Учебно-методическая работа


    Целью методической работы кафедры возрастной и педагогической психологии является совершенствование качества образовательного процесса в соответствии с миссией и стратегией университета, обеспечение профессиональной подготовки квалифицированных специалистов педагогического и психолого-педагогического образования, обладающих общекультурными, профессиональными и специальными компетенциями, готовых к профессиональной деятельности.

    Приоритетным направлением деятельности кафедры является внедрение интерактивных образовательных технологий.

    Преподавателями кафедры ВиПП активно применяются диалоговые интерактивные технологии, включающие групповые дискуссии, мозговой штурм, дебаты и ситуационные методы, такие как метод инцидента, метод анализа конкретных ситуаций (кейс-метод), CASE STUDY. Также в связи с внедрением системы Моодл и повышением компетенций в сфере ИКТ все преподаватели работают по технологии смешанного обучения.

    Основная цель применения интерактивных образовательных технологий в рамках психолого-педагогических дисциплин – это развитие студентов как субъектов учения и общения, познания и саморазвития.

    В рамках фестиваля педагогических технологий Педагогического института на кафедре был проведен методический семинар и все преподаватели провели открытые занятия:

1)                Технология тренингов была продемонстрирована зав.кафедрой, к.п.н., доцентом Находкиным В.В. во время занятия по психологии на тему «Саморегуляция психоэмоционального состояния» для студентов Б-ДО-18. Во время занятия студенты познакомились с основными техниками психорегулирующей тренировки, гетеротренинга, с элементами дыхательных упражнений.

2)                Профессор кафедры Прокопьева М.М. на протяжении нескольких лет работает по проектной технологии. На своем открытом занятии она презентовала Социальный проект «Общественная школа подготовки молодежи к семейной жизни: региональные практики», который поддержан грантом Президента РФ на развитие гражданского общества. В реализации данного проекта активное принимают участие и магистранты программы «Семейное тьюторство».

3)                Игровые технологии были применены на занятии доцента, к.п.н. Ковтун Т.Ю. для студентов 1 курса АФД по теме «Профессиограмма педагога». Они презентовали свою профессию педагога на основе моделирования предметного и социального содержания профессиональной деятельности.

4. Смешанное обучение как технология, в основе которой лежит концепция объединения технологий «классно-урочной системы» и технологий электронного обучения, базирующегося на новых дидактических возможностях, предоставляемых ИКТ и современными учебными средствами продемонстрировала старший прпеодаватель Андросова М.И. Мария Ивановна провела открытое занятие по дисциплине «Система работы с семьями «группы риска»» у магистрантов группы М-СТ-18.

5. Одним из разновидностей смешанного обучения является технология перевернутое обучение или перевернутый класс. Он используется преподавателями кафедры Готовцевой Н.Г. и Корякиной Т.Г. 
(flipped classrooms). Это технология, при котором изучение теоретического материала осуществляется студентами самостоятельно путём работы с онлайн-ресурсами, предоставляемыми преподавателем, а аудиторная работа посвящена обсуждению, прежде всего, наиболее важных вопросов, а также выполнению практических заданий и лабораторных работ непосредственно под руководством преподавателя

    Перед занятием ст. преподавателя Готовцевой Н.Г. по дисциплине «Психология» студенты Б-ИВТ-18 самостоятельно изучили лекционный материал. А на занятии путем координации и направления деятельности студентов преподавателем на решение трудных вопросов решалась задача отработки навыков с элементами дискуссии, где основными методами являются коммуникация, кооперация и сотрудничество. В конце занятия для закрепления полученных знаний было проведено тестирование по пройденной теме.
6) На занятии к.п.н., доцента Корякиной Т.Г. студенты этой же группы на основе изучения лекционного материала по теме «Методы исследования в психологии профессионального образования» провели исследование мотивов выбора профессии с помощью четырех методик. В ходе групповой работы студенты провели обработку и интерпретацию результатов, выводы презентовали в виде диаграмм.

7) Технология CАSE-STUDY, направленная на развитие навыков анализа и критического мышления, соединение теории и практики, активно используется кандидатом психологических наук, доцентом кафедры возрастной и педагогической психологии Е.А. Неустроевой. Евдокия Анатольевна проводит мастер-классы по теме: «Арт-терапевтические технологии в обучении» в форме творческой лаборатории.

    Преподавательский состав кафедры возрастной и педагогической психологии регулярно публикует учебные пособия по преподаваемым дисциплинам бакалавриата и магистратуры: «Семейная психология» Прокопьева М.М., Находкина М.Д. (2013 г.), «Психология» Андросова М.И., Готовцева Н.Г., Ковтун Т.Ю. (2018 г.), «Психология развития» Находкин В.В., Находкина М.Д., Корякина Т.Г. (2018 г.), «Детская психология» Готовцева Н.Г. (2019 г.), «Психологический практикум» Андросова М.И., Готовцева Н.Г., Ковтун Т.Ю. (2019 г.), «Педагогика семьи» Андросова М.И., Афанасьева Л.И., «Практикум по психолого-педагогической диагностике» Андросова М.И., Афанасьева Л.И., «Психология саморазвития личности» Находкин В.В., Прокопьева М.М., Корякина Т.Г., Неустроева Е.А., Ковтун Т.Ю., Андросова М.И., Готовцева Н.Г., «Психолого-педагогическое сопровождение семей «группы риска» Андросова М.И., Корякина Т.Г. (2019 г.), «Социально-педагогическая работа с одаренными детьми и подростками» Петрова С.Ф., Андросова М.И. (2020 г.)

    Результатом применения современных образовательных технологий можно по праву считать достижения студентов кафедры. Магистранты ежегодно участвуют в предметных олимпиадах, проектных конкурсах, научно-практических конференциях, занимают призовые места. В Международном конкурсе научно-исследовательских работ «Modern researcheк-2020» магистранты группы М-СТ-18 награждены дипломами: Тарабукина Айталына – I степени, Семенова Оксана – I степени, Тарабукина Екатерина –III степени, Иванова Варвара стала лауреатом. Магистранты группы М-ППОС-19 заняли призовые места в IX Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и практических психологов с международным участием, посвященной профессору И.П.Чабыеву «Актуальные проблемы развития личности в онтогенезе» 24 апреля 2020 г. В секции «Психология личности и развития»: Дедюкина М.И., Иванова М.К. – 1 место, в секции «Прикладная и практическая психология»: Иванова Л.В. – 1 место, Оконешникова Г.Е. – 3 место.

    Кафедрой активно проводятся онлайн курсы повышения квалификации педагогов с применением интерактивных образовательных технологий. В онлайн режиме на платформе ZOOM и с использованием системы дистанционного обучения университета http://online.edudop.ru. В.В. Находкин провел авторские фундаментальные курсы повышения квалификации по программе «Технологии психологического сопровождения и подготовки спортсменов и команд» для педагогов, для тренеров ДЮСШ, СДЮШОР, УОР, ЦСП, педагогов сферы образования, педагогов-психологов, руководителей образовательных учреждений сферы физической культуры и спорта. По данной программе за 2020 год около 100 слушателей прошли курсы повышения квалификации.

Программы профессиональной переподготовки 


Курсы повышения квалификации 


Практическая психология в действии 


НПК "Педагогика и психология семьи: современные вызовы, традиции и инновации"


Всероссийская НПК "Педагогика и психология семьи: современные вызовы, традиции и инновации"


VIII Всероссийская НПК "Актуальные проблемы развития личности в онтогенезе"