Анна Васильевна Мордовская: ученый, педагог, общественный деятель

Анна Васильевна Мордовская: ученый, педагог, общественный деятель   (25.10.1958-07.05.2012)

  

Каждый человек сам определяет свой жизненный путь. Примером этому является биография Анны Васильевны Мордовской, д.п.н., профессора, Почетного работника высшего профессионального образования РФ, Заслуженного работника образования Республики Саха (Якутия), заведующей кафедры педагогики Педагогического института Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, в которой органично были переплетены профессиональные и общественные интересы педагога.

В 2018 году 25 октября исполнилось бы 60 лет со дня рождения Анны Васильевны Мордовской – выдающегося ученого, талантливого педагога, лидера профориентологии в Северо-Восточном регионе, посвятившего всю свою жизнь служению родному университету и профориентации.

Путь в педагогическую деятельность у Анны Васильевны начался в 1976 г., когда она поступила на историко-филологический факультет ЯГУ, решив стать преподавателем русского языка и литературы. В студенческие годы принимала активное участие в художественной самодеятельности, была старостой группы и председателем Комнаты боевой и трудовой славы ИФФ ЯГУ, награждена знаком ЦК ВЛКСМ «За отличную учебу». Активная жизненная позиция и лидерские качества повлияли на дальнейшую ее профессиональную деятельность. В 1981 г. Якутский горком комсомола рекомендовал Анну Мордовскую на комсомольскую работу. В тот же год комсомольская организация Якутского кооперативного техникума выбирала ее освобожденным секретарем комитета комсомола, а в 1983 г. она избирается заместителем секретаря комитета комсомола Якутского государственного университета. Совмещая преподавательскую деятельность на кафедре педагогике, занимается научной работой по проблеме формирования профессионально важных качеств будущих педагогов в студенческих строительных отрядах. Именно в эти годы в обществе начинается процесс перестройки, комсомольская организация становится более демократичной и открытой для инноваций и диалога, внедряются активные формы и методы работы: дискуссии, политбои, референдумы, «открытый микрофон» и др. [1].

В 1987 году Анна Васильевна поступила в аспирантуру НИИ трудовой подготовки и профориентации Академии педагогических наук СССР (г. Москва). Успешно окончив ее, в 1990 г. защитила кандидатскую диссертацию по общей педагогике под руководством д.п.н., профессора, академика РАО С.Н. Чистяковой. В кандидатской диссертации на тему: «Формирование профессиональных интересов школьников в процессе факультативных занятий» молодой учёный обосновала профориентационную направленность, содержание, формы, методы и приемы преподавания факультативных курсов; условия для обеспечения эффективного формирования профессиональных интересов. Результаты диссертационного исследования показали, что формирование профессиональных интересов школьников в процессе факультативных занятий осуществляется эффективно при обогащении содержания факультативных курсов, внеклассной работы материалом с профориентационной направленностью, включающий информацию о содержании профессий, изучение личности школьника в целях профориентации; использование активных форм и методов обучения; анализ справочной и профессиографической литературы [3].

С 1992 года Анна Васильевна Мордовская совмещает преподавание в университете с учительской деятельностью в педагогическом классе СОШ № 29 г. Якутска. Именно тогда, на практике стали формироваться научные идеи подготовки будущих педагогов в непрерывной системе «школа – вуз». Спустя годы, уже став заместителем директора по учебной работе педагогического института ЯГУ, она начинает создавать систему довузовской подготовки будущих педагогов в Республике Саха (Якутия), разрабатывать Положения о педагогических классах и педагогических средних образовательных учреждениях республики, которые были утверждены на Коллегии Министерства образования РС (Я).

Творческим коллективом под ее руководством был подготовлен Комплекс программ учебных дисциплин для педагогических классов психолого-педагогической направленности, таких как: «Введение в педагогику», «Игротехнология», «Ребенок: его развитие и воспитание», «Я и моя профессиональная карьера», «Основы педагогического мастерства», «Техника общения», «Режиссура детских досуговых программ», «Мир современного детского чтения», «История педагогической мысли» и т.д.

Для эффективного формирования профессионально важных качеств (ПВК) будущего педагога под руководством А.В. Мордовской была разработана модель ПВК выпускника педагогических классов. Основными компонентами выступают когнитивный компонент (познание и осознание своих личностных возможностей, полнота и глубина знаний о мире профессий и содержании выбираемой профессии; сформированности умений углубленно анализировать содержание профессиональной деятельности специалистов, целостная система представлений об образе «Я»); ценностно-нравственный (устойчивое положительное отношение к труду; ориентация на самопознание, самоопределение, самоорганизацию; устойчивая установка на активность при выборе профессии; согласованность личностного и профессионального самоопределения; сформированная жизненная позиция), а также эмоционально-волевой, проектировочный, организационно-практический и рефлексивный компоненты [4].

С 1997 года Анна Васильевна инициирует проведение республиканских олимпиад по педагогике и психологии «Педагогический лидер» для учащихся педагогических классов и «Педагогическая звездочка» для старшеклассников общеобразовательных классов.

Так в РС (Я) были созданы условия для становления системы допрофессиональной подготовки будущих учителей в сотрудничестве с единомышленниками как С.В. Паниной, О.Н. Птицыной, С.Д, Солдатовой, Т.В.Березовской.

В 2000 году А.В. Мордовская в диссертационном совете в Институте общего среднего образования РАО при научном консультировании академика РАО С.Н. Чистяковой успешно защитила докторскую диссертацию на тему: «Этнопедагогические основы формирования жизненного и профессионального самоопределения старшеклассников (на примере Республики Саха (Якутия)». В работе было определено, что в целях подготовки подрастающего поколения к трудовому образу жизни и профессии педагогика народа саха использует трудовое воспитание как основу всей системы семейного воспитания; ранее вхождение ребенка в мир труда; воспитание нравственных качеств труженика и совершенного человека в соответствием с учением айыы; усиление практической подготовки молодежи для вхождения в самостоятельную трудовую жизнь. А.В. Мордовская установила взаимосвязь национальной культуры, этнопедагогики и профориентации, способствующая формированию жизненного и профессионального самоопределения старшеклассников, достигаемая вследствие единства функций в системе отношений «человек-общество»: аксиологической, воспитательной, социальной, познавательной, коммуникативной, нормативной. Анна Васильевна предложила разрабатывать теоретические основы этнической профориентации, позволяющей систематизировать накопленный этнопедагогикой опыт подготовки подрастающего поколения к жизни и выбору будущей профессии, выявить закономерности, принципы, способы воспитательного процесса с учетом этнического своеобразия народа [4].

Одним из значимым вкладом А.В. Мордовской в развитие университета стала разработка под ее руководством Концепций развития профессиональной ориентации в ЯГУ (1997, 2002 и 2007 гг.); Концепции совершенствования профориентационной работы в СВФУ (2011-2019 гг.); создание системы непрерывной профессиональной подготовки специалистов, включающей довузовский, вузовский и послевузовский этапы.

С именем А.В. Мордовской как заместителя директора Педагогического института связано открытие новых специальностей в нашем вузе: «Иностранный язык», «Логопедия», «Олигофренопедагогика», «Педагогика и психология». Она являлась организатором многих всероссийских, межрегиональных, межвузовских и общеуниверситетских научно-практических конференций. Несомненно, Анна Васильевна в коллективе студентов и преподавателей университета пользовалась неоспоримым авторитетом и значительным доверием, выделялась высоким уровнем профессиональной компетентности, педагогического мастерства. Её грамотно выстроенные лекции были эталоном профессионализма вузовской дидактики.

Новый этап в жизни Анны Васильевны начался в 2001 г., когда ее выбрали президентом Лиги «Женщины-Ученые Якутии». В течение пяти лет она руководила самой многочисленной общественной организацией республики, объединившей более пятисот женщин-ученых. Согласно Концепции развития лиги были выбраны следующие приоритеты ее организационной деятельности: открытость научного объединения для общественности г. Якутска и республики; ориентация на общественные интересы и саморазвитие женщин-ученых; интеграция университетской, академической и отраслевой науки. Члены лиги организовали всероссийские, республиканские научно-практические конференции «Семья и проблемы образования», «Криминологические и правовые проблемы борьбы с криминальным насилием», «Влияние социально-экономических преобразований на положение женщин и реализацию их прав», «Положение женщин Якутии: история, теория и практика», «Положение женщин в Республике Саха (Якутия): проблемы, пути решения», проводили полезные для педагогического сообщества «круглые столы», семинары.

Такая целенаправленная, последовательная, системная работа в инновационной педагогической деятельности объясняет популярность Анны Васильевны в республике и за ее пределами.   У нее были большие планы по реализации грантов федеральной целевой программы «Развитие высшей школы», открывались новые горизонты в сотрудничестве с Образовательно-издательским центром «Академия» (г. Москва).

Научная школа профориентации учащейся молодежи Якутии

А.В.Мордовская являлась членом диссертационного совета по защите кандидатских и докторских диссертаций, научным руководителем аспирантов и соискателей, ею подготовлено 17 кандидатов педагогических наук, высококвалифицированных специалистов, работающих в школах и вузах республики.

Основные направления научной школы:

- научно-методическое обеспечение подготовки специалистов разного профиля;

-формирование ценностных ориентаций, нравственных идеалов будущего педагога;

-научные и практические основы формирования будущих кадров-профориентологов и др.

Идеи оказания учащейся молодежи своевременной, научно обоснованной помощи, сообразной сложившейся социокультурной ситуации, материализуются в широком спектре работ представителей научной школы.

Отличительной особенностью школы А.В. Мордовской является ее практикоориентированность. Многолетнее сотрудничество с педагогическими коллективами с СОШ №№ 21, 23, 29 г. Якутска, учреждениями дополнительного, среднего профессионального и высшего образования РС (Я) способствовало созданию ряда работ (учебно-методических разработок для учащихся и педагогов школ и учебных заведений СПО и ВО), развивающих идею интегративного профориентационного курса, реализуемого на разных возрастных этапах.

Научная школа имеет опыт выполнения НИР по Государственному контракту «Разработка организационно-функциональной модели профориентационной работы            с учащимися с учетом особенностей образовательного и профессионально-производственного потенциала Республики Саха (Якутия)» (2011–2012 гг.); НИР СВФУ совместно с Российской академии образования «Теория и практика воспитания студентов на традициях этноса Республики Саха (Якутия) (2016 – 2017 гг.); «Проектирование системы профессиональной ориентации учащейся молодежи Республики Саха (Якутия)» (2015-2017 гг.).

Представители научной школы (С.В., Панина, Т.А.Макаренко, И.С.Алексеева, Ф.Д, Товарищева, Г.М. Парникова, А.А. Карнаухова, В.А. Виниченко и др.), выступают организаторами и участниками международных и всероссийских научно-практических конференций по проблемам поддержки профессионального самоопределения учащейся молодежи, по следующим направлениям, как: социально-профессиональная адаптация; специфика профориентации воспитанников и обучающихся разных категорий; ресурсы дополнительного образования в профориентации учащейся молодежи; организация социального партнерства субъектов профориентации; инновационные подходы к подготовке педагогических кадров к профориентационной работе; внедрение новых профессиональных и образовательных стандартов (WorldSkills, ТОП-50, ТОП-регион, дуальное обучение); непрерывное профессиональное образование; новые формы и технологии образования взрослых; использование информационно-коммуникационных и электронных ресурсов в образовательном процессе и профориентации [6].

С целью повышения квалификации по организации профессиональной ориентации последователи научной школы А.В. Мордовской систематически проводят курсы для педагогов организаций общего, дополнительного, среднего профессионального и высшего образования.

Педагогические коллективы школ активно используют разработанные А.В. Мордовской и её учениками программы, учебные и методические пособия, дидактические материалы, профессиональные пробы. Анна Васильевна известна как автор более 120 научных и учебно-методических трудов по проблемам профессиональной ориентации учащейся молодежи. Среди книг, широко используемых в теории и практике отечественной профессиональной ориентации, выделим научную монографию «Теория и практика жизненного и профессионального самоопределения старшеклассников (с использованием материалов этнопедагогики народа саха» (издательство «Academia»); учебники для студентов учебных заведений высшего и среднего профессионального образования «Основы профориентологии» и «Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся» (издательство «Юрайт»), удостоенный грифа Министерства образования и науки РФ.

Научные идеи А.В. Мордовской легли в основу деятельности профориентационной работы СВФУ – флагмана социально-экономического развития региона, нацеленного на подготовку конкурентноспособных специалистов, обеспечивающих высокое качество жизни, сохранение и развитие культуры народов Северо-востока РФ и Арктической зоны [2].

В лице Анны Васильевны Мордовской в мае 2012 года научная педагогическая общественность потеряла талантливого ученого. Она была компетентным руководителем, лидером женского движения, человеком с активной жизненной позицией, старающийся изменить мир к лучшему. Все, кто ее знал, отмечали целеустремленность, высокую самоорганизацию, тактичность, человечность и неравнодушное отношение к жизни.

Новое поколение представителей научной школы А.В. Мордовской продолжает лучшие традиции, заложенные учёным-профориентатором. Перспектива исследований обозначена реализацией вариативности организации в регионе профориентационной работы с учетом региональных, этнокультурных и культурно-исторических особенностей республики; информатизации профориентации в регионе; развития социального партнерства в области профориентации; педагогическое сопровождение и комплексная поддержка профессионального самоопределения учащейся молодежи и профессионализации взрослых; внедрение и реализация интерактивных технологий и активных методов профориентации в содержание профориентационной деятельности, с учетом зарубежного и отечественного педагогически ценного опыта [5].

Молодые исследователи разрабатывают научно-методические основы формирования, совершенствования, коррекции профессиональных планов; составляют и ведут апробацию в образовательных организациях общего, среднего профессионального и высшего образования в Республики Саха (Якутия) профориентационные курсы для обучающихся, педагогов с учетом современных вызовов по организации ранней профориентации, профориентационной работы, карьерного развития и профессиональной занятости молодежи и др.

Осмысливая концептуальные подходы и технологии профориентации, необходимо отметить следующие основные тенденции её развития: уменьшение в стране трудоспособного населения; приток трудовых мигрантов предопределяют конкуренцию за рабочие места; несоответствие профессионально-квалификационного состава; наблюдается «отложенное взросление» молодых поколений, большинство выпускников школ обнаруживают тотальную неготовность к осуществления перехода во взрослую жизнь [10].  

Накопленный за десятилетия уникальный опыт по разработке методов и инновационных технологий профессиональной ориентации, личностного, социально-профессионального становления учащейся молодежи в образовательных организациях, по подготовке педагогов-профориентаторов позволяет говорить об исключительности научной школы профориентации в Якутии. Интерес к проблемам профессиональной ориентации молодежи приобретает новые очертания и открывает новые горизонты для дальнейших научных исследований.

 

Библиографический список:

1.Архипова С.Н. Светлой памяти Анны Васильевны Мордовской // Вестник СВФУ, 2013, т.10. № 3 - С.134-136.

2.Михайлова Е.И. Стратегическая цель образования – подготовка кадров нового поколения //Платформа-Навигатор: Развитие карьеры. Научно-методический журнал. №2. 2017. С.2-3.

3.Мордовская А.В. Формирование профессиональных интересов школьников в процессе факультативных занятий. Диссертация на соискание уч.степени к.пед.н., Москва, 1990. - 187 с.

4.Мордовская А.В. Этнопедагогические основы формирования жизненного и профессионального самоопределения старшеклассников (На примере Республики Саха (Якутия)). Диссертация на соиск уч.степени д.пед.н., Москва, 2000. – 355 с.

5.Мордовская А.В. Приоритетные направления развития профессиональной ориентации в Республике Саза (Якутия) // Наука и образования. № 2 (66), 2012. - С.115-121.

6.Панина С.В. Научно-методическое сопровождение профориентации учащейся молодежи в Якутии//Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова Серия «Педагогика. Психология. Философия». № 2 (10), 2018. С.14-23.

7.Панина С.В., Макаренко Т.А., Мордовская А.В. Самоопределение и профессиональная ориентация. Учебник и практикум. (3-е) изд.) М.: Юрайт. 2017- 312 с.

8.Системное управление профессиональной ориентацией в региональном образовательном пространстве. Коллективная монография /под ред. А.В. Мордовской, С.В. Паниной – Якутск: Изд-во СВФУ, 2016.- 176 с.

9.Чистякова С.Н., Сахарова В.И. Профессиональная ориентация учащейся молодежи: страницы истории и тенденции развития//Профессиональное образование в России и за рубежом. № 4 (28). 2017 С.171-176.

10.Чистякова С.Н. Оценка становления и тенденции развития проблемы профессионального самоопределения обучающихся // Профессиональная ориентация и занятость молодежи. Научно-методический журнал. № 1. 2017. С.5-8.