- 27 Ноября 2014
- 1041
Отчет секции 3.1 «Культура, искусство и педагогика в изменяющихся условиях Арктики» Международной научно-практической конференции ЮНЕСКО «Адаптация общества и человека в арктических регионах в условиях изменения климата и глобализации» 25 ноября 2014 г.
В программу секции 3.1. включены 72 участника. В её работе приняли участие культурологи, искусствоведы, педагоги, антропологи, социологи, психологи, историки, филологи из арктических регионов России, Швеции, США и Канады. Представительство участников составило циркумполярный круг культуры Арктики.
На секции состоялись международные междисциплинарные дискуссии по социо-гуманитарным вопросам жизнедеятельности в Арктике в условиях изменения климата: проблемы арктической школы, подготовки кадров, сохранения языков, культур, видов искусств, духовного наследия юкагиров, инуитов, саамов, русских старожилов, подготовки специалистов для работы в арктических условиях. Особый интерес вызвали выступления профессора К.Стоу из Университета Умео о культуре саами, Сандра Мелоди Кэмпбелл из Университета Альберты (Канада) о создании тематической сети Университета Арктики, Т.А.Бердниковой из кафедры общего языкознания и риторики филологического факультета СВФУ о современном состоянии нижнеиндигирского (русскоустьинского) диалекта, Л.С.Ядрихинской, руководителя лаборитории этнокультурного образования Педагогического института СВФУ об этнокультурной компетенции педагогов, З.И.Унаровой-Ивановой, профессора АГИКИ о наследии древней культуры юкагиров и инуитов, А.А.Павлова из Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера об истории образования в Колымском округе.
Участники дискуссий выразили единство позиций в мысли о необходимости сохранения хрупкого баланса арктической экосистемы и уклада жизни коренного населения Арктики, предоставления качественного современного образования, актуализации культурного наследия арктических народов как инновационного ресурса конструирования и преобразования арктической культурной среды. Весь спектр окрылённого художественного творчества, создающего мир Арктики, формирует экософское мировоззрение, этнокультурную идентичность арктических народов и надежду на оптимистический сценарий развития арктической циркумполярной цивилизации, хотя реальная жизнь требует незамедлительных действий по сохранению языков и культур народов Арктики, повышению качества жизни, стабилизации коренного населения, создания достойной социальной инфраструктуры.
Осознавая необходимость формирования гуманитарной составляющей стратегии развития Арктики в более широком понимании циркумполярности, культурного многообразия и целостности, участники секции сформулировали следующие предложения к Резолюции международной конференции:
· Утверждать современные арктические ценности – открытость, мобильность, обеспечение равного доступа к культурным ценностям и образовательным ресурсам жителей Арктики;
· Внести в законодательство об Арктике понятие «единство и
целостность природно-хозяйственного комплекса», тем чтобы объединить содержание целей природосбережения и народосбережения;
· Предложить государствам Арктического Совета разработать долгосрочную стратегию и программу, рассчитанную на создание благоприятной экологической и социокультурной жизни будущих поколений арктических жителей, поддержать проекты по применению традиционных знаний, культуры при разработке стратегий адаптации к изменениям климата;
· Разработать международные гуманитарные программы, нацеленные на поддержку творческого самовыражения представителей народов Арктики, на изучение культурного наследия Арктики как источника постоянно регенерируемого живого процесса творчества и созидания, интеграция науки, образования, культуры и искусства.
· Совершенствовать и укреплять инфраструктуры отдаленных арктических поселений, проводить социологический мониторинг оценки качества жизни населения на территории арктических регионов;
· Поддержать создание по инициативе Главы Республики Саха (Якутия) Российской Федерации Международного арктического центра культуры и искусств при Арктическом государственном институте культуры и искусств;
· Предложить Университету Арктики выступить одним из учредителей Международного арктического центра культуры и искусств при Арктическом государственном институте культуры и искусств, поддержать молодежные инициативы по развитию международного научно-образовательного сотрудничества, подготовке лидеров арктической молодёжи;
· Нацелить творцов культурных ценностей, деятелей образования и искусства на панарктическое сотрудичество по продвижению арктических ценностей, укрепляя «Зов Арктики»;
· Создать тематическую сеть по библиотечно-информационным технологиям Университета Арктики в Республике Саха (Якутия);
· Просить руководство Финансово-экономического института опубликовать материалы секций 3 и 3.1 отдельным изданием, для чего предусмотреть в плане изданий ФЭИ и АГИКИ соответствующие средства.
Модераторы подсекции 3.1 Винокурова У.А.,
Неустроев Н.Д.
К.Стуур (Швеция)
Учебно-научная лаборатория этнокультурного образования кафедры начального образования ПИ СВФУ выступила соорганизатором подсекции 3.1. «Культура, история и педагогика в изменяющихся условиях Арктики» на Международной научно-практической конференции «Адаптация человека в арктических регионах в условиях изменения климата и глобализации», которая состоялась 25 ноября в Арктическом государственном институте культуры и искусства.