• ЭИОС

Круглый стол - "Педагогическое наследие сегодня"

Сеял «разумное, доброе, вечно»

В эти дни исполнилось 90 лет Парфению Прокопьевичу Борисову (1929 –2009), доктору педагогических наук, главному научному сотруднику НИИ национальных школ РС (Я).

Родился он 7 февраля 1929 г. в Кюндядинском наслеге Нюрбинского улуса. Трудовую деятельность после окончания Вилюйского педучилища им. Н.Г. Чернышевского начал в 1946 г. воспитателем Кочайского школьного детского дома Минпроса ЯАССР. По окончании Якутского государственного педагогического института в 1951 г. работал учителем русского языка и литературы в Мархинской СШ, затем – директором III Бордонской семилетней школы, Малыкайской СШ, работал инспектором школ Нюрбинского РОНО, заместителем директора по учебной части Нюрбинского детдома, инструктором отдела по работе с молодежью и пионерами Якутского ОК ВЛКСМ. После окончания очной аспирантуры (1963-1966) при кафедре общей педагогики Ленинградского государственного педагогического института им. А.И.Герцена преподавал педагогику и психологию в ЯПУ-1.

С 1968 г. по 1992 г. работал в Якутском филиале НИИ национальных школ МП РФ на должности младшего, затем старшего научного сотрудника, ученого секретаря, заведующего (в течение 10 лет). А с 1992 года по 2009 год – ведущим научным сотрудником Института национальных школ РС(Я).

Детство Парфения  пришлось на предвоенные и голодные военные годы. Жизнь была весьма суровой, но и он, и его сверстники были молоды и верили в светлое будущее, которое они ковали сами.

Будущую профессию он выбрал в 14 лет: поступил в Вилюйское педагогическое училище. Год работы воспитателем детского дома после окончания училища убедил его в необходимости получения высшего образования, поэтому продолжил образование в Якутском пединституте. Его однокурсники по училищу и институту помнят его как исключительно ответственного, добросовестного студента. Не было случая, чтобы он не был готов к занятиям, хотя был самым младшим по возрасту.

После окончания института молодой учитель поехал в родной район преподавать русский язык. Учителей с высшим образованием тогда можно было пересчитать по пальцам. Всего через год работы в школе 23-летний пытливый, серьезный не по годам молодой учитель был назначен директором школы. Так началась долгая дорога в педагогику длиною в целую жизнь. Желание сделать окружающий мир лучше, совершеннее привело его в аспирантуру Ленинградского государственного педагогического института им. А.И.Герцена.

После окончания аспирантуры П.П. Борисов преподавал в педагогическом училище №1 в Якутске. В 1968 г. прошел по конкурсу в Якутский филиал НИИ национальных школ МП РСФСР. Руководство головного института увидело в нем перспективного организатора науки и выдвинуло на должность заведующего филиалом. В 1969 году защитил кандидатскую диссертацию, а докторскую – в 2000.

П.П. Борисов внес огромный вклад в развитие методики преподавания русского языка в якутской начальной школе. Благодаря бескорыстной титанической работе нескольких поколений ученых, методистов и учителей начальных классов и русского языка республики в течение небольшого исторического отрезка времени якутский народ овладел русским языком. Первый президент республики М.Е. Николаев дал оценку этой работе: «Среди исключительно важных, исторических достижений нашего народа в уходящем столетии смело можно назвать овладение русским языком. Именно через великий русский язык мы приобщены к мировой культуре, к цивилизации. Этому в известной мере способствовало издание программ и учебников для национальных школ».

Качество образования по русскому языку в Якутии долго оставалось очень низким. Научных исследований по преподаванию русского языка в якутской школе не было. Еще перед войной стало ясно, что к данной работе должны привлекаться специалисты, знающие особенности родного языка учащихся. В 40-50 гг. в этом направлении работали Л.Г.Харитонов, П.Н. и Н.Е.Самсоновы, методисты ЯРИУУ, преподаватели Якутского пединститута, затем – университета.

В научно-педагогической деятельности П.П.Борисова отчетливо видно несколько направлений. Первое из них – методика преподавания русского языка в якутской начальной школе.

Творческий потенциал П.П. Борисова как ученого-методиста раскрылся в Якутском филиале НИИ национальных школ МП РСФСР. Молодой ученый понимал, что «начальная ступень образования – это фундамент всего школьного образования», недооценка значения начального образования может быть чревато серьезными последствиями.

Обычным людям необязательно понимать разницу в обучении родному и неродному языкам. Иногда этого не понимают люди, облеченные властью, обязанные понимать это по своей должности. В переломные моменты истории это повторяется постоянно, и каждый раз приходится доказывать чиновникам от образования право детей учиться русскому языку по методике преподавания неродного языка.

В 1962–63 учебном году в школах Якутии началась масштабная экспериментальная работа по обучению якутских детей русской грамоте. Была разработана специальная программа. Через 8 лет экспериментов все якутские школы Намского района первыми перешли на опережающее обучение по новому букварю русского языка для 1 класса якутской школы, так как была доказана целесообразность и своевременность обучения якутских детей русской грамоте в первых классах. Новый «Букварь» был составлен В.Н.Афанасьевым и П.П. Борисовым на основе новых научно-методических принципов обучения, имел солидное научное подкрепление в виде указаний к букварю русского языка. С присущей ему скрупулезностью Парфений Прокопьевич подробно объяснил учителям особенности новой системы обучения, научно-методические особенности самого «Букваря», дал методические советы по организации уроков русского языка в букварный и послебукварный периоды, тематическое планирование уроков обучения русской грамоте, проведение словарной работы. Основную цель словарной работы ученый видел в раскрытии коммуникативной функции слова, поэтому для активизации словаря предложил серию речевых упражнений по употреблению новых слов в контекстной речи.

К сожалению, до сих пор не получила должной оценки эта работа сотрудников филиала, позволившая в свое время сэкономить полгода учебного времени (так же как и якутский «Букварь» М.Е.Охлопковой). До этого в 1 классе учащиеся в течение года изучали устный разговорный курс, к русской грамоте приступали только во 2 классе. А после эксперимента, начатого Афанасьевым В.Н. и законченного Борисовым П.П., в первом полугодии 1 класса учащиеся изучали устный разговорный курс русского языка, а во втором полугодии приступали к освоению русской грамоты.

Следующее направление в работе большого ученого – проблема второгодничества. В 50 – 70 гг. ХХ в. это была очень серьезная проблема. Многие переростки уходили из школы. Поэтому неудивительно, что свое диссертационное исследование он посвятил изучению причин второгодничества и путей его устранения, которое способствовало бы повышению образовательного уровня учащихся якутской школы. Решение проблемы второгодничества П.П. Борисов видит в организации системы учебно-воспитательной работы школы, совместной деятельности школы, семьи и общественности. Формирование положительных мотивов и познавательных интересов, воспитание культуры умственного труда, внеклассная работа по развитию познавательных интересов, умственных способностей и творческих дарований, совместная деятельность школы, семьи и общественности – важнейшие составляющие преодоления неуспеваемости и второгодничества. Мы не погрешим против истины, если скажем, что эта работа положила начало всеобщему среднему образованию якутских детей.

Третье направление научных интересов Борисова – теория и практика совершенствования содержания общего среднего образования. В своей докторской диссертации им рассмотрены методологические основы совершенствования содержания общего среднего образования: он дал характеристику школьных реформ, проанализировал учебные планы. программы и учебники для якутских школ. Приведем слова одного из рецензентов монографии, доктора педагогических наук Д.А. Данилова: «Она настолько злободневна и остра, что проблема совершенствования содержания общего среднего образования является на современном этапе одной из государственных задач всех органов образования». В научных кругах монографию высоко оценили: «Работа Борисова П.П. является существенным вкладом в разработку проблемы сохранения единого образовательного пространства региона в условиях демократизации социально-политического устройства Российской Федерации»,– писал д.п.н. Шишов С.С. Сегодня трудно представить научные исследования по совершенствованию системы образования республики без монографии П.П. Борисова.

Четвертое – история педагогики. Статьи Борисова проливают свет на многие вопросы истории образования республики. Его эрудиция, компетентность, глубокая порядочность позволяют ему авторитетно судить об этом. Для каждой своей статьи он собирал материалы по крупицам: посещал огромное количество уроков, дотошно разбирал с педагогами уроки, скрупулезно изучал архивные материалы, существующую литературу – и только потом приступал к написанию статьи. Каждая статья – плод глубоких раздумий большого ученого: будь это история пионерского движения или вопросы языкового образования, языковой политики или общей педагогики. Будучи самостоятельным и активным по своей натуре, он постоянно публиковал в средствах массовой информации статьи об известных людях республики, с которыми ему довелось работать. Часто выступал в печати на злободневные темы.

Пятое направление педагогической деятельности Борисова – подготовка педагогических кадров для республики. Знак «Учитель учителей РС (Я)» Парфений Прокопьевич носил заслуженно. Много сил отдано им подготовке высококвалифицированных кадров для системы образования республики. Будучи заведующим Якутским филиалом НИИ национальных школ МП РСФСР, он занимался воспитанием научных кадров. В то время многие не понимали его. Сегодня только перечисление их имен вызывает уважение к прозорливости Борисова как руководителя: д.п.н. Габышева Ф.В., министр образования РС(Я) в 2003-2010 гг., председатель Комитета Государственного Собрания (Ил Тумэн) по науке, образованию, культуре, средствам массовой информации и делам общественных организаций; д.п. н., проф. Е.Н. Дмитриева, автор многих учебников русского языка, пособий, программ по русскому языку; д.п.н., проф. Поликарпова Е.М., автор учебников и программ по якутской литературе, зав, кафедрой методики преподавания якутского языка и литературы Института родных языков и культур Северо-Востока РФ; к.ф.н. Васильева С П., автор учебников, программ по русскому языку,много лет руководившая НИИ национальных школ РС(Я)  и кафедрой стилистики ; к.п.н. Гоголева С.В., депутат Ил Тумэна, ныне – секретарь горкома КПРФ, к.п.н. Кейметинова О.Н., известный методист эвенского языка автор учебников якутского языка для начальных классов, ст. преподаватель ЯГУ Егорова З.П.

Под его руководством успешно защитили кандидатские диссертации Барахсанов В.П., Егоров В.Н., Винокурова М.Е., Иванов В.П., Васильев Г.И. Много времени он отдавал оппонированию, консультированию диссертационных исследований.  Являясь руководителем, экспертом, он стал добрым другом и наставником многих аспирантов, соискателей, дипломников. Одинаково ответственно подходил он как к оценке диссертационных исследований, так и дипломных работ студентов. Все замечания делал с одной-единственной целью: сделать работу лучше. При этом ученый щедро делился своим знаниями. Его профессиональные качества поражают всех, кто с ним общался хотя бы раз. Взыскательным он был, прежде всего, к себе, а потом – к другим.

Парфений Прокопьевич Борисов – заслуженный учитель РС (Я), отличник просвещения РСФСР, СССР, кавалер медали К.Д. Ушинского, за свою профессиональную и общественную деятельность был отмечен знаками «Ветеран труда», «Ветеран тыла», «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны», «За творческий педагогический труд», «За активную работу в Педагогическом обществе РСФСР», «Учитель учителей РС (Я)». «Гражданская доблесть», юбилейными медалями «90 лет Ленинскому комсомолу», «90 лет Октябрьской революции», автор и соавтор 6 программ, букваря русского языка для якутской школы (6 изданий), букваря русского языка для одиннадцатилетней якутской школы (2 издания), федерального букваря для школ Крайнего Севера (2 издания), учебника русского языка для 3 класса якутской школы (6 изданий) и методических пособий по русскому языку для начальных классов якутской школы, изданных в общей сложности 24 раза; 9 монографий и брошюр, многих нормативных документов, в том числе: Концепции национально-региональных компонентов общего среднего образования РС (Я), Государственного стандарта общего образования по русскому языку для 1–4 классов якутской школы, Концепции школьного языкового образования РС (Я).

Академически образованный, П.П.Борисов внес большой вклад в становление методики преподавания русского языка в якутской начальной школе.  В качестве руководителя научного учреждения,  организатора педагогической науки он сумел обеспечить республику научными кадрами, способными к разработке содержания образования УМК по  родным и русскому языкам и якутской литературе. Его фундаментальные исследования по теории и практике совершенствования содержания общего среднего образования стали настольной книгой руководителей системы образования. В родном коллективе Парфений Прокопьевич пользовался непререкаемым авторитетом  искренним уважением, любовью коллег.

10 лет назад его не стало, но его остались его труды, многочисленные ученики и последователи. Пришло время дать оценку научно-педагогической деятельности большого ученого.

 

Автор: М.К. Попова, с.н.с. ФГБНУ «Институт национальных школ РС(Я)

 

Использованная литература:

1. Николаев М.Е. Образование – основа будущего. Якутск, 1999. с.25.

2. Попова М. Памяти Парфения Прокопьевича Борисова // Бастакы үктэл. Якутск, 2012. №3. с.31-35.

3. Ученому-педагогу П.П.Борисову – 75 лет. Биобиблиографический указатель. Якутск, 2004.  44 с.

 

Основные труды П.П.Борисова:

1. Второгодничество – социально-педагогическая проблема: (На материалах школ Як.АССР): Дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / ЛГПИ им. А.И.Герцена. Защищена 16.06.69; Утв. 17.10.69. 344 с.

2. О мерах преодоления массового второгодничества (на материалах школ Якутской АССР). Якутск. 1974. 88 с.

3. Воспитательная работа в школе и ее роль в повышении успеваемости и преодолении второгодничества: (на материалах школ Якутии). Якутск. 1977. 4. Психофизиологические причины неуспеваемости и второгодничества, пути их преодоления: (на материалах школ Якутии). Якутск. 1980. 96 с.

5. Теория и практика совершенствования содержания образования общего среднего образования: (На материале як. шк. Респ. Саха). М.: Воентехиздат, 1998. 154 с.

6. Теория и практика совершенствования содержания образования и пути повышения качества знаний учащихся: (На материале як. шк. Респ. Саха): Дис. д-ра пед.наук: 13.00.01 / ИОСО РАО. Защищена 22.12. 2000; утв. 20.04.01. 324 с.

7. Обучение русскому языку как государственному языку РФ и РС (Я) в якутских школах / Концепция школьного языкового образования Республики Саха (Якутии). Якутск: Изд-во Департамента НиСПО МО РС(Я), 2001. С. 17-20.

 

Учебники

Составитель Борисов П.П.

1. Афанасьев В.Н. Букварь: Учеб. по рус. яз. для 1 кл. як. шк. Якутск. 1970, 1972, 1974, 1978, 1988, 1997.

2. Букварь. Учеб. по рус. яз. для обучения шестилетних детей в первом кл. як. одиннадцатилетней шк. Якутск. 1987, 1993.

3. Алмазова А.В. Русский язык: учебник для 2 класса школы Крайнего Севера. Л., Просвещение. 1979, 1985.

4. Анисимов В.М., Гермогенова М.Д. Русский язык: Учебник для 3 класса якутской школы.  Якутск. 1972, 1974, 1976, 1978, 1983, 1991.

 

Методические пособия

1. Методические указания к букварю русского языка для первого класса якутской школы: Пособие для учителей начальных классов. Якутск: Книжное изд-во, 1971. 80 с.

2. Обучение русской грамоте в якутской школе: (Метод указания к букварю русского языка для 1 класса). Пособие для учителей начальных классов. 2-е изд. Якутск: Книжное изд-во, 1976. 88 с.

3. Анисимов В.М., Петрова Т.И. Методические указания к учебнику «Русский язык» для III класса якутской школы: Пособие для учителя. Якутск, 1979. 128 с.

4. Нелаева Е.М. Звуковое приложение к «Букварю»: Учебник русского языка для 1 класса якутской школы. М.: Мелодия, 1985. 5 пластинок.

5. Егорова С.П., Габышева Ф.В. Устный курс русского языка в 1 классе якутской школы. Пособие для учителя. Якутск, 1986. 92 с.

6. Методические указания к учебнику русского языка «Букварь» для первого класса якутской одиннадцатилетней школы: Пособие для учителей начальных классов. Якутск: Книжное изд-во, 1987. 88 с.

7. Габышева Ф.В., Егорова С. П. Устный курс русского языка в I классе якутской школы: Пособие для учителя. 2-е издание, доработанное. Якутск. 1992. 96 с.

 

Неизданные труды П.П.Борисова

1. Вопросы народного образования в Якутии: Сб. ст. Якутск, 1987. 170 с.

Русский язык: Учеб. для 4-го класса якутской одиннадцатилетней школы. Якутск, 1988. 194 с. (На республиканском конкурсе учебников присуждена вторая премия, рукопись учебника, рекомендована к изданию).

2. Народная педагогика якутов, развитие образования и педагогической науки Якутии: Учеб, пособие для студентов пед. училищ и учащихся пед. классов и лицеев. Якутск. 1991. 152 с.

3. Научные основы учебного процесса в школе. Якутск. 1992. 130 с.

4. Совершенствование внеклассной образовательно-воспитательной работы как средство повышения качества знаний учащихся. Якутск, 1994. 117 с.

5. Ыллыкчаан: Сахалыы букубаар. 1 кылаас / А. И. Петрова П.П. Борисов. Дьокуускай, 2003. 96 с.; Сахалыы «Букубаарга» быһаарыы сурук. 13 с.Текст....