- 717
Неделя адаптации «Вуз и я» в Педагогическом институте
Первый месяц учебы для первокурсников – это знакомство… открытие… очень много нового и непонятного, трудное принятие всего, о чем говорят…, чтобы «упростить» восприятие всего этого и тем самым несколько «смягчить» тревожное состояние новичка в ПИ СВФУ имени М.К. Аммосова идут недели адаптации студента к новым условиям жизни. Это: занятия с элементами тренинга, встречи, консультации, индивидуальные беседы … – все по Проекту программы адаптации: «Вуз и я» психологического кабинета кафедры возрастной и педагогической психологии педагогического института. Основная цель: помощь новичкам снять внутренний дискомфорт, напряженность, чувства тревоги, снижения чувства самоценности и уверенности в себе, что затрудняет ему успешно взаимодействовать в своем окружении с другими людьми. У первокурсников, например, в первое время всегда существует барьер в контакте не только с преподавателями, но и с однокурсниками и кураторами группы. Они очень сильно переживают отсутствие общения со школьными друзьями, друзьями с детства, с родителями, их постоянно беспокоит отсутствие эмоциональной поддержки родных и близких. Многим, особенно юношам, крайне тяжелым испытанием является переход в режим труда и отдыха в новых условиях. Кроме того в процессе учебных занятий их постоянно «пугают» публичные выступления перед своими однокурсниками и вузовскими преподавателями.
Основной причиной этому может быть неумение осуществить студентами психологическую саморегуляцию (отсутствие навыков выполнения самостоятельных работ, неумение конспектировать, работать с первоисточниками, словарями, каталогами) и отсутствие четко осознаваемой мотивационной готовности к выбранной профессии. Такое состояние «неадаптивности» нередко может сопровождаться какими-то неадекватными для их нового статуса проявлениями в поведении и общении. Могут случиться и явные нарушения дисциплины, несовместимые высокого звания студента ВУЗа. Адаптированный студент – это субъект жизнедеятельности и своего дальнейшего развития, он способен использовать данную ему социальную ситуацию студенчества для решения задач сегодняшнего дня и формирования предпосылок движения вперед.
В рамках Проекта далее в течение полугодия кабинет планирует:
- встречи ветеранов-педагогов со студентами;
- тренинговые и другие творческие занятия;
-изучение и заполнение адаптационных карт, составление «Карты индивидуального образовательного маршрута студента».
- содействие самоопределению студентов к участию в Проектах кабинета: ««Личность в межкультурном пространстве» и «Мир Детства - не имеет границ и расстояний».
Так, с первого дня студенческой жизни молодых людей психологи-преподаватели кафедры ВиПП вместе с кураторами, руководителями института, кафедр и активистами студенческих организаций становятся наставниками, консультантами, сопровождая новичков в их индивидуальном движении в учебе, в устройстве, налаживании быта и отдыха.