Магистратура

Магистратура. Описание образовательной программы

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

Направленность: «Строительные материалы и технологии в условиях криолитозоны»

Направление подготовки 08.04.01 Строительство

Срок освоения: 2 года

Трудоемкость освоения: 120 з.е.

Квалификация: Магистр

Программа ориентирована на подготовку высококвалифицированных специалистов и руководителей в области строительного материаловедения, владеющих современными знаниями и навыками по ресурсосберегающим технологиям, способных решать задачи, связанные с применением инновационных технологий в сфере строительства и эксплуатации зданий на Севере.


1. Магистерская программа: Строительные материалы и технологии в условиях криолитозоны. Направление: Строительство

Руководитель: д.т.н., профессор Алексей Егорович Местников, Е-mail: mestnikovae@mail.ru

Разработчик: кафедра «Производство строительных материалов, изделий и конструкций», Инженерно-технический институт

Ведущие преподаватели:

Местников А.Е. – д.т.н., профессор

Михайлов В.Д. – д.ф.н., профессор

Климов С.Э. – д.т.н., доцент

Абрамова П.С. – к.т.н., профессор

Алексеева И.С. – к.п.н., доцент

Анцупова С.Г. – к.т.н., доцент

Архангельская Е.А. – к.т.н., доцент

Егорова А.Д. – к.т.н., доцент

Турантаев Г.Г. – к.т.н., доцент

Парникова Г.М. – к.п.н., доцент

Печетова Н.Ю. – к.ф.н.

 

2. Описание программы.

Программа ориентирована на подготовку высококвалифицированных специалистов и руководителей в области строительного материаловедения, владеющих современными знаниями и навыками по ресурсосберегающим технологиям, способных решать задачи, связанные с применением инновационных технологий в сфере строительства и эксплуатации зданий на Севере.

Блок 1 Дисциплины (модули) – 60 з.е.

Базовая часть – 21 з.е.

Вариативная часть – 39 з.е.

Блок 2 Практики, в том числе научно-исследовательская работа (НИР) – 54 з.е.

Вариативная часть – 54 з.е

Блок 3 Государственная итоговая аттестация – 6 з.е.

Объем программы магистратуры - 120 з.е.

Квалификация: Магистр

Целевая направленность: Бакалавры и специалисты

Конкурентные преимущества:

- Адресность: целевая подготовка;

- Сформированные профессионально-образовательные кластеры в регионе;

- Развитие промышленности региона (Сила Сибири, космодром Восточный, ТрансСтрой – Восток и др.);

- Интенсивный English;

- Возможность получения диплома о переподготовке по программе «Менеджмент в образовании» для студентов, имеющих профессиональное образование. В рамках этого модуля возможна зарубежная стажировка.


3. Компетенции (образовательные результаты) выпускников программы.

В результате освоения программы магистратуры по направлению подготовки 08.04.01 Строительство у выпускника должны быть сформированы общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции.

Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

способностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу (ОК-1);

готовностью действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения (ОК-2);

готовностью к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала (ОК-3);

Выпускник должен обладать следующими общепрофессиональными компетенциями (ОПК):

готовностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач профессиональной деятельности (ОПК-1);

готовностью руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОПК-2);

способностью использовать на практике навыки и умения в организации научно-исследовательских и научно-производственных работ, в управлении коллективом, влиять на формирование целей команды, воздействовать на ее социально-психологический климат в нужном для достижения целей направлении, оценивать качество результатов деятельности, способностью к активной социальной мобильности (ОПК-3);

способностью демонстрировать знания фундаментальных и прикладных дисциплин программы магистратуры (ОПК-4);

способностью использовать углубленные теоретические и практические знания, часть которых находится на передовом рубеже данной науки (ОПК-5);

способностью самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности, расширять и углублять свое научное мировоззрение (ОПК-6);

способностью использовать углубленные знания правовых и этических норм при оценке последствий своей профессиональной деятельности, при разработке и осуществлении социально значимых проектов (ОПК-7);

способностью демонстрировать навыки работы в научном коллективе, способностью порождать новые идеи (креативность) (ОПК-8);

способностью осознать основные проблемы своей предметной области, при решении которых возникает необходимость в сложных задачах выбора, требующих использования количественных и качественных методов (ОПК-9);

способностью и готовностью ориентироваться в постановке задачи, применять знания о современных методах исследования, анализировать, синтезировать и критически резюмировать информацию (ОПК-10);

способностью и готовностью проводить научные эксперименты с использованием современного исследовательского оборудования и приборов, оценивать результаты исследований (ОПК-11);

способностью оформлять, представлять и докладывать результаты выполненной работы (ОПК-12).

С учетом направленности программы на конкретные области знания и (или) вид (виды) набор компетенций выпускников дополнен следующими профильными компетенциями:

владеть ресурсосберегающими и энергоэффективными технологиями производства строительных материалов на основе имеющейся сырьевой базы в условиях криолитозоны (ПФК-1);

выполнять научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по разработке новых технологий изготовления долговечных ограждающих изделий и конструкций с повышенными теплозащитными свойствами для эксплуатации их в условиях криолитозоны (ПФК-2);

владеть способами обеспечение воспроизводства минерально-сырьевой базы для производства основных видов строительных материалов (ПФК-3).

4. Формы итогового контроля уровня достижений студентов.

Наиболее значимыми являются следующие результаты научно-исследовательской работы:

-                   написанные научные статьи;

-                   выполненные проекты;

-                   доклады на научно-технических конференциях, семинарах;

-                   полученные патенты (или документы, подтверждающие их регистрацию);

-                   руководство НИР студентов младших курсов;

-                   документы, подтверждающие достижения в научной деятельности: грамоты, письма, призы, поощрения и т.п.;

-                   публикации, подготовленные магистрантами (в соавторстве или самостоятельно) в зарубежных журналах;

-                   публикации в реферируемых отечественных журналах;

-                   выступление с докладом на научной конференции (симпозиуме) не ниже Российского уровня;

-                   участие в выполнении любых видов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в том числе: хоздоговорных; госбюджетных; работы в студенческих конструкторских бюро; в межвузовских студенческих объединениях.

Государственная итоговая аттестация магистранта включает защиту выпускной квалификационной работы в виде магистерской диссертации. Тематика выпускных квалификационных работ разрабатывается выпускающей кафедрой и основывается на базе практик, в т.ч. научно-исследовательской работы. При этом магистранту предоставляется право разработать и предложить свою тему с необходимым обоснованием целесообразности ее разработки.

Результатом успешного освоения ООП и прохождения ГИА является присвоение магистранту степени магистра по направлению 08.04.01 Строительство.

  5. Формы организации образовательного процесса.

Очное обучение предполагает применение модульной лекционно-семинарской системы. Основными составляющими этой системы являются лекционные, семинарские, практические и лабораторные занятия, консультации и прохождение практики.

Кроме плановых лекционных и практических занятий, могут применяться интерактивные методы проведения занятий:

·       работа в малых группах, дающая возможность всем обучающимся участвовать в работе группы, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения, разрешать возникающие разногласия;

·       ролевая игра, в ходе которой происходит разыгрывание участниками группы сценки с заранее распределенными ролями, отражающими определенные жизненные ситуации;

·       мини-лекция - одна из эффективных форм преподнесения теоретического материала, излагаемого на доступном для обучающихся языке, при этом каждому термину обязательно дается определение со ссылкой на авторитетных авторов и источники. По окончании выступления происходит обсуждение возникших вопросов, а также способы использования полученной информацию на практике;

·       разработка проекта позволяет участникам мысленно выйти за пределы аудитории и составить проект действий по обсуждаемому вопросу, главное, чтобы каждый имел возможность защитить свой проект, доказать его преимущество перед другими;

·       «мозговой штурм»,«мозговая атака» (метод «дельфи») - это метод, при котором принимается любой ответ обучающихся на заданный вопрос, при этом оценка высказываемым точкам зрения дается не сразу, а после всех выступлений, главное - это выяснение информированности и/или отношения участников к определенному вопросу;

·       лекция-вдвоем позволяет распределить учебный материал проблемного содержания в диалогическом общении двух преподавателей, при этом профессиональные дискуссии как бы разворачиваются между разными специалистами, например, теоретиком и практиком, сторонником и противником определённой концепции. Этот вид лекций заставляет студентов активно включаться в мыслительный процесс, сравнивать разные точки зрения и свой выбор;

·       лекция с заранее запланированными ошибками направлена на умение студентов обнаружить ошибки занести их в конспект и вынести на обсуждение. Такая лекция выполняет, как правило, не только стимулирующую функцию, но и контрольную;

·       лекция-визуализация способствует преобразованию устной и письменной информации в визуальную форму при использовании схем, рисунков, чертежей и т.п. Такая лекция способствует успешному решению проблемной ситуации, т.к. активно включается мыслительная деятельность обучающихся при широком использовании наглядности и т.д.

6. Дисциплины учебного плана.

Базовая часть

Б1.Б.1 Модуль 1. Современная методологическая культура в технике и технологиях

Б1.Б.1.1 Философские проблемы науки и техники;

Б1.Б.1.2 Специальные разделы высшей математики;

Б1.Б.1.3 Математическое моделирование;

Б1.Б.1.4 Методы решения научно-технических задач в строительстве;

Б1.Б.1.5 Методология научных исследований.

Б1.Б2 Модуль 2. Коммуникационные и образовательные решения в профессиональной деятельности

Б1.Б.2.1 Педагогика и андрагогика;

Б1.Б.2.2 Русский язык профессионального общения;

Б1.Б.2.3 Иностранный язык профессионального общения;

Б1.Б.3 Система менеджмента качества в строительстве.

Дисциплины (модули) обязательной вариативной части:

Б1.В.ОД.1 Природно-климатические и инженерно-геологические условия криолитозоны

Б1.В.ОД.2 Строительные нормы на предприятиях

Б1.В.ОД.3 Компьютерные и информационные технологии в науке и производстве

Б1.В.ОД.4 Защита интеллектуальной собственности

Б1.В.ОД.5 Экономика и управление в строительной отрасли

Б1.В.ОД.6 Ресурсосберегающие технологии производства строительных материалов и изделий из природного и техногенного сырья

Б1.В.ОД.7 Современные методы структурного анализа в

строительном материаловедении.

Элективные дисциплины (по выбору) вариативной части:

Б1.В.ДВ.1.1

Оборудование и автоматизация технологических процессов при производстве современных строительных материалов и изделий в условиях криолитозоны.

Б1.В.ДВ.1.2 Проектирование усиления строительных конструкций.

Б1.В.ДВ.2.1 Экспертиза качества строительных материалов и изделий.

Б1.В.ДВ.2.2 Экономическая оценка новых технологических решений при возведении зданий из монолитного железобетона.

Б1.В.ДВ.3.1 Минерально-сырьевые ресурсы криолитозоны.

Б1.В.ДВ.3.2 Управление качеством в строительных организациях.

Б1.В.ДВ.4.1 Долговечность строительных материалов в условиях холодного климата.

Б1.В.ДВ.4.2 Теория и практика организации строительного производства в условиях Севера.

При реализации образовательной программы магистрантам обеспечивается возможность освоения факультативных дисциплин (необязательных для изучения). Для студентов информация обновляется каждый семестр и размещена на сайте СВФУ в разделе Студенту-факультативы» ссылка: /elective/.


7. Формы организации практики и научно-исследовательской работы по подготовке студентов к профессиональной деятельности.

Практики

Учебная практика:

Б2.У.1 Практика по получению первичных профессиональных умений и навыков (учебно-производственная практика), стационарная.

Производственная практика:

Б2.П.1 Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (производственная практика), стационарная/выездная.

Б2.П.2 Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (производственно-технологическая практика), стационарная.

Б2.П.3 Преддипломная практика, стационарная.

Б2.Н.1 Научно-исследовательская работа.

Государственная итоговая аттестация

Б3. Государственная итоговая аттестация

Б3.Д Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к защите и процедуру защиты.

Основные научные направления:

1) Разработка научных и технологических основ повышения качества выпускаемой продукции предприятиями строительного комплекса, испытание и подготовка к сертификации строительной продукции;

2) Разработка и внедрение конкурентоспособных, морозостойких и долговечных строительных материалов и технологий их производства из природного и техногенного сырья северо-восточного региона РФ.

 

8. Уникальные особенности программы.

Северные регионы РФ, кроме огромного количества полезных ископаемых, как золото, вольфрам, олово, уголь и многих др., обладают огромными запасами минерального сырья для производства строительных материалов различного назначения. Рациональное использование этих ресурсов позволит обеспечить строительный рынок местными материалами, отличающимися низкой себестоимостью и высоким качеством, что может не только решить проблему обеспечения жизнедеятельности человека на Севере, но и важнейшую стратегическую задачу страны по освоению и расселению северных и арктических территорий с целью повышения обороноспособности российского государства в целом.

Ключевые моменты:

• Возможность создания индивидуальной траектории обучения, посредством выбора из широкого спектра специальных дисциплин (преподаватели могут определить магистранту направление и область исследования с учетом его профессиональных и карьерных интересов).

• Образование по магистерской программе расширяет шансы на трудоустройство в ведущих предприятиях и НИИ строительной индустрии.

• Магистратура является оптимальной формой подготовки в аспирантуру, поскольку обеспечивает академическую, методологическую и методическую готовность к самостоятельной научно-исследовательской работе по специальности 05.23.05 – Строительные материалы и изделия.


9. Динамика разворачивания программы.

Программа разворачивается как совокупность параллельных, но связанных процессов: практики, научно-исследовательской работы (НИР) и учебных дисциплин. При этом практике уделяется центральное место в программе магистратуры. Процесс практики становится основным, «программообразующим», представляющим собой совокупность логически и содержательно связанных параллельных и последовательных действий (этапов).

Модуль «Практика» занимает в магистерской программе место «главного предмета».

Программа практики развернута во времени и выстроена от набора умений, которые позволят выпускнику программы стать исследователем.

Модуль «Практика» синхронизируется с образовательными траекториями, которые определяет студент в процессе прохождения учебных модулей.

Научно-исследовательская практика неразрывно связана с научно-исследовательским семинаром (НИС) и рядом учебных дисциплин. При этом для успешной реализации практики требуется:

1) от НИС:

a. на первом этапе - актуализация познавательно-исследовательских интересов магистрантов;

b. на втором этапе - эволюция в сторону понимания магистрантами собственных сильных сторон и дефицитов относительно возможного исследовательского проекта;

c. далее – коллективная рефлексия относительно промежуточных и итоговых результатов исследования.

2) от учебных дисциплин – «обслуживание» практики (магистрантов) необходимымисследовательским инструментарием, способами работы, кейсами и т.п.

Работе студентов в модуле «Практика» сопутствуют теоретические и практические занятия по дисциплинам: «Б1.Б.1.4 Методы решения научно-технических задач в строительстве», «Б1.В.ОД.6 Ресурсосберегающие технологии производства строительных материалов и изделий из природного и техногенного сырья», «Б1.В.ДВ.4.2 Теория и практика организации строительного производства в условиях Севера» и др., в ходе которых студенты знакомятся с понятиями «исследование», «научные результаты», приобретают опыт работы, находясь в позиции исследователя или проектировщика, участвуют в тренинге и/или деловой игре.

Студенты, проходя практику, работают в малой группе и проходят полный цикл совместной деятельности:

1) актуализация студентами собственных исследовательских интересов, их соотнесение со своими ресурсами и задачами образовательной программы;

2) выбор базы (площадки) для практики;

3) утверждение темы и программы исследования/проекта;

4) сбор и обработка эмпирического материала;

5) подготовка отчета об исследовании;

6) публичное представление материалов исследования заказчику;

7) оценка результатов прохождения практики с использованием открытых оценочных процедур;

8) коллективный рефлексивный анализ результатов практики на НИС и/или итоговой конференции.

Студент, практикуясь в организации, готовится к самостоятельному (индивидуальному) выполнению той же работы в своей собственной образовательной организации. Кроме этого, эта работа и ее результаты становятся материалом и для рефлексии, которая неминуемо ведет к научным размышлениям, и далее - помогает сформулировать и выполнить магистерскую диссертацию.

Специфика учебных занятий задает набор образовательных результатов, которые тождественны основным результатам программы в целом.

 

10. Связь программы с другими образовательными программами.

Поддерживаются творческие связи по обмену информацией по ОП, прохождению практик, выбору тем и выполнению экспериментальной части магистерских диссертаций с ведущими строительными вузами (МГСУ, БГТУ, ВГАСУ, ТГАСУ, ТПИ, НГАСУ и др.), академическими институтами СО РАН (ИФТПС, ИПНиГ, ИГДС и др.).

 

11. Реальные и потенциальные партнеры в реализации программы.

В принятии решений по управлению и развитию ОП участвуют коллегиальные органы (Ученый совет института), потенциальные работодатели (Министерство архитектуры и строительного комплекса РС(Я), НП СРО «Союз строителей Якутии», ОАО «ДСК», ОАО «Якутцемент», ОАО ЯкутПНИИС и др.).

Научно-педагогические работники из числа руководителей и работников организаций, деятельность которых связана с направленностью (профилем) реализуемой программы высшего образования:

№ п/п

Ф.И.О.

Наименование организации

Должность в организации

Время работы в организации

1

Климов

Сергей

Эдуардович

ООО "ЛЮКС-проект"

Директор

4 года

С 22.10.2012 г. по настоящее время – директор

2

Спатарь

Антон

Вячеславович

ООО «Новые строительные технологии»

Заместитель директора

3 года

С 2014 года по настоящее время – заместитель директора

3

Мордовской

Борис

Васильевич

Представительство АК «АЛРОСА» в г. Якутске

Заместитель директора представительства

3 года

С 2014 г. по настоящее время – зам. директора

4

Антипкина

Татьяна

Сергеевна

ООО "РДР - Групп"

Директор

5 лет

С 2012 г. по настоящее время – директор

5

Сторожев

Андрей

Захарович

ОАО ДСК

Главный технолог

20 лет

1996-2004 гг. – технолог

2004-2010 гг. – старший технолог

2010-2014 гг. – начальник ОТК

С 2014 г. по настоящее время – главный технолог


По окончании университета выпускники могут работать в качестве:                                                                     

- исследователя в сфере разработки новых материалов различного назначения;

- технолога по получению изделий из материалов с заданными свойствами;                                                                          

- организатора производства, проектировщика, эксперта, конструктора, расчетчика, может осуществлять контроль за качеством строительных материалов и изделий и строительства всех строительных объектов, планировать и осуществлять все процессы строительства по профилю подготовки;

- научного сотрудника научно-исследовательских организаций и вузов, организации управления и планирования строительного производства;

- эксперта, консультанта учебно-методических организаций, преподавателя средних профессиональных или высших учебных заведений по профилю подготовки;

- технического директора и главного инженера в строительных организациях и генерального директора предприятия по профилю подготовки.