Дидактический материал

Эстрада - многожанровое сценическое искусство. Объединяет музыку, танец, пение, разговорные жанры, номера с куклами, трансформацию, акробатику, другие цирковые и оригинальные жанры. Ориентируется преимущественно на массовое восприятие. Эстрада - открытая площадка, которая диктует свои условия: актер выходит и имеет прямой контакт с публикой, показывает свое мастерство способом "открытости" и должен иметь способность к мгновенному перевоплощению и др. Имидж актера, внутренняя энергетика с момента выхода на эстраду должны захватить внимание аудитории.

В советское время о самостоятельности искусства эстрады оставался дискуссионным. Основная форма советской эстрады - сборные концерты, объединенные конферансом. К концу 60-х гг. увеличилось число сольных программ. Лидировать стала песня. Геополитические изменения в жизни страны в последние десятилетия вызвали не только развал всей прежней системы управления и функционирования эстрады, но и содержательный слом в самом искусстве.

Создание больших шоу-программ, в которых превалирует зрелищная сторона, использование всевозможной современной аудио-визуальной техники в корне изменяют сложившееся представление об эстраде как искусстве ярких актерских индивидуальностей, искусстве прямого контакта, непосредственного общения актера со зрителями. Утрачивается (временно ли?) одно из главных качеств эстрады - многожанровость. Стремление во что бы то ни стало если, не "покорить", то сравняться с Западом приводит исполнителей к прямому подражательству, стирается "индивидуальность". Само понятие эстрады все чаще заменяется современным "шоу-бизнес", на практике нередко преобладающим оказывается вторая составная - бизнес.

Формирование личности актера в последнюю очередь, в ситуациях непрерывной погони за успехом нивелирует личность, становится средством обогащения. Интерес к программам "ретро", к "старым песням на новый лад" говорит о стремлении не просто возродить забытое старое, а понять и по-новому осмыслить эту область творчества, которая сегодня рассматривается теоретиками как "третье искусство", занявшее место между классикой и фольклором.

Эстрада на телевидении существует в двух основных разновидностях:

1. Телетрансляции произведений эстрады

2. Оригинальные эстрадные телеформы (ступень тиражирования эстрады)

Телевидение не только доносит до многомиллионной аудитории творческие достижения, но и позволяет говорить о существовании телеэстрады.

Первая передача механического ТВ (ноябрь, 1934) представляла собой 25 минут эстрадный концерт, где И. Москвин читал рассказ Чехова "Злоумышленник", выступала певица и балетная пара (их имена не сохранились). Начало эры электронного ТВ в нашей стране - экспериментальное вещание московского телецентра на Шаболовке в апреле 1938 г. - также связано с эстрадой. В телеконцерте приняли участие И. Ильинский, А. Редель, М. Хрусталев. Затем вышел на экран "Голубой огонек", "КВН" по жанру - форма эстрадного обозрения, "Кабачок 13 стульев" - опыт театра миниатюр. Начиная с середины 80-х гг.- на ТВ появляются музыкальные клипы - в основном эстрадные песни популярных исполнителей. Видеоклип, ставший промежуточным тележанром между эстрадой и рекламой, продолжил постоянно живущую на ТВ тенденцию к смешению жанров и форм. Многочисленные ток-шоу, которые решают экономические, социальные, политические, общественные вопросы, применяют эстрадный принцип. Мастера отечественных ток-шоу не задумываясь над этим, используют приемы, родственные эстрады на ТВ.