История кафедры

 

Кафедра возрастной и педагогической психологии организована Постановлением Ученого Совета Якутского университета №7 от 31 марта 1999 г. Кафедра представлена выпускниками Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, Московского педагогического государственного университета, Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, Томского государственного университета и Якутского государственного университета им. М.К. Аммосова. Кафедра обслуживает цикл психологических дисциплин в педагогическом институте, а также на других факультетах и институтах университета (ИФКиС, ИМИ, ФТИ, ФЭИ, ИЗФиР, ИЯКН, АДФ), выпускающих педагогов общеобразовательных и средних специальных учебных заведений.

Основоположником и первым заведующим кафедрой явился Чабыев Иван Пудович, кандидат психологических наук, профессор. Ученый, исследователь в области психологии сознания и самосознания личности. Заведовал кафедрой с 1989-2008 гг.

Иван Пудович в 1968г. успешно окончил факультет психологии МГУ им. М.В.Ломоносова. С 1968-1981гг. преподаватель психологии и педагогики Вилюйского педагогического училища. С 1973-1976гг. аспирант кафедры общей психологии факультета психологии МГУ. В 1979г. защитил кандидатскую диссертацию в специализированном Ученом Совете факультета психологии Московского университета на тему «Аффект неадекватности в ранней юности». Старший преподаватель (1981), доцент (1986) кафедры педагогики и психологии ЯГУ. Им разработаны и экспериментально апробированы теоретические и практические рекомендации по проблемам развития и формирования осознаваемых и неосознаваемых компонентов в структуре сознания и самосознания. Основным направлением научных работ Ивана Пудовича является философско-психологический анализ этнического сознания и самосознания саха.


Автор более 40 научных трудов и учебно-методических пособий, методических указаний, в том числе «Возрастная психология» (1985), «От группы к коллективу» (1990), «Психология личности» (1991), «Понятийно-терминологический русско-якутский словарь по общей и спортивной психологии» (1994), «Сознание: содержание, формы, состояния» (1998), «Возрастная психология» (2-е изд. 2003), «Возрастная динамика развития психики и личности», монографию «Развитие этнического самосознания в педагогическом процессе» в соавторстве с Д.А. Даниловым, А.В. Ивановым и др.

За заслуги в области народного образования и плодотворный многолетний труд в разное время награжден Почетной грамотой МО РФ (2001), присвоено звание «Отличник образования РС (Я)» (2002) и «Почетный работник высшего профессионального образования РФ» (2006).

В памяти учителя и первого заведующего кафедрой И.П.Чабыева, кафедра в 2014 году выпустила и презентовала книгу памяти «Слово о добром человеке». С 2020 г. Всероссийскую НПК «Актуальные проблемы развития личности в онтогенезе», организуемую кафедрой посвятили памяти профессора И.П. Чабыева.

У истоков основания кафедры стояли профессор М.Д.Гермогенова, (ЛГПИ им. А.И.Герцена, Ленинград), доценты А.Б.Михалева (МПГУ, Москва), А.В.Иванов, старшие преподаватели А.Д.Ершова, Н.Г.Готовцева (ЯГУ) и др. Позже преподавательский состав кафедры был усилен психологами-практиками из школ республики А.Е.Ушницкой, В.В.Находкиным (ЯГУ). В разные годы работали доцентами Е.В.Николаев, О.П.Сергеева, К.Е. Гагарина, старший преподаватель А.И.Кузьмина (ЯГУ).


 

 Коллектив кафедры возрастной и педагогической психологии в 2002-2003 учебном году (слева направо: Иванов А.В., доцент, Ершова А.Д., ст. преподаватель, , Михалева А.Б., доцент, Степанова Л.С., ассистент, Сивцева Н.Н., лаборант, Николаев Е.В., аспирант и ассистент,Сафонова Н.В., ст. преподаватель, Чабыев И.П., зав. кафедрой, Гермогенова М.Д., профессор, Ушницкая А.Е., доцент.


Профессор И.П. Чабыев со вступительным словом на открытом занятии по «Социальной психологии» А.Е.Ушницкой в 2006-2007 учебном году.

 

   

С 2008 года заведующим кафедрой является Находкин Василий Васильевич, кандидат педагогических наук, доцент, Отличник образования РС (Я). Василий Васильевич работает в Педагогическом институте с 2003 года, является председателем профбюро института. Руководитель программы магистратуры «Практическая психология в образовании и социальной сфере», направления подготовки: 44.04.02. Психолого-педагогическое образование.

В 2003 г. защитил кандидатскую диссертацию на соискание ученой степени кандидата педагогических наук по теме «Педагогические условия формирования нравственно-волевых качеств у подростков в процессе физкультурно-спортивной деятельности». Научный руководитель дипломной работы и кандидатской диссертации, учитель и наставник по психологическим наукам - Чабыев Иван Пудович, кандидат психологических наук, профессор, первый заведующий кафедры.

Находкин В.В. – ведущий психолог-консультант по вопросам психологии развития, спорта и семьи. Член Ассоциации спортивных психологов России с 2020 г.

Автор более 100 публикаций, в том числе монографии «Нравственно-волевое развитие подростков в физкультурно-спортивной деятельности» (2007), учебных пособий «Основы теории и методики физического воспитания» (2006), «Возрастная динамика развития психики и личности» (2007, Гриф УМО РФ), «Психология спорта и деятельность спортивного психолога» (2011,Гриф УМО РФ), «Психологическая подготовка юных спортсменов: практикум для психолога» (2012), «Психологическое сопровождение юных спортсменов и команд: Рабочая тетрадь психолога» (2012, 2016), «Наука побеждать, или как воспитать победителя?: Методические рекомендации для тренера» (2016), «Наука побеждать! Дневник спортсмена» (2016), «Психология развития» (2018); научных статей в БД Scopus 5, в БД WOS 2, в рецензируемых журналах ВАК 28 статей.

В 2020-2021 учебном году читает дисциплины «Психология» у бакалавров по направлению подготовки «Педагогическое образование», профиль «Безопасность жизнедеятельности и физическая культура» очной и заочной формы обучения в ИФКиС, «Психологическое консультирование и психологическая коррекция», «Практическая психология в образовании и социальной сфере» по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование», руководство учебной ознакомительной практикой магистрантов группы М-ППОС-19, а также научное руководство магистерскими диссертациями в Педагогическом институте.

Преподавательский состав кафедры возрастной и педагогической психологии, имеет свой «отличительный почерк» в подготовке высококвалифицированных педагогических кадров. Обслуживает цикл психологических дисциплин в Педагогическом институте, ФТИ, ИФКиС, ИМИ, ФЛФ, ИФ, ИЯиКН, ИЗФиР, АДФ, выпускающих педагогов для общеобразовательных и средних специальных учебных заведений: Прокопьева М.М., д.п.н., профессор, Неустроева Е.А., к.пс.н., доцент, Корякина Т.Г., к.п.н., доцент, Ковтун Т.Ю., к.п.н., доцент, Андросова М.И., старший преподаватель, Готовцева Н.Г., старший преподаватель, Элякова Р.С., зав. кабинетом.

В 2010 году кафедра качественно обновилась новыми коллегами. Поступили Прокопьева М.М., д.п.н., профессор (Педагогический институт, Комсомольск-на-Амуре), Корякина (Васильева) Т.Г., к.п.н., доцент, Ковтун Т.Ю., к.п.н., доцент, Андросова М.И., старший преподаватель, Неустроева Е.А., к.пс.н., доцент.



Коллектив кафедры в 2012 году, слева направо:

Корякина (Васильева) Т.Г., доцент, Сосина О.Н., лаборант, Андросова М.И., ст. преподаватель, Готовцева Н.Г., ст. преподаватель, Михалева А.Б., доцент, Ушницкая А.Е., доцент, Ковтун Т.Ю., доцент, Семенова Ю.П., лаборант, Гермогенова М.Д., профессор, Находкин В.В., за. кафедрой, Прокопьева М.М., профессор.

 


Коллектив кафедры возрастной и педагогической психологии в 2016 году (слева направо: Элякова Р.С., лаборант, Андросова М.И., ст. преподаватель, Михалева А.Б., доцент, Ковтун Т.Ю., доцент, Готовцева Н.Г., ст. преподаватель, Сосина О.Н., лаборант, Гермогенова М.Д., профессор, Находкин В.В., зав. кафедрой, Прокопьева М.М., профессор, Неустроева Е.А., доцент, зав. психологическим кабинетом.

Кафедра успешно реализует с 2014 г. программу магистратуры «Семейное тьюторство», по направлению подготовки 44.04.04 – Педагогическое образование. С 2016 г. программу магистратуры «Практическая психология в образовании и социальной сфере», по направлению подготовки 44.04.02 – Психолого-педагогическое образование.

Сотрудники кафедры руководят научной работой магистрантов, аспирантов и соискателей по направлениям: педагогическое образование, психолого-педагогическое образование. Проводят научно-исследовательскую, учебно-методическую работу совместно с научными и образовательными учреждениями г. Москвы, Санкт-Петербурга, Хабаровска, Биробиджан, Киров, Иркутска, Минска и Якутска и улусными управлениями образования. Принимают активное участие в разработке проблемы образования в региональных условиях и подготовке научных кадров для республики. Руководят практиками магистрантов на базе школ №15, №17, №2, №31, №19 города Якутска, ГБУ РС (Я) «Республиканский центр спортивной подготовки сборных команд Республики Саха (Якутия)», ДЮСШ №5, МКУ ЦПиКС для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Берегиня», ГБУ ДО РС(Я) «Республиканский центр психолого-медико-социального сопровождения» и Министерства по делам молодежи и семейной политике РС(Я).

Сотрудники кафедры проводят курсы повышения квалификации для педагогов сферы образования, педагогов-психологов, руководителей образовательных учреждений «Психологическое сопровождение начального и общего образования», «Гендерная психология», тренеров сферы физической культуры и спорта «Технология психологического сопровождения и подготовки спортсменов и команд», «Спортивная психология» «Система психологической подготовки в спортивной деятельности», для педагогов, социальных работников «Организация и управление добровольческой (волонтерской) деятельностью»  при Учебно-методическом центре ПИ СВФУ. В 2019 г. проведены курсы профессиональной переподготовки по программе «Семейное тьюторство».


Торжественное награждение победителей и призеров НПК «Актуальные проблемы развития личности в онтогенезе» (2018 г.)

 


 

При непосредственной поддержке и вдохновении профессора М.Д.Гермогеновой на кафедре в 2007 году открыт Психологический кабинет с двумя штатными единицами. С момента открытия кабинета с 2007 года по 2015 год заведующей кабинетом явилась профессор М.Д. Гермогенова. Гермогенова Матрена Денисовна, кандидат педагогических наук, профессор-наставник, Почетный работник высшего профессионального образования РФ, Заслуженный работник образования РС (Я). Выпускница Ленинградского государственного педагогического университета А.И. Герцена.

После окончания ЛГПИ имени А.И.Герцена в 1958 году начала трудовую деятельность воспитателем, затем завучем в Чурапчинской школе-интернате, преподавателем педагогики и психологии в Вилюйском педагогическом училище, заведующей базовой школой. В 1968 году начала трудовую деятельность в Якутском государственном университете в качестве доцента кафедры педагогики и психологии, затем заведующей кафедрой педагогики и методики начального обучения педагогического факультета. В 1988-1993 гг. – доцент кафедры психологии, доцент кафедры социальной педагогики, заведующая отделением социальной педагогики педагогического института. Человек активной жизненной позиции, Матрена Денисовна выполняла многие годы большую общественную работу. С 1996-2002г. работала членом Ученого Совета по защите кандидатских диссертаций по специальности 13.00.01 – Общая педагогика, история педагогики и образования.

Опытный педагог, посвятившая университету более 40 лет педагогической деятельности. Автор более 100 публикаций, в том числе 3 монографий и 6 учебных пособий «Социальная психология», «Курс лекций по общей психологии», «Педагогическая психология», «Основы педагогической диагностики», «Основы психолого-педагогической диагностики», «Основы общей психологии» в соавторстве с А.Е. Ушницкой. Автор научно-популярной хрестоматии «Личность Учителя» (2015). Под научным руководством М.Д.Гермогеновой пять педагогов в разные годы успешно защитили кандидатские диссертации, и в настоящее время под ее руководством занимаются 2 аспирантов.

Профессор М.Д.Гермогенова за время работы в качестве заведующего кабинетом осуществляла работу в научно-методическом сопровождении образовательного процесса. В кабинете работают творческие студенческие научно-исследовательские кружки силами преподавателей кафедры по самым разным направлениям. Ведутся консультирования и тренинговые занятия для студентов и ППС института и университета. За короткий промежуток времени деятельность психологического кабинета удостоена дипломов второй степени на конкурсах НТС СВФУ как «Лучшая учебно-научная лаборатория» (2011) и «Лучший студенческий научный кружок» (2014).

С 2015 года за особые успехи и вклад в многолетней творческой и научно-педагогической деятельности Матрене Денисовне решением Ученого Совета СВФУ утвердили должность «Профессора-наставника». Матрена Денисовна является членом Совета наставников СВФУ, председателем Совета ветеранов Педагогического института.

Залог успешной и продолжительной педагогической деятельности М.Д.Гермогеновой – целеустремленность, близость к простым трудящимся, трудолюбие, творчество и инициативность.

 

Основные направления деятельности психологического кабинета: психолого-педагогическое сопровождение адаптационного периода студентов-первокурсников Педагогического института; мониторинг психологического состояния студентов, уровня их учебной и профессиональной мотивации, качества образования и удовлетворенности обучением; профилактика эмоционально-стрессового состояния студентов и преподавателей (релаксация, психодиагностика, консультации и т.д.); коррекция текущего психофизиологического состояния в целях регуляции самочувствия и уровня работоспособности (фитотерапия, арома, цветотерапия, музыкотерапия); обучение методам и приемам самокоррекции функциональных состояний, аутотренингу, дыхательным упражнениям, точечному самомассажу; индивидуальная работа со студентами по поступившим запросам; тренинговые занятия. Проводится психологический киноклуб. Также кабинет предлагает услуги массажного кресла, фитотерапии. Деятельность кабинета способствует для полноценного личностного развития, профессионального становления и жизненного самоопределения студентов.

Сотрудниками кафедры выпущены следующие учебно-методические пособия с Грифом УМО РФ: «Педагогическая психология», «Социальная психология», «Основы педагогической диагностики», «Возрастная динамика развития психики и личности», «История психологии», «Психология спорта и деятельность спортивного психолога».

Учебное пособие «История психологии» выиграл конкурс Лучшая Вузовская книга России и Московским издательством «Вузовская книга» принято решение печатать в течение 15 лет (2008).

Учебное пособие «Возрастная динамика развития психики и личности» выиграл конкурс Лучшее учебное пособие в номинации «Педагогика и психология» журнала «Университетская книга - 2007» (Владивосток, 2007).

Кафедрой ежегодно проводится Всероссийская научно-практическая конференция студентов и аспирантов с международным участием «Актуальные проблемы развития личности в онтогенезе». Участники из разных городов представляют статьи по направлениям: психология личности и развития, психология образования и воспитания, прикладная психология, практическая психология. Сборник конференции публикуется на портале Научно-методического электронного журнала «Концепт» (https://e-koncept.ru), размещается в Научной электронной библиотеке eLIBRARY.RU (http://elibrary.ru/) и включен в БД РИНЦ и Science index. По результатам очного участия в конференции и выступления с докладом студенты и магистранты занимают призовые места.

Ко Дню семьи 15 мая с 2015 года организуется Всероссийская научно-практическая конференция студентов и аспирантов с международным участием «Педагогика и психология семьи: современные вызовы, традиции и инновации». Конференция работает по 4 секциям: психология семьи, семейная педагогика, психология воспитания, практическая психология. Сборник статей размещен в Научной электронной библиотеке eLIBRARY.RU (http://elibrary.ru/) и включен в БД РИНЦ и Science index.

Профессором М.М. Прокопьевой, зарегистрированы авторские объекты интеллектуальной собственности в государственной регистрации в базе данных: программа профессиональной переподготовки «Семейное тьюторство» (2018), авторский курс по программе реализации молодежной политики в области добровольческой (волонтерской) деятельности «Организация и управление добровольческой (волонтерской) деятельностью» (2019),  «Опросник «Семейные ценности студенческой молодежи Республики Саха (Якутия)» (2020).