Новости

Как цифровизация и интернетизация повлияли на локальные медиа?

Лена ВАСИЛЬЕВА, кафедра журналистики СВФУ · 15 Апреля 2022

Доцент Департамента медиа НИУ ВШЭ, кандидат социологических наук Ольга Довбыш поделилась со студентами кафедры журналистики СВФУ о роли гиперлокальных медиа в российской медиасистеме. Сегодня мы представим интересные моменты из лекции эксперта.

Интерес к гиперлокальным медиа

Локальные медиа я начала исследовать в рамках своей магистерской и кандидатской работы. У нас был проект под названием «Развитие интернета в Российских городах». Мы ездили в Казань, Тюмень, Арзамас и так далее. И там, делая поле исследования про то, как процесс цифровизации повлияла на локальные медиа, мы выявили то, что довольно большое значение в местном медийном ландшафте играют большую роль так называемые городские паблики. И я стала интересоваться насколько эта история специфична для России или это какой-то глобальный тренд, который охватил многие страны. Как оказалось, эта история действительно происходит во многих странах и такие медиа которые в академических исследованиях получившие название гиперлокальные или хайповые медиа существуют во многих странах.

Платформа гиперлокальных медиа

Один из примеров гиперлокальных медиа в России является сообщество ВКонтакте под названием «Арзамас 1578». Один из типичных примеров публикаций являются анонимные сообщения. Люди отправляют сообществу общественно значимую проблему и они это освещают.

Я со своей стороны вижу здесь два объяснения, во-первых это то, что в случае с Россией тренд на создание таких проектов началась в 2010 году. Как раз это совпало с периодом расцвета платформ социальных сетей. Мы поговорили с создателями этих групп, как оказалось, они пытались создать сайт, но люди туда не пошли. Вся коммуникация все равно продолжала проходить в платформах социальных сетей. Даже если у кого-то есть сайт, они скорее всего используют его как архив. Вторая причина связана со спецификой интернатизации в России. У нас страна большая и как вы знаете более 60 % Россиян заходят в интернет через мобильное устройство. И для них конечно же удобнее находить всю информацию в платформах, нежели на сайте. Поэтому, у модераторов нет ни ресурсов, ни желания делать мобильную версию. И исходя из этих логичных причин, в России такие проекты существуют в социальных сетях.

Аудитория к пабликам пришла случайно

Если говорить о создателях таких пабликов, то в большинстве случаев для них это было как хобби или личный интерес. Практически ни один проект не создавался как прибыльный. Эта была гражданская мотивация из-за нехватки информации и т д. В большинстве случаев, успех таких редакций была в том, что их аудитория пришла к ним случайно. Этот успех еще связан с проблемой ответственности, часто такие паблики не осознают свое информационное влияния на местную коммуникацию. Но с другой стороны, эта идея дать людям возможность высказаться тоже очень важна.

Отличия профессиональных и гиперлокальных медиа

Профессиональные медиа более регулируемые и подконтрольные, а гиперлокальные медиа же дают людям возможность говорить что угодно. Редакция часто перепечатывает пресс-релизы городской администрации, а в пабликах обсуждают темы которые действительно волнуют людей.

С точки зрения журналистов работающих в местных газетах и телеканалах, их мнение сводится к тому, что гиперлокальное медиа не является журналистикой.

По их мнению это лишь виртуальное сообщество, у которого нет ни планерки, ни фиксированного дохода и т д. Исходя из этого, взаимодействие редакций и пабликов можно охарактеризовать спектром от полного игнорирования до конкуренции.

Взаимодействие местных властей и пабликов

В большинстве проектов, которые я исследовала, местные власти очень тесно взаимодействуют с пабликами. Они используют их для распространения своей информации. От стандартной истории с пресс-релизами, до уникальных интервью. Также паблики являются каналам сбора инфнормации. Местные власти довольно часто размещают опросы, голосование и т д.

Если говорить о роли гиперлокальных медиа в Российской медиасистеме, то здесь возникает вопрос о том, что из себя представляет локальная журналистика в информационной среде.

У профессиональных редакций есть определенная структура, а в гиперлокальных медиа проекты более свободные, поэтому новости могут выходить в разном порядке и времени.

Отчасти, создатели таких пабликов особенно по мере роста встраиваются в существующие отношения и уже каким-то образом начинают следить за тем, что они публикуют.