Психологический кабинет

  

    При кафедре с 2007 г. работает Психологический кабинет. Организатор психологического кабинета профессор, кандидат педагогических наук, профессор-наставник Матрена Денисовна Гермагенова. Матрена Денисовна Гермогенова – опытный педагог-психолог, внесла личный вклад в подготовку высококвалифицированных педагогических кадров с высшим образованием для школ республики и внесла существенный вклад в развитие высшего профессионального образования. Является автором более 120 публикаций, в том числе учебных пособий, монографий «Семейная педагогика» в соавторстве с М.М.Прокопьевой и Т.В.Бочкаревой (Якутск, 2003), «Организационная культура – основа развития современной школы» в соавторстве с А.Е.Ушницкой (Москва, 2011), научных статей по актуальным проблемам социальной, педагогической психологии и психологии воспитания. Является автором многих учебных пособий «Психологическая готовность ребенка к обучению в школе» в соавторстве с У.А.Карамзиной (Якутск, 1994), «Основы педагогической диагностики» (Якутск, 2000), «Психология человека» (Якутск, 2000), «Социальная психология», отмечены дипломами в номинации «Лучшее учебное пособие» на смотрах ЯГУ. Учебные пособия «Социальная психология» (Якутск, 2001), «Педагогическая психология» в соавторстве с И.П.Чабыевым (Якутск, 2005), «Основы психологической диагностики» (Якутск, 2005), «Основы общей психологии» в соавторстве с А.Е.Ушницкой (Якутск, 2013). В годы работы в университете разработала более 10 РПД. Учебное пособие «Социальная психология» стала победителем «Лучшее учебное пособие – 2002» в ДФО. «Основы педагогической психологии» (Якутск, 2000), «Основы общей психологии» (Якутск, 2006) в свое время получили Гриф УМО РФ. Научные интересы связаны с проблемой организационной культуры (ОК) коллектива и личности и с организацией работы психологического кабинета, приобщения студентов к научной работе посредством участия в различных российских и международных проектах НИРС. Под научным руководством М.Д.Гермогеновой и по разным аспектам организационной культуры защитили кандидатские диссертации Т.В.Березовская по теме: «Игра как средство самопознания школьников» (1999), Р.В.Солнышкина по теме: «Формирование социальной активности у детей сирот» (2002), А.Е.Ушницкая по теме: «Формирование организационной культуры коллектива младших школьников» (2005), А.А.Кожурова по теме: «Формирование ценностных отношений младших школьников к этническим традициям в условиях поликультурной среды» (2008), М.М.Прокопьева по теме: «Семья как самоорганизующаяся среда воспитания детей» (1999) и успешно защитила докторскую диссертацию в Москве по теме: «Система социально-педагогической самоорганизации семьи (на материале РС(Я))» (2007). Итогом экспериментальной работы по проблеме ОК также является выпуск монографии «Организационная культура – основа развития современной школы» (2011). Научные изыскания М.Д.Гермогеновой целенаправленно реализуются ее аспирантами, ныне доцентами и профессорами СВФУ имени М.К.Аммосова на практике школ и других детских учреждений Республики и города Якутска. В 2015 году выпустила учебную хрестоматию «Личность Учителя», где обобщила опыт известных учителей республики, их творческий труд. Учебная хрестоматия является ценным материалом в подготовке будущих педагогов. Матрена Денисовна на деле проводит огромную работу в методической подготовке студентов к будущей учительской жизни, а также наставническую деятельность молодым преподавателям педагогического института. Вносит большой вклад в развитии истории музея педагогики отрывшейся в 2014 году в педагогическом институте.

*   *   *

    Основные направления деятельности психологического кабинета: психолого-педагогическое сопровождение адаптационного периода студентов-первокурсников Педагогического института; мониторинг психологического состояния студентов, уровня их учебной и профессиональной мотивации, качества образования и удовлетворенности обучением; профилактика эмоционально-стрессового состояния студентов и преподавателей (релаксация, психодиагностика, консультации и т.д.); коррекция текущего психофизиологического состояния в целях регуляции самочувствия и уровня работоспособности (фитотерапия, арома, цветотерапия, музыкотерапия); обучение методам и приемам самокоррекции функциональных состояний, аутотренингу, дыхательным упражнениям, точечному самомассажу; индивидуальная работа со студентами по поступившим запросам; тренинговые занятия. Проводится психологический киноклуб. Также кабинет предлагает услуги массажного кресла, фитотерапии. Деятельность кабинета способствует для полноценного личностного развития, профессионального становления и жизненного самоопределения студентов.

      Кабинет активно сотрудничает со всеми кафедрами педагогического института и со студентами-первокурсниками в процессе их адаптации к учебной деятельности в ВУЗе по программе «Студент-Куратор-Психолог». Продолжает работать по совершенствованию форм и методов взаимодействия со студенческой молодежью, привлечения их в активную жизнедеятельность по самосовершенствованию и самоактуализации в процессе коллективно-творческой деятельности «Лидерский тренинг для старост» (Развитие лидерских качеств), «Арт-тренинг для студентов» (Авторский символ и самоопределение студентов), «Тренинг имидж и речь для студентов» (Искусство публичного выступления). А также ведется работа по популяризации «Психологического киноклуба» с просмотром и обсуждением киношедевров актовых лекций, занятий по программе «Тайм-менеджмент студента-выпускника» (по проблемам развития организаторских способностей личности).