Новости

Как написать интересный и привлекающий аудиторию репортаж?

Дайаана БАНДЕРОВА, кафедра журналистики СВФУ · 15 Апреля 2022

О создании репортажа рассказал кандидат филологических наук, доцент кафедры национальных и глобальных медиа Высшей школы журналистики и медиакоммуникаций Казанского федерального университета Роман Баканов.

Жанры журналистики.

Классических жанров в журналистике становится всё меньше, вместо них выступают жанры, которые объединяют в себе разные системы. У нас в Казанском университете уже более 15-20 лет нет таких отдельных дисциплин, как «Интервью», «Репортаж», «Аналитические материалы», все унифицировано в рамках «Новостная журналистика», «Основа аналитической и художественной публицистики», «Журналистика в контексте в русской литературы и культуры».

Профессор МГУ, доктор филологических наук Александр Алексеевич Тертычный, который изучал жанры журналистики и сформировал классическую систему разделения жанров журналистики на три группы: информационные, аналитические и художественно-публицистические жанры. Он относил репортаж к информационным, к оперативным жанрам, которые должны отвечать на вопрос «Что, где, когда» прежде всего, и только потом при каких условиях и как.

В книге «Жанры периодической печати», которая вышла в 2019 году, Александр Алексеевич очень подробно расписал разделение жанров журналистики. Многие, кто изучает журналистские жанры, именно по его исследовательским вопросам продолжают изучать и поддерживают эту систему.

Позиция Льва Ефремовича Кройчика

Есть другая исследовательская позиция, здесь я бы хотел отметить профессора Воронежского университета Льва Ефремовича Кройчик. Он много внимания уделял публицистике, проблемам диалога в авторском современном коммуникативном пространстве. Говорил о диалоге между автором и аудитории. О том, что сегодня этот диалог практически прекратился, и преобладает в основном информационный контекст. Журналисты пишут сами по себе, аудитория сама по себе и почти не осталось коммуникации.

Кройчик относил репортаж к исследовательски-новостным жанрам. Понятно, что он создается по информационному поводу через что-то такое, что может зацепить аудиторию, но прежде всего он видел в репортаже исследование темы местности, факта, события или явления, которые происходят здесь. То есть не просто подача-увидел, отразил, заметил, запомнил, написал, но ещё и исследовал, попытался осмыслить, понять, сделать какие-то выводы.

Для Льва Ефремовича в отличие от Тертычного, репортаж – это жанр более аналитический. Получается, что журналист, автор материала – человек, воспринимающий, вовлечённый в происходящее событие, а не просто бездумно смотрящий и фиксирующий. То есть по Кройчику автор репортажа более вовлечен в действие.

Но именно школа Тертычного с тремя жанровыми группами, где репортаж – информационный жанр, получила в настоящее время в нашей стране большее развитие и признание, хотя есть и много сторонников у школы Кройчика.

Советы молодым журналистам.

И начинающим и не совсем журналистам, нужно самим определиться, какую позицию вы занимаете, отталкиваясь от того, как вы хотите написать материал, чтобы он был интересным, как вы понимаете и считаете сущность репортажа.

Обратите внимание также о тех подходах, о которых говорит Александр Васильевич Колесниченко, доцент кафедры журналистики МГУ. Большую роль Колисниченко отводит непросто описанию ситуации, а построению сюжета так, как хотите, вы. Он говорит дайте сюжет, чтобы ваша аудитория сама поняла, что конкретно вы как участник события, наблюдатель хотите сказать. Что нужно здесь, что вы здесь планируете, в чём ваша идея.

Репортаж – это необязательно повествование в хронологической последовательности, изначально конечно оно так и было больше века назад. Сегодня, более-менее к репортажу нет строгих требований, сегодня мы с вами понимаем, что это представление картины события, прежде всего люди, детали. Репортаж – это возможность представить детали, сделать эффект присутствия читателя, зрителя, пользователя, слушателя на месте события. И вот ради этого всего репортаж и создаётся, т.е. сделать так, чтобы ваша аудитория никогда не бывав на том или ином событии почувствовала, что присутствовала там.

Также я рекомендую к прочтению книгу «Репортаж: от идеи до гонорара» Олеси Лонской. Также в ютубе, автор этой книги сделала довольно расширенную презентацию, где рассказывает о том, что такое репортаж, в чём суть её книги, почему репортаж должен строиться так, а не иначе. Её материал целиком и полностью посвящён репортажу.

Спортивный репортаж

Что касается радио, транслировали раньше на радио «Маяк» репортажи Александра Курашова. Он делал репортажи с легкоатлетических событий: забегов, марафонов, где через секунду уже не будет так как сейчас. Курашов изучал и знакомил нас с главными действующими лицами, постоянно был в гуще событий, в иной раз бежал вместе со спортсменами. Везде был там, где было «горячее» всего. И его задорный тон повествования непременно способствовал более красочному представлению, тем самым вызывая интерес у слушателей.

Также, очень интересно освещать, показать то, что скрыто от наших глаз, работу изнутри. Например, в спортивном репортаже, то, что происходит под трибунами и тому подобное. В иной раз такие материалы бывают даже интереснее самого матча, когда мы проникаем в неизвестное, ощущаем себя на месте гущи событий, испытываем эмоции. При этом репортаж как жанр предполагает всё-таки понимание того, что есть, что происходит, и конечно же, динамику, эмоции. А там, где динамика и драматургия повествования, текста (интрига). Всё в репортаже должно быть соподчинено драматургии.

Что интересно аудитории?

Для написания репортажа важно использовать средства художественной выразительности и богатый синонимичный ряд. Ведь тяжело читать текст, где очень много однокоренных слов, причём стоящих рядом. Это утяжеляет восприятие, а репортаж несмотря на то, что у него и события, и детали, и эффект присутствия, и человеческий фактор и ещё много всего, там должно быть лёгкое повествование, которое воспринимается на одном дыхании. Сегодня аудитория, начав читать текст по какой-то причине не дочитает его, то больше она не вернётся к нему.

Сегодня, если, помимо интриги, драматургии, нет какого-то социального конфликта репортаж будет читаться слабо. Ведь журналистика – это социальный институт, мы должны работать с конфликтностью, проблемой, и в репортаже это чётко прослеживается».