с материалом, должна быть видимой и прямой (без использования java-скриптов).