Абитуриенту (Магистратура) Социальная работа (Социально-психологические основы здоровья и активного долголетия)

Презентация Магистерской программы

Паспорт образовательной программы

(на 2022-2023 уч.г.)

ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ

Кафедра / «ОФИС ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ»

39.04.02 Социальная работа (Социально-психологические основы здоровья и активного долголетия)

Профессиональный стандарт: Психолог в социальной сфере

Вступительные испытания: Собеседование - 50б.

Уровень подготовки: магистратура

Форма обучения: очная

Проходной балл:

- 60б. Бюджетное место (общий конкурс)

Количество бюджетных мест: 8 очно

Количество платных мест:  -

Стоимость обучения:

- очная форма: 313 тысяч рублей в год, 180 тысяч рублей в год (по сниженной стоимости) для граждан РФ;

- заочная форма: 80 тысяч рублей в год для граждан РФ;

Срок обучения:

- очная форма обучения: 2 года

- заочная форма обучения: 2 года и 6 месяцев


Профессиограмма

Код. Наименование образовательной программы

39.04.02 Социальная работа (Социально-психологические основы здоровья и активного долголетия)

Описание профессии

Область профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу магистратуры, предполагает осуществление деятельности:

Основной(ые):

03.003 Управление организацией социального обслуживания,

03.008 Предоставление психологических услуг в социальной сфере

Дополнительный(ые):

03.007 Социальная реабилитация и абилитация детей и взрослых

03.015 Предоставление государственных услуг в области занятости населения

Объектом профессиональной деятельности выпускников программ магистратуры являются:

мониторинг социального и психологического здоровья населения, обучение взрослых новым специальностям, профоориентационная работа с населением, здоровьесберегающие технологии, отношение к здоровью, здоровый образ жизни.

Доминирующие виды деятельности

Виды профессиональной деятельности выпускников, на которые направлена программа:

- научно-исследовательская;

- организационно-управленческая;

- социально-технологическая.

Область применения профессиональных знаний.

Выпускники программы могут работать в подведомственных учреждениях Министерства труда и социального развития РС(Я), Министерства по делам молодежи и социальным коммуникациям РС(Я), Министерства здравоохранения РС(Я), Министерства образования и науки РС(Я) на следующих должностях:

Заведующий филиалом

Заместитель руководителя (директора)

Специалист по социальной реабилитации

Психолог в социальной сфере

Специалисты в области подбора и использования персонала

Управляющие трудовыми ресурсами

Специалисты в области подготовки и развития персонала

Профессионально важные качества



Профессионально важные качества:

доброжелательность, порядочность, бескорыстность, честность, развитое чувство интуиции, наблюдательность и трудолюбие, эмоционально-волевая устойчивость, аналитический склад ума, умение работать с большим объемом информации.

Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности

Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:

- невнимательность;

- неорганизованность;

- неспособность сопоставлять и анализировать факты;

- отсутствие склонности к работе с документами.

Условия работы.

(- работа в помещении или вне помещения;
- мобильная (подвижная) или сидячая.)

Работа в помещении и мобильная

Перспективы и преимущества профессии на современном рынке труда

Социальная работа – этосовременная, чрезвычайно востребованная в обществе область деятельности. Специалист в области социальной работы участвует в организационно-управленческой и административной работе социальных служб, организаций и учреждений, а такжесодействует интеграции деятельности различных государственных и общественных организаций по оказанию необходимой социальной защиты и помощи населению.


Перечень изучаемых дисциплин

по направлению39.04.02 Социальная работа (Социально-психологические основы здоровья и активного долголетия)

Дисциплина

Краткое описание

1 курс

Б.1.О.01. Методология научных исследований

Сущность научного познания. Понятие о методе и методологии научного исследования. Методология как система способов и приемов, применяемых в науке, и как учение об этой системе, общая теория метода. Обзор основных подходов к построению научного знания на современном этапе развития методологии. Парадигмальный подход как один из основных подходов, используемых для построения современного научного знания.

Методологические основы научного исследования. Проблематика современных исследований. Методологические принципы научного исследования. Методологический аппарат научного исследования, его содержание и характеристика. Понятие и содержание

уровней научного исследования.

Б.1.О.02. Межкультурные коммуникациив профессиональной деятельности

Основы теории межкультурной коммуникации. Коммуникация в культуре, основныемодели коммуникации. Межкультурная коммуникация как особый тип общения. Понятие национальнойкультуры и национально-культурной идентичности. Невербальная семиотика.

Особенности межкультурной коммуникации в профессиональных сферах. Картинамира, культурная картина мира, языковая картина мира, концепт как единица коммуникации. Межкультурноевзаимодействие в контексте глобализации: современные подходы к межкультурному образованию.Тренинговые формы как способы развития и совершенствования межкультурной компетенции.

Б.1.О.03. Управление научно-исследовательской и инновационной деятельностью

Управление научно-исследовательской деятельностью. Отличительные особенности исследовательской деятельности. Логика и структура исследования. Методологические основы и аппарат исследования. Методы исследования и их классификация. Методика проведения опытно-экспериментальной работы. Оценка и оформление результатов исследования.  Управление инновационной деятельностью.

Введение в инновационный менеджмент. Основы теории и методологии инноватики. Движущиемотивы инновационной деятельности. Организационные формы инновационной деятельности.Инновационные стратегии. Инновационное предпринимательство и риски.

Б.1.О.04. Иностранный язык в научной сфере

Иностранный язык как средство развития

коммуникативной компетентности и становления профессиональной компетентности. Основные особенности полного стиля произношения, характерные для сферы научной коммуникации; чтение транскрипции. Лексический минимум в объеме 2000 учебных лексических единиц общенаучного и терминологического характера. Понятие о свободных и устойчивых словосочетаниях, фразеологических единицах, характерных для общенаучных текстов. Понятие о научном стиле. Основные особенности научного стиля. Говорение: диалогическая и монологическая речь в ситуациях научного и профессионального общения; монологическое высказывание на уровне самостоятельно подготовленного и неподготовленного высказывания по темам специальности и по диссертационной работе. Основы публичной речи: сообщения и доклады по тематике проводимого исследования. Аудирование: понимание (общее, детальное) на слух оригинальной монологической и диалогической речи на научные темы. Чтение: изучающее (2000 п. зн), ознакомительное (2500 п.зн.), просмотровое (3000 п.зн.) чтение научных текстов с основными лексико-грамматическими явлениями, характерными для научной и профессиональной речи.

Б.1.О.05. Психология лидерства

Понятие лидерства. Подходы к пониманию лидерства. Теории лидерства.Современные теории лидерства, распределенное лидерство. Стили лидерства. Типология лидеров. Компетенции лидера. Лидерство как взращивание лидеров.

Понятие команды. Характеристики команды. Эффективность команды.

Отличие группы от команды. Модели командной работы. Стадии развития группы икоманды. Роли в команде.

Триада «Постановка задач-делегирование-контроль». Целеполагание.

Методы постановки цели. Алгоритм постановки задач. Делегирование задач. Принципыделегирования. Контроль выполнения задач подчиненными.

Управление командой (проектом). Состав команды. Руководитель

проекта, функции, требования. Личные качества менеджера проекта. Признаки командыпроекта. Отбор команды проекта. Урегулирование конфликтов в команде.

Управление рабочей нагрузкой лидера. Модели расстановки приоритетов. Таймменеджмент.

Мотивация команды. Мотивация членов команды. Типы трудовой мотивации.

Деловые коммуникации лидера. Принципы предоставления обратной связи.

Природа конфликтов в организации. Техники разрешения конфликтов.

Б.1.О.06. Социальная эпистемология

Социальная эпистемология как отрасль философии, научный проект и культурная парадигма. Социальная эпистемология как культурная парадигма. Познание изнание как предмет эпистемологии. Концепции знания. Типы знания и детерминанты знания.Критерии знания. Истина как проблема эпистемологии.

Научное познание в социокультурном измерении. Что есть «социальное» в познании? Социальное пространства и социальное время. Место и роль науки в развитиикультуры и цивилизации. Основные этапы становления философии науки. Научныереволюции и смена типов научной рациональности.

Эпистемология социальных проблем в ракурсе науки. Социально-эпистемологическое исследование. Методология научного исследования. Дисциплинарнаяорганизация науки. Эмпирический и теоретический уровни научного исследования.

Б.1.О.07. Методы математической статистики в социальных исследованиях  

Основные понятия и методы математической статистики. Дополнительные числовые характеристики выборки. Геометрическое изображение статистического ряда. Статистический критерий. Проверка статистических гипотез. Элементы корреляционно-регрессионного анализа. Современные программные инструменты, предназначенные для решения задач статистической обработки экспериментальных данных.

Б.1.О.08. Инновационный менеджмент

Общая характеристика современного менеджмента. Организация как объект управления. Факторы эффективности менеджмента. Роль лидерства в управлении. Коммуникации менеджмента. Влияние глобальных процессов на развитие

менеджмента. Организационная культура и её формирование.

Б.1.О.09. Квалитология в социальной работе

Теоретические и методологические основы изучения квалитологии. Квалиметрия как часть квалитологии. Оценочные исследования в области социальнойработы. Нормативно-правовые основы оценки качества социальных услуг.

Б.1.В.01. Методология теории и практики социальной работы

Методологические основы теории социальной работы.

Развитие социальной работы в современной России

Социальная работа как общественный феномен

Теоретические основы социальной работы: зарубежные и отечественные исследования

Понятийно-категориальный аппарат теории социальной работы и т.п.

Б.1.В.02. Современные подходы к управлению системой социального обслуживания и защиты населения

Краткое содержание дисциплины: теоретико-методологическими основы системы организации межведомственного взаимодействия, государственно-частного и муниципально-частного партнёрства всоциальной сфере; навыками диагностики и анализа процессов функционирования предпринимательства в социальной сфере, в практике работы организации; основными методами, мероприятиями исредствами социальной работы; информация о новых достижениях техники и технологии применения платных услуг, организации предпринимательства в социальной сфере; технологии обеспечивающие эффективность и качество предоставления услуг гражданам Российской Федерации; навыкипсихологического анализа различных групп потребителей социальных услуг; правила безопасностипри оказании услуг, стандартамипрофессионального поведения.

Б.1.В.03. Социальная психология развития

Социальная психология развития как новая отрасль психологической науки. Развитие человека в онтогенезе. Специфика психического развития. Феномены социально-психологического развития контактного сообщества. Методы социальной психологии развития. Классификация методов социальной психологии развития. Подходы к изучению возраста и возрастных периодизаций в зарубежной и отечественной психологии. Социогенетический подход. Когнитивные теории. Персоногенетический подход. Экологический подход. Культурно-исторический подход. Развитие личности и социализация. Социально-психологические особенности развития ребенка на ранних этапах онтогенеза (младенчество, ранний возраст). Социально-психологические особенности развития ребенка на ранних этапах онтогенеза (дошкольный возраст, младший школьный возраст). Социально-психологические особенности развития личности в подростковом и юношеском возрасте. Социальная психология развития периода молодости. Психосоциальный подход к развитии личности и общностей. Развитие групп  и групповая динамика. Роль семьи в период детства. Семья и школа. Социально-психологическая работа с детьми и подростками.

Б.1.В.04. Социальная акмеология и геронтология

Задачи акмеологии в области зрелости человека. Показатели зрелости психического развития человека. Акмеологические характеристики социально-психологической зрелости. Причины и следствия социальной незрелости личности.  Соотношение понятий «социализация» и «профессионализация».

Результативные и процессуальные показатели эффективности профессиональной деятельности. Основные требования к профессиональному образованию. Акмеологические показатели профессионального образования. Уровни профессионализации. Надситуативный метод формирования творческого профессионального мышления. Социальная акмеология как научное и прикладное основание эффективной социальной практики. Основы акмеологии социалього здоровья и ресурсов человека.

Геронтология: методология науки как основа развития качества здоровья пожилых людей.

Социальная геронтология в России: история, тенденции развития, современное состояние.

Роль общественной деятельности в пожилом возрасте. Социальная и физическая активность людей пожилого возраста. Влияние культуры на смерть, умирание и период скорби. Лечение и восстановление после инсульта в пожилом возрасте. Здоровье и развитие человека. Роль социальной поддержки и социальных сетей в жизни пожилых лиц. Социальный статус пожилых людей и технологии улучшения их социального самочувствия. Социальный туризм в пожилом возрасте. Социально-педагогическая работа с пожилыми людьми. Социально-оздоровительная работа с пожилыми людьми. медико-социальной экспертизы в процессе реабилитации пожилых инвалидов. Ресурсный потенциал в работе с пожилыми людьми. Социальная работа с пожилыми людьми. Психологические и культурные факторы, влияющие на освоение информационных технологий в пожилом возрасте.

Б.1.В.05. Обучение и профориентация взрослых: методологические подходы, методики и практики

Особенности профориентации и профессионального самоопределения взрослых.

Профессиональное самоопределение личности: возрастной аспект. Кризисы профессионального самоопределения и способы их преодоления. Значение профориентации в построении карьеры при смене сферы деятельности.

Цель, задачи и методы профориентации взрослых.

Основы профориентологи и психологии профессий. Методы диагносики профессиональных склонноей и намерений. Профессиограмма и карьерограмма – основные инструменты профориентологии.

Построение карьеры в новой профессии.

Современные теории построения карьеры. Особенности построения карьеры в новой профессиональной сфере. Типы карьер: вертикальная, горизонтальная и зиг-заг (карьера интересов). Анализ личной профессиональной карьеры и определение карьерного потенциала.

Б.1.В.06. Сохранение и поддержание физического и психического здоровья населения: мониторинг и социальная профилактика

Социальное здоровье. Социальные и биологические факторы здоровья. Образ жизни как медико-социальный фактор здоровья. Понятие о здоровом образе жизни. Определение здоровья. Основные методы его изучения. Группы здоровья. Социальные болезни. Социальная профилактика. Методы социальной профилактики.

Основы рационального питания. Основы рационального питания. Понятие о нутриентологии. Значение питательных веществ в питании человека. Понятие о сбалансированном питании.

Алкоголизм, курение и наркомания как медико-социальная проблема. Алкоголизм, курение и наркомания как медико-социальная проблема. Понятие о психотропных, наркотических веществах и средствах. Основные причины, условия и формы потребления вредных веществ населением различных возрастов и социальных групп. Острое алкогольное опьянение, «нормальное» и необычные его формы, смертельные дозы интоксикации. Хронический алкоголизм и курение. Проблема наркомании. Вредные привычки и микросоциум.

Охрана материнства и детства. Планирование семьи. Репродуктивное здоровье. Здоровье матери и ребенка. Профилактика непланируемой беременности.

Cредства и системы оздоровления. Естественные факторы природы как обязательное условие обеспечения здоровья. Физиотерапевтические факторы, применяемые с лечебнооздоровительной целью, и их действие на организм человека. Традиционные и нетрадиционные системы оздоровления.

Здоровьесберегающие технологии в социальной сфере. Технологии формирования здорового образа жизни.

Б.1.В.07. Психология кризисных и экстремальных ситуаций: психодиагностика и психологическая помощь

Современные теории кризисов и экстремальных ситуаций.

Психодиагностика экстремальных и кризисных состояний. Психодиагностические задачи в области психологии кризисных и экстремальных ситуаций. Особенности психологической диагностики, общие для экстремальных и кризисных состояний.

Особенности психодиагностики экстремальных состояний.

Особенности психодиагностики кризисных состояний.

Психодиагностический инструментарий, применяемый в психологии кризисных и экстремальных состояний.

Психологическая помощь:

Психология жизненных кризисов.

Дети и подростки в кризисных ситуациях.

Психология горя и утраты.

Проблемы суицидологии.

Психология экстремальных ситуаций и травматического стресса.

Б.1.В.ДВ.01.01. Политическая карта мира и этноконфликтология

Политическая география как географическая и как политологическая дисциплина.Историко-географические особенности формирования политической карты мира.Политическая карта мира во второй половине ХХ в. – начале XXI в. Геополитическое и геоэкономическое устройство современного мира. Историко-культурные регионы мира илокальные цивилизации.Анализ этнополитического конфликта. Сущность и предметное поле этноконфликта.Основные компоненты конфликта. Структура и типологии этноконфликта. Контекстыэтноконфликта. Теории этноконфликта. Динамика и механизмы этноконфликта.Конфликтологическая экспертиза: картографирование конфликта.

Б.1.В.ДВ.01.02. Социально-экономические и экологические риски в Арктике

Сущность, классификации и теории риска.Риски вАрктике. Методы управления региональными рисками

Б.1.В.ДВ.02.01. Арт-терапевтические технологии в социальной работе

Арт-терапевтическая методология. Психотерапевтические отношения, принципы и приемы фасилитации. Интерпретация в процессе арт-терапия. ​

Диагностика в арт-терапии. Особенности арт-терапевтической психодиагностики. Основные методы (Рисуночный тест Сильвер. Метод серийных рисунков. Рисование гнезда птицы в семейном консультировании. Методы психодиагностики. Метод мандала – в психодиагностике и психотерапии.

Групповая арт-терапия. Методология групповой арт-терапии. Работа с семьей. Работа с детьми и подростками. Работа с различными категориями населения.​Концепция и программа арт-терапевтического вмешательства при решении социальных проблем. Арт-терапия пожилых, бывших заключенных, мигрантов, инвалидов. Концепция и программы арт-терапевтического лечения  и реабилитации при расстройствах вследствие употребления ПАВ. Арт-терапия ПТСР и психических  травм.  ПТСР: задачи, этапы, техники.

Б.1.В.ДВ.02.02. Индивидуальное и групповое консультирование в социальной работе

Общая характеристика возрастных и личностных особенностей людей зрелого, пожилого и старческого возраста. Характеристика личности в зрелости и старости. Эмоциональные переживания в зрелости и старости. Общая характеристика интеллекта. Характеристика отдельных познавательных функций. Понятие, содержание, задачи, принципы психотерапии. Виды, этапы, техники психотерапии. Тестирование в практике психотерапии: диагностика психического и социального статуса людей зрелого, пожилого и старческого возраста. Особенности индивидуальной и групповой психотерапии. Применение психотерапевтических методов в консультировании.  

Б.1.В.ДВ.03.01. Основы социального предпринимательства

Целью освоения дисциплины «Основы социального предпринимательства» является изучениетеории и практики создания, развития и управления субъектами социального предпринимательства, атакже формирование практических навыков по разработке бизнес-плана проекта в сфере социальногопредпринимательства.

Б.1.В.ДВ.03.02. Медиация в социальной работе

Введение в медиацию. Основные направления политики государства в области применения медиации. Профессиональная и непрофессиональная медиация. Подготовка медиаторов и регулирование их деятельности.

Медиация как процедура.

Медиации в практике разрешения конфликтов. Процедура медиации.

Медиативный подход в социальной сфере.  Особенности применения медиации и медиативного подхода в практике работы учреждений социальной сферы.

Возможности применения медиативного подхода и медиации в деятельности конкретного учреждения социальной сферы. Исследование конкретного случая медиации по разрешению конфликта.