• ЭИОС

ОТКРЫТ БУЛЬВАР УЧИТЕЛЯ

Автор М.Д. Гермагенова, профессор ветеран-наставник 

 

 

В честь 100 - летия народного учителя Михаила Андреевича Алексеева

(1917-1995)

 

ОТКРЫТ БУЛЬВАР УЧИТЕЛЯ

 

В день государственности Республики Саха в ее столице по улице им. Алексея Кулаковского торжественно открылся бульвар Учителя с памятником народному учителю СССР Михаилу Андреевичу Алексееву. Он стоит в центре сквера, подчеркивая значимость Учителя в жизни каждого из нас. Ученики Учителя – мы все. У каждого из нас в глубине памяти хранится – образ любимого Учителя. Уверена, каждый год в день Учителя - памятник народному учителю М.А Алексееву будет местом встречи, чтоб поклониться Учителю.

Ученики М.А. Алексеева в республике без преувеличения – это основное цементирующее ядро не только научно-технической интеллигенции, но и многих специалистов в других сферах жизни. Открытие бульбара Учителя оказалось вдвойне знаменательным. В этот же день торжественно и очень демократично состоялась инаугурация вступления в должность главы Якутии А.С. Николаева. Новый глава республики Айсен Сергеевич ученик Михаила Андреевича. Он первый выпускник-медалист физико-математического класса Верхневилюйской средней школе им. И. Барахова.

Педагогическое наследие народного учитля Алексеева и ныне, в новое не советское время показывает нам, как воспитывать и обучать детей и каким быть учителю... Только за период с 1968 по 1974 годы физико-математические классы окончили 201 человек, из них 184 сразу после окончания школы поступили в такие вузы, как Московский, Ленинградский, Новосибирский, Томский государственные университеты, Московский физико-технический, Московский энергетический, Ново­сибирский электротехнический, Томский политехнический институты и др. Успехи физико-математических классов росли с каждым выпуском, воспитан­ники покоряли все новые и новые высоты. Они стали брать призы Всероссийских и Всесоюзных школьных олимпиад.

Об удивительном учителе и о необычной школе стали много писать в республиканской печати, вышли статьи во всесоюзных газетах «Правда», «Известия», «Советская Россия», «Учительская газета», а также в журналах «Народное образование», «Физика в школе», «Культура и жизнь». Вышли два документальных фильма «Наш теплый дом» и «Задача». По центральному телевидению транслировалась передача о Михаиле Андреевиче, где принимал участие поэт Евгений Долматовский, автор рассказа «Зеленая Брама», повествующей о подвиге воинов 99-й стрелковой дивизии. Само произведение было издано в многотиражном журнале «Роман-газета». Известный якутский писатель-исследователь Иван Федосеев выпустил об Учителе ряд самых популярных книг: «Учитель от Бога», «Соҕүрүйбэт төлөн» («Неугасимое пламя»), «Учуутал санаалара» («Думы учителя»), «Михаил Алексеев» / Республика чулуу дьоно» (Михаил Алексеев «Лучшие люди республики») и т.д.

В1974 г. осуществилась жизненная мечта Михаила Андреевича - открылась школа с физико-математической специализацией. Начался активный этап воплощения в жизнь идеи Учителя, опередившей время, – создать школу с высокой культурой образовательной среды для развития личности ребенка, чтобы она стала по жизни «вечным двигателем» не только социального, но и технического прогресса.

Миссия учителя и раньше, и сейчас - не только учить детей, но воспитывать их. Михаил Андреевич был очень близок к детям. Много писал о воспитании. В своих статьях делился с читателями   идеями и советами по духовно-нравственному воспитанию детей и подростков. Он советовал взрослым обратить внимание на свой личный пример в воспитании нравственности, бескорыстной помощи ближнему, привитию любви к родному краю, в формировании общей культуры – культуры отношений и культуры поведения детей. Михаил Андреевич обо всем этом не только писал, но и сам после коллективных общих дел, сборов, встреч приглашал учащихся в кабинет - беседовал, рассказывал и, главное, разговаривал как с равными, уточняя или подчеркивая, что они должны запомнить, над чем задуматься или рассуждать, чтобы дальше развивать увиденное или услышанное. Он видел в каждом ученике будущую личность и, общаясь с ним, деликатно и уважительно отмечал, какие у них самые лучшие задатки, способности или, наоборот,на что обратить внимание в своем поведении, чтобы вести себя достойно среди окружающих людей и сверстников. Он много писал о проблемах воспитания, делал не только по смыслу и значимости глубокие замечания, но и давал советы, настраивая читателя на организованное самосозидание и самовоспитание.  

Вот некоторые   меткие высказывания Михаила Андреевича о воспитании в школе и семье, собранные его учениками в книге Заслуженного учителя РС (Я), математика Н.П. Шамаева (5).

«...-Учуутал уонна үөрэнээччи икки ардыгар олоҕурбут истин сыһыан ис дууһаттан тахсар хардарыта ытыктаһыыга уонна тапталга олоҕурдаҕына хаһан даа кэһиллибэт (Никогда не нарушаются истинные отношения между учителем и учеником, если они основаны на взаимном уважении и любви).

- Дьиҥнээх учуутал оҕолор майгыларыттан-сигилэриттэн тутулуга суох, кинилэри барыларын таптыахтаах, аһыныахтаах. Ити кини олоххо талбыт идэтин сүрүн ирдэбилэ.(Настоящий учитель любит детей независимо от их нрава и поведения. Это его профессиональная обязанность).

- Оҕо дууһатыгар тиийиэхтээх иитэр-үөрэтэр сүбэлэр сөптөөх сылтах эрэ баар буоллаҕына бэйэлэрин сыалларын ситэллэр (До души и сердца ребенка доходят только мотивированные советы и наставления учителя).

- Ис дууһаттан оҕоҕо таптал, ытыктабыл суох буоллаҕына, оннук учуутал оскуолаттан эрдэ – сылла барбыта ордук (Не любящий искренне детей учитель немедленно должен уйти из школы).

- Өскѳтүн учуутал ханна эмэ, оскуола тас өртүгэр, баҕар, оскуолаттан ыраах даа сиргэ буоллун, үөрэтэ сылдьар, эбэтэр үөрэппит оҕотун көрүстэҕинэ хайаан даа дорооболоһон, тохтуу түһэн кэпсэтэн, киниэхэ болҕомтотун ууран ааһыахтаах (Учитель при встрече с учениками вне школы не зависимо близко или далеко, должен не только поздороваться, но и обратить на него искреннее внимание, поговорить).

- Учуутал өттүттэн аһыныы, кыһамньы суох буоллаҕына, оннук оҕо дьылҕата кэнникинэн ыарыыр (Если со стороны учителя не проявляется внимание и забота об ученике, то это постепенно начинает затруднять его жизнь).

- Дьыала дьиҥнээх ис хоһоонун арыйбакка эрэ мээнэ тыас-уус, айдаан бөҕөнү көтөҕүүнэн ситэ илик оҕо дууһатын, кэлин чөлүгэр түспэттии сатарытыахха сөп (когда без понимания и раскрытия истинной причины «дела» ребенка шуметь и кричать не помогает ему, наоборот, еще более расстраивает его психику»

- Учуутал үтүө сүбэтигэр киириммэт, бэйэтин алҕаһын билиммэт оҕо баарын өйдөөбөппүн. Ханнык баҕарар киһиэхэ киһилии сыһыан наада (Не помню случая, когда ребенок не принимал мои наставления и советы. Любому человеку по каждому случаю нужен особый человеческий подход).

- Учуутал идэтэ хаһан баҕарар ыарахан идэнэн биллэр. Бу бэрт эппиэтттээх, уустук идэни, дьон бэйэлэрин кытта элбэхтик үлэлээн баһылыыллар (Профессия учителя известна как трудная и сложная. Чтобы стать хорошим учителем нужно очень много работать).

- Дьиэ кэргэн педагогиката – кэргэн бэйэтин оҕотун иитэр системата. Кэргэҥҥэ оҕо баар буолаатын кытта ол педагогика үлэлээбитинэн барар. Кини сыала - обществаҕа үчүгэй киһини иитэн таһаарыы (Семейная педагогика – это система воспитания родителями своих детей. Она начинает работать с рождения в семье ребенка. Цель ее –воспитание для общества хорошего человека).

- Оҕону иитии боппуруоһа дьиэ кэргэн олоҕун программатыгар бастыкынан сылдьыахтаах (Семейная Педагогика – система воспитания детей в семье, в ее программе она должна стоять первой).

- Кэргэн педагогикатын оҕоҕо тиэрдэр суоллар элбэхтэр: ийэлээх-аҕа бэйэлэрин икки ардыларыгар сыһыаннара, сылдьар ыалдьыкка, хонор хоноһоҕо, кырдьаҕастарга, остуолга аһыы олорон кэпсэтии, общественнай үлэҕэ, тулалыыр эйгэҕэ сыһыан уо.д.а. (Методов воспитания детей в семье очень много и они могут быть разнообразными. Это отношения в семье между сурпугами, отношения гостям, старикам, разговоры и беседы за столом во время еды, отношения к труду, к окружающей среде и т.д.).

- Үгэс курдук эйэлээх кэргэҥҥэ дьоллоох оҕолор иитиллэллэр уонна ол дьол кинилэри олохторун устатыгар батыһар (Традиционно дети счастливыми воспитываются в счастливых семьях. В таких семьях дети бывают счастливы по жизни).

- Иирсээннээх дьиэ кэргэнтэн аһыныгас характердаах оҕону хаһан даа күүтүмэ. Ол характер өссө ханнык хайысханан барара биллибэт. Өйдөөх дьиэ кэргэн оҕо олоҕун итинник алдьархайга тириэрпэт (В конфликтных семьях не бывают заботливые и ласковые дети. Еще неизвестно по какому жизненному пути пойдут такие дети в будущем…).

*Примечание : Текст с якутского языка на русский переведён автором статьи М.Д. Гермогеновой.

Педагогическое наследие М.А. Алексеева, как видим, многогранно, прогрессивно и еще долго не потеряет своей актуальности. Как писала Антонина Ивановна Петрова, первый исследователь наследия М.А. Алексеева, «…исследования должны быть продолжены по разным аспектам в плане рассмотрения различных педагогических явлений прошлого по линиям развития до сегодняшнего дня. Каждый народ складывается в результате своей многовековой истории, и такие науки, чьим объектом являются образование и развитие человека, непременно должны предстать в историческом аспекте» (3.с.17).


 

Использованная литература:

1.     Алексеев М.А. Учуутал санаалара: Ахтыылар /Лебедев И.И. уруһууйа. Дьокуускай. «Бичик».Нац. кинигэ кыһата, 1996. - 152 с.

2. Личность Учителя: хрестоматия /Сост. М.Д. Гермогенова - Якутск: Издательский дом СВФУ, 2015, - 380 с.

3. Петрова А.И. и др. Педагогическая парадигма Народного Учителя. – Якутск: Ситим медиа, 2007. – 164 с.

4. Педагогическая энциклопедия : в 3 т. (Министерство образования Республики Саха (Якутия. – Якутск, 2000). – Том. 1.

5. Шамаев Н.П. Улуу Учуталга уһуйуллуу / Н.П. Шамаев. – Бэрдьигэстээх: «Үлэ Күүһэ» хаһыат редакцията, 2006. – 144 с