Новости

Международный научно-образовательный семинар «Межкультурный диалог:  Якутия и Африка»

  • 26 Марта 2024
  • 12

Международный научно-образовательный семинар «Межкультурный диалог: Якутия и Африка»

С 1998 года Якутия празднует День Франкофонии по инициативе кафедры французской филологии ФИЯ ЯГУ. Известно, что термин «франкофония» был введен в 1880 году французским географом Онезимом Реклю. Исследователь предложил это понятие в своей научной классификации жителей планеты, исходя из языка, на котором они говорят. До официального учреждения Франкофонии как международного института этот термин обозначал географические территории, где распространен французский язык, или совокупность людей, говорящих по-французски. В соответствии со словарными определениями, введенными в 1968 году, слово «франкофония» приобрело два основных значения: владение французским языком (то есть "быть франкофоном") и сообщество, состоящее из народов, говорящих на французском и интересующихся Францией и ее культурой. Девизом организации служит французское изречение «Равенство, взаимодополняемость, солидарность» (фр. égalité, complémentarité, solidarité) В современном статусе Франкофония существует с 1970 года. Ее возникновение датируется 20 марта 1970 года, когда в столице Нигера было подписано соглашение о создании первой межгосударственной организации франкоговорящих стран. С тех пор ежегодно в марте отмечается Международный день Франкофонии. Сегодня термином «Франкофония» обозначают Международную Организацию Франкофонии. Эта организация объединяет 54 государств, 7 ассоциированных членов, 27 наблюдателей, что составляет 321 миллионов франкоязычных. В 2024 году темой дней Франкофонии стали франкоязычные страны Африки. Африканская Франкофония объединяет страны, использующие французский язык как официальное и коммуникативное средство. История этих стран пронизана колониальным прошлым, оставившим неизгладимый отпечаток на их культуре, обществе и политической системе. Исследование данной темы имеет огромное значение, поскольку помогает понять особенности и роль франкоязычных стран Африки в мировой истории и современности. Одной из ключевых причин, почему эти страны используют французский язык, является процесс колонизации, осуществленный Францией в течение 19-20 веков. Французская доминация простирается над огромными территориями Африки, включая такие страны, как Сенегал, Мали, Демократическая Республика Конго, Габон, Буркина-Фасо, Руанда и другие. Воздействие французской культуры и языка на эти регионы было значительным, и они до сих пор являются франкоязычными. Однако, история франкоязычных стран Африки также связана с борьбой за независимость и постколониальным периодом. После получения независимости, эти страны столкнулись с рядом сложностей, таких как политическая нестабильность, социальные протесты, экономические проблемы и культурный диссонанс. Вместе с тем, использование французского языка стало своеобразным символом национальной идентичности и элитарности для этих стран, благодаря чему продолжило свое существование и развитие. В современности франкоязычные страны Африки сохраняют свою значимость на региональном и международном уровнях. Они играют ключевую роль в экономическом развитии, политическом сотрудничестве и культурном обмене не только внутри континента, но и с другими франкоязычными странами в мире. Более того, эти страны стали активными участниками международных организаций, таких как Франкофония, где французский язык занимает важное место в рамках дипломатических и коммерческих отношений. В СВФУ обучаются студенты из разных стран африканской Франкофонии, таких как Камерун, Конго, Бенин, Того, Гвинея. В СВФУ подписаны договоры о сотрудничестве с франкоязычными университетами Камеруна и Мали. 26 марта 2024 в рамках Дней Франкофонии в СВФУ прошел международный научно-образовательный семинар «Межкультурный диалог Якутии и Африка: социальный и образовательный аспекты» с участием студентов из африканских стран, студентов СВФУ и школьников, изучающих французский язык. Центр студенческих инициатив распахнул свои двери для участников семинара разного возраста, которые поделились результатами своих исследований на французском и русском языках. Семинар торжественно открыли Самсонова Марианна Валентиновна, кандидат филологических наук, заведующий кафедрой французской филологии ИЗФИР СВФУ, Борисова Изабелла Захаровна, доктор культурологии, профессор кафедры французской филологии ИЗФИР СВФУ, директор по сотрудничеству с Африкой и странами Франкофонии ДМС СВФУ, Хохолова Ирена Семеновна, кандидат филологических наук, доцент кафедры французской филологии ИЗФИР СВФУ. Примечательно то, что в работе семинара принял участие Тозе Флавиан Аристид Альфред, профессор Университета Дуалы, руководитель Департамента научных исследований Университета Дуалы, ассоциированный профессор СВФУ, который является также координатором договора о сотрудничестве с Университетом Дуалы (Камерун); За короткий срок с этим крупным университетом создан ряд совместных проектов: 2 международные научно-образовательные лаборатории: МНОЛ по изучению современных процессов идентификации, культурной трансформации и развития культурных и креативных индустрий, МНОЛ «Материаловедение» ИТИ СВФУ, Центр исследования и изучения русского языка и культуры СВФУ. Профессор Тозе выступил с докладом «Камерун – Франкофония: интенсивное и многоплановое сотрудничество», в котором изложил состояние Франкофонии в современных геополитических условиях, остановившись более подробно на особенностях его развития в Камеруне. По направлению «Культура и образование африканских стран» привлекли внимание доклады студентов кафедры французской филологии, выполненные руководителем студенческого кружка Борисовой И.З. : «Франкоязычные страны Африки. История и современность», Иванова Яна Егоровна, студентка ФО-21 ИЗФИР СВФУ; «Вестиментарная культура Африки. Влияние африканского стиля на европейскую индустрию моды», Шамаева Альбина Алексеевна, студентка ФО-21 ИЗФИР СВФУ; «Искусство Африки. Истоки и современность», Никифорова Карина Валентиновна, студентка ФО-21 ИЗФИР СВФУ. В связи с тем, что в СВФУ имеется уже значительное количество африканских студентов, исследование, которое проведено Ивановой Лидией Ивановной, студенткой ФО-21 ИЗФИР СВФУ, имеет большое практическое значение. Студентка провела исследовательскую работу по теме «Проблемы адаптации африканских студентов в Якутии. Результаты социо-культурного изучения». Иванова провела анкетирование среди африканских студентов и сделала анализ полученных данных, предложила рекомендации. Попова Анна Иосифовна, студентка ФО-21 ИЗФИР СВФУ, подготовила доклад: «Современное кино франкоязычных стран Африки». Иностранные студенты СВФУ, пришедшие в красочных этнических костюмах своих стран, рассказали о своих странах. Красочные и информативные презентации и живое общение с африканскими студентами стали настоящим открытием для многих участников семинара. КЕНАЛИ Тьерри (Бенин), студент 2-го курса ТОТТУ-22 «Технология и организация туроператорских и турагентских услуг» ИЯКН выступил с многоплановым и содержательным докладом «Влияние бенинской культуры на образование и общество: сравнительный анализ с Якутией». Анализ, сделанный студентом может стать началом большого исследовательского проекта. Многие наблюдения молодого исследователя были открытием для организаторов и слушателей. Франсуа Кинанвити (Того), студент довузовского факультета и ориентации СВФУ в своем докладе «Кратко об истории Республики Того», рассказал о многолетней антиколониальной борьбе против экспанции, о современной ситуации, культуре своей маленькой страны. Н’ватанго КОНДЕ (Гвинея), студент 4-го курса С-АД-20, автодорожного факультета, активист СВФУ, учитель французского языка по совместительству в Арктической школе г. Якутска, представил интересное выступление «Гвинея: социо-экономическая и культурная ситуация». Фелга Кюртел НСЕМИ (Республика Конго), студент 2-го курса юридического факультета, изучающий международное право, тоже известный в университете активный участник всех мероприятий, рассказал о своей прекрасной республике Конго в своем докладе «Культурное и этническое разнообразие». Студент пятикурсник из Гаити ПРУСС Однер Фид, который учится в Медицинском институте по направлению «Лечебное дело», очень эмоционально представил доклад «Культура Гаити». Прусс Однер сам зарабатывает на свою учебу и хочет стать квалифицированным хирургом. На семинаре произошел настоящий межкультурный диалог. Доклады о Якутии были представлены как студентами, так и школьниками. Так, Анисимова Рената Арсентьевна, ученица 10-го Б класса МОБУ «Городская классическая гимназия» выступила с докладом «Республика Саха (Якутия)». (Руководитель: Оросина Мария Жарафовна); Сидоров Айан Анатольевич, студент ФАСИКТ-22 ИЗФИР СВФУ, представил очень интересный доклад на тему «Географические достопримечательности Республики Саха (Якутия)»; Егоров Алтын Вячеславович, ученик 9-го класса Арктической школы, на хорошем французском языке выступил на тему «Якутские традиции». Научным руководителем является Н’ватанго КОНДЕ (Гвинея). Во время доклада и ответов на вопросы учитель французского языка очень болел за своего ученика и старался его поддержать. Апросимова Карина Саввична, студентка ФАСИКТ-22, ИЗФИР СВФУ рассказала о табу в культуре якутского народа; Активно выступила МОБУ СОШ № 38. Так, Тимофеева Милена Герасимовна, Кириллина Карина Петровна, ученицы 11-го А класса, МОБУ СОШ № 38 очень подробно и доходчиво рассказали о традиционном празднике «Ысыах». (Руководитель: Находкина Дайя Валерьевна); Федотова Ксения Сергеевна, ученица 9 А класса, Филиппова Татьяна Егоровна, ученица 5-го А класса, Шадрин Тумэн Дмитриевич, ученик 5 А класса (МОБУ СОШ №38) представили доклад и театрализованное представление на французском языке с запеванием перевода олонхо. Их доклад «Аал Луук Мас» - священное дерево народа саха» вызвал восторг у всех участников. (Руководители: Чукрова Александра Игнатьевна, Каратаева Любовь Афанасьевна); О семейных традициях, о связи поколений, коллективной памяти очень увлеченно поведал Соловьев Руслан Иванович, ученик 5-го класса МОБУ СОШ № 38. Его доклад «Путешествие по Индигирке» вызвал аплодисменты. (Руководитель: Барашкова Айталина Ивановна); Музыкальным выступлением и демонстрацией семейной реликвии сопроводили свой доклад Борисова Сайыына Филипповна, Беляева Лилиана Олеговна, ученицы 11-го А класса, МОБУ СОШ № 38. Их доклад «Национальные инструменты» слушатели восприняли с большим интересом. (Руководитель: Находкина Дайя Валерьевна). Было задано много вопросов, атмосфера семинара была радостной и отрытой, четыре часа межкультурного общения прошли незаметно.

Автор: Борисова И.З., профессор, доктор культурологии

Разрешено копирование статей, только при наличии активной (кликабельной) ссылки на страницу-источник сайта Северо-Восточного федерального университета. Ссылка должна находиться непосредственно рядом с материалом, должна быть видимой и прямой (без использования java-скриптов).