• ЭИОС

Игорь Петрович Иванов - автор коммунарской методики...

К 95-ти летию Игоря Петровича Иванова (1923—1992)

— педагога – новатора, доктора педагогических наук,

академика Российской академии образования,

профессора ЛГПИ им. А. И. Герцена, лауреата премии имени А. Макаренко,

автора «коммунарской методики КТД»

- педагогики коллективного творческого воспитания (КТВ)


И.П. Иванов родился 5 ноября 1923 года в городе Батуми Грузинской ССР. А годом позже там же родилась его сестра Оля. Отец — Петр Константинович в Царской Армии был полным Георгиевским Кавалером. В 1917 году вступил в Красную Армию, участвовал в штурме Зимнего дворца, охранял В.И Ленина. Служил на Северном Кавказе, где познакомился с Серго Орджоникидзе и был направлен на работу в органы ВЧК на Кавказе и Закавказье. Мать Ольга Константиновна была верной помощницей в делах мужа в его опасной борьбе с контра бандитами, дашнаками и другими врагами Советской власти.

В 1924 году по возвращению в Ленинград Петр Константинович поступает на учёбу в Ленинградский металлургический институт, а в конце 1930 года - в Гарвардский университет США. С возвращением из Гарварда с 1933 г. Петр Константинович работал главным металлургом завода им. Ворошилова. Мать работала стенографисткой высокого класса. В эти годы: в 1937 г. - рождается сын Олег (Алик), а в 1940-м – дочь Рогнеда (Неда). Ивановы особо заботились о всестороннем развитии детей в семье. У них иностранные языки (немецкий, английский) , музыка, чтение, особенно классической литературы, походы в театры и т.д. – останутся любимыми занятиями на всю жизнь. Игорь свободно владел немецким и английскими языками, читал по-французски, но не говорил.

В 1939 году Игорь Петрович вступил в комсомол и сразу становится лидером – «катализатором» действия, творческих идей... Вокруг него собирались друзья, товрищи, которые всегда «бросались» что-то творить, выдумывать, исполнять. Выпускник первой образцовой мужской школы Ленинграда по своим способностям мог бы стать кем-угодно: филологом, историком, географом. Но, в год выпуска из школы, началась война.

В Уфе, куда был эвакуирован завод, где работали его родители, Игорь Петрович стал лаборантом спектральной лаборатории и сразу был избран комсоргом цеха. В эти годы он становится и «пламенным» агитатором был замечен и отмечен выездной редакцией «Комсомольская правда», как исключительный, интересный собседник со слушателями, что люди даже забывали свою усталость после ночной смены и просили его читать дальше, пока он сам не устанет.

В 1942 году по долгу службы отца семью Ивановых переводят из Уфы в г. Горький. Игорь Петрович в Горьком, чтобы не терять времени и еще быть полезным Родине после такой разрушительной войны, как инженер-строитель, поступает в Горьковский строительно-инженерный институт. Учился он «без души» и понял, что все это не его призывание.Через год, не смотря успешной сдачи всех экзаменов и зачетов за первый курс, ушел из института и вернулся на завод, где сменным инженером была его будущая спутница жизни Любовь Александровна. Но они близко познакомились спустя годы в Ленинграде. В 1946 г. создали семью, учились, работали, воспитывали дочерей Олю и Галю.

Годы учебы в ЛГУ имени Жданова на философском факультете были годами поиска себя для будущей профессиональной деятельности. Благо у него был опыт работы с людьми самого разного возраста в коллективах школьников, студентов, рабочих, начиная заводских, кончая институских. Игорь Петрович выбирает Педагогику. Педагогика – любимое дело - «его стихия, его призвание, боль и любовь его души!»

В 1955 году Игорь Петрович защищает кандидатскую диссертацию на тему «Воспитательная работа комсомольцев с пионерами в средней школе». После успешной защиты он часто выступает перед старшими пионервожатыми во Ленинградском Дворце пионеров. Постепенно к 1956 году вожатые на постоянной основе по инициативе Игоря Петровича организуют свой Союз энтузиастов (СЭН). Два года интенсивной работы именно здесь, в СЭНе, родится методика «Коллективная организаторская деятельность (КОД). Членами СЭНа будет отрабатываться методика «Коллективное творческое дело» (КТД). С появлением новых (инновационных) методик (технологий) в пионерской работе – КОД, КТД – появилась возможность строить жизнь пионерских отрядов так, как писала Н.К. Крупская в своих письмах пионерам, на принципах инициативы и самостоятельности.

СЭНцы принимают решение дальше совершенствовать деятельность своей организации. Они создают в Доме пионеров и школьников Фрунзенского района под руководством Игоря Петровича исследовательскую группу, как школу пионерского актива. Решение участвовать вместе с Игорем Петровичем в Школе актива принимают старшая пионервожатая в школе Людмила Глебовна Борисова и сарший методист Ленинградского Дома Пионеров Фаина Яковлевна Шапиро. Идея эксперимента была проста: пионерская организация — это организация самих детей, значит, им самим нужно самоорганизоваться, чтобы интересно строить жизнь отряда. А взрослые только им помогают, как старшие товарищи. Эта идея была поддержана другими и начала реализоваться в школах актива Домов пионеров, в пионерских лагерях Ленинграда. Начали с обсуждения идей и предложений по вопросу - «Что и как их организовать и кто ими будет руководить и т.д.?». Так постепенно родились конкретные средства КОД: советы дел, разведка, конкурсы, сборы, газеты-молнии и т.д. СЭНовцы в эти годы были готовы апробировать свои методы и формы работы в более широком масштабе вне Дома пионеров и пионерских лагерей в сводных туристических походах, экспедициях и т.д., однако, повсеместно «мелочная опека» над подрастающим поколением , главное, увлечение показными «отчетами» мероприятиями и не понимание руководством в ЦС ВПО комсомола идеи КОД, не давали Игорю Петровичу расширить свой эксперимент и добиться выхода на окончательную опробацию основных своих идей концепции коллективного творческого воспитания (КТВ). Более «масштабный» путь ее развития начался с выхода СЭН в школы Фрунзенского района Ленинграда. СЭН был переименован в КЮФ (Коммуна юных фрунзенцов). В КЮФ-е была создана одна большая дружина с 10-ю отрядами, которые в свою очередь состояли из 3 звеньев по 10-15 представителей от школьных пионерских дружин. Они в свою очередь были членами совета дружины и ответственный за пионерскую работу в школе член комитета ВЛКСМ. На первом лагерном сборе КЮФа в 1959 году была опробирована все детали методики коллективной организаторской деятельности, начиная от коллективного планирования отрядных и общих дел, кончая гимном, девизом и отдельными законами – правилами отношений к себе и к другим. Гимн сочинили сами ребята: «Мы фрунзенцы, мы коммунары...», пели все с удовольствием, девизом стал слова из приказов Фрунзе: «Смело и бодро вперед! Победа во что бы то не стало!». Законов – заповедей также сочиняли сами ребята, например, такие, как

«Стал коммунаром – не пищи,

Легкой жизни – не ищи!» или

«Каждое дело творчески - иначе зачем?!»

Так, первые шаги эксперимента перестройки системы пионерской организации казались очень показательными и убедительными. Все его соратники и верные друзья, в том числе с большим опытом работы с молодежью, не говоря о детях, утверждали, что с ними надо работать совсем по другому, а не так, как мы раньше.

Однако, со стороны партийно- комсомольского руководства не было действенной поддержки и реальной помощи в распространении опыта рабоы ни СЭНа и ни КЮФа. Школьные администрации также воздерживались, хотя открыто не запрещали. Так, все эти новые творческие методичекие находки – КТД, КОД, как их отдельные «приемы» Игоря Петровича, как активные, творческие успешно применялись только на местах в отдельных пионерских коллективах школ и особенно в летних детских и молодежных лагерях. Так, стихийно, благодаря активным сторонникам – «друзей КЮФа”, в разных городах рождались свои «Коммуны...».

Для Игоря Петровича и его соратников-единомышлеников особенно удачными были летние коммунарские сборы в 60-м, 61-м и 62-м годах под Ленинградом и во Всесоюзном пионерском лагере «Орленок». На коммунарских сборах «рождались» идеи многих КТД, как организаторские, спортивные, трудовые, познавательные и их содержание «отрабатывалось» на практике. Итоги тут же обсуждались и анализировались на вечерних «огоньках», развивая в свою очередь в каждом наблюдательность, фантазию и другие качества мыслительной способности. А также эти ежедневные вечерние встречи и свободное общение ребят и взрослых разного возраста поддерживали не только дружеские отношения, но и укрепляли в них чувства заботы друг о друге, солидарности и единения. По дальнейшему плану Игоря Петровича перестройка системы пионеркой работы (по сути школьной воспитательной работы) должна была идти по расширению «Заботы о себе и коллективе» до Общей Заботы об улучшении окружающей жизни. Чтобы показать жизненность своего проекта – «Общая забота – главное условие педагогического успеха» - он предлагает своим соратникам выйти из одного фрунзенского района и работать со всеми пионерскими дружинами города Ленинграда. К сожалению, данная ключевая идея коммунарской методики не была поддержана и его близкими коллегами, и руководством высших партийных органов. Почему-то во всех видах и формах коммунарской творческой деятелности молодежи, руководители комсомола «увидели» опасность противопостановления себя комсомольской работе и, главное, критики школьной системы воспитательной работы.

В 1961 году И.П. Иванов переходит на вузовскую педагогическую деятельность в ЛГПИ имени А.И. Герцена. Он теперь хочет идти другим путём и сосредоточить свое внимание на овладение студентами– будущими учителями коммунарской методикой – КОД, КТД и на их основе формировать разновозрастные коллективы как у А.С. Макаренко в Коммуне имени Дзержинского. С первых же его лекций по педагогике на педагогическом факультете института вокруг Игоря Петровича формируется группа студентов, активно поддерживающая его идеи и опыт работы в СЭНе и КЮФе. Самое главное, они хотели и желали в будущем тоже создавать подобные коллективы и в работать в «обычных» школах так, как работал А.С. Макаренко со своими воспитанниками. А для этого пока еще не было своего стуленческого коллектив. Они вместе с Игорем Петровичем работали с КЮФевцами. Так, они активно помогали ему и коммунарам в разработке в 1962 году на зимнем лагерном сборе – программы КТД – «Пресс конферненция», на весеннем – «Суд над общественным злом» (равнодушием), на летнем – «ЛЕС» («Людям Ефимовского села!») и т.д.

В марте 1963 г. самые активные участники всех дел КЮФевцев в составе 16 человек создают свое коммунарское объединение - «Союз впередсмотрящих». Однако, это называние за студенческой коммуной не закрепилось. Больше для будущих педагогов-коммунаров имело более глубокий педагогический смысл имя выдающегося советскоо педагога Антона Семеновича Макаренко. Так, 3 ноября официально при поддержке комитета ВЛКСМ ЛГПИ имени А.И. Герцена было учреждено студенческое объединение «Коммуна имени Макаренко» (КиМ). Игорь Петрович Иванов с этим коллективом будет вместе осуществлять научный поиск по перестройке традиционных педагогических подходов к воспитанию детей и молодежи, как он сам писал, «чрезмерной опеки», «потребительского отношения к жизни, равнодушия, эгоизма» и т.д. Он будет реально показывать вместе с коммунарами до последних дней своей жизни как, каким образом на практике работать «По педагогике общей заботы об улучшении окружающей жизни».

В Киме методическое сопровождение теории Педагогики общей заботы Иванова решалось, можно сказать, мастерски на самом высоком уровне. Все формы КТД тут же становились самыми привлекательными видами познавательных занятий как младших, так и старших. Например, такие познавательные КТД, как «Турниры – Викторины» (ТуВи), «Что-Где-Когда», «Клуб веселых-находчивых» (КВН) стали даже всеобщими любимыми телевизионными играми, не говоря об различных «Эстафетах», «Пресс боев», «Защит» и т.д. А виды КОД: коллективное планирование, чередование традиционных поручений (ЧТП), газеты-молнии, разведка и т.д. быстро, главное, творчески («Каждое дело творчески – иначе зачем!») помогали коммунарам решать все организационные дела коллектива, не только повседневные, но и перспективные. Так, в их повседневной жизни реализовался незаметно как сама жизнь самый главный внутренний механизм Педагогики общей заботы (младших и старших) - социальная самоорганизация «на пользу и радость людям».

В Коммуне наряду с многочисленными сборами, съездами, слетами и т.д. под руководством Игоря Петровича работают научно-методические группы по разработке серии Коммунарской Энциклопедии Макаренковой Методики (КЭММ): Первая серия - «Коллективные творческие дела Коммуны имени Макаренко» выходит в 1970 г. далее следуют вторая серия методичек под общим названием «Поиск. Борьба. Дружба», методики организации воспитательного процесса по тематическим периодам и т.д.

В 1971 году он защищает докторскую диссертацию по теме «Творческое содружество поколений как условие воспитания юных общественников». Он в своей работе доказывал силу содружества поколений, показывал процесс сотрудничества и сотворчества на принципах педагогики общей заботы младших и старших по улучшению окружающей среды. Диссертпционный Совет голосовал единогласно «За» присвоение И.П. Иванову степень доктора педагогических наук, просил ВАК «утвердить» решение Совета и рекомендовал диссертацию к опубликованию. Издание диссертации, как отдельную монографию, для него было особенно важно. Наконец-то, педагоги получать, прочитают о глубинных идеях новой педагогики – педагогики общей заботы. Однако, шли годы, диссертация его не появилась в печати. Также и другие его книги по тем или иным причинам не допускали к печати для широкого круга читателей.

Тем временем коммунарское движение развивалось по стране. Коммунары особенно много работали над изучением, разработкой и распространением макаренковской теории коллективного творчества. В результате по всему СССР при Макаренковских секциях Педагогического общества РСФСР организуется Коммунарское Макаренковское Содружество (КМС), объединившее коммунаров-макаренковедов по всей стране. Деятельность КМС развивалась на принципах макаренковской педагогики сотрудничества и содружества. В Ленинграде, в том числе и на местах, создавались макаренковские центры, кабинеты и музеи, куда поступали для массового пользования и хранения почти все передовые методические разработки (в машинописи), фотографии, книги А.С. Макаренко или о нем, в том числе дарственные от авторов и т.д. Ежегодно в разных городах России и Союзных республик проводились макаренковские педагогические экспедиции, слеты и сборы. Во всех этих встречах макаренковедов-коммунаров Игорь Петрович был главным вдохновителем и организатором обмена опытом воспитательной работы и овладения его методики по педагогике коллективного творческого воспитания.

В 1984 году Игорь Петрович с большим воодушевлением принимает предложение принять участие в разработке реформы образования в стране. Однако, в обсуждении окончательного варианта его содержания ни одно его предложение по концепции педагогики коллективного творческого воспитания не принимается во внимание и не включается в окончательный вариант реформы. Это было для Игоря Петровича последним тяжелеющим ударом на его надежду – признание его педагогику как инноационную – творческую. Последствия – тяжелая болезнь и 3 года упорной работы над восстановлением здоровья и, наконец, возращение в свою любимую коммунарскую творческую деятельность. В эти трудные годы его поддерживали жена Любовь Александровна, коллеги, коммунары, друзья. Самое значимое для концепции новой педагогики Иванова была поддержка педагогической прессы: «Учительская газета» (гл. редактор В.Ф. Матвеев) и журнал «Вожатый» (гл. редактор Т.В. Трухачевская).   После серии статей С.Л. Соловейчика «Жизнь Иванова» (28, 29 ,31 марта и 2, 4 ,7 апреля 1987 года) на страницах газеты развертывается острая, бескомпромиссная борьба двух направлений в педагогике – академической и «педагогики сотрудничества». Издательство «Педагогика» выпускает солидную   книгу «Педагогический Поиск» из трудов педагогов –новаторов, в том числе и статьи И.П. Иванова под общим называнием «Воспитывать коллективистов» (1987г). К сожалению, со стороны АПН СССР не было открытой поддержки.

В последние годы жизни он живет очень активной жизнью, не теряет связь со всеми своими друзьями-соратниками, счастлив, что интерес к педагогике сотрудничества на основе коммунарской методики настолько рос, что начали открываться не только всесоюзные курсы, но и повсеместно стали проводиться свои коммунарские сборы, семинары и конференции. Печатаются, правда, еще маленькими форматами его книги, брошюрки по педагогике сотрудничества. Они расходились моментально и тут же становились бестселлерами.

16 января 1989г. Игоря Петровича Иванова единогласно избирают действительным членом АПН СССР. Он был счастлив. Это было полное признание его изысканий по педагогике коллективного творческого воспитания. И это, наконец, значило скорой перестройки существующей системы воспитательной работы на инновационную на принципах коллективной организации жизни младших и старших по коммунарской методике – КТД и КОД.

Академик И.П. Иванов теперь начинает жить и трудиться над реальным внедрением в живую педагогическую практику своей концепции коллективного творческого воспитания. Благо, его детище – Ким и ее верные спутники – друзья, начиная с Владивостока, кончая Калиниградом , как огромная педагогическая экспериментальная площадка – готовы практически работать по коммунарской методике и показывать ее способность и силу демонстрировать преимущество искренней заботы об окружающем мире и развитии всех и каждого. Он и его соратники планируют работать над подготовкой серию научно-методических сборников по коммунарской методике, а он сам начинает готовить монографию «Общая теория и методика воспитания».

Однако, общее состояние здоровья ухудшалось... Сердце его остановилось 9 августа 1992 г. Похоронен он на Волковском кладбище в Ленинграде.

 

Использованная литература

Борисова Л.Г. Забота: социально-педагогический смысл и педагогическое значение. /Сибирский педагогический словарь, 4/2005, С. 34-51.

Ивановой Л. А. Будущее в настоящем — жизнь и творчество Игоря Петровича Иванова.- Сан-Петербург. 1993,- С. 200.

Иванов И.П. Созидание: теория и методика воспитания. – Сан-Петербург. 2003, -504.

Дополнительно о жизни Игоря Петровича Вы можете прочитать: Соловейчик С. Л. «Жизнь Иванова» InetLog.ru - статистика сайта

 

Гермогенова М.Д., почетный профессор-наставник

кафедры возрастной психологии и педагогики ПИ СВФУ имени М.К. Аммосова,

Первый аспирант Игоря Петровича Иванова (1961-1964гг.)



Об истоках концепции Педагогики творческого воспитания

Коллективное творческое воспитание (КТВ) или Педагогика творческого воспитания (ПТВ), известны больше всего как Коммунарская методика. Она была разработана академиком Игорем Петровичем Ивановым в 60-х годах на основе лучших гуманистических традициях отечественной психологии и педагогики. Основной идеей воспитания по-коммунарски, он считал, воспитательные отношения на принципах сотрудничества младших и старших, воспитанников и воспитателей, творческого содружества поколений в общей творческой заботе друг о друге, об улучшении окружающей жизни. Идея эта не нова. Об этом много писала Н.К. Крупская. В 20-30 годах очень активно проводилась политика необходимости включения детей в общественно полезный и хозяйственный труд, связанный с преобразованием своей жизни и жизни окружающих людей. В этом плане, безусловно, уникальным опытом был опыт «воспитание в жизни» А.С. Макаренко.

Игорь Петрович интересовался «секретом» успеха системы воспитания Макаренко еще, будучи студентом философского факультета Ленинградского государственного университета. Он в своей дипломной работе размышлял о цели и путях воспитания в школе на основе творческого использования опыта Антона Семеновича.  После окончания философского факультета ЛГУ имени Жданова с отличием, поступает в аспирантуру в ЛНИИ педагогики АПН РСФСР, которым руководил профессор психологии Б.Г.Ананьев. В аспирантуре он занимается под научным руководством профессора П.Н.Груздева вопросами воспитания. Игорь Петрович сразу понял, что разработку своей диссертационной проблемы надо начинать с практики. И он, как говориться, головой уходит в живую организаторскую деятельность: в школе как классный руководитель, в Ленинградском обкоме ВЛКСМ на должности заместителя заведующего отделом школ. В эти годы он руководит Союзом энтузиастов – творческим объединением актива пионерских дружин и вожатых Ленинграда (СЭН), создает в Ленинграде Коммуну юных фрунзенцев (КЮФ) – районную школу комсомольско-пионерского актива.

В ЦК комсомола заведует сектором педагогических учебных заведений. Годы работы в комсомоле убедили его в правильности выбора направления научного исследования – педагогики коллективного творческого воспитания.

В ЛГПИ имени А.И.Герцена – доцент, профессор, академик АПН СССР.   В 1963 году организует Коммуну им. А.С.Макаренко - содружество студентов, аспирантов ЛПГИ им. А.И.Герцена, становится научным руководителем студенческого объединения Коммуны им. А.С.Макаренко и коллективов Коммунарского Макаренковского Содружества (КМС). КМС было представлено педагогическими отрядами или коммунарскими коллективами десяток вузов, школ и молодежных организаций по всему СССР, в том числе Коммуна «Факел» ЯГУ имени М.К. Аммосова, Экспериментальный студенческий педагогический отряд (ЭСПО) в МКПИ им. Ленина, «Алый парус» из Свердловска и т.д.

В 60-х годах распространение опыта КиМ привело к возникновению по всей стране коммунарского движения как неформального объединения детей и взрослых на основе деятельной заботы об окружающем мире, о развитии всех и каждого. Социальная активность, творчество, демократизм и товарищество стали основой «Педагогики будущего в настоящем».

Психолого-педагогические основы КТВ:

 - Воспитательные отношения на принципах сотрудничества младших и старших, воспитанников и воспитателей, творческого содружества поколений в общей творческой заботе друг о друге, об улучшении окружающей жизни.

 - Общественно полезный и хозяйственный труд, связанный с преобразованием своей жизни и жизни окружающих людей. В этом плане, безусловно, уникальным опытом был опыт «воспитание в жизни» А.С.Макаренко, С.Т. Шацкого, В.Н. Сороки-Росинского и В.А. Сухомлинского.

 - Объединение (коллектив) детей и взрослых на основе деятельной заботы об окружающем мире, о развитии всех и каждого.

Так, ключевым проблемами коллективного творческого воспитания являются: личность и ее становление как Гражданина; деятельность и коллектив как условие развития личности как Гражданина.

Все времена эти проблемы являются не только очень острыми проблемами, но и - сверх актуальными, прежде всего, для самой личности, чтобы стать и быть Гражданином полезным Родине и Обществу, он должен быть самоактуализирующейся личностью.  За это право личность должна «бороться», чтобы жить достойно, быть уникальным, свободным, ответственным, творческим, рефлексивным, духовным, компетентным и практико-ориентированным. (Заповедь борьбы «Хочешь быть счастливым – вместе с коллективом перспективу строй! Завтрашняя радость – не покой, а бой!»). Здесь «Бой» - это процесс целенаправленного воспитания, развития общественно необходимых личностных гражданских отношений человека к окружающей жизни, к разным ее сторонам, к самому себе и целенаправленного преодоления общественно-чуждых личностных отношений человека к окружающей жизни, к разным ее сторонам, к самому себе. Следует различать «внутреннюю» - духовную и «внешнюю» -  действительную стороны процесса воспитания. Внутренняя – духовная сторона отражается в первой части определения: воспитание – по сути своей – это процесс развития субъективных - «внутренних», психологических отношений человека к окружающей жизни, ее сторонам и к самому себе.

«Внешняя» - действительная сторона отражается во второй части определения воспитании. Это объективные, которые проявляются в поведении, общении, жизнедеятельности, отношения человека к окружающей жизни, к ее сторонам – к Родине и другим народам, к людям, природе, культуре, к труду, учений и к самому себе.

Как показывает современное состояние многих образовательных учреждений, «воспитание» слишком долго «идет» к идеалу, т.е. переход образования в новое инновационное качество сверх актуален. Есть в теории и практике педагогики очень много подходов и концепций в преодолении кризисов в образовании и воспитании: мировоззренческих, технологических и т.д. Мы остановимся на организационно-управленческом кризисе. В этом плане требует немедленного реагирования проблема объединения школьного педагогического коллектива «организационно» с учениками, приближение жизненную перспективу их к образованию и саморазвитию.

В 70-80-х годах в Якутии единомышленники Игоря Петровича (коммуна «Факел» ЯГУ, кабинет по воспитательной работе ИПКРО) становятся проводниками идей Педагогики общей заботы и применения КТД в воспитательной работе школ республики. В эти годы республиканские и выездные районные семинары по коммунарской методике, коммунарские сборы были самыми ожидаемыми событиями среди учителей-воспитателей, методистов, вожатых и комсомольских активистов. Успешно внедряли в практику воспитательной работы концепцию Иванова Т.М. Ильина, Р.Я. Антонова (Павловская СШ, Харанская СШ Мегино-Кангаласского), Г.А. Хайдурова (школа №2 г. Якутска), Е.П. Аммосова, Л.И. Дьяконов (Тумульская СШ, Лягойская  СШ Усть-Алданского), Л.М. Винокурова (Чурапчинская школа-интернат) и др.

Освоение концепции И.П. Иванова в опыте школ, прежде всего, опиралось на единый организационный подход к формированию первичных коллективов (отрядов, классов, советов дел, творческих групп, штабов командиров), непосредственными руководителями которых были учителя – классные руководители и пионерские вожатые. Совет самоуправления, агитбригады, различные кружки, объединения, разновозрастные отряды в школах занимались общими для всех творческими делами: собирали материалы по истории села, улуса; изучали традиции, обычаи своего народа, поддерживали чистоту и порядок не только в школе, но в самом поселке. Их девизом был: «Ты в школе хозяин. Думай. Решай. Твори!». Думать, решать и увлекать творчеством всех поддерживали организаторские дела и приемы: «Газета молния», «Журнал эстафета», «Чередование традиционных поручений», Смотры, фестивали, и т.д.

Стремительно летит время.  Вместе с ним меняется и уклад нашего общества, но остается с нами проверенный практикой и теорией организационный опыт предыдущего поколения, закрепленный в его материальных и духовных культурных ценностях, т.е. в общей культуре. В современных условиях модернизации науки и образования общая культура, особенно организационная ее часть, должна рассматриваться как мощный стратегический механизм, т.е. как организационный подход к проведению в жизнь основной идеологии образования, т.е. согласно культурологическому подходу - это воспитание подрастающего поколения в пространстве общей культуры. Нам кажется, организационный подход позволяет ориентировать все подразделения и всех участников образовательного процесса - обучающегося, педагога, родителей и общественность организационно – на развитие внутренней культуры личности, особенно, начиная с формирования этического идеала, готовности к актуализации знаний, умений, опыта и самоконтроля.

 

М.Д. Гермогенова

Ссылка на источник: Педагогика коллективного творческого воспитания: идеи и практика: материалы республиканской научно-практической конференции, посвященной 80-летию профессора М.Д. Гермогеновой. – Якутск Издательский дом СВФУ, 2011. – 251с.




Из истории коммуны «Факел» - педагогического объединения студентов Якутского государственного университета |

Якутский государственный университет всегда был не только узкопрофессиональной кузницей кадров, но и школой, где молодые люди раскрывали свои природные таланты и способности. С первых лет работы университета из его стен, независимо от избранной будущей специальности, вышло много писателей, поэтов, артистов, спортсменов, политиков, а также руководителей разных уровней власти,! ученых и известных педагогов-новаторов. В это большое дело немалый вклад внесли и общественные самодеятельные творческие организации и объединения студентов.

Педагогическое объединение студентов разных факультетов университета клуб вожатых коммуна «Факел», организованный из педотрядов факультета общественных профессий университета, активно начал работать с октября 1967 г. и для многих выпускников историко-филологического, математического, биолого-географического факультетов ЯГУ 70-80-х гг. стал настоящей школой самореализации и самоутверждения как педагогов-организаторов.

Коммуной «Факел» более 20 лет руководила доцент кафедры пе-дагогики и психологии университета М.Д. Гермогенова - неутомимый пропагандист коммунарской методики, разработанной в 60-х п XX века ее научным руководителем академиком И.П. Ивановым а первым командиром союза была студентка ИФФ, член комитета ВЛКСМ ЯГУ Татьяна Назарова (Т.М. Ильина). Коммуна «Факел» работала в тесной связи с Коммуной имени Макаренко (КиМ) ЛГПИ имени А.И. Герцена как ее спутник и с Коммунарско-макаренковским содружеством (KMC) при Макаренковской секции педагогического общества России.

Первые 3 отряда — «Союз пламенных сердец» историко-филологического (командир Люда Винокурова), «Луч» физико-математического (командир Валя Решетникова) и биолого-географического (командир Люда Куприянова) — в составе 60 орлят, чтобы стать настоящими коммунарами, 23 ноября 1967 г. заверили собравшихся и верности педагогическому труду: «Нам доверено самое дорогое — дети, наше будущее. Я, вступая в Коммуну «Факел», перед лицом товарищей по профессии торжественно клянусь: обучая детей наукам, воспитывать в каждом Человека; научить своих воспитанников бороться и искать, найти и не сдаваться, быть преданным красногалстучной пионерии». Верными педагогическому труду, своей профессии остались не только «шестидесятники», но и последующие поколения коммунаров. Так, из коммунаров вышли министр образования ЯАССР, ныне ректор СВФУ имени М.К. Аммосова Е.И. Михайлова, замминистра образования PC (Я) Евдокия Борисова (Е.П. Никифорова), директор педагогического института Антонина Тихонова (А.А. Григорьева), директор института математики и информатики Н.И. Афанасьева, декан филологического факультета Галина Жондорова (Г.Е. Жондорова), десятки директоров и завучей школ, сотни учителей с высокими званиями и знаками, классные руководители, старшие пионервожатые. Среди них немало докторов и кандидатов педагогических и психологических наук. Жаль, что нет точной статистики.

Практической работой коммунары-вожатые занимались в школах №№ 2, 3, 7, 14, 28, были частыми гостями Тулагино-Кильдямской, Хагасской, Улах-Анской сельских школ. Учились профессии вожатого м школе № 2 у Г.А. Хайдуровой, в пионерском лагере - у Л.Н. Сыроед, организаторским умениям и навыкам учились в своих коллективах на общих коммунарских сборах, слетах, «огоньках» в процессе коллективных творческих дел (КТД) и коллективной организаторской деятельности (КОД). Они при этом всегда оставались верными своей миссии: «Коммунаром может стать только тот студент универ¬ситета, который стремится жить интересной творческой жизнью, занимается полезными для будущего педагога делами и активно участвует в жизни и деятельности детских коллективов» и помнили коммунарское кредо: «Каждое дело творчески - иначе зачем?»

Даже названия отрядов «Факела» навеяны романтикой и творчеством: «СПС (Союз пламенных сердец)», «Луч», «Эврика», «Следо-пыт», «Каравелла»... В отрядах в творческой атмосфере студенты-будущие педагоги «взрослели», набирались опыта, знаний, отсюда уходили п жизнь — к детям, открывать для них и для себя новые миры. Жишь н коммуне была и своеобразным экзаменом на профпригодность, умение адаптироваться в детском коллективе. Рукописный журнал-эстафета, который передавался коммунарам «из рук в руки» по почте СССР, участие в научно-практических конференциях, ежегод¬ных слегах и сборах КиМ и KMC способствовали взаимодействию с единомышленниками коммунарами из других городов Союза.

Руководитель-наставник коммунаров Матрена Денисовна, размышляя о прошлом н настоящем истории общественно-педагогического движения студентов, говорит, что она всегда любила работать с молодежью. Никогда не думала о конечном результате, не видела в своих усилиях лишь возможный этап для опубликования научной монографии или защиты докторской диссертации. Главное, это ей многое дало в личностном плане, ведь коммуна была прекрасной возможностью помочь студентам реализоваться профессионально, наполнить свою жизнь новым содержанием. Если бы все было иначе — они не оставались бы в рядах коммуны до 5 курса. Она, безусловно, права. Действительно, у современных студентов не хватает таких коллективов, как КиМ, «Факел» и KMC.

 

Ильина Т.М., Винокурова Л.М.

Ссылка на источник: Педагогика коллективного творческого воспитания: идеи и практика: материалы республиканской научно-практической конференции, посвященной 80-летию профессора М.Д. Гермогеновой. – Якутск Издательский дом СВФУ, 2011. – 251с.  – 12-14с.



Библиография из трудов Иванова И.П.

Иванов И.П. формирование ЮНЫХ ОБЩЕСТВЕННИКОВ И ОРГАНИЗАТОРОВ - Ленинград,- 1969.

Иванов И. П. Воспитание общим делом. Из опыта Коммуны им. Макаренко // Ленинградская правда. — 1978. — 23 нояб.

Иванов И. П. Воспитательная работа пионерской организации (лекция прочитана в лектории Всесоюзного общества по распространению политических и научных знаний 8 января 1958 года)

Иванов И. П. Воспитывать коллективистов: Из опыта работы школ Ленинграда и Лен. области. — М.: Педагогика, 1982.

Иванов И. П. Два подхода к воспитанию // Вожатый. — 1980. — № 1, 2.

Иванов И. П. Коллективное творческое воспитание // Семья и школа. — 1989. — № 8.

Иванов И. П. Коллективные творческие  дела Коммуны имени Макаренко— Ленинград, 1970.

Иванов И. П. Коллективные творческие дела как средство коммунистического воспитания младших школьников. — Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1983.

Иванов И. П. Коммунарское движение и коммунарская методика (из материалов Ленинградского Макаренковского Мемориально-методического центра)

Иванов И. П. Макаренко и современность // Ленинградская правда. — 1978. — 12 мар.

Иванов И. П. Материалы для «Книги вожатого» (из материалов Ленинградского Макаренковского Мемориально-методического центра)

Иванов И. П. На радость и пользу людям // Вожатый. — 1983. — № 2.

Иванов И. П. Первоначальный период воспитательной работы с младшими школьниками // Начальная школа. — 1982. — № 8.

Иванов И. П. Семь заповедей Коммуны // В кн.: «Созидание: теория и методика воспитания». — Санкт-Петербург, 2003.

Иванов И. П. Формирование юных общественников и организаторов : Очерки методики воспитательной работы школы. — Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1969.

Иванов И. П. Энциклопедия коллективных творческих дел. — М.: Педагогика, 1989.