Учебно - методическая работа кафедры ДО
Целью методической работы кафедры дошкольного образования является совершенствование качества образовательного процесса в соответствии с миссией и стратегией университета, обеспечение профессиональной подготовки квалифицированных специалистов дошкольного образования, обладающих общекультурными, профессиональными и специальными компетенциями, готовых к профессиональной деятельности.
Приоритетным направлением деятельности кафедры является внедрение интерактивных образовательных технологий.
Наиболее актуальными компетенциями будущих педагогов является развитие коммуникативных навыков для работы с детьми, проективных и исследовательских компетенций. В соответствии с данными задачами мы условно разделили применяемые интерактивные образовательные технологии на 2 группы:
- технологии, направленные на интерактивное общение участников педагогического процесса, диалоговые формы лекций, занятий, побуждающие к активной умственной деятельности, развитию коммуникативных навыков и мотивации (интерактивные лекции, тренинги, групповые формы, работа в командах, «Карусель», дебаты, «Аквариум», мозговой штурм, дискуссии, игровые технологии).
- технологии, направленные на деятельностный подход, на развитие исследовательской деятельности, самостоятельность, творческое решение познавательных задач, проектирование (педмастерская, метод проектов, «Перевернутый класс», «Ментальные карты» Т. Бьюзена, технология поиска информации, технология контекстного обучения) и др.
Баишева М.И. успешно использует технологию «Лекция-пресс-конференция». Провела занятие в гр. ДО-16 по дисциплине «Теория и методика формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»
Лекция-пресс-конференция – это лекция, которая представляет собой дискуссию для определения уровня усвоения темы занятия. По содержанию лекции студенты готовят вопросы преподавателю. Это может быть брифинг, т.е. на все вопросы, задаваемые студентами, даются краткие ответы. С целью выявления познавательной удовлетворенности студентов в конце лекции проводится анализ посредством методов «Методу шести шляп» Эдварда Де Боно, эссе, контент-анализ пресс-конференции (анализ мнений студентов о пресс-конференции) и др.
Иванова М.К. использует на занятиях лекции – дискуссии. Особенность лекций-дискуссий - это взаимодействие преподавателя и студента, свободный обмен мнениями, идеями и взглядами по теме занятия.
Божедонова А.П. использует лекции с заранее запланированными ошибками. Данный метод позволяет развить у студентов умение оперативно анализировать профессиональные ситуации, выступать в роли экспертов, оппонентов, выделять неверную и неточную информацию.
Дедюкина М.И. использует на занятиях интерактивные технологии, работу в группах, парную работу, работу в тройках, методы «Карусель», мозговой штурм, «Незаконченные предложения», «Броуновское движение» и др.
Николаева А.В. имеет большой опыт по использованию технологии педагогической мастерской. По этой технологии А.В. работает и со студентами, и воспитателями ДОО на семинарах, курсах повышения квалификации.
Попова Л.В. внедряет технологию «УниверСАМ инноваций».
Сущность технологии состоит в формировании мотивации к научно-исследовательской деятельности, равноправное общение студентов и преподавателя, разработка собственного продукта учебного плана. Вкратце можно отметить, что интересным в этой технологии является то, что студенты не только осваивают учебную тему, но и создают свой «пробный» продукт.
Максимова Л.И. использует технологию знаково-контекстного обучения. Концепция знаково-контекстного обучения разработана А. А. Вербицким в рамках деятельностной теории усвоения социального опыта. Знаково-контекстное обучение или просто контекстное, это такое обучение, в котором с помощью всей системы дидактических форм, методов и средств моделируется предметное и социальное содержание будущей профессиональной деятельности специалиста, а усвоение им абстрактных знаний как знаковых систем наложено на канву этой деятельности.
Максимова Л.И. разработала тестовые задания по дисциплинам «Педагогика семьи», «Педагогическое мастерство» Тесты загружены в систему онлайн-тестирования студентов СВФУ по адресу: http://fest/teststud.s-vfu.tu.
Николаева Л.В. Использует технологию «Перевернутый класс». Особенность технологии состоит в том, что меняются местами аудиторная и внеаудиторная работа. Термин «перевернутый класс» является буквальным переводом английского термина "flipped classroom" или "inverted classroom" («чтение дома, а домашняя работа в классе»).
Аудиторное время используется для интерактивных видов деятельности, которые развивают самостоятельность и креативность.
Для подготовки домашних заданий используется технология поиска информации. Студенты самостоятельно находят дополнительные практические материалы из реальной жизни. В итоге собран целый этноальбом, полностью раскрывающий тему. Собранный этноальбом студенты могут использовать на практике и в дальнейшей профессиональной деятельности.
Яковлева С.С. внедряет технологии «Ментальные карты» (Т. Бьюзена). Цель – развитие нелинейного мышления, самоорганизации, творческого воображения. Ментальная карта представляет собой графический метод для осмысления пройденной темы. Студенты создают графические модели-схемы пройденной темы. В процессе создания моделей они осмысливают материал, происходит интериоризация темы в сознании, в результате тема осваивается и запоминается крепче.
С целью повышения качества освоения профессиональных, общепрофессиональных и универсальных компетенций Баишева М.И. внедряет лекции в форме пресс-конференции, лекций в диалогической форме, применением методов проблемного и эвристического обучения, интерактивных методов – аналитическая интерпретация, синквейн, метод 6 думающих шляп и др.
За 2019 год преподавателями кафедры опубликованы учебные пособия:
1. Дедюкина М.И., Иванова М.К., Баишева М.И., Максимова Л.И., Яковлева С.С. «Теория и методика обучения и воспитания детей дошкольного возраста».- Киров: МЦИТО, 2019.
2. Попова Л.В., Максимова Л.И. «Дошкольная педагогика». – Киров: МЦИТО, 2019.
3. Дедюкина М.И. «Теория и методика развития речи детей дошкольного возраста». – Киров: МЦИТО, 2019.
4. Николаева Л.В. «Этнопедагогические основы воспитания детей в условиях реализации ФГОС дошкольного образования». – Киров: МЦИТО, 2019.
5. Андреева Л.Д. «Литературное образование детей». – Киров: МЦИТО, 2019.
6. Андреева Л.Д. «Методика обучения русскому языку в ДОО». – Киров: МЦИТО, 2019.
7. Максимова Л.И., Макарова Т.А. «Методическое обеспечение деятельности педагогического коллектива». – Киров: МЦИТО, 2010.
8. Баишева М.И. «Этнокультурные основы воспитания детей дошкольного возраста». – Киров: МЦИТО, 2019.
На кафедре ДО ведется работа по внедрению современных образовательных технологий. Создан кейс по образовательным технологиям, который будет пополняться.
Результатом применения современных образовательных технологий можно по праву считать достижения студентов кафедры. Ребята заняли первые и вторые места в учебно-методической олимпиаде «Образовательные технологии в действии-2019» в СВФУ, заняли призовые места: Местникова Любовь – 1 место; Лопухова Ксения – 2 место; Бугаева Айыына – 1 место; магистранты: Ефремова Ирина – 1 место.
24 апреля 2019 года в Южно-Уральском государственном гуманитарно-педагогическом университете (г. Челябинск) прошла Всероссийская студенческая олимпиада по дошкольной педагогике и психологии. В олимпиаде приняли участие команды Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета (г. Пермь), Сургутского государственного педагогического университета (г. Сургут), Ульяновского государственного педагогического университета им. И.Н. Ульянова (г. Ульяновск), Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета (г. Челябинск). Команду нашего университета представили Бугаева Айыына (3 курс), Макарова Елизавета (2 курс), Лопухова Ксения (4 курс), Антонова Айыына (МСДО-18), Берендяева Виктория (1 курс).
В рамках олимпиады прошли следующие конкурсные мероприятия: представление команд «Визитка», создание проекта-стартапа «Ожившая идея» (по педагогическим идеям Е.Н. Водовозовой), теоретический конкурс-компьютерное тестирование, конкурсы на лучшую научно-методическую статью и лучший кластер по трудам Е.Н. Водовозовой. По результатам олимпиады студентка 4 курса Лопухова Ксения награждена дипломом III степени в конкурсе кластеров по трудам Е.Н. Водовозовой, Антонова Айыына заняла 2 место в конкурсе научно-методических статей и команда Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова заняла 2 место в конкурсе проектов-стартапов «Ожившая идея» (по педагогическим идеям Е.Н. Водовозовой) за разработку стартапа «Иностранный язык с пеленок: «за» и «против».
13 февраля 2019 года на площадке школы педагогики ДВФУ в г. Уссурийск состоялся первый тур заключительного этапа студенческой олимпиады «Я – профессионал» по направлению педагогическое образование (дошкольное). Всего в олимпиаде участвовало 10 человек из Дальневосточного федерального округа. Наши ребята набрали высокие баллы: Лопухова Ксения – 71 б., Федорова Нарыйа – 62 б., Корнилова Майя- 38 б.
В 2018 учебном году студенты повысили рейтинг кафедры: 29.09.2018 г. состоялась Всероссийская педагогическая олимпиада «Проектная и учебно-исследовательская деятельность в образовательных организациях». С кафедры дошкольного образования педагогического института СВФУ приняли участие 32 студента. Дипломом 1 степени награждена Лопухова Ксения Михайловна, студентка группы ДО-15 и дипломом 3 степени награждена Эверстова Виктория Степановна.
С кафедры дошкольного образования участие приняли в олимпиаде «Я – профессионал» 58 студентов (приняли участие 5 групп: ДО-17, ДО-16-1, ДО-16-2, ДО-15, МСДО-18). По итогам 1 этапа на 1 тур заключительного этапа в г. Владивосток приглашены 3 бакалавра - Лопухова Ксения Михайловна - ДО-15, Корнилова Майя Николаевна ДО-15, Федорова Нарыйа Руслановна ДО-15.