Круглый стол - "Педагогическое наследие сегодня"


Теория и практика советской педагогической науки, ее идеи и рекомендации актуальны и сегодня. В ней сфокусированы не только передовой опыт человечества по подготовке подрастающих поколений к жизни, но и секреты основ культуры педагогической деятельности, формы и методы обучения и воспитания детей и молодежи.

Открывая рубрику, «Круглый стол - «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ СЕГОДНЯ», на сайте ПИ СВФУ имени М.К. Аммосова, призываем студентов, магистрантов, аспирантов и профессорско-преподавательский состав к активному участию в освещении передового опыта прошлого для творческого использования в современной педагогической практике. Главное, в любых изысканиях – идея, воплощение ее замыслов на практике. В этом плане, как известно, советская педагогическая наука XX века делала прорывы в поисках новых идей в обучении и воспитании подрастающих поколений. А за любыми инновациями всегда стояли педагоги – исследователи, а вместе с ними шли творческие учителя – практики. Так, приумножалось передовое педагогическое наследие, передаваемое из поколения в поколение в любом обществе как общечеловеческая ценность. Например, в этом году российская педагогическая наука продолжает широко отмечать юбилеи ВЫДАЮЩИХСЯ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПЕДАГОГОВ: 130-летие основателя социальной педагогики воспитания личности А.С.МАКАРЕНКО, 100-летие организотора школьной гуманистической системы воспитания В.А. Сухомлинского. А также, в масштабе якутской педагогической науки, отметили 100-летие народного учителя М.А. Алексеева и 110-летие педагога-дидакта П.И. Шадрина.

Мы надеемся, что идея создания Круглого стола – «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ СЕГОДНЯ», будет способствовать увеличению активных участников в лице будущих и настоящих педагогов. Поможем друг другу самоутвердиться в науке и практике педагогики.

Наука о воспитании А.С. Макаренко сегодня

В этом году великому педагогу советской эпохи А.С. Макаренко, исполнилось    130 лет. Он родился 13 марта 1888 в городе Белополье Сумского уезда Харьковской губернии в семье рабочего-маляра вагонных железнодорожных мастерских. Антон Семенович общепризнанный советский педагог 20 века с мировым именем. Его труды, особенно о воспитании не теряют актуальность и ныне – в 21 веке.

А.С. Макаренко свою науку о воспитании называл «простой системой советского воспитания» всесторонне развитой цельной личности с определённой суммой навыков коммунистического общежития. Он не был кабинетным ученым педагогом, а непосредственно занимался творческой педагогической деятельностью в сочетании с теоретическим и художественно-эстетическим освоением своего опыта в колонии имени М. Горького и в коммуне имени Ф.Э. Дзержинского. За 16 лет работы, почти без выходных, отпускных и праздничных дней (с 1920 по 1936 год), он накопит, переосмыслит свой опыт работы не с обычными детьми и подростками, а с «квалифицированными уголовниками», не только бытового плана, но и с участниками преступных банд, в том числе даже политических групп, подростками и юношами 14-20 лет.

В подходе к воспитанию и перевоспитанию своих питомцев – «полдюжины правонарушителей», А.С Макренко сильно разнился с взглядами и методами все еще «буржуазной психологии и педагогики» с педологическим уклоном. И первые работники нового Наркомпроса не очень понимали настоящее величие первых шагов новой советской педагогики. Так, одновременно, в процессе борьбы с педологами и чиновниками от образования за науку о советском воспитании, А.С. Макаренко напишет свои главные педагогические труды, как «Методика   воспитательного процесса», «Проблемы воспитания в советской школе» и т.д. и опубликует три художественных произведения: «Педагогическая поэма», «Флаги на башнях» и «Марш 30-го года». После выхода в печать «Педагогической поэмы», благодаря Союзу советских писателей во главе М. Горьким, автор был награжден Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 января 1939 г. орденом Трудового Красного Знамени.

А.С. Макаренко с 1937 года жил в Москве и занимался только литературной работой.    В те годы почитали и признавали его больше писатели, как талантливого советского писателя-художника, чем официальная педагогическая наука. Тем не менее, он считал, чувствовал «…себя педагогом не только, прежде всего, а везде и всюду педагогом», а свою литературную работу считал только как форму «педагогической работы».

А.С. Макаренко с детства стремился быть учителем. Отец рабочий-маляр, мать – домохозяйка видели своего сына только в роли учителя. Он с большим желанием после железнодорожного ремесленного училища учился на курсах учителя, затем, закончил Полтавский педагогический институт с золотой медалью. Его дипломная работа называлась «Кризис современной педагогики». К сожалению, данное его сочинение не найдено. Но, уже само название дает основание предположить, что Антон Семенович до начала заведования колонией малолетних преступников, будучи уже дипломированным педагогом и с практическим опытом работы с детьми и подростками, свободно ориентировался в социально-психологических и педагогических теориях и рекомендациях как зарубежных, так и отечественных классиков психологии и педагогики. В частности, он хорошо знал о двух самостоятельных частях педагогики К.Д. Ушинского: науку о воспитании и науку обучения. Также он наверняка для себя особо выделял слова Ушинского о влиянии трудового воспитания на выработку нравственности, патриотизма и народности в детях. Нет сомнения и в том, что Антон Семенович опирался на эти идеи Великого русского психолога-педагога К.Д. Ушинского, чтобы считать воспитание – воспитательную работу, в частности, в школе «областью чистого воспитания» или «собственно воспитанием», которая, как особая часть педагогической науки, должна иметь свое особое содержание по направлениям и видам деятельности учреждения, организационные формы, методы работы и временное пространство. Временное пространство, как представлял его Макаренко для массовой школы, это полностью жизнедеятельность единого педагогического коллектива в свободное от учебы время, и она должна иметь свои строгие организационные законы жизнедеятельности, цель – воспитание поколения, преданное идеологии своей эпохи (во времена Антона Семеновича – построение коммунизма), что означало иметь педагогам «программу человеческой личности… человеческого характера», требовать от них,   содержание, сопровождаемое   детскую жизнь в коллективе, формы и методы. Как мы видим, он в своем особом взгляде о воспитании, как отдельной от обучения науки, исходит от знаменитых тезисов И.Г. Песталоцци - о раннем «соединении воспитательных задач с промышленной деятельностью…», о «воспитывающей среде» Я. Корчака, «Школьных типах» П.Ф Лесгафта, «единстве сознания и деятельности» С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева и т.д.

Таким образом, в воспитании у Макаренко на первом месте всегда стояла проблема формирования личности нового человека. Он призывал взрослых работать с детьми с верой в человека, с сердцем, настоящим гуманизмом. Как он считал, гуманизм по   отношению развития, изменения, усовершенствования естественных сил ребенка заключается в организации   его собственной деятельности, включая при этом и работу над собой, и по улучшению окружающей жизни. Труд детей и организацию его Антон Семенович рассматривал как труд-заботу о себе, о людях и общественном благе.

Поэтому и А.С. Макаренко с первых встреч с колонистами начал решать близкие им организационные вопросы: как обеспечить чистоту и порядок внутри и вне территории колонии, как бороться с воровством, пьянством, с бандитами вокруг колонии или как найти дополнительный источник свежего сытного питания. Успешные решения этих и других для удовлетворения самых насущных потребностей воспитанников в колонии рождали друг за другом еще более сложные в организационном плане перспективы, направленные на достижение социально значимых изменений и преобразований во всех сферах жизни детей и подростков. В этом плане воспитательная педагогика Макаренко, строго следуя идеям коммунистической партии, четко указывала программу формирования личности – будущих рабочих, комсомольцев, большевиков. Дать им образование, профессию, формировать в них такие качества как чувство человеческого достоинства, ответственности, гордости за свой класс, общество, быть активными организаторами - хозяевами, организаторами не только быта, хозяйства, но и производственной деятельности в мастерских, на земле, заводе электроинструментов и фотоаппаратов «ФЭД». Практическая цель организации трудовой и культурной жизни коммунаров позволяла воспитанникам не только зарабатывать деньги на питание и одежду, но и жить в достатке и копить деньги на свое дальнейшее образование.

В педагогической практике А.С. Макаренко хозяйство коммуны в целом рассматривалось как единый социальный организм – коллектив. Действовали постоянные и временные разновозрастные отряды. Отряды, проходя через все «технологии» единения коллектива, начиная от состояния «корешка» - заботы старшего о младшем, кончая чувством взаимной ответственности перед всем коллективом, обществом, приобщались к основополагающим ценностям человеческого общежития - этических систем взаимодействия, норм поведения и традиций. В опыте работы Макаренко неприкосновенными в любых ситуациях жизни коллектива были традиции: «Почета знамени», «Торжественного построения», «Трубный сигнал для сбора», «Звания лучшего» и т.д. Антон Семенович называл традиции «внутренними законами», скрепляющими и цементирующими не только детский коллектив, но и стиль работы единого коллектива.

В этой связи, обращение к опыту воспитательной системы А.С. Макаренко, общепризнанной зарубежными и отечественными исследователями прошлого 20-века и современными, особенно за последние годы, когда началась в стране острая дискуссия по поводу глубокого кризиса воспитания и спора вокруг вопроса кого и какую личность «созидаем» - «свободного индивидуума» и его «саморазвития» или «активного деятеля общественной жизни, производства и культуры», на сегодня, является одним из актуальных.

Литература.

  1. Козлов И.Ф. Педагогический опыт А.С. Макаренко: Кн. для учителя/Сост. и авт. вступ. ст. В.М. Коротов.- М.: Просвещение, 1987.-159с.

  2. Макаренко А.С. Собр. пед. соч.: В 8-ми т./Под ред. М.Д. Виноградовой, А.А. Фролова. М.: Педагогика, 1984.

  3. Макаренко А.С. Школа жизни, труда, воспитания. Учебная книга по истории, теории и практике воспитания. Часть 5. Статьи, выступления, письма, подготовительные материалы, «Книга для родителей» 1936-1937г.г./А.С. Макаренко, сост. и коммент. А.А. Фролов, Е.Ю. Илалтдиова, С.И. Аксенов. - Н. Новгород. Изд. Волго-Вятской академии государственной службы. 2011. -384 с.