Внеучебная и общественная работа

14. Организация воспитательного процесса


14.1 Реализация основных направлений и целей воспитательной работы по специальности

На занятиях по основному языку на всех курсах, студенты получают навыки межкультурной коммуникации, приобретают знания этикета, приобщаются к родной, русской и французской культурам и истории, воспитываются в духе взаимопонимания культур и толерантности.

На занятиях по теоретическим дисциплинам у студентов развиваются навыки самостоятельного мышления, ведется подготовка студентов к научно-исследовательской работе, вырабатываются навыки реферирования и аннотирования научной литературы.

Все эти аспекты находят отражение в рабочих программах дисциплин.

При кафедре работает студенческий театр Pierre de touchе, который успешно участвует в различных международных конкурсах. 

 

14.2 Методическое обеспечение воспитательной работы

Управлением студенческого развития в помощь студентам первого курса ежегодно разрабатываются и выпускаются методические календари для кураторов, памятки-рекомендации психологов «Как вести себя в критических ситуациях», буклеты «Мой, твой, наш университет», методические материалы по профилактике наркомании среди студенческой молодежи, методические рекомендации для кураторов по организации деятельности академических групп и т.д.

 

14.3 Работа кураторов и наставников.

Согласно положению СВФУ, с 1 по 3 курс назначаются кураторы групп, а на 4 и 5 курсах – наставники. Кураторы и наставники проводят кураторские часы один раз в неделю согласно утвержденному на кафедре графику. Работа кураторов и наставников ведется по утвержденным планам.

Кураторы и наставники посещают общежитие с целью профилактики правонарушений согласно графику.

Ведется непрерывная индивидуальная работа (беседы, консультации).

Организуются совместные культурные выходы в музеи, театры, выставки.

 

14.4 Мероприятия культурного, спортивного, просветительского плана.

Кафедра организует следующие мероприятия:

1.     Неделя французского языка и культуры в Республике Саха (Якутия) «Франкофония – 2016», посвященная году туризма и культурного наследия в России и Франции и 50-летию подготовки учителей французского языка в РС(Я) с 28 марта по 1 апреля 2016 г.

Цели конкурсов Франкофонии 2016:

• удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии школьников и студентов посредством изучения французского языка и культуры;

• распространение интернациональных идей Франкофонии, улучшение качества, знания французского языка среди школьников и студентов, выявления талантливой молодежи;

• распространение знаний среди населения республики, повышение его

образовательного и культурного уровня.

28 марта состоялось торжественное открытие Недели французского языка и культуры в Республике Саха (Якутия) «Франкофония – 2016», а также Научно-практическая конференция (с международным участием) «Язык и культура в контексте современных исследований» (Конференц-зал Библиотеки УЛК).

Цели конференции: развитие исследований в области языков и культур у школьников и студентов, популяризация интеллектуально-творческой деятельности в школе и вузе.

Основные направления работы конференции:

* Прикладная филология

* Проблемы перевода с французского языка и на французский язык

* Культурное наследие франкоязычных стран

* Культурное наследие народов Дальнего Востока и Севера

* Туризм и культурное наследие

* Методика преподавания французского языка.

К участию в конференции приглашались научные сотрудники, преподаватели, учителя, аспиранты, студенты и школьники в соавторстве с научными руководителями. Материалы сборника конференции будут опубликованы в электронном виде в БД РИНЦ.

29 марта состоялся VI Республиканский фестиваль франкоязычных театров «Signes des temps» - «Знаки времен» Балаган во дворе Музея им. Ярославского, пр. Ленина 5/2.

Задачи:

·        содействовать распространению французского языка и франкоязычной культуры среди молодежи Республики Саха (Якутия);

·        развивать и поддерживать интерес к расширению знаний в области искусства;

·        обмен и взаимное обогащение опытом участников конкурса и учителей французского языка школ республики.

Участники:

В Фестивале «Signes des temps 2016» приняли участие коллективы средних, высших учебных заведений, учреждений дополнительного образования Республики Саха (Якутия), которые представляли постановку на французском языке. Конкурс проводился по 2 возрастным группам:

группа 1 – школьники (1-11 класс) - до 15 минут;

группа 2 – студенты - до 15 минут.

Критерии оценивания:

- произношение, знание текста, фонетика;

- исполнительское мастерство (артистизм, выразительность, четкость речи);

- зрительское восприятие (использование музыкального сопровождения, костюмов, декораций).

30 марта проводились семинары учителей и преподавателей французского языка (Конференц-зал Библиотеки УЛК). Принимали участие 3 преподавателя КФФ, 1 преподаватель из АГииК, 4 учителя школ г. Якутска и районов республики.

Темы семинаров:

·        «Современные технологии обучения французскому языку»,

·        «Разработка методических пособий педагога»,

·        «Цели и задачи преподавания французского языка в рамках претворения в жизнь решений Болонского процесса»,

·        «Сетевое взаимодействие как фактор повышения качества»,

·        «Повышение мотивации учащихся в изучении второго ИЯ: результаты и перспективы»,

·        «Арктический компонент в иноязычном обучении как средство формирования идентичности студентов в неязыковом вузе»,

·        «Контроль понимания прочитанного текста на начальном этапе»,

·        «Межкультурная коммуникация в преподавании французского языка».

31 марта состоялся праздник французской кухни в ресторане «Муус Хайа» для студентов. Они участвовали в конкурс блюд, оценивали блюда преподаватели КФФ: Хомудаев В.В., Дидье Рамусс, Виктор Ле Кам, Андреев М.М. Вечером состоялся юбилейный вечер кафедры французской филологии в ресторане «Муус Хайа», куда были приглашены выпускники кафедры французской филологии всех годов.  Ведущие вечера: Виктор Ле Кам, Мария Новоприезжая.

1 апреля состоялось закрытие Недели французского языка и культуры в Республике Саха (Якутия) «Франкофония – 2016». Спектор Лилия Александровна вручала грамоты победителям и сертификаты участникам конкурсов и олимпиад Франкофонии 2016.

Также провели собрание Ассоциации учителей и преподавателей французского языка РС(Я). Обсуждались темы: 

1. Выборы актива

2. Утверждение устава и актива Ассоциации

3. Утверждение плана работы на 2016-2021 гг.

4. Выдвижение кандидатуры директора Альянс Франсез от Ассоциации

Также проводились конкурсы:

·        Конкурс по поиску в интернете «Je suis internaute» (состоял из 25 заданий, ответы на эти задания надо было найти на франкоязычных сайтах, которые принимались в виде ссылок).

·        Конкурс переводчиков олонхо памяти Янкеля Карро. Ежегодно кафедра французской филологии проводит республиканский конкурс переводчиков олонхо. В этом году конкурс проводился среди студентов. Условия конкурса - дать эквивалентный (полный и точный) перевод с якутского на французский язык отрывка из олонхо В.О. Каратаева «Модун Эр Соҕотох».

·        Конкурс по составлению туристического маршрута «Bienvenue en Yakoutie» среди школьников Республики Саха (Якутия). «Все мы любим путешествовать и узнавать мир. Вам предоставляется шанс побывать в роли экскурсовода для иностранных гостей и рассказать о своем родном селе, городе, улусе. Разработайте свой туристический маршрут для группы, состоящей из 20 школьников и 5 учителей. Расскажите о достопримечательностях, исторических местах, традициях своего родного села, города, улуса».

·        Олимпиада по французскому языку уровней А2, В1, В2, С1.

3. Встречи-семинары студентов с потенциальными работодателями (работники туристических агентств, гостиниц и др.)

4. Музыкальные, литературные вечера совместно с Национальной Библиотекой РС(Я).

Студенты кафедры активно участвуют во всех мероприятиях, проводимых кафедрой, институтом, университетом (Фестиваль науки, день Бега, «Посвящение в первокурсники», в ректорском смотре (хор и спектакль), в конкурсе «Music awards», в кафедральных мероприятиях – Дни Франкофонии (олимпиада, французская кухня, конкурс театров), Фонетик –шоу).

 

14.5 Достижения студентов в учебно-воспитательной деятельности и поощрения

Студенты французского отделения активно участвуют в мероприятиях разного уровня. В рамках республиканских дней французского языка и культуры «Франкофония», традиционно проводимых кафедрой с 1998 года, студенты французского отделения участвуют в организации мероприятий для школьников, студентов, учителей и преподавателей французского языка  

Достижения студентов:

1.В рамках Дней Франкофонии

1.1.                    Олимпиада по французскому языку по уровням:

А2- Протопопова Кюннэй (ФО-15-131);

В1- Саввинова Алина (ФО-14-231);

В2- Степанова Любовь (ФО-13-331).

1.2.                    Конкурс французской кухни (приняли участие около 150 студентов нашего университета)

1.3.                    Театральный франкоязычный фестиваль для школьников «Signes de temps» (Приняло участие 12 коллективов из 5 улусов Республики (около 200 школьников)). На участие в фестивале было подано 5 заявок. Из них для итогового просмотра были представлены 12 спектаклей. Всего в фестивале приняло участие около 200 школьников в возрасте от 5 до 23 лет. Фестивальные спектакли проходили на сцене Балагана во дворе Музея им. Ярославского. Работу коллективов оценивало компетентное жюри:

* Председатель жюри: Дидье Рамусс – преподаватель из Франции, доцент КФФ ИЗФиР СВФУ

Члены жюри:

* Виктор Ле Кам – преподаватель из Франции, доцент КФФ ИЗФиР СВФУ.

* В.В. Хомудаев – старший преподаватель КФФ ИЗФиР СВФУ

Конкурс оценивался по 2 возрастным группам:

группа 1 – школьники (1-11 класс) - до 15 минут;

группа 2 – студенты - до 15 минут.

Жюри оценивало спектакли по следующим критериям:

- произношение, знание текста, фонетика;

- исполнительское мастерство (артистизм, выразительность, четкость речи);

- зрительское восприятие (использование музыкального сопровождения, костюмов, декораций).

По итогам фестиваля лауреатами стали следующие коллективы по номинациям:

Гран-при фестиваля:

- Бердигистяхская гимназия (горный улус);

- Классическая гимназия (г Якутск);

 -Мастахская СОШ (Кобяйский улус);

 -Приз «Лучший актер» студентка гр. ФО – 331 Кисиляхова Марина.

Остальные участники награждены дипломами с различными номинациями и сертификатами участников.

1.4.                    Научно-практическая конференция (с международным участием) «Язык и культура в контексте современных исследований» (приняло участие 6 школьников, 8 студентов, 14 учителей).

1. Григорьева Л. (ФО-13-331) участие

2. Степанова Л. (ФО-13-331) участие

3. Павлов С. (ФО-13-331) участие

4. Строд М. (ФО-13-331) участие

5. Кисиляхова М. (ФО-13-331) 1 место

6. Слепцова С.(ФО-13-331) участие

7. Павлов Нюргун (ФО-14-231) участие

8. Филиппова Сахаяна (ФО-14-231) участие

1.5.                    Семинары учителей и преподавателей французского языка (15 учителей).

1.6.                    Конкурс для школьников, изучающих французский язык «Je suis internaute» (приняло участие 57 школьников). Конкурс состоял из 25 заданий, ответы на эти задания надо было найти на франкоязычных сайтах, которые принимались в виде ссылок. Было получено 57 заявок с правильными ответами.

Председатель жюри: Дидье Рамусс – преподаватель из Франции, доцент КФФ ИЗФиР СВФУ. Члены жюри: Виктор Ле Кам – преподаватель из Франции, доцент КФФ ИЗФиР СВФУ, В.В. Хомудаев – старший преподаватель КФФ ИЗФиР СВФУ; по итогам конкурса победителем стала ученица 8 класса Хамагатинской Саха-французской школы.

1.7.                    Конкурс для школьников «Туристические маршруты» (приняло участие 10 школьников).

1.8.                    Перевод олонхо «Элэс боотур» с якутского и русского языков на французский (приняло участие 5 школьников).

2. Научно-практическая конференция «Ломоносов 2016»: Строд Мира получила грант ректора на участие в конференции, Павлов Степан рекомендован на публикацию в Ломоносов.

3. Театр «Pierre de touche» под руководством Хомудаева Вадима Викторовича представлял Северо-Восточный федеральный университет на 20-м Международном Фестивале молодежных франкофонных театров «Maski». Театральная труппа, состоящая из студентов 3 курса французского отделения (Строд Мира, Кисиляхова Марина, Егорова Оксана, Григорьева Валерия и Степанова Любовь), с большим успехом представили на сцене пьесу по мотивам повести Чингиза Айтматова «Пегий пёс, бегущий краем моря». Постановка «Pierre de touche» был оценён не только громкими аплодисментами, но также был награжден компетентным жюри Маской за лучшую постановку на французском языке. По результатам конкурса студенческий франкоязычный театр «Pierre de touche» приглашен представлять Россию на международные студенческие театральные фестивали в Италии, Хорватии, Румынии, Тунисе.

4. Аспирантка Романова Любомира Григорьевна выиграла грант от посольства Франции (в рамках программы "Вернадский", направленной на оказание поддержки мобильности молодых ученых, Посольство Франции в России присуждает гранты (стипендии) аспирантам, проходящим обучение в совместной франко-российской аспирантуре).

5. Рождественские каникулы в Москве (Павлов Степан, ФО-13-331).

6. XII Семеновские чтения 2016 (март,2016 г.)

1. Григорьева В. (ФО-13-331) участие

2. Степанова Л. (ФО-13-331) Диплом 3 степени

3. Сивцева Вика (ФО-12-431) участие

4. Павлов Нюргун (ФО-14-231) диплом 3 степени

5. Минченко К.(М-ТПЯ-182) участие

6. Захарова К. (М-ТПЯ-182) участие

7. Марченков А. (М-ТПЯ-181) участие

8. Лебедева В. (М-ТПЯ-182) Диплом 1 степени

6. XX Лаврентьевские чтения 2016 (май, 2016 г.)

1. Минченко К.(М-ТПЯ-182) участие

2. Захарова К. (М-ТПЯ-182) участие

3. Лебедева В. (М-ТПЯ-182) участие

 

14.6 Развитие студенческого самоуправления

В институте созданы условия для включения студентов в процессы планирования, организации и реализации студенческого самоуправления. На факультетах и институтах, а также в студенческом городке функционируют студенческие советы. Развитие лидерства и инициативы у студентов очень успешно осуществляется в процессе работы в Студенческом совете, Профсоюзной организации студентов и иных студенческих общественных организациях. Работая в ПОСе, студенты принимают участие в работе различных комиссий (стипендиальной, социальной) и советах (ученом совете, совете старост, интеллектуальном, творческом совете) института и университета. Это требует от них умения выдвигать идеи, искать адекватную аргументацию их целесообразности, отстаивать свои интересы.

Работа в студенческом самоуправлении строится в соответствии со всеми значимыми сторонами университетской жизни. В структуре студенческого совета действуют следующие секторы: учебный сектор, научный сектор, финансовый, культурно-массовый, спортивный. Каждый из них имеет свой годовой план работы. Планирование, проведение мероприятий и анализ проделанной работы учит работать в команде, прививает навыки межличностных отношений, вырабатывает способность к критике и самокритике. Работа в молодежной профильной общественной организации (волонтерской, интеллектуальной, художественного творчества) формирует способность работать самостоятельно, разрабатывать и управлять проектами, развивает инициативность и предпринимательский дух. Все это относится к межличностным и системным компетенциям.

Студенты 1 курса ФО-15-131 Амаля Арутюнян и Осипова Ольга состоят в ПОСе и принимают участие во всех мероприятиях института.

 

14.7 Мероприятия по профилактике асоциальных явлений и правонарушений

- Проведение кураторских часов, профилактических бесед;

- Посещение общежития;

- Семинар –презентация «Антиреррор»;

- Встреча-лекция с куратором по МВД;

- Сотрудничество с Центром психологической поддержки студентов СВФУ;

- Мероприятия по профилактике ВИЧ.

 

14.8 Занятость студентов во внеучебное время

Во внеучебное время студентам предлагается широкий выбор факультативов, научных кружков, спортивных секций, кружков по интересам в КЦ СВФУ.

 

14.9 Изменения за отчетный период

Студенты ФО активно принимают участие в жизни студенческого самоуправления, проявляют большую активность в участии в мероприятиях, представляющих ИЗФиР и СВФУ.     

В текущем учебном году Павлов Нюргун приял участие на III Международной олимпиаде по иностранным языкам в г. Красноярске 01.04.2016. Он также выиграл Грант Университета Лаваль (Канада) по программе студенческой мобильности «Север-Север» Университета Арктики.