• ЭИОС

Круглый стол - "Педагогическое наследие сегодня"

К 140-летию Надежды Константиновны Крупской


Н.К. Крупская в СССР была одним из теоретиков педагогики и организатором культурного строительства в стране. Ее педагогическое наследие представляет собой цельную и стройную систему взглядов на воспитание подрастающего поколения - строителя нового общества. Свою теоретическую работу в этой области она постоянно сочетала с непосредственным участием в деле просвещения и воспитания молодежи и с организаторской работой в области народного образования. Многие из них не потеряли значения и в наши дни.

Н.К. Крупская родилась 26 февраля 1869 года в Санкт-Петербурге. Окончила с золотой медалью педагогический класс гимназии. Отец умер рано. Мать была гувернанткой. Жилось им очень трудно. Пришлось ей уйти после первого курса из воскресной женской школы и зарабатывать на жизнь частными уроками, одновременно работая преподавателем в Петербургской воскресной вечерней школе для взрослых. В эти годы она на занятиях марксистского кружка познакомилась с Владимиром Ульяновым – с человеком острого ума, блестящим оратором и чувством юмора. Надежду и Владимира Ульянова – будущего вождя революции, как напишут позднее, приблизила исключительно их идейная солидарность.

В 1896 году Надежда Крупская оказалась в тюрьме как активистка созданного Ульяновым «Союза борьбы за освобождение рабочего класса». Сам лидер «Союза» к тому времени уже сидел, откуда и попросил руки Надежды. Она согласилась, но в связи с её арестом свадьба была отложена. Поженились они церковным браком в Сибири, в Шушенском в июле 1898 года. С этого времени она становится главным и самым надёжным помощником своего мужа. Соратники отмечали фантастическую работоспособность Надежды — все годы рядом с Владимиром она обрабатывала огромный объём корреспонденции, материалов, вникая в совершенно различную проблематику и успевая одновременно заниматься написанием собственных статей. Она была рядом с мужем и в ссылке, и в эмиграции, и в годы Октябрской революции и построения нового советского общества.

В 1917 году Крупская входит в Государственную комиссию по просвещению. В 1924 году – член Центрального комитета партии, с 1929 года – заместитель наркома просвещения РСФСР, одна из создателей советской системы народного образования. Богатейшее педагогическое наследие Надежды Константиновны представляет собой цельную и стройную систему взглядов на воспитание подрастающего поколения как строитедя нового общества и политики коммунистической партии. Именно она, как учитель и друг детей, стояла у истоков пионерской организации. Ей в этом очень помогло изучение скаутского движения в Европе и в России (она свободно владела английским, франзуским и немецким языками). В зарождении новой детской организации при новой власти  помогли ей особенно структура, атрибуты, некоторые формы и направления работы бойскаутизма как в Европе, так и в России. Она все это решила поставить на службу интересам как партии, так и страны в целом. И в своей известной работе «РКСМ и бойскаутизм» предложила российскому комсомолу создать детскую организацию - «скаутскую по форме и коммунистическую по содержанию». Ее поддержал один из руководителей российского бойскаутизма И.Н. Жуков и предложил называть новую детскую организацию пионерской.  В советской пионерии из опыта бойскаутов сохранили игровые формы работы с детьми, называния объеднений ребят -  дружины, отряды, сборы у костра, а также институт вожатых, элементы символики, например, три лепестка лилии скаутского значка в пионерском значке заменили тремя языками пламени костра, три конца красного пионерского галстука тремя поколениями союза пионеров, комсомольцев и коммунистов. Сохранился также скаутский призыв «Будь готов!» с изменением его направленности на борьбу за победу мировой революции. Позже, всё дальше отходя от влияния скаутинга, советская пионерия обогатилась своей богатой историей, своими традициями и характерными только для неё жизненными законами. В ее развитии бесусловно помогали  многочисленные статьи и выступления Надежды Константиновны, посвященные пионерскому движению. Она просто и доступно раскрывала и теоретически обосновала содержание, методы и организационные формы работы с пионерами.  А также настойчиво рекомендовала взрослым, особенно вожатым, руководить пионерской организацией умно и тактично, не допуская мелочной опеки.

Педагогическое наследие Надежды Конвтантиновнаы очень богато и многогранно. Оно собрано в педагогических сочинениях в 11 томах. Много говорила о проблемах  формирования личности детей, чтобы они выросли  всесторонне развитыми людьми, ясно понимающими, что происходит вокруг них в природе и в общественной жизни. При этом особую роль Крупская уделяла вопросам самоуправления школьников. Она считала, что школьное самоуправление учащихся должно стать одним из средств, которое помогает научить детей коллективно строить новую жизнь. Важную роль Надежда Константиновна отводила трудовому воспитанию. Она полагала, что участие школьников в совместном труде вырабатывает у них сознательное отношение к работе, дисциплинированность, коллективизм и другие ценные нравственные качества. А также она была одним из первых советских педагогов, пропагандировавших идею тесной взаимосвязи семьи и школы, дошкольного воспитания. Вопросам дошкольного воспитания Надежда Константиновна посвятила много статей, была активной участницей всех съездов и совещаний по дошкольному воспитанию, принимала самое непосредственное участие в разработке директивных документов: устава, программы детского сада.

Все ее теоретические и организаторские  работы в области педагогики связаны с жизнью и  практикой. Многие из них не потеряли значения и в наши дни.

 

М.Д. Гермогенова, почетный профессор,

профессор-наставник СВФУ имени М.К. Аммосова

 

Использованные источники:

1.      Воспоминния о Н.К. Крупской /под ред.А.М. Арсентьева, В.С. Дридзо, А.Е. Кравченко. – М.: Издательство “Просвещение”, Москва, 1966. С.494.

2.      Константинов Н.А. История педагогики / Н.А. Константинов, Е.Н. Медынский, М.Ф. Шабаева. - М.: Издательство академии педагогических наук, 1965.

  3. pedagogicheskoe_nasledie_n.k.krupskoy.docx


Вклад Н.К. Крупской в развитии общественного дошкольного воспитания Якутии

 

Становление и развитие общественного дошкольного воспитания в России и стране Советов связаны с именем видного деятеля Коммунистической партии и Советского государства Надежды Константиновны Крупской.

Расширение сети детских садов и организацию их деятельности Н.К. Крупская рассматривает как важное политическое дело в раскрепощении женщин-работниц и предоставлении им возможности участия в общественной жизни и труде; в обеспечении коммунистического воспитания детей с самого раннего возраста.

При этом Н.К. Крупская считала необходимым привлечение к организации дошкольных учреждений широких масс населения. Там, где нет возможности организовать детский сад, она считала необходимым использование других форм работы с детьми: летние оздоровительные площадки, детские комнаты при клубах и домоуправлениях и т. д.

Н.К. Крупская уделяла большое внимание расширению сети дошкольных учреждений и развитию дошкольного воспитания в национальных регионах и республиках.

Благодаря ее идеям о политической важности открытия детских садов и яслей, а где не имелись - возможности создания их, организовались детские площадки.

В Якутии уже в 20-ые годы появляются детские площадки и первые детские сады: «Примитив», детский сад имени III Интернационала и «Очаг». Детские сады также были открыты и в г. Вилюйск, Олекминск и др. Как отмечает А.Ф. Охлопкова, начиная с 1925 года детские учреждения, стали открываться даже в самых отдаленных улусах республики.

Встреча с Н.К. Крупской с работниками дошкольного воспитания нашей республики состоялась благодаря М.М. Виленской, заведующей дошкольным отделом Наркомпроса РСФСР, ранее проживавшей с мужем-политссыльным в Якутском крае.

Г.А. Савенкова, к.п.н., доцент ЯГУ-СВФУ, в своих статьях выделяет встречи Н.К. Крупской с Е.А. Кротовой, старейшиной дошкольного воспитания в Якутии, участницей III Всероссийской конференции по дошкольному воспитанию, а также с Н.П. Атутовой, студенткой факультета дошкольного воспитания Московского педагогического института имени В.И. Ленина.

Надежда Константиновна живо интересовалась у каждого об организации общественного дошкольного воспитания в крае, подчеркивала о необходимости обучения детей дошкольного возраста на родном языке, «чтобы быть ближе к населению». Впоследствии, по непосредственным указаниям Н.К. Крупской, был «переведен ряд брошюр по дошкольному воспитанию на якутский язык» (Г.А. Савенкова).

Сегодня идеи и взгляды выдающегося политического деятеля, страстного организатора общественного дошкольного воспитания в СССР, России Надежды Константиновны Крупской продолжают обогащать теорию дошкольного образования, помогают решать сложные задачи в деле воспитания детей дошкольного воспитания.

М.И. Баишева, к.п.н., доцент кафедры

дошкольного образования ПИ СВФУ

 

Использованные источники:

1.                А.Ф. Охлопкова. Большая забота о маленьких детях /Социалистическая Якутия. 24.10.1970 г.

2.                Г.А. Савенкова. Дошкольному воспитанию в Якутии – 50 лет //Дошкольное воспитание. №12.1970. С.15 -18.

 

Из библиографии Надежды Крупской


·        Крупская Н. К. Вопросы народного образования. — М.; Петроград: Коммунист, 1918. — 286 с.

·        Крупская Н. К. Народное образование и демократия. — Берлин: Гос. изд. РСФСР, 1921. — 121 с.

·        Крупская Н. К. О дошкольном воспитании в деревне: (III Всеросс. конференция по дошкольному воспитанию). — М.: Дошкольн. отд. Главсоцвоса, 1926. — 15 с.

·        Крупская Н. К. О школе крестьянской молодежи: (Речи и статьи). — М.: Долой неграмотность, 1926. — 40 с.

·        Крупская Н. К. О работе среди женщин: Сборник статей с краткой биографией. — М.; Л.: Госиздат, 1926. — 156 с.

·        Крупская Н. К. На третьем фронте: Статьи и речи. В 2-х частях: Ч. 1: Социальное воспитание детей и подростков. — М.: Работник просвещения, 1927. — 156 с; Ч. 2: Политико-просветительная работа. — М.: Работник просвещения, 1927. — 126 с.

·        Крупская Н. К. Единый план и новые методы культработы. — М.: Работник просвещения, 1930. — 18 с.

·        Крупская Н. К. Политпросветработа. — М.; Л.: Учпедгиз, 1932. — 319 с.

·        Крупская Н. К. Собрание сочинений. В 4 томах. (1930—1934):

·        Крупская Н. К. Коммунистическое воспитание смены: Статьи и речи. — М.: Мол. гвардия, 1934. — 255 с.: портр.

·        Крупская Н. К. Письма пионерам. — М.: Мол. гвардия, 1938. — 95 с. То же. — М.; Л.: Детгиз, 1940. — 55 с.

·        Крупская Н. К. О молодежи. — М.; Л.: Мол. гвардия, 1940. — 222 с.

·        Крупская Н. К. Советским детям: (сборник статей). — Калинин: Обл. лит. изд-во, 1940. — 96 с.

·        Крупская Н. К. О воспитании и обучении: Сборник избранных педагогических произведений / Составили: Н. А. Константинов и Н. А. Зиневич. — М.: Учпедгиз, 1946. — 317 с.: портр.

·        Крупская Н. К. Избранные педагогические произведения. — М.; Л.: Академия пед. наук РСФСР, 1948. — 360 с.: портр.

·        Крупская Н. К. Избранные педагогические произведения. — М.: Учпедгиз, 1957. — 715 с.: портр.

·        Крупская Н. К. О библиотечном деле: Сборник. — М.: б. и., 1957. — 715 с.: ил., портр.

·        Крупская Н. К. О юных пионерах. — М.: Академия пед. наук РСФСР, 1957. — 334 с.: портр.

·        Крупская Н. К. Воспитывать достойную смену: Избр. статьи, речи, письма / Предисл. В. С. Дридзо. — М.: Политиздат, 1973. — 304 с.: ил., портр.

·        Крупская Н. К. Дети — наше будущее: [Сборник статей и речей о дошкольном воспитании]. — М.: Просвещение, 1975. — 302 с.: ил.

·        Крупская Н. К. О библиотечном деле: Избранные работы / Вступит. статья О. С. Чубарьяна. — М.: Книга, 1976. — 224 с.

·        Крупская Н. К. Педагогические сочинения: В 6-ти т. / Под ред. А. М. Арсеньева [и др.].

·         Крупская Н. К. Коммунистическое воспитание смены: Статьи и речи. — М.: Мол. гвардия, 1934. — 255 с.: портр.

·         Крупская Н. К. Женщина страны Советов — равноправный гражданин. — М.: Партиздат, 1938. — 165 с.: портр, ил.

·         Крупская Н. К. О преподавании в средних школах взрослых: Сборник статей и докладов — М.: Учпедгиз, 1939. — 112 с.: портр.

·         Крупская Н. К. О молодежи. — М.; Л.: Мол. гвардия, 1940. — 222 с.

·         Крупская Н. К. Советским детям: (сборник статей). — Калинин: Обл. лит. изд-во, 1940. — 96 с.

·         Крупская Н. К. О воспитании и обучении: Сборник избранных педагогических произведений / Составили: Н. А. Константинов и Н. А. Зиневич. — М.: Учпедгиз, 1946. — 317 с.: портр.

·         Крупская Н. К. О школьном самоуправлении: Сборник статей и выступлений / Сост. и авт. вступит. статьи В. М. Коротов. — М.: Просвещение, 1964. — 207 с.: портр.

·         Крупская Н. К. О дошкольном воспитании: Сборник статей и речей. — М.: Просвещение, 1967. — 367 с.: ил.

·         Крупская Н. К. Педагогические сочинения: В 11-ти т. / Под ред. Н. К. Гончарова [и др.]. — М.:1958.