История кафедры
Кафедра педагогики дошкольного образования — одна из составляющих структур Северо-Восточного федерального университета, где ведется обучение по направлению 44.03.01 «Педагогическое образование» по профилю «Дошкольное образование» и по магистерской программе 44.04.01 «Менеджмент в системе дошкольного образования».
На кафедре сосредоточен научный и богатый с практическим опытом потенциал профессионалов-педагогов; создана необходимая материально-техническая база, которая позволяет обеспечить качественное проведение учебного процесса и научных изыскании на современном уровне. Здесь сформировались сильные позиции в научно-исследовательской, научно-методической сфере: функционирует учебная лаборатория; развиваются научные школы в тесном сотрудничестве с академической наукой; регулярно проводятся научные, научно-методические конференции, проблемные курсы и мн. др.
В 1989 г. на педагогическом факультете Якутского государственного университета по инициативе Г.А. Савенковой была создана кафедра педагогики дошкольного воспитания, осуществляющая подготовку по специальности 030900 «Дошкольная педагогика и психология». В 1993 г. был набран первый курс 3-летнего заочного обучения на базе среднего специального образования. Старейший работник высшей школы, ветеран педагогического труда, «Отличник народного просвещения РСФСР», «Учитель учителей РС(Я)» Галина Александровна Савенкова внесла огромный вклад в развитие дошкольного образования Якутии.
С самого открытия на кафедре в разное время успешно работали Савенкова Г.А., Глезер В.А., Гоголева А.Н., Гоголева С.В., Гуляева П.И., Карамзина У.А., Унарова С.Н., Харитонова М.Н. и др.
С 1991 г. кафедра, возглавляемая Григорьевой Антониной Афанасьевной, д.п.н., профессором, действительным членом Международной педагогической академии, расширила круг вопросов и направлений своих научно-методических поисков в деле подготовки специалистов высшей школы.
При непосредственной инициативе и участии Антонины Афанасьевны в 1998-99 учебном году совместно с МО PC (Я) впервые в республике был осуществлен прием студентов по заочной (с элементами дистанционной) форме обучения по специальностям «Педагогика начального образования» и «Дошкольная педагогика и психология». В связи с этим была проведена большая организационная работа по разработке учебно-методических комплексов в электронном варианте с методическими указаниями по изучению курсов, с заданиями для самопроверки и с итоговыми тестовыми заданиями по всем дисциплинам учебного плана. Преподавателями кафедры разработаны более 100 наименований учебно-методической литературы и более 80 рабочих программ по циклам дисциплин. За эти годы по данной форме обучения окончило более чем пятисот выпускников дошкольного отделения. Многочисленные специалисты получили возможность без отрыва от производства повысить свою квалификацию — получить высшее образование.
Весомая заслуга в организации целенаправленной подготовки кадров по чрезвычайно востребованной в PC (Я) специальности «Логопедия» принадлежит А.А. Григорьевой. В 2002 г. на базе специализации стало возможным открытие специальности «Логопедия», а в 2003 г. — «Олигофренопедагогика». В 2007-08 учебном году осуществлен первый выпуск по специальности «Олигофренопедагогика с дополнительной специальностью логопедия» — универсальных специалистов-дефектологов, способных оказывать коррекционно-педагогическую помощь различным категориям детей с проблемами в развитии.
Ведущие преподаватели кафедры являются участниками ежегодных конкурсов НМС СВФУ. В разные учебные годы победителями в профессиональных конкурсах среди профессорско-преподавательского состава СВФУ в номинациях «Лучший доцент», «Лучший ассистент», «Лучшее учебное пособие», «Лучшее учебно-контролирующее средство», «Лучшая проблемная лекция», «Лучший научный руководитель» и т.д. стали А.А. Григорьева, Л.С. Ядрихинская, А.Н. Гоголева, С.В. Гоголева, У.А. Карамзина, М.И. Баишева, Л.В. Попова, И.А. Юдина, Н.А. Бессмертная, Л.И. Максимова и др.
На кафедре под руководством профессора А,А, Григорьевой действует научная школа: «Научно-методическое сопровождение развития системы дошкольного образования в условиях Севера». Научная школа объединяет представителей научной педагогической общественности – 59 чел; из них преподавателей СВФУ – 35 чел.; др. организаций – 24 чел. (АПК и ППРО г. Москва; ГНОУ лицей-интернат «Республиканский лицей (РЛ) РС(Я)»; ЧГИФКиС п. Чурапча РС(Я); УО г. Якутска, Горного, Нюрбинского, Хангаласского улусов РС (Я); ДОУ г. Якутска и др.).
В 2014 г. в рамках инициативного проекта «100 магистрантов» Управления образования города Якутска и СВФУ им. М.К. Аммосова началось внедрение 12 инновационных программ педагогического направления. В связи с этим научной школой кафедры разработана и внедрена магистерская программа 44.04.01 «Менеджмент в системе дошкольного образования», руководитель к.п.н., доцент Л.В. Попова, осуществлен набор из числа ведущих педагогов дошкольного образования республики. Данная программа направлена на обеспечение системы образования и науки кадрами высокой квалификации, способными осуществлять профессиональные задачи в инновационных условиях и готовыми к самостоятельной научно-исследовательской и управленческой работе в образовательных организациях, обеспечивающих качество, полипрограммность, вариативность содержания и функционирования современного дошкольного образования.
Деятельность научной школы внесла определенный вклад в теоретико-методологическую и научно-практическую разработку актуальных аспектов проблемы становления и развития личности будущего учителя.
На кафедре активно ведется научно-исследовательская работа студентов. С 2015г. студенты кафедры принимают активное участие в работе Международного студенческого научного форума в г. Москва. В последние 3 года студенты кафедры в составе команд института одержали победу в международных, российских психолого-педагогических олимпиадах, Всероссийском открытом конкурсе научно –исследовательских работ студентов (А.Антонова МСДО -18, К.Лопухова ДО -15, В.Берендяева ДО -18, Л.Макарова ДО -17, А.Бугаева ДО -16).
Потенциал кафедры дошкольного образования, созданный трудом профессорско-преподавательского состава в течение 30 лет, позволяет на высоком уровне решать современные задачи высшего образования, открывать новые направления и образовательные программы для подготовки педагогических кадров.