• ЭИОС

Внеучебная и общественная работа

4. Внеучебная и общественная работа кафедры

Общественная работа

(основные общественные поручения сотрудников кафедры)

Павлова И.П.      Член Ученого Совета, член адм. совета, член Лиги «Женщины – ученые Якутии»; член факультетской комиссии по проведению СВОШ по русскому языку; руководитель Центра обучения русскому языку ФЛФ СВФУ.       

Габышева Л. Л.  Член Российского совета тюркологов при отделении языка и литературы РАН, президент Лингвистического общества Северо-Востока РФ, член совета экспертов по региональному конкурсу РГНФ, член Объединенного Ученого совета по гуманитарным и общественным наукам АНРС (Я),   член спецсовета 10.0102 Литература народов РФ (якутская литература) СВФУ по защите диссертаций (СВФУ им. Аммосова); член спецсовета по защите диссертаций 10.02.02 - Языки народов РФ (якутский язык) ИГИ и ПМНС СО РАН; член совета экспертов Программы развития СВФУ; член Ученого совета Института олонхо СВФУ; член Ученого совета ФЛФ.             

Назарова Т.Е.     Секретарь и член Лиги «Женщины-ученые Якутии» (до марта 2015), наставник молодых преподавателей.    

Хлебникова Э.В. Зам. зав. кафедрой, член Лиги «Женщины-ученые Якутии». Организатор общеуниверситетского конкурса ораторов. Автор рубрики «Русский язык и культура речи. Консультации» на сайте СВФУ. Ответственный за профориентационную работу на кафедре.

Жондорова Г.Е. Член Ученого Совета, член адм. совета, председатель якутского отделения РОПРЯЛ, член Лиги «Женщины-ученые Якутии».  

Бердникова Т.А. Член Лиги «Женщины-ученые Якутии», секретарь ГЭК, ГАК по русскому языку (специалитет), член учебно-методической комиссии (УМК) кафедры и факультета, ведущий эксперт по проверке ЕГЭ по русскому языку, работа в ЦОРЯ, проведение лекций-бесед в Музее старожильческих говоров на территории Якутии (при кафедре)    

Шац О.М.  Ответственная на кафедре за научно-исследовательскую работу студентов, ответственный секретарь приемной комиссии ФЛФ, работа в ЦОРЯ.                  

Васильева Е.А.   Ответственный за организацию и проведение Академии юного филолога на кафедре.

Наумова И.Г.      Член профкома.

Кафедра курирует 3 студенческие группы:  Шац О.М. является куратором группы РО-ПФД (3 курс); Васильева Е.А. – 2 курса; Бердникова Т.А. – 1 курса.  Кураторская работа в группах проводится в течение учебного года по утвержденному плану. Кураторы проводят кураторские часы, посещают общежития, проводят индивидуальные беседы и встречи с интересными людьми.

Все преподаватели проводят  воспитательную работу в рамках учебного процесса, а также при организации различных конкурсов и творческих мероприятий.

В Музее русских старожильческих говоров Якутии регулярно проводились различные студенческие мероприятия воспитательного характера.

 

6-7 октября 2016 года состоялось замечательное мероприятие филологического факультета. В  Музее русских старожильческих говоров Якутии кафедра общего языкознания и риторики провела встречи с первокурсниками русского отделения и отделения педобразования, посвященные Дню учителя. Был подготовлен интересный материал о ветеранах филологического факультета, работавших в разное время, читавших курсы и дисциплины для студентов Якутского госуниверситета, начиная с первых дней его возникновения. Это Мария Федоровна Дружинина, Марта Георгиевна Михайлова, Кыдана Ивановна Платонова, Тамара Парфеньевна Самсонова, Николай Георгиевич Самсонов. Им были посвящены рассказы студентов 2 курса ПФД, сопровождаемые Выставкой бесценных экспонатов. Преподаватели факультета собрали рукописи ветеранов, записи прочитанных лекций прошлых лет, дневниковые ручные записи участников экспедиций. И даже «берестяная грамота», созданная рукой Николая Георгиевича Самсонова, специально для студентов-участников диалектологической экспедиции.

Мероприятие кафедры под названием «Педсовет»

1.     В рамках недели качества 8 ноября 2016 года кафедра общего языкознания и риторики ФЛФ провела встречу студентов профиля ПФД (с 1 по 3 курсы) с учителями Якутской городской национальной гимназии. На очередное заседание «педагогического совета» пришли Евдокия Николаевна Назарова, заслуженный учитель РС/Я/, учитель высшей категории, учитель-методист, автор учебников, и Саргылана Алексеевна Адамова, отличник образования РС/Я/, учитель высшей категории. Гости рассказали о своей работе, о трудностях и радостях учительского труда. Выпускницы филологического факультета разных лет поделились своими мыслями о статусе  учителя в современной школе, о взаимоотношениях с детьми, привели  интересные случаи из школьной практики.

2.     29 ноября 2016 года кафедра общего языкознания и риторики ФЛФ СВФУ провела в рамках юбилея университета встречу с ветераном кафедры – Валентиной Максимовной Тобуроковой, кандидатом филологических наук, доцентом, проработавшей в университете 40 лет. На встрече были студенты трех курсов ПФД факультета и преподаватели кафедры.

Валентина Максимовна рассказала о своей трудовой биографии, вспомнила некоторые эпизоды, связанные с работой в школе, на факультете, подчеркнула мысль о том, что сам человек прежде всего решает, как ему жить, исходя из моральных принципов, что на любой работе важны такие качества, как ответственность, добросовестность, а также обязательно необходим творческий подход к своим обязанностям.

На фоне презентации, на которой были размещены фотографии преподавателей, выпускников факультета разных лет, собравшиеся поделились своими воспоминаниями о годах обучения в стенах родной альма-матер, первых шагах преподавания в вузе, родных и кураторских группах. Все единодушно пришли к мнению, что именно университет стал стартовой площадкой для становления личностей, дал путевку в большую жизнь и связал их судьбы с развитием родного университета.

Выступления и публикации в СМИ

Павлова И.П.:

         -интервью на сайте Ykt/ru «О работе СВФУ с мигрантами по изучению русскому языку» (январь 2015 г.).

         -интервью программе «Вести-24» (Айна Винокурова) - «О комплексном экзамене для мигрантов» - январь 2015 г.

         -интервью программе «Вести» НВК «Саха» (А. Лысак)  - январь 2015г.

         -интервью газете «Якутск вечерний» - статья Раисы Арзаевой «Я русский бы выучил…»  20 февраля 2015 г.

         -интервью программе «Вести» НВК «Саха» во время проведения круглого стола «Русский язык в современном мире» (23 апреля 2015 г.) в Департаменте по делам народов РС/Я/ г. Якутска.

         Бердникова Т.А. Вступление по радио по вопросам культуры русской речи (декабрь 2014)

Филологический − судьба моя!

2015 год  для филологического факультета дата особая − старейшему подразделению вуза исполняется 80 лет. Отсчет истории высшего филологического образования начался в 1935 году, когда в составе Якутского педагогического института было открыто отделение русского языка и литературы.   Редакция газеты «Наш университет» встретилась с теми, кто каждый день работает во благо развития родного факультета.

Ирина Петровна: «Мы – фанаты своего дела»

Кафедра общего языкознания и риторики – одна из крупных подразделений факультета. Заведующий кафедрой Ирина Павлова рассказала об истории кафедры и будущих планах. 

Ирина Петровна, расскажите об истории кафедры

Ирина Павлова: Наша кафедра основана в 1993 году. Ранее была кафедра русского языка и общего языкознания, весьма  многочисленная по составу и разнородная по научным направлениям. Поэтому в начале 90-х появилась идея – создать новую кафедру общего языкознания и этнолингвистики, исследовательское направление которой было бы связано с широким кругом проблем связи языка и культуры. Впоследствии кафедра была переименована в кафедру общего языкознания и риторики, включив в себя и речеведческие дисциплины факультета. Костяк преподавателей работает уже более пятнадцати лет и успешно справляется с целями и задачами, которые были тогда поставлены.

За эти годы кафедра сделала большой шаг вперед. В 2013 году она стала выпускающей. Теперь по программе бакалавриата мы курируем направление «Преподавание филологических дисциплин». Также кафедра готовит магистров по программе «Лингвокультурология», которой руководит профессор Луиза Габышева. Программа пользуется большой популярностью не только среди наших выпускников-бакалавров, но и  других. У нас учатся магистранты, окончившие Институт языков и культуры народов Северо-Востока РФ, выпускники центральных вузов, в частности Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена. В этом году на кафедру поступила гражданка Китайской Народной Республики.

Кафедра имеет очень хорошие традиции в проведении различного рода общеуниверситетских, республиканских мероприятий. Например, общеуниверситетский ежегодный Конкурс ораторов, ставший традиционным, хорошо известен студентам. Он проводится  более 10 лет, имеет свои устоявшиеся традиции, сценарий. Он очень нравится студентам. На отборочный тур конкурса приходят 40-50 студентов из всех подразделений СВФУ, из которых жюри оставляет 10-14 лучших. Далее эксперты определяют победителей на основном Конкурсе. Обычно  участвуют ребята, которые со школьных лет имеют опыт в риторических турнирах, но не только. Конкурс нашел продолжение в школах города Якутска. С нами активно сотрудничают Национальная гимназия РС/Я/, средняя школа №33 и другие. Порой школьники старших классов выступают лучше, чем студенты.  Конкурс живет, развивается и дальше будет только расширяться.

В 2012 году кафедра проводила очень интересное мероприятие − фестиваль «Северное сияние языков», которое вызвало очень хорошие отзывы и студентов, и  преподавателей. Поэтому витает идея продолжить это дело, но пока это только в планах.

С прошлого года кафедра возобновила работу Школы юного филолога, которую мы теперь назвали Академией юного филолога. Это внешкольное обучение детей с пятого класса. Мы не занимаемся подготовкой к ЕГЭ. В Академию могут записаться ученики 5-6 классов, которые  чувствуют интерес к слову. Занятия проводят все преподаватели филологического факультета. Форма этих занятий необычная: это не лекции и не практические занятия, а викторины, различного рода мини-конкурсы, тренинги. Дети могут попрактиковаться в постановке голоса, дыхания, постигать язык мимики, телодвижений. В этом году с первых же дней мы планируем ознакомить  школьников с основами языкознания. Им будет интересно узнать о классификации языков, их группах, родственных связях. Во все городские школы разослали объявления, приглашаем именно тех детей, кому нравится заниматься со словом, грамматикой, историей слова. Надеюсь, что им не придется у нас скучать.

Также при нашей кафедре открыт Центр обучения русскому языку мигрантов, иностранных граждан. Он набирает обороты, с января этого года мы принимаем комплексный экзамен у иностранных граждан.

А какие бывают проблемы на кафедре?

Ирина Павлова: Когда работаешь, проблемы всегда есть. Часть проблем связана с Центром обучения русскому языку мигрантов: проблемы с помещениями для центра, с расписанием, с оборудованием для этого центра.

В данный момент у нас сейчас имеются проблемы нестыковки нашего штатного расписания с количеством рабочих часов. У всех преподавателей наблюдается перегрузка − более 900 часов в год, у кого-то более 1 000. Получается каждый день по три-четыре пары. Помимо этого, согласно современным требованиям, преподаватель должен вести активную научную работу, то есть писать статьи в сборники РИНЦ, в зарубежные издания, составлять проекты для получения научных грантов. Кроме всего прочего, никто не отменял воспитательную составляющую работы преподавателя. А еще он же должен вести документацию, которой сейчас очень много. Нашу рабочую программу РПД переписываем уже в который раз, все время выходят новые стандарты. Приходится часто работать по ночам. Тем не менее мы – фанаты своего дела. Все работают.

 

Просветительская деятельность.

 

Хлебникова Э.В. Создание и регулярная (еженедельная) информационная поддержка рубрики «Русский язык и культура речи. Консультации» на сайте СВФУ (в разделе «Филологический факультет») в целях формирования и развития единого языкового пространства и единого орфографического режима в СВФУ, а также в целях упрочения позиций русского языка как языка деловой документации.  Опубликованы 22 консультации.

«Умение правильно говорить еще не заслуга, а неумение уже позор», - говорил Цицерон, имя которого стало нарицательным. «Цицеронами» мы сейчас называем златоустов, владеющих элитарным уровнем культуры речи. Высокая речевая культура – яркий и очень значимый мазок, без которого невозможно представить портрет современного делового человека. Ошибки в речи снижают привлекательность его речевого образа и могут пагубно сказаться на оценке его профессиональной деятельности. Востребованность специалиста на рынке труда, его конкурентоспособность в значительной степени зависят от его культуры речи - нема¬ловажного условия профессионального успеха. Кафедра общего языкознания и риторики филологического факультета в 2013 году на сайте ФЛФ создала рубрику «Русский язык и культура речи. Консультации». Здесь можно узнать, как правильно прочитать аббревиатуру (например: СэВэФэУ или эСВээФУ), есть информация о наиболее частотных интерферентных ошибках, т.е. обусловленных влиянием родного языка (например: учусь в университете или учусь на университете). В рубрике содержатся сведения и об орфоэпических нормах (например, как правильно сказать: обеспЕчение или обеспечЕние?)  Ежедневно рубрику «Русский язык и культура речи. Консультации» посещают тысячи людей, стремящихся повысить свой уровень культуры речи. Надеемся, что наши консультации помогут посетителям рубрики сделать шаг к овладению безупречной, образцовой речью.

 

Деятельность Музея русских старожильческих говоров Якутии (по материалам экспедиций М.Ф. Дружининой и Н.Г. Самсонова)

 

В рамках деятельности Министерства науки и профессионального образования РС/Я/ при активной поддержке Совета по языковой политике при Президенте РС/Я/   Музей-лаборатория (по материалам диалектологических экспедиций М.Ф.Дружининой и Н.Г.Самсонова) был организован в 2008 году (сентябрь-октябрь) на филологическом факультете ЯГУ им. М.К.Аммосова. Старожильческие русские говоры  существуют на территории Якутии с 17 века, когда русские землепроходцы заселили берега северных рек, остались жить в этих уединенных местах и сохранили самобытный язык, культуру, обряды, песни. К началу 20 века таких мест оказалось 3: пос.Русское Устье в Аллаиховском улусе, пос. Походск в Нижнеколымском улусе, с. Киренга по реке Лена в сторону Иркутской области.  Созданный Музей является попыткой сохранить элементы самобытной культуры в качестве учебной экспозиции для занятий студентов-филологов, а также организовать при Музее центр научных исследований по изучению уникального явления в языковой ситуации  сибирского региона России.

Цель: Развитие научно – образовательной деятельности при Музее-лаборатории старожильческих русских говоров Якутии.

Задачи и направления дальнейшей работы:

1.      Основательное укрепление материально-технической базы (обновление мебели, оборудования, программного обеспечения);

2.      Сбор, описание, включение в реестр предметов материальной культуры, наглядно свидетельствующих о существовании старожильческих поселений;

3.      Сохранение собранных за многие годы (с 1958-го года по 80-е годы 20 столетия) бесценных материалов диалектологических экспедиций кафедры русского языка и  общего языкознания;

4.      Создание электронного варианта картотеки уникальных говоров;

5.      Создание электронной версии Музея- лаборатории;

6.      Организация экспедиций в места проживания старожилов с целью фиксации остатков говоров;

7.      Подготовка к изданию «Фразеологического словаря старожильческих говоров»;

8.      Научно-исследовательская работа с диалектологическими материалами;

9.      Организация учебно- образовательной работы со студентами в рамках деятельности Музея;

10.    Информационная и просветительская деятельность по освещению и пропаганде работы Музея-лаборатории на республиканском, российском и международном уровнях.

 

Ожидаемые результаты: Музей-лаборатория старожильческих русских говоров Якутии должен стать Центром научно-исследовательской, учебно-образовательной, культурной, общественной деятельности студентов и преподавателей филологического факультета и университета в целом.

 

Учебный Музей русских старожильческих говоров на территории Якутии как инновационный комплекс, содействующий сохранению языка, фольклора уникального памятника русской культуры. Учебный Музей создает условия для изучения грамматики, лексики, фразеологии русских старожильческих  ( нижнеиндигирских, приленских) говоров. Создание учебного Музея обеспечило широкий доступ студентов-филологов и всех желающих к отсканированным текстам рукописей фольклорных памятников, обширной картотеке диалектологической лексики, собранной усилиями подвижников филологического факультета в течение сорока лет, географическим  картам, фотографиям, трудам энтузиастов-филологов и этнографов. На базе Музея проводятся занятия по русской диалектологии, этнолингвистике, лингвокультурологии. Работают научные студенческие кружки, осуществляется учебная исследовательская работа студентов.

С 2008 г. Музей старожильческих говоров Якутии функционирует как учебно-научный центр при ФЛФ СВФУ.

В распоряжении Музея имеются 4 тома «Словаря русских старожильческих говоров на территории Якутии» М.Ф. Дружининой, который  является уникальным памятником культуры русских на Северо-Востоке Сибири. Собранный лексический материал представляет интерес для многих молодых исследователей,  является объектом курсовых и дипломных работ.

В мае 2013 г. вышли из печати «Материалы к фразеологическому словарю русских старожильческих говоров Якутии» М.Ф. Дружининой.

Студенты за 2010-2012 гг. участвовали во многих всероссийских и международных конференциях, исследуя материал русских старожильческих говоров: в Иркутске, В Москве («Ломоносов-2012»), в Архангельске, в С.Петербурге и др.

Опубликовали работы за рубежом: Украина, Прага.

Предложение:  Программа комплексного изучения говоров и культуры старожилов Северного края требует дальнейшего и системного финансирования.

Деятельность Музея русских старожильческих говоров Якутии (по материалам экспедиций М.Ф. Дружининой и Н.Г. Самсонова) представляется как одна из «лучших практик» в деятельности федерального университета. Учебный Музей русских старожильческих говоров на территории Якутии как инновационный комплекс, содействующий сохранению языка, фольклора уникального памятника русской культуры, был открыт в 2008 году при кафедре общего языкознания и риторики ФЛФ.  Учебный Музей создает условия для изучения грамматики, лексики, фразеологии русских старожильческих  ( нижнеиндигирских, приленских) говоров. Организация  Музея позволяет обеспечить широкий доступ студентов-филологов и всех желающих к отсканированным текстам рукописей фольклорных памятников, обширной картотеке диалектологической лексики, собранной усилиями подвижников филологического факультета в течение сорока лет, географическим  картам, фотографиям, трудам энтузиастов-филологов и этнографов. На базе Музея проводятся занятия по русской диалектологии, этнолингвистике, лингвокультурологии. Работают научные студенческие кружки, осуществляется учебная исследовательская работа студентов, научно-исследовательская деятельность магистрантов кафедры.

 

Конкурс лингвокультур

10 июня 2015 года на филологическом факультете состоялся традиционный Конкурс лингвокультур, посвященный Дню русского языка и Году литературы. Студенты 1 курса отделения РН и РН-АО представили 4 лингвокультуры: украинскую, немецкую, французскую и армянскую, языки которых входят  в многочисленную индоевропейскую семью. Смотр лингвокультур включал в себя обязательную подробную характеристику языка, различное красочное представление культуры народа, его мифологии, религии, традиций и обычаев. Участники показали народные костюмы, играли в национальные игры, пели и танцевали, отмечали праздник урожая. Замечательно, что результаты засчитывались по балльной системе БРС как самостоятельная итоговая работа по предмету «Введение в языкознание».

Проведена Акция «Книги – студентам!».

4 декабря 2015 года на филологическом факультете состоялась торжественная передача книг, собранных преподавателями, студентам, проживающим в общежитии. Еще Цицерон, римский политический деятель, оратор и писатель, отмечал, что «Дом, в котором нет книг, подобен телу, лишенному души». Цель акции – общежитие, дом студента, в котором должны быть книги.

Преподаватели кафедры общего языкознания и риторики выступили организаторами сбора книг и вручили их председателю ПОС ФЛФ Нюргустане Ивановой и студентам в период завершения Года литературы с пожеланиями – «Учитесь и читайте», повторяя слова Ф.М. Достоевского, «Читайте книги серьезные. Жизнь сделает остальное».

Конкурсы ораторов в школах города

Филологический факультет СВФУ проводит в школах города Якутска конкурсы ораторов – участники развивают умение говорить, выступать перед публикой, оперировать фактами и цитатами, говорят организаторы. 30 ноября, конкурс прошел в школе №5 г. Якутска.

В профориентационном мероприятии приняли участие 10 старшеклассников с выступлениями на тему «Человек и литература». По итогам трех этапов – выступления на заданную тему, импровизацию и словесной дуэли лучшим оратором школы был признан ученик 8 «г» класса Кирилл Соколов. Второе место заняли восьмиклассники Сергей Наседкин и Владислав Маслов. Третье место присвоено Данилу Ганзину.

«Сейчас много говорят о том, что дети, подростки не читают. Конечно, связь человека с книгой с течением времени меняется, но я думаю, нет повода для такого утверждения. Главная проблема – не компьютер и не игры, которые мешают читать, а бесполезное общение. Мы очень много переписываемся, сидим в социальных сетях, поэтому нам просто некогда думать, читать, рефлексировать», – поделился своим мнением ученик 8 «а» класса Владислав Маслов.

Доцент кафедры общего языкознания и риторики филологического факультета СВФУ Эльвира Хлебникова отметила, что уровень подготовки учащихся на хорошем уровне. «Выступающий должен перебороть свое волнение, страх, скованность и статичность. Лучших ораторов мы выделили по главным критериям: артистизм, умению оперировать фактами, убедительности. Думаю, чем чаще вы будете выступать перед публикой, тем быстрее пройдет страх перед выступления», – посоветовала она школьникам.

По словам заведующего кафедрой Ирины Павловой, преподаватели университета пропагандируют русский язык и литературу среди школьников, развивают ораторское мастерство школьников. «Неделю назад конкурс прошел в Городском лицее, планируется выслушать учеников школ №15 и 33 города Якутска. В будущем планируем расширить масштабы конкурса, возможно, проводить их дистанционно в улусах республики», – говорит Ирина Павлова.

Академия юного филолога

В 2015 году на факультете была организована «Академия юного филолога» для учащихся 6-8 классов школ г. Якутска.  Руководитель Васильева Е.А. Занятия проходили с февраля по апрель 2015г. 2 раза в неделю. Всего было проведено 6 занятий преподавателями  Соловьевой М.С., Тесцовым С.В., Самсоновой Л.Н., Павловой Л.Н., Жирковым Д.Д., Виниченко В.А.  

         В старших классах общеобразовательной школы перед выпускниками встает проблема выбора профессии, и часто школьники выбирают свой жизненный путь почти вслепую, ничего не зная о своей будущей специальности. Академия юного филолога (АЮФ), созданная по инициативе кафедры общего языкознания и риторики, работает с учащимися 6 - 8 классов. Ее задача - познакомить школьников с филологическим факультетом, показать, что изучает филология, и в конечном счете - помочь им определиться. 

         Академия  юного филолога - это не подготовительные курсы, она рассчитана не на абитуриентов, а на школьников  6 -8 классов, которые только еще выбирают будущую профессию. Обучение в АЮФ поможет им сделать этот выбор осознанно, решить для себя, интересна ли им филология вообще и филологический факультет, в частности.

         Лекции  читались по основополагающим проблемам филологии в целом. Ведь задача Академии - привить любовь к слову, потому что слово "филология" переводится с греческого именно так.

         26 апреля состоялось последнее занятие в этом учебном году. Заведующая кафедрой общего языкознания и риторики Павлова И.П. вручила сертификаты  активным «академикам».

 

Профориентационная работа кафедры

Преподавателями кафедры ежегодно проводится профориентационная работа со школами города и республики. Со школой № 33 г. Якутска кафедра сотрудничает давно. В школе ведет учебные занятия в старших классах доцент Бердникова Т.А. С прошлого года кафедра начала проводить Конкурс ораторов. 

         Кафедра проводит профориентационную работу с Бердигестяхской гимназией Горного улуса на основе подписанного Договора о сотрудничестве. Ежегодно учащиеся гимназии приезжают в школьные каникулы на консультации преподавателей кафедры по подготовке к ЕГЭ, по подготовке к различным олимпиадам. Был составлен график консультаций, занятия проводили доценты кафедры Бердникова Т.А., Хлебникова Э.В., ст.преподаватели Васильева Е.А.

               Васильева Е.А. консультирует Хамагаттинскую саха-французскую гимназию, Назарова Т.Е. – Хаптагайскую школу Мегино-Кангаласского улуса, Павлова И.П. – Таттинский лицей и др.

         Шац О.М. как ответственный секретарь приемной комиссии ФЛФ:

         - выступила на Днях Открытых дверей ФЛФ по правилам приема на 2015-2016 уч.год. Март 2015.

         - провела профориентационную беседу по правилам приема на 2015-2016 уч.год с участниками Президентской елки. Ноябрь 2014.

         Бердникова Т.А. Разработка  заданий для олимпиад по русскому языку( СВОШ).

              Бердникова Т.А. Консультация школьников 8-11 кл. г. Якутска в рамках подготовки к Всероссийской олимпиаде «Звезда».

              Бердникова Т.А. Чтение курсов (фундаментальных 8 мес. и одномесячных)  для школьников 11 кл. по русскому языку. ФДОП, май 2015г.

        Бердникова Т.А. Чтение бесплатных лекций по русскому языку для поступающих в СВФУ. ФДОП, май 2015г.

            Назарова Т.Е. Консультация по ЕГЭ школьников Хаптагайской СОШ Мегино-Кангаласского улуса.

            Введение в профессию, рассказ об успешных людях - выпускниках кафедры. Отв. - преподаватель кафедры

         Дни открытых дверей на АДФ. Консультация по русскому языку для школьников г.Якутска и улусов. Васильева Е.А., Соловьева М.С.

         Васильева Е.А.   рамках Дня открытых дверей на ФЛФ провела экскурсию по Музею старожильческих говоров для учащихся Бейдигинской СОШ Усть-Алданского улуса (23 марта 2015).

         - провела консультации по подготовке к ЕГЭ для учащихся Покровской СОШ №2, Октемского лицея, амгинских  СОШ, Хамагаттинского саха-французского лицея (февраль- марта 2015);

         - приняла участие в качестве эксперта в 17 Республиканской научно-практической конференции Сыланской СОШ Чурапчинского улуса «Башаринские чтения» (эксперт в работе секции «Лингвистика»).