Новости

  • 18 Ноября 2014
  • 948

Вырезка из интервью Алексея Иннокентьевича Голикова, доктора педагогических наук, директора педагогического института СВФУ, газете "Наш университет" - "Где закаляется учитель"

Для всех первоклассников, учащихся, студентов на протяжении многих лет главным лицом является Учитель. Каким должен быть педагог нового века и как его воспитать, рассказал директор Пединститута СВФУ Алексей Голиков.



Как обучить и воспитать хорошего учителя в самом глубоком смысле этого понятия? Ведь общество предъявляет повышенные требования к личности педагога в самом широком понимании этой специальности. Готовы ли вы к этим вызовам?

Добиться того, чтобы качество подготовки студентов соответствовало современным требованиям и профессиональным стандартам педагога, непросто. Мы имеем дело с людьми, студентами, а они бывают разные, и, чего скрывать, мотивы поступления в институт тоже разные. Мы, профессорско-преподавательский состав, прилагаем большие усилия, чтобы вчерашние школьники за время обучения в стенах нашего института приобрели необходимые знания и овладели всеми тонкостями своей будущей профессии, профессии учителя.

Какие шаги сделаны в этом направлении?

Первый шаг ‒ изменение принципов подготовки педагогов, разработка новых основных образовательных программ бакалавриата и магистратуры в соответствии ФГОС и профстандарта педагога. Главным принципом подготовки педагогов должна стать интеграция, осуществляемая с первых этапов обучения в в сочетании с квалификацией ведущих преподавателей и высококвалифицированных специалистов-практиков, обеспечивающая высокий уровень в области подготовки педагогических кадров, формирования у студентов профессиональных компетенций, требуемых в профстандарте педагога.

Второй шаг – непосредственное участие работодателей в разработке и реализации основных образовательных программ. Практико-ориентированный характер подготовки бакалавров предусматривает психолого-педагогическую подготовку в реальных производственных условиях на базе современно оснащенной образовательной среды. В 2014 году Педагогический институт для проведения практических и лабораторных занятий, организации учебно-методической и научно-исследовательской работы студентов заключил договора с 23 образовательными учреждениями Якутска и открыл ресурсные центры по дошкольному образованию – на базе детского сада №39 Якутска, начальному образованию – на базе Якутской городской национальной гимназии.

Третьим шагом является построение карьерно-образовательной перспективы для педагогов.

В этом году университет запустил проект «100 магистров». В разработке магистерских программ приняли участие специалисты управления образования и директора школ г. Якутска. Педагогический институт разработал пять новых программ: «Семейное тьюторство», «Менеджмент в системе дошкольного образования», «Проектный менеджмент в образовании», «Технологии и менеджмент электронного обучения» и «Инновационные процессы в образовании».

Учителей начальных классов готовят училища и колледжи. Специалисты со средним образованием, как правило, теряют в зарплате, возможно, ограничены перспективы дальнейшего трудоустройства. Что предпринимаете вы в этом направлении?

В 2014 году институт сохранил 71 плановое место для заочной формы обучения. В связи утверждением профессионального стандарта педагога в Минюсте РФ заочная форма обучения с этого года стало актуальной для педагогов, имеющих среднее профессиональное обучение. В перспективе нами запланировано открытие новых образовательных программ прикладного бакалавриата по профилям: «Дошкольное образование», «Начальное образование», «Технология», в разработке которых необходимо непосредственное участие работодателей. Эти вопросы были рассмотрены на августовском совещании работников образования и поддержаны Министерством образования РС(Я) в части госзаказа на обучение для педагогов, имеющих среднее профессиональное образование. В рабочей группе по разработке программ примут участие специалисты-практики.

Существует кадровый дефицит во многих образовательных учреждениях республики. Не хватает учителей химии, биологии, физики, иностранных языков, математики, и этот перечень можно продолжить…

Учителей по вышеперечисленным предметам Педагогический институт не готовит. Они обучаются в других институтах и подразделениях СВФУ: в Институте математики и информатики, Физико-техническом институте, Институте естественных наук. Это их компетенции. Но я бы заметил, что было бы целесообразнее всех будущих учителей-предметников обучать в одном месте ‒ в Педагогическом институте, как, например, обучают в Санкт-Петербургском государственном педагогическом университете имени А. Герцена. Но это уже другой разговор… 

Мы готовим учителей начальных классов, педагогов дошкольных образовательных учреждений, технологов. В 2014 году выпустили 305 студентов, в том числе 197 студентов очного обучения и 108 студентов заочного обучения. Из выпускников очной формы обучения свободное трудоустройство получили 41 человек, остальные 156 выпускников нашего института начнут свой профессиональный педагогический путь в школах, дошкольных образовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования республики. Все трудоустроены по специальности и профилю. 102 студента заключили договора с улусными управлениями образования. Так что наши выпускники, думаю, доехали до мест назначения и первого сентября проведут свои первые уроки в День Знаний.

Ваш институт находится в уютном и красивом здании. Несколько лет в нем шел капитальный ремонт. Какие-то проблемы материально-технического плана остались?

Ремонт длился шесть лет, в некоторых местах он еще не закончен, например, на первом этаже. Конечно, проблемы, как и во всяком крупном заведении имеются. На сегодняшний день не все учебные аудитории оснащены мультимедийным оборудованием (интерактивными досками, проекторами), необходим комплект оборудования для проведения физического практикума, практикума по методике профессионального обучения и практикума по рабочей профессии. Еще одним из важных замечаний является своевременное обновление печатных и электронных изданий учебной библиотеки Педагогического института по новым программам бакалавриата и магистратуры. 

На совещании у ректора СВФУ Евгении Михайловой была поддержана заявка Педагогического института по модернизации материально-технической базы лабораторий и малых академий педагогического института СВФУ на сумму 9 млн 190 тысяч 880 рублей по программе развития СВФУ на 2014 год. Будет приобретена компьютерная оргтехника, комплекты оборудования и методического обеспечения нового поколения для учебного практикума, столярно-слесарное оборудование для проведения учебно-лабораторных работ, практических занятий, факультативов, комплекс психологического оборудования.

Надеемся, что ваши пожелания будут услышаны и решены. Сколько абитуриентов стало первокурсниками института? Что вы пожелаете своим студентам накануне Дня знаний?

В этом году мы приняли 184 бакалавра на очное отделение, 127 бакалавров на заочное отделение и 50 магистров на очно-заочное обучение. Педагогический институт является одним из старейших учебных заведений республики со своим укладом и сложившимися традициями, которому более 70 лет. В институте созданы все условия для саморазвития и самореализации современной личности. Институт успешно развивается в соответствии с требованиями современных стандартов образования. Я надеюсь, что студенты правильно выбрали свою будущую профессию – сеять доброе, вечное и разумное.

Автор: Подробно http://nu.s-vfu.ru/interview/gde-zakalyaetsya-uchitel

Разрешено копирование статей, только при наличии активной (кликабельной) ссылки на страницу-источник сайта Северо-Восточного федерального университета. Ссылка должна находиться непосредственно рядом с материалом, должна быть видимой и прямой (без использования java-скриптов).

Об институте Нормативные документы Новости Абитуриенту Администрация ПИ Сотрудники института Кафедры Учебный процесс Расписание Расписание заочной формы Научная деятельность Учебно-методическая работа Учебно-методический центр ДПО Учебная библиотека Заявления (образцы) Студенческая жизнь Фотогалерея Практика Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса Профбюро Образовательные стандарты и требования Список журналов систем Web of Science и Scopus Ежегодная методическая олимпиада Круглый стол - "Педагогическое наследие сегодня" Педагогический опыт учителей Республики Саха (Якутия) Музей истории педагогического образования ПИ СВФУ Студенческий педагогический отряд педагогического института СВФУ «ДАР» Локальные нормативные акты по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности Отчеты Малая психолого-педагогическая академия Портфолио студентов ПИ