Новости

Возможности КСО для реализации ФГОС общего образования

  • 2467

Возможности КСО для реализации ФГОС общего образования

Работа по пропаганде и внедрению инновационных этнокультурных образовательных технологий (коллективного способа обучения КСО – куолаан уерэтии, Сатабыл и педагогика олонхо) была начата в республике более 20 лет назад. С введением ФГОС интерес к ним возрос, так как они наилучшим образом сочетают в себе функции обучения и воспитания с учетом этнических особенностей субъектов образования. Были приняты «Концептуальные основы этнопедагогизации учебно-воспитательного процесса с использованием этнокультурных образовательных технологий» (2009), в СВФУ открыта учебно-научная лаборатория этнокультурного образования (2011), проведены курсы повышения квалификации учителей, конференции (2012, 2014), созданы опорные школы.

 В июне 2014 года Министерство образования РС (Я) создало Временный творческий коллектив (ВТК) по разработке и внедрению этнокультурных образовательных технологий для реализации ФГОС общего образования. Инициатором  проекта по внедрению КСО является Семенова Александра Дмитриевна, доктор педагогических наук, профессор-наставник, ведущий специалист учебно-научной лаборатории этнокультурного образования пединститута СВФУ.  В творческий коллектив вошли ведущие учителя, передовые педагоги республики, идейные носители  технологии КСО: Говорова Агафья Илларионовна, директор авторской школы г. Якутска, Будищева Наталья Николаевна, к.п.н., учитель математики, зам. директора СОШ №33 г. Якутска, Новгородова Антонина Иннокентьевна, к.п.н., доцент ИРОиПК и многие учителя, применяющие КСО в данное время.

Коллективный способ обучения (КСО) как педагогическая технология в свое время очень активно распространялась и приобрела своих поклонников, были и оппоненты, которые критиковали такую форму организации учебного процесса. Но время показало, что КСО – эффективная и многомерная образовательная технология. Она не только выжила, но в разные годы продолжала практиковаться под разными названиями, что доказывает ее многомерность и универсальность. Например, «технология естественного общения» (ТЕО), «демократическая система обучения по способностям» (ДЕМСОС), «дидактическая многомерная технология» (ДМТ), «обучение в диалоге», «взаимообучение», «технология обучения и воспитания саморазвивающейся гармоничной личности» и т.п.

При всем этом коллективный способ обучения остается самим собой - это здоровьесберегающая технология, интеллектуально-развивающая технология, технология самообучения, взаимообучения, технология самоуправления, взаимоуправления, технология демократической системы обучения по способностям, технология педагогического процесса в контексте деятельностного подхода, технология гуманного обучения, которая создает комфортную психологическую среду на уроке, формирует коммуникативные способности и отвечает требованиям нового стандарта.

В Майинском лицее Мегино-Кангаласского улуса 29 сентября 2014 года проведен интерактивный семинар для учителей по теме «Технология взаимообучения для реализации требований ФГОС общего образования» Новгородовой Антониной Иннокентьевной, к.п.н., доцентом кафедры естественнонаучного образования Института развития образования и повышения квалификации и Ядрихинской Лидией Сергеевной, к.п.н., доцентом, заведующей учебно-научной лабораторией этнокультурного образования кафедры начального образования Пединститута СВФУ. Техническое сопровождение обеспечено Ляшеевым Дмитрием Васильевичем, начальником сектора автоматизации учебного процесса Пединститута СВФУ.

Майинский лицей (Майинская гимназия) работает с 1994 года по технологии ДЕМСОС (Демократическая система обучения по способностям). В том году учителя гимназии проходили курсы повышения квалификации в Красноярском краевом институте у самого автора технологии КСО, Дьяченко Виталия Кузьмича.

Под руководством научных руководителей Говоровой Агафьи Илларионовны, затем Семеновой Александры Дмитриевны педагогический коллектив гимназии начал внедрять данную технологию в учебный процесс. Вся организация учебно-воспитательного процесса была изменена под эту технологию: расписание уроков было составлено по принципу концентрированного обучения в виде спаренных уроков (2-3-х предметное недельное погружение), были составлены индивидуальные образовательные маршруты учащихся, что обеспечило возможность опережающего обучения по способностям. Заместитель директора по научно-методической работе - Шишигина Февронья Васильевна, заместитель директора по учебной работе - Санникова Светлана Семеновна, психолог-педагог - Андросова Евгения Иннокентьевна провели большую организационно- методическую работу во внедрению технологии ДЕМСОС. Успешно работали по данной технологии учителя гимназии – Ларионова Люция Иннокентьевна, Почетный работник общего образования РФ, «Лучший учитель России», Сергучева Анна Иннокентьевна, Заслуженный учитель РФ, «Лучший учитель России», Харитонов Сергей Афанасьевич, Отличник образования РС (Я) (ныне директор Майинского лицея), Васильева Антонина Гаврильевна, Отличник образования РС (Я), Тимофеева Ньургуйаана Матвеевна, Отличник образования РС (Я), Иванова Изольда Владимировна, Отличник образования РС(Я), Слободчикова Тамара Егоровна, Отличник образования РС (Я), «Лучший учитель России», Шарина Раиса Петровна, Отличник образования РС (Я), Павлова Альбина Гаврильевна, Почетный работник общего образования РФ и др.

В практической части семинара проведены два урока по применению технологии ДЕМСОС Сергучевой Анной Иннокентьевной, учителем биологии Майинского лицея.

Первый урок по анатомии в 9 классе Анна Иннокентьевна провела по горизонтальной методике КСО - методике Ривина (поабзацная проработка текста). Тема занятия «Спинной мозг. Головной мозг». Дети очень активно работали в парах сменного состава. Несомненно, все убедились, что данная технология развивает речь учащихся, учащиеся учатся говорить, рассказывать. В классе была рабочая атмосфера, каждый учащийся работает, друг другу рассказывают вполголоса, но данный рабочий шум не мешает никому, все работают, все увлечены. Несомненно, после данного урока учащиеся ушли с прочными знаниями по данному предмету.

Второй урок проведен по подсистеме КСО «Вертикаль» с использованием методик «Взаимопередача тем» и «Простая развивающая кооперация». Каждому ученику были даны индивидуальные планы, ориентируясь на который, учащиеся самостоятельно изучают новые темы по своему темпу и возможностям. Некоторые учащиеся изучают курс 10 класса. По методике простой развивающей кооперации учащиеся работали в группе. Задания учащимся было таковым - составить план выступления и выступить с информацией перед группой кратко, четко, придерживаясь плана ответа, если есть демонстрационный вариант, то использовать. Дети справились с данной задачей.

Результативность работы Сергучевой Анны Иннокентьевны очень высокая. Ею подготовлено много участников всероссийских и международных олимпиад, форумов, конференций: среди них участники и  победители российских, международных экологических конференций в Иссык-Куле, Лондоне, Тайване, Японии, Исландии, на Байкале - всего 69 (из них 48 мальчиков) суперфиналистов по экологии и биологии. Ее ученики занимали 1-3 места во Всероссийских и Международных олимпиадах по экологии.

Семинар по теоретическим вопросам КСО и проведенные уроки были сняты на видео с целью обучения в дальнейшем учителей республики, которых заинтересуют возможности данной технологии. Материалы о КСО будут выставлены на сайте СВФУ в папке педагогического института. Цель интерактивного обучения – облегчить труд учителей, внедряющих новую для них, но эффективную образовательную технологию. Коллективные занятия и выступления педагогов записаны в реальном времени, поэтому могут быть шероховатости, ошибки и недочеты, но основные принципы работы педагога по КСО будут видны и понятны каждому.


 В планах ВТК - разработка учебников, учебных и дидактических пособий, цифровых образовательных ресурсов, которые помогут учителям применять КСО (ДЕМСОС), обучать учащихся в парах постоянного состава в начале, затем в парах сменного состава по всем предметам и по всем классам, начиная с первого класса, т.е. с начальной школы до окончания школы.

Надеемся, что  применение КСО поможет качественно внедрять новый стандарт в системе общего образования, и реально повысить тем самым результаты ЕГЭ. 

Автор: Новгородова А.И., к.п.н., доцент ИРОиПК, Ядрихинская Л.С., к.п.н., доцент ПИ СВФУ

Разрешено копирование статей, только при наличии активной (кликабельной) ссылки на страницу-источник сайта Северо-Восточного федерального университета. Ссылка должна находиться непосредственно рядом с материалом, должна быть видимой и прямой (без использования java-скриптов).

Об институте Нормативные документы Новости Абитуриенту Администрация ПИ Сотрудники института Кафедры Учебный процесс Расписание Расписание заочной формы Научная деятельность Учебно-методическая работа Учебно-методический центр ДПО Учебная библиотека Заявления (образцы) Студенческая жизнь Фотогалерея Практика Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса Профбюро Образовательные стандарты и требования Список журналов систем Web of Science и Scopus Ежегодная методическая олимпиада Круглый стол - "Педагогическое наследие сегодня" Педагогический опыт учителей Республики Саха (Якутия) Музей истории педагогического образования ПИ СВФУ Студенческий педагогический отряд педагогического института СВФУ «ДАР» Локальные нормативные акты по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности Отчеты Малая психолого-педагогическая академия Портфолио студентов ПИ