Новости

  • 24 Марта 2022
  • 235

УЧЕНЫЙ. ПЕДАГОГ. ПОЭТ-САТИРИК

В этом 2022 году педагогическая общественность Якутии отмечает 105-летие В.Ф.Афанасьева -Алданского, известного педагога, первого доктора педагогических наук, профессора, заслуженного деятеля науки РС(Я), полного кавалера педагогических медалей имени К.Д. Ушинского, Н.К.Крупской, А.С. Макаренко, члена Союза писателей РС(Я).

           Наследие В.Ф. Афанасьева – его многочисленные монографии, учебные пособия, учебники, научные статьи, концептуальные разработки методических пособий в помощь учителю, исследования по этнопедагогике, истории образования и просвещения республики вписаны золотыми буквами в Галерее выдающихся ученых-педагогов Якутии.

           История народного образования и развитие педагогической мысли рассматриваются в неразрывной связи с основными социально-экономическими этапами исторического развития Республики Саха (Якутия). Отрадно, что ХХП всероссийская научно-практическая конференция «Афанасьевские чтения» проходит в год 100-летия государственности РС (Я).

           Афанасьев В.Ф. - был первым в Якутии специалистом по истории педагогики. Говоря об его фундаментальной монографии ’’Школа и развитие педагогической мысли в Якутии”, крупный специалист по истории педагогики Ш.И. Ганелин подчеркнул, что это удачное и серьезное исследование, впервые дающее в систематическом виде историю школы и народного образования в Якутии.

           Он являлся одним из основателей теории народной педагогики в России. Доказательством тому выпущенное исследование ’’Этнопедагогика нерусских народов Сибири и Дальнего Востока” (1979). Эта работа была отмечена как серьезный вклад в развивающую отрасль педагогики - этнопедагогики.. В этом труде всесторонне исследовал истоки народного воспитания у коренных народов Сибири - якутов, бурят, тувинцев, хакасов и народов Севера, установил общие закономерности и тенденции их развития.

Большой вклад в педагогическую науку вносят труды В.Ф.Афанасьева, раскрывающие взаимосвязь и взаимовлияние народов в деле обучения и воспитания детей. В таких трудах как Н.К. Крупская, М.И. Калинин в развитии народного образования в республиках Сибири, Поволжья и Дальнего Востока раскрываются особенности регионов в просвещении народов. Показывая роль русского народа в развитии культуры и просвещения якутского народа, Виктор Федорович широко освещал в печати влияние педагогических взглядов Л.Н. Толстого на развитие якутской школы, влияние А.С. Пушкина, А.М. Горького на развитие якутской литературы. Здесь следует отметить капитальный труд, выпущенный в соавторстве с Л.М. Морозовой ’’Горький и Якутия”.

           За последние годы жизни Виктор Федорович работал особо плодотворно, выпустил несколько монографий: ’’Роль Н.К.Крупской в строительстве советской школы народов Поволжья, Сибири, Дальнего Востока и Якутии” (Красноярск, 1987), учебное пособие ’’Культурно-просветительная, педагогическая и общественная деятельность декабристов Сибири” (Якутск, 1989), ”Из истории института усовершенствования учителей // Методической службе - перестройку” (Якутск, 1989) и монографию ’’Культурно-просветительная, педагогическая и общественная деятельность ссыльных революционеров в Сибири” (Владивосток, 1991). В этих научных трудах профессор особо обратил внимание на просветительную,: педагогическую деятельность передовых людей в просвещениии народа, в оказании практической помощи им в деле подготовки квалифицированных кадров национальных республик.

По итогам пленарного заседания XXII Афанасьевских чтений, перед Научной библиотекой СВФУ поставлена задача по оцифровке трудов В.Ф. Афанасьева «Школа и развитие педагогической мысли в Якутии» (1966), «Этнопедагогика нерусских народов Сибири и Дальнего Востока»(1979).

     Труды Виктора Федоровича составляют «Ядро библиотечного фонда учебной библиотеки ПИ» – в котором тщательно отобранные по качеству профильные документы, содержат фундаментальную, проверенную временем информацию, ценность которых является общепризнанной и классической. Цифровые технологии позволяют зафиксировать информацию, внешний вид физических объектов, что является достаточным для многих целей, только сами оригинальные объекты дают нам возможность по-настоящему прикоснуться к прошлому. Коллекции трудов, хранящихся в стенах библиотеки ПИ, позволяют пользователям «чтить прошлое и создавать будущее».    

        Учебная библиотека организовала и подготовила книжную выставку «Ученый. Педагог. Поэт-сатирик» из книжного фонда УБ ПИ и отдела книгохранения, культурного наследия НБ СВФУ. Приглашаем всех желающих ознакомиться с научными трудами В.Ф. Афанасьева. Удачи всем !

Учебная библиотека ПИ.


Афанасьевские чтения 2022

Автор: Бортник Николай Романович

Разрешено копирование статей, только при наличии активной (кликабельной) ссылки на страницу-источник сайта Северо-Восточного федерального университета. Ссылка должна находиться непосредственно рядом с материалом, должна быть видимой и прямой (без использования java-скриптов).

Об институте Нормативные документы Новости Абитуриенту Администрация ПИ Сотрудники института Кафедры Учебный процесс Расписание Расписание заочной формы Научная деятельность Учебно-методическая работа Учебно-методический центр ДПО Учебная библиотека Заявления (образцы) Студенческая жизнь Фотогалерея Практика Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса Профбюро Образовательные стандарты и требования Список журналов систем Web of Science и Scopus Ежегодная методическая олимпиада Круглый стол - "Педагогическое наследие сегодня" Педагогический опыт учителей Республики Саха (Якутия) Музей истории педагогического образования ПИ СВФУ Студенческий педагогический отряд педагогического института СВФУ «ДАР» Локальные нормативные акты по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности Отчеты Малая психолого-педагогическая академия Портфолио студентов ПИ