• ЭИОС

Круглый стол - "Педагогическое наследие сегодня"




95 – летию Пионерии Якутии

Пионерская организация имени В.И. Ленина была массовой детской политической организацией, главной задачей которой была - помощь партии, комсомолу, школе воспитывать детей в духе любви и преданности Родине, пролетарского интернационализма и дружбы между народами, приобщения пионеров и школьников к общественной работе, привитие добросовестного отношения к учёбе и труду, воспитание всесторонне развитых, здоровых, жизнерадостных, смелых, не боящихся трудностей граждан своей Великой Родины…

Сегодня Пионерии 95 лет. Юбилей…! Помнят его только те, у которых прошло детство под призывом: «Юные пионеры будьте готовы к борьбе за дело Коммунистической партии Советского Союза», и в ответ из всех уголков страны слышен был единый мощный возглас юных ленинцев: «К борьбе за дело Коммунистической партии Советского Союза всегда готовы!». Это был не пустой ответ пионеров, а за ним стояли реальные Дела, полезные себе и Родине: неустанно овладевать знаниями, помогать колхозам, совхозам, стать друзьями зеленых насаждений, шефствовать над малышами, заниматься спортом, изучать родной край и т.д. Чтобы непрерывно подводить Итоги работы юных пионеров широко развертывалось социалистическое соревнование среди пионерских дружин школ, районов, городов и по стране в целом… Игры, субботники, слеты, походы, экспедиции и т.д. – считались Главным делом для саморазвития строителя будущего Коммунистического Общества и физической закалки молодого организма.

Опыт работы детской коммунистической организации юных пионеров в Якутской АССР был разнообразен и богат. Однако, за исключением брошюры доктора педагогических наук Борисова П.П. «Юные Ленинцы», Якутское книжное издательство 1962 (Из истории пионерской организации в Якутии) и отдельных статей-описаний, рапортов, буклетов и т.д., почти ничего не сохранилось. Если, кто желает включиться в данную нашу рубрику, пожалуйста, добро пожаловать.

                                                    Гермогенова М.Д., почетный-профессор, профессор-наставник

Славная история Пионерии Якутии — это страницы

мужества, дружбы и мечты

С этими задачами успешно справлялась пионерская организация Якутии. На славных страницах истории её становления и развития хотелось бы остановиться в канун 90-летнего юбилея пионерии республики. Чтобы вспомнили, помнили, поняли, знали и ценили героическую историю жизни своего края, бабушек и дедов, матерей и отцов.

17 февраля 1924 года при первой cоветской школе г. Якутска был создан первый пионерский отряд из 62 пионеров. Вожатым его была назначена Федосеева.

По поручению партии повседневной деятельностью пионерии занимался комсомол. На II областном съезде РКСМ председателем облбюро юных пионеров становится Борис Шишакин.

В этом же 1924 году пионерские отряды создаются в Олёкминске, Вилюйске, Намцах, Верхоянске, Октёмцах. И уже летом 70 пионеров отдыхали в первом пионерском лагере в местности Чочур-Муран. К первой годовщине пионерии республики пионерские отряды появились во всех центральных улусных школах. С самого начала своего становления ставилась задача полноценного вовлечения юных граждан в конкретные дела. Так, I городская конференция юных пионеров 12 августа 1925 поставила перед пионерами задачу — вести борьбу с неграмотностью.

Организация пионерских отрядов в улусах проходила в условиях классовой борьбы, запугивания и травли комсомольцев, руководителей пионерских отрядов и вожатых.
В конце 1925 года пионерская организация Якутии объединяла 48 отрядов, куда входили 1244 пионера и 153 октябрёнка.

Яркую страницу в историю пионерии Якутии вписали абагинские пионеры. В январе 1927 года к селению Абага вплотную начали стягиваться белогвардейские отряды. Для защиты была организована боевая дружина, в состав которой вошли 17 пионеров. Беспрерывный огонь вынудил белобандитов отступить из селения. Абага не сдалась. В 1927 году пионерский отряд Абаги был награждён Красным знаменем Якутского ЦИКа за героизм, проявленный при обороне села.

После выхода в апреле 1932 года постановления ЦК ВКП (б) “О работе пионерской организации”, где ей была дана высокая оценка и поставлены новые задачи по усилению борьбы за знания и развёртыванию многогранной воспитательной работы, была активизирована работа в пионерской организации Якутии. И это привело к повышению успеваемости. Так, пионерские отряды Булгуняхтахской семилетней школы Орджоникидзевского района (вожатая Н.А. Петухова), Дюпсинской (вожатый К.М. Аманатов), Намской (С.И. Ларионов) добились 100% успеваемости пионеров.

Вносились изменения в содержание и формы пионерской работы. Пионерские отряды принимали участие в сборе пищевых и лекарственных трав, в посевных и уборочных кампаниях. Широкое применение получили пионерские линейки, утренние физкультурные зарядки. Выпускались стенные газеты, проводились тематические вечера и встречи со знатными людьми. Актуальные вопросы обсуждались на отрядных и звеньевых сборах. В ряды пионеров лучших школьников принимали в торжественной обстановке.

Оставили о себе память как опытные пионерские работники С.М. Гаврилов, Е.М. Титова, Г.П. Багынанов, Г.П. Ладейщиков, Д.С. Шепелев, И.Ф. Григорьева, К.А. Коммунаров и другие.

В суровые годы Великой Отечественной войны небывалый патриотический подъём пионеров получил яркое выражение в их стремлении отличной учёбой и упорным трудом приблизить день победы над врагом.

В декабре 1942 года на первом слёте пионеров г. Якутска было принято обращение, где юные ленинцы писали: “Суровое время переживает наша Родина. Фашисты тысячами убивают наших сверстников — советских ребят, сжигают их заживо, прокалывают их штыками, отпиливают им руки… Каждый пионер стремится отдать все свои силы для победы над лютыми разбойниками.

Дорогие друзья! Партия и правительство создают все условия для того, чтобы сейчас, в военное время, все мы учились на “хорошо” и “отлично”, набирались знаний, готовились к труду и защите Родины.

Мы, пионеры г. Якутска, прилагаем к этому все свои усилия… Мы должны брать пример с ленинградских пионеров. В прошлом учебном году они занимались в бомбоубежищах, неотопленных классах, при свете коптилок, сидели за партами в пальто, варежках. Но ни холод, ни голод, ни бомбёжки, ни артиллерийский обстрел не могли помешать им успешно окончить учебный год.

Перед нами стоят большие задачи. Время сейчас военное и нужно, чтобы все пионерские отряды, дружины работали по-боевому”.

Это патриотический призыв пионеров г. Якутска получил огромную поддержку во всех школах Якутии. На него откликнулись пионеры Заполярья —  Тикси, Верхоянска, Колымы, Анабара, Оленька, пионеры Алдана и Аллах-Юня, Сангар, Кангалассов, Олёкминска и Вилюйска. 430 пионеров и школьников Алдана вышли со своими родителями на добычу золота, пионеры и школьники Орджоникидзевского района собрали 1299 кг чёрного и цветного металлического лома, отправили на фронт 130 посылок.

С первых дней войны коллективы школ принимали участие в полевых сельскохозяйственных работах. Только на полевых работах было занято около 20000 юных патриотов. Инициаторами замечательного патриотического движения школьников явились учащиеся и учителя Октёмской, Булгуняхтахской, Хатасской, Тулагино-Кильдямской школ Орджоникидзевского и Якутского районов.

Под руководством учительницы Октёмской семилетней школы Анастасии Васильевны Ефимовой летом 1942 года на сеноуборке в колхозе им. Чапаева работала школьная бригада в составе 12 человек.

Взяв обязательства убрать сено с площади в 200 га, фактически обработали 400 га, обеспечив тем самым содержание 225 голов скота в течение зимы. Ударно работали учащиеся Юнкюрской и Курандинской школ Олёкминского района на полях колхоза “Искра”, убирая овощи и картофель.

В связи с мобилизацией на фронт опытных охотников к добыче пушнины была привлечена молодёжь, в том числе и школьники. Инициатором движения юных охотников явилась Тулагино-Кильдямская неполная средняя школа, молодые охотники которой ежегодно сдавали государству шкурок сельскохозвредителей на сумму 2000 —  3000 рублей. Ученик VI класса Коля Кочнев истребил 4100 сусликов (один суслик за время осенне-летнего периода запасает и поедает до 16 кг зерна). То есть Коля Кочнев спас 65600 кг зерна, что равняется обеспечению 450 человек в год. Из 4100 шкурок сусликов можно сшить 6000 шапок. Коля был награждён почётным знаком “Отличник пушного промысла” и Почётной грамотой Президиума Верховного Совета ЯАССР. В 1944 году по итогам всесоюзного конкурса на лучшего охотника нагрудными знаками “Отличник охотничьего промысла” Центросоюз СССР и журнал ЦК ВЛКСМ “Дружные ребята” наградили 19 юных охотников-якутян.

Учащиеся Мюрюнской средней школы Усть-Алданского района обратились к пионерам и школьникам республики с призывом участвовать в колхозном животноводстве. Сами они решили помочь колхозу “Красный маяк” добиться 100% сохранения приплода 1942 — 1943 годов, для чего объявили себя шефами над молодняком.

Наркомпрос ЯАССР и обком ВЛКСМ одобрили этот почин, и он получил широкое распространение в республике. В Абыйском районе 43 пионера и школьника взяли шефство над 52 колхозными телятами.

Так, пионеры и школьники в суровые годы войны своими конкретными делами в тылу ковали победу. Многие из них — это сегодняшние “Дети войны” — участники движения, которое набирает силу и требует всемерной поддержки.

Отдельно хотелось бы остановиться на тимуровском движении. Оно возникло в СССР после выхода в свет повести А.П. Гайдара “Тимур и его команда” (1940 год), герой которой Тимур и его сверстники окружили тайной заботой семьи красноармейцев. Пример Тимура и его друзей вызвал к жизни патриотическое движение советских школьников, стремившихся помочь старшим в их борьбе против гитлеровских захватчиков. Повсюду при пионерских дружинах были созданы тимуровские команды. И постепенно это движение стало общепионерским делом.

У нас в республике тимуровское движение было широко распространено. Инициаторами его в школах и пионерских дружинах Якутии явились учащиеся средней школы № 9 г. Якутска.

Тимуровцы этой школы в первые дни Великой Отечественной войны обратились ко всем пионерам и школьникам Якутии с таким призывом:
“Ребята! В дни Великой Отечественной войны нет более почётной задачи для пионерии, чем быть верным другом и помощником семей красноармейцев и командиров, которые героически борются за нашу Родину, за счастье советских детей”.

Пионеры-тимуровцы Ытык-Кюельской средней школы Таттинского района провели учёт семей красноармейцев. Выявив нуждающихся в помощи, заготовили для них 100 кубометров льда и 30 возов дров. В Игидейской школе взяли шефство над шестью семьями военнослужащих. Если в 1942 году в республике было 420 тимуровских команд, насчитывающих 24500 человек, то в 1944 —  1945 гг. работало 5030 тимуровцев, оказавшие помощь 1503 семьям военнослужающих.

Вот строки из письма ученика 4-го класса из Тикси Кирилла Романова: “Свою премию — портфель, который Пионеры и школьники, выражая сочувствие судьбе детей и взрослого населения прифронтовых и временно оккупированных территорий, помогали им. Для них они собирали тёплые вещи, продукты питания, деньги, отправляя посылки и сопровождая патриотическими письмами.

я получил в школе, вместе с бельём и свитером, я посылаю ребятам районов, вырванных из кровавых лап гитлеровских зверей”. Братья Таюрские из далёкого Булуна послали три свитера, детский костюм и другие вещи. Об этом писала газета “Стахановец Арктики” в январе-феврале 1944 года.

Замечательный патриотический почин был начат средней школой № 2 г. Алдана — сбор книг для восстановления школьных библиотек в районах, освобождённых от немецкой оккупации.  В течение 1942 года школа отправила в освобождённые районы 8000 книг. Пятиклассник Гена Пролетарский сдал 116 книг.

Великая Отечественная война явилась суровой проверкой работы, жизненности и боеспособности ученических и пионерских школьных организаций. Пионерия Якутии, воспитанная советской школой, показала стойкость, мужество и храбрость, отстаивая честь, свободу и независимость своей любимой Родины и своего родного края.

А дальше была огромная многотрудная работа по восстановлению экономики, развитию промышленности и сельского хозяйства, культурного строительства. И звонкоголосая пионерия Якутии принимала посильное участие во всех делах страны и республики, шагая пионерскими маршрутами “Моя Родина — СССР”, “В Мир знаний”, “Мой труд вливается в труд моей республики”, участвуя в движениях юных друзей милиции, юных геологов, юных натуралистов и множество других. “Зарница”, “Кожаный мяч”, “Золотая шайба”, “Белая ладья” и много-много-много всего разного.

Пионерская организация Якутии была одной из лучших в стране. Она отличалась от всех звонкими результативными пионерскими делами. У нас были прекрасная материально-техническая  база, сильные пионерские кадры, которые готовили педучилища, своя печать — газета “Бэлэм Буол” — орган областного Совета пионерской организации, один из лучших в стране Дворец пионеров и Дома пионеров в районах, великолепные  лагеря — “Сокол”, “Маяк”, “Медик”, “Огонёк”, “Связист”, “Геолог”, “Металлург”, “Строитель” и другие. Действовал принцип советского государства: “Всё лучшее — детям!”

Галина Кокшарская, секретарь Якутского ОК ВЛКСМ — председатель              

                                          областного Совета пионерской организации (1980 — 1984 гг.),

член Якутского рескома КПРФ 2014-02-17 14:27 (статья из интернета ….)

 

Из опыта старшей пионервожатой школы №2 г. Якутска

Хайдуровой Галины Анисимовны (1935-1993)


Содружество комсомольцев и пионеров

Хайдурова Г. А. - старшая пионервожатая школы №2 г. Якутска, отличник просвещения, заслуженная учительница школы Якутской АССР, кавалер орденов Почета и Трудового Красного Знамени.

Пионерская дружина имени Е. Ярославского, которую 24 года возглавляет Галина Анисимовна, все годы остается правофланговой, победителем разнообразных смотров и конкурсов пионерии. На базе дружины работает школа передового опыта пионерской работы, ежегодно проходят вожатскую учебу свыше ста молодых специалистов, Галина Анисимовна, общественный методист ЯРИУУ, выезжает с лекциями во многие сельские школы республики, проводят практикумы по пионерской работе для директоров и завучей, организаторов внеклассной и внешкольной работы и классных руководителей.

Галина Анисимовна всю жизнь посвятила работе с пионерией. Как вожатый, педагог постоянно находится в творческом поиске, по крупицам собирает все новое и передовое. И потому пионерам всегда интересно жить и работать рядом с ней. (43)

Рассказывает делегат съезда: «Человек по-настоящему воспитывается тогда, когда он воспитывает другого человека; чувство собственного достоинства, чести, гордости пробуждается в человеке при том условии, когда он вкладывает частицу своих духовных сил в другого человека, стремится сделать его лучше, видит в нем, как в зеркале, себя, свои нравственные черты, творческие способности, мастерство». Это слова замечательного советского педагога В. А. Сухомлинского. Человек воспитывает другого человека – это в полной мере относится и к детскому коллективу. Как важно нашим ребятам понимать, что знания, умения, навыки, полученные ими в комсомольской и пионерской организациях, они могут передать своим младшим друзьям. И не только по обязанности – по душе.

Для комсомольцев-старшеклассников это выражается в стремлении быть вожатыми пионеров, для пионеров – вожатыми октябрят. Мы, конечно, понимаем, что воспитать такую внутреннюю потребность не просто. Но необходимо. Ведь от того, как будут работать вожатые октябрят, зависит, какими будут пионеры. А от того, как комсомольцы будут руководить пионерскими отрядами, во многом зависит, какими вырастут наши будущие комсомольцы.

Мы достигли определенных успехов в решении этого вопроса. Но получилось это не сразу. А потребовалось годы совместной работы партийной, комсомольской организаций, всего педагогического коллектива школы.

Комсомольцы нашей школы – это настоящие и верные друзья пионерской дружины имени Е. М. Ярославского. Это ее первые помощники во всех пионерских делах. В школьной комсомольской организации в процессе работы сложилась своя система школьного руководства пионерией.

В комитете комсомола нашей школы есть пионерский сектор, состоящий из 4-х комсомольцев. Возглавляет этот сектор самый опытный, тот, кто хорошо знает пионерскую работу, он же является заместителем секретаря школьной комсомольской организации по пионерским вопросам. Он отвечает за то, чтобы каждый сектор комитета комсомола занимался вопросами пионерской работы, начиная с самого секретаря, за работу пионерских секторов классных комсомольских групп и привлечения каждого комсомольца к работе с пионерами. Второй – председатель совета дружины – руководит отрядами через председателей советов отрядов, возглавляет школу пионерских наук «Бей барабан». Третий отвечает за подготовку пионеров к вступлению в комсомол и ведет школу будущего комсомольца /ШБК/ «Факел». И четвертый – председатель клуба «Алый парус».

В комсомольской и пионерской дружине нашей школы традиционными стали такие формы совместной работы, как трудовые десанты и операции «Металлолом», «Телеграмма», «Поиск», «С добрым утром, товарищ ветеран» и т. д.

Совместные комсомольско-пионерские собрания, в работе которых принимают участие коммунисты школы, коммунисты и комсомольцы шефствующих и базовых предприятий, родители, походы «Здравствуй, золотая осень!», «Здравствуй лето». Но особой любовью среди всех учащихся нашей школы пользуются наши традиционные школьные фестивали художественной самодеятельности, где принимает участие единый разновозрастной коллектив, состоящий из 3-х групп: комсомольской группы, пионерского отряда и октябрят.

В традицию вошло проведение совместных заседаний комитета комсомола и совета дружины, совместные занятия школы комсомольско-пионерских наук. В школе уже давно полностью решена проблема отрядного пионервожатого. Все комсомольские группы являются коллективными вожатыми.

Опыт работы комсомольской группы 10 «а», где классным руководителем работала Е. Н. Скрыбыкина, отличник народного образования РСФСР, заслуживает особого внимания. В 10 «а» 31 ученик. Все комсомольцы. Их комсомольская группа – коллективный вожатый пионерского отряда им. Ф. М. Охлопкова. Официально назначена была вожатой в отряде Марина Хоринцева, ударница учебы, хороший организатор. Марина занималась спортом. В детстве была вожатой октябрятской звездочки, вожаком вожатых октябрят. Марина хорошо понимала, что перед вожатой отряда стоит сложная педагогическая задача: дойти до каждого пионера в своем отряде. Сделать жизнь увлекательной, интересной, а интересы пионеров разнообразны, и удовлетворить стремлением пионеров много узнать. Увидеть. Многому научится одной Марине было не под силу. Вот почему с помощью пионерского сектора комсомольской группы Борисовой Оксаны все комсомольцы по своему желанию подключились к работе пионерского отряда. Так, под руководством Моти Колесовой пятеро вели клуб «Занимательная математика». Афоня Роббек вел секцию туризма, Гоша Уваров – секцию вольной борьбы, Марина Федорова помогала вожатым октябрятских звездочек по работе с малышами. Кеша Новгородов со своими друзьями вели консультации по разным предметам, помогали пионерам готовиться к общественным смотрам знаний и предметным олимпиадам. Володя Винокуров возглавлял группы консультантов по игре «Зарница», и эта группа готовила ребят к соревнованиям по армейским специальностям. Катя Тарабукина вела танцевальный кружок, Толя Стручков и Сергей Афанасьев вели индивидуальное шефство над тремя мальчиками, которым нужно было особое внимание. А Нюта Иванова, комсорг группы, вдохновляла всех комсомольцев, поддерживала любую инициативу вожатых и пионерского сектора. Таким образом, мы видим, что каждому из 31 комсомольца нашлось дело по душе. А Марина – вожатая отряда – направляла всю работу комсомольцев. Такая взаимопомощь и взаимная поддержка отличала работу Марины и делала жизнь отряда более интересной, т.к. то, что было не под силу одной Марине, становилось сравнительно легко выполнимым при помощи нескольких комсомольцев.

Интересный опыт работы по коллективному руководству комсомола пионерским отрядом сложился в комсомольской группе 9 «в» класса, где классным руководителем работает отличник народного образования, учитель-методист Плотникова Нэлли Николаевна. Комсорг группы Женя Царенко. Они создали тройственный коллектив – комсомольцы 9 «в» пионеры отряда им. Героев-мало гвардейцев /классный руководитель Евсикова Т. Г., отрядные пионервожатые Петухова Света Пестерева Лана/ и октябрьская группа 3 «г» класса, классный руководитель Тутасова Маргарита Ивановна. Это содружество 3-х коллективов: комсомольцев, пионеров, октябрят – составляет единое разновозрастное объединение и носит живой, творческий характер. Коллективно они посещают музеи, театры, участвуют в фестивале искусств, совместно проводят «веселые старты». Здесь у каждого комсомольца есть друг – пионер, у пионера – октябренок. В центре внимания этого тройственного союза систематическая работа комсомольцев с пионерами, пионеров с октябрятами. В арсенале комсомольской группы 9 «в» класса и пионерского отряда есть много интересных форм работы: секции «В мире прекрасного», школьного клуба «Эрудит», праздник смекалки и внутриотрядные конкурсы «Кто лучше знает историю, ботанику, географию, литературы», предметные КВН, викторины, общественные смотры знаний, клуб «почемучка», которые помогают в учебе.

Такая организация коллективного руководства комсомольской группы пионерским отрядом и октябрятами – тесное содружество трех поколений – комсомольцев, пионеров, октябрят – рождает дружбу, воспитывает чувство долга и ответственности за юную смену.

У старших ребят воспитываются ценные гражданские качества: умение убедить младших, защитить слабых, быть по отношению к младшим внимательными, чуткими, заботливыми, ласковыми. Всего этого не хватает в наших детях сейчас, когда в большинстве семей воспитывается только один ребенок, а младших такая дружба формирует ценные качества – умение слушаться, уважать старших.

Младшие стараются во всем подражать старшим, перенимать их традиции, учатся организаторскому мастерству, мечтают в будущем быть такими, как их вожатые. Своим трудом отрядный вожатый показывает, что значит быть вожатым, и уже с годами их не приходятся агитировать, желающих работать отрядными вожатыми бывает в комсомольской группе много.

Вот как оказывается, о работе с пионерами сами комсомольцы: Софронова Алена – Ребята часто задают неожиданные вопросы, я стала много читать книг, журналов, газет, чтобы уметь ответить на их вопросы.

Пестерева Лана – Я стала к себе относиться критически, стала общительнее, легко входить в контакт с людьми.

Лепчиков Вася - Стал намного организованнее.

Чирков Алеша – Стал самостоятельнее.

Сивцева Лариса – Стала выдержаннее, больше стала понимать учителей.

Петухова Иза – Проработала с пионерами и точно решила идти учиться в педагогический.

Иванова Нюта – Я будущий педагог и для меня работа с пионерами была настоящей практикой (Личность учителя: хрестоматия /Сост. М.Д. Гермогенова. – Якутск; Издательский дом СВФУ,2015.)

 

Коммуна - союз единомышленников.

Как здорово, что все мы

здесь сегодня собрались...

Над городом Якутском спустились сумерки. Первые ноябрьские морозы. Слегка туман. Но несмотря на непогоду, ребята и взрослые бегут в свою родную школу № 2 на свои долгожданные III школьные коммунарские сборы.

Идет регистрация. Каждый участник сбора вынимает лепесточек из многоцветного веера и определяется в коммунарский отряд. И вот все 200 участников сбора объединились в один круг дружбы и задушевно запели: «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались...» А инициаторами и органи­заторами стали коммунары, прошедшие школу лагеря юных организаторов «Мечта». Перед ними стояли задачи:

1. Научиться коллективно мыслить, планировать, обсуждать, принимать решения.

2. Усовершенствовать умения и навыки по организаторской работе.

3.    Создать союз единомышленников по коммунарской методике.

 

Академия организаторских наук.

Во время коммунарских сборов работала Академия орга­низаторских наук. Деканы и заведующие были представлены ма­гистром в лице Гурьевой Наташи. На двух факультетах Акаде­мии работало 8 кафедр:

«Про все на свете» «ЛЭП»

«Твоя газета»

«Каркуша»

«Чародейка»

«Коммунарская методика» «Игра — волшебное слово» «Конструирование КТД» Занимаясь на кафедрах, мы получили новые знания, на­выки и умения по организаторской работе. После окончания занятий заведующие кафедрами и ассистенты устроили для слу­шателей экзамен. Те, кто сдал экзамен на «4» и «5», получили удостоверение о высшем образовании по организаторской работе. Все, чему мы научились в Академии организаторских наук, по­может обязательно в дальнейшей работе.

Аля Варламова ученица X «Г» класса.

 

На радость школе.

Под таким девизом начался трудовой десант участников коммунарских сборов. Во время трудового десанта каждый отряд трудился на своем объекте. Одни конопатили окна, другие об­новляли макеты в Ленинской комнате, третьи ремонтировали кни­ги для школьной библиотеки, а наш коммунарский отряд оформлял стенды для школьной столовой. Мы все работали дружно, с охотой, большим воодушевлением. Трудовой десант мне очень понравился, потому что здесь каждый мог проявить свои спо­собности.

Петя Попов ученик 7 «Д» кл..

Прожит еще один день.

Участники коммунарских сборов собрались в актовом зале на прощальный сход, где были подведены итоги. Ребята выска­зали мнения, выработанные коллективно на отрядных огоньках. Единогласно пришли к мнению: традицию коммунарских сборов продолжить. Все задачи сбора выполнены... И вот приближают­ся минуты прощания. Никому не хочется расставаться, и, чтобы продлить это мгновение, коммунары запели одну за другой лю­бимые песни:

«Если надо помочь, Если вдруг тяжело, Помни: каждый — Твой верный друг».

Вера Левина.

Окна нашего дома.

Когда я зашла в актовый зал, то у меня сразу возник воп­рос: «Неужели мы справимся с этой большой массой ребят? Неужели научим их жить, творить, думать и работать по—коммунарски?»

Ребята собрались разные и по возрасту, и по уровню раз­вития общественной активности. Но всех привлекала романтика и необычность сбора. Загорались ребята постепенно. Провели тру­довую операцию, АОН, юморину, общий сход. Не было видно лишь пресс-центра. Закрывшись в своей комнате, они таинствен­но перешептывались, рисовали и творили нечто грандиозное. Этим грандиозным оказался стенд «Огни нашего дома», на котором была изображена школа в 2 этажа, на каждом этаже по 8 окон, т.е. столько же, сколько и коммунарских отрядов: на каждый отряд приходится по одному окну, а этаж обозначал день. Ре­бята давали оценку прожитому дню, и мы «зажигали» в окнах нашего дома свет, который символизировал пылающий ярким пламенем факел. Это означало, что участники сбора очень до­вольны. Сбор удался.

Оля Башарина, ученица XI «В» класса.

Координаторы - старшеклассники.

Душой коммунарских сборов были координаторы. Их роль выполняли старшеклассники: Лариса Сивцева, Варя Горохова, Ди­ма Филиппов, Надя Ноева, Сардана Герасимова, Дима Лепчи- ков, Оля Башарина, Надя Ноговицына. Эти ребята самые опыт­ные, самые инициативные, творчески мыслящие, увлеченные коммунарским движением. Все они прошли или школу «Артека», «Ор­ленка», «Океана», или лагеря юных организаторов «Мечта». Без них мы не сумели бы провести так интересно наши коммунарские сборы. На их детские плечи легли самые сложные задачи: сплотить ребят разных возрастов в единый дружный, творчески работающий коллектив, зажечь их идеей коммунарства. И все они справились с этим на «отлично». А мы, старшие их друзья, от души ра­довались их успехам. Как они выросли! На сколько они самостоя­тельны! Прекрасные организаторы детского коллектива! В любую работу они вносили живую струю пионерской романтики.

Г.Хайдурова.

Сборы - глазами учителя.

Коммунарские сборы мы понимаем как школу содружества, сотрудничества взрослых и детей разного возраста, разных ин­тересов, характеров, возможностей, как школу самопознания, само­определения, трудовых коллективных традиций, осуществления ини­циативы каждого. И эта большая, новая, очень интересная школа жизни и труда, коллективных творческих дел продолжается, рас­ширяется и действует в нашей родной школе уже несколько лет.

За два дня каждый из нас смог для себя открыть свои возможности, жить в новом разновозрастном коллективе, показать культуру общения, взаимопонимания, самоутверждения. В резуль­тате двухдневных коммунарских сборов по желанию коммунаров решили создать союз единомышленников.

Уже на следующий день пришли и учителя, и дети, же­лающие вступить в этот союз.

Это ли не радостное, неожиданно деловое, необходимое каждо­му из нас желание жить активной полноценной жизнью, стрем­ление заниматься нужным, творческим делом!

И нам, учителям, необходимо поддержать творческий союз детей и взрослых. К этому обязывает нас их телеграмма: «Учителям заботливым и чутким векторам наших устремлений, катализаторам ученических сует! Пусть вам сопуствуют всегда здоровье, счастье и любимый труд.»

С.В.Стручкова руководитель М

классных руководителей.

 

(Якутск 1991. Ответственный за выпуск Михайлова Е.И., кооператив «ОФСЕТЧИК». Заказ №22.)

   

Учимя конструировать КТД (Коллективное творческое дело), 1991 г.


Идет занятие АОН (академии организаторских наук)

на кафедры ЛЭП (Любите эти песни). 1991 г.