Центр психологической помощи

История развития Центра психологической помощи в ЯГУ и СВФУ

 

В начале 90-х гг. в республике появились первые психологи в школах и производственных организациях, во второй половине 90-х стала создаваться психологическая служба. Кафедра психологии ЯГУ с 1989 г. начала подготовку студентов по дополнительной специализации «Школьная психология». Потребность в психологических консультациях у молодежи была очень большой (и остается таковой и в настоящее время). После занятий по психологии студенты подходили к нам, преподавателям, со своими вопросами, зачастую очень серьезными проблемами, требующими длительной психологической работы. Мы с Анастасией Николаевной Яковлевой, к.пед.н., обсуждали некоторые сложные случаи. Анастасия Николаевна два года стажировалась, а затем три года обучалась в аспирантуре на кафедре педагогики и педагогической психологии СПбГУ (ЛГУ им. А.Н. Жданова), и, когда перешла на работу в УМУ ЯГУ, инициировала открытие специализированного кабинета психологической помощи.

К тому времени кабинет валеологии и психологической помощи кафедры ботаники БГФ, возглавляемый сразу двумя специалистами – Г. С. Угаровым и О. К. Туприной перестал по разным причинам функционировать, никаких методических документов не сохранилось, но появилась возможность использовать свободные ставки. 24 апреля 1998 г. данный кабинет был реорганизован в кабинет «Центр Психологической помощи» при учебно-методическом управлении ЯГУ.

Руководство от УМУ осуществляла А. Н. Яковлева, к.пед.н., научное консультирование по психологии с 1999 г. – Н. М. Мельникова, к.п.н. Непосредственным руководителем Центра являлась ведущий методист Мария Семеновна Борисова, выпускница ФЛФ, обучавшаяся по дополнительной программе «Школьная психология», которую в то время реализовывала кафедра психологии. Первоначально штатных единиц было две. К 2000 г. в ЦПП уже было 3 ставки, 4 сотрудника (одну ставку делили на 0,5): Иванова Лилиана Ивановна – педагог, прошедший переподготовку по психологии в ЛГУ (СПбГУ) и две выпускницы кафедры немецкой филологии, получившие, как и Борисова М. С. специализацию «Школьная психология»: Лукина Валентина Сергеевна и Артамонова (Вензель) Кюнней Иннокентьевна. В связи с высокой потребностью студентов в психологических услугах, необходимостью решать проблемы адаптации студентов, по инициативе А.Н. Яковлевой (ныне д.п.н., профессора, зав. каф. немецкой филологии ИЗФиР СВФУ) и при поддержке ректора ЯГУ, д,и.н. А. Н. Алексеева, проректора ЯГУ О. А. Мельничук, к.фил.н. (ныне д. фил. н., директора ИЗФиР), начальника УМУ В. И. Жижина, к. геол.-мин. наук (ныне д. геол.-мин. наук, профессора ЯГУ) было принято решение о создании отдельного Центра, который бы обеспечивал психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса.

1 апреля 2000 г. кабинет психологической помощи УМУ был реорганизован в Центр Психологической помощи ЯГУ. Мне было предложено стать директором ЦПП. Я согласилась и проработала в данной качестве до 1 ноября 2015 года, с трехлетним перерывом на учебу. Определенное представление о практической работе у меня было. С середины 70-х гг. в ССР начали появляться первые психологические лаборатории, решавшие практические задачи. Под руководством К. Е. Данилина, куратора нашей группы социальных психологов, мы посетили те немногие из центров практической психологии, которые в то время существовали в г. Москве и Московской области. Индивидуальному психологическому консультированию, семейной психологии, основам тренинга и организации психологических служб нас обучали преподаватели кафедры, которые к том моменту успешно сочетали научную деятельность с психологической практикой. В начале 90-х гг. в нашей стране резко возрос интерес к психологии, на нас обрушился поток различных психотехнологий.

Я уже имела опыт проведения консультирования и тренингов; во время обучения в аспирантуре посещала курсы при Институте клинической психологии и психотерапии г. Москвы и все мастер-классы по тренингам и консультированию зарубежных психологов, на которые меня приглашала Лариса Андреевна Петровская, мой научный руководитель, доктор психологических наук и основоположник тренинговой работы в нашей стране. Но всей сложности поставленной задачи я в тот момент, честно говоря, не понимала. Необходимо было создать нормативную и материально-техническую базу работы Центра, изучить отечественный и зарубежный опыт служб вузов, заложить методологическую и методическую основы работы центра, разработать программы его работы, подготовить психологов-консультантов, психологов-тренеров. Кроме того, приходилось постоянно, на протяжении всех лет работы объяснять и студентам, и многим сотрудникам университета различия между психологами, психиатрами, психотерапевтами, социальными педагогами и социальными работниками. Отсутствие Законов о психологической и психотерапевтической помощи в нашей стране осложняло и продолжает осложнять практическую деятельность в области психологии.

Руководство ЯГУ уделило большое внимание материальному обеспечению ЦПП. Университет предоставил помещение в здание КГФ, целых две аудитории! Одна из комнат, с ковровым покрытием, подходила как для консультационного кабинета, так и для групповой работы. Во второй мы организовали офис. Ректор Анатолий Николаевич Алексеев выделил средства для закупки литературы, методического оборудования, компьютерного психодиагностического инструментария. Также Центр получил компьютер и МФУ. Были закуплены методики ИМАТОН и диагностический комплекс «Тестмейкер».

Были выделены дополнительные штатные единицы. Пришла на работу Раиса Алексеевна Балдюк, выпускница МПГУ им. В.И. Ленина по специальности «Педагогика и психология», с опытом практической работы. Валентина Лукина поступила в аспирантуру по психологии Психологического института психологов РАО и осталась работать на 0,5 ставки в центре. Л. И. Лукина и К. И. Вензель (Артамонова) продолжили работу в ЦПП. Кюнней Иннокентьевна после окончания ЯГУ год работала в школе социальным педагогом и очень серьезно относилась к своим обязанностям. В дальнейшем она окончила Институт клинической психологии и психотерапии г. Москва, получила диплом клинического психолога. Внесла большой вклад в работу ЦПП, подготовку психологов-консультантов. Преподавала курсы «Клиническая психология» и «Посттравматическое стрессовое расстройство» студентам специализации «Организационная психология» Института психологии.

Первоначально мы радовались каждому клиенту, но очень быстро наш рабочий график стал очень плотным. Стали обращаться и студенты, и кураторы групп. Сотрудники ЦПП сразу же стали задействованы в различных профориентационных работах, обучении преподавателей, кураторов, профсоюзных лидеров, предвыборной работе.

Особое внимание приходилось уделять разбору консультаций, супервизии. Психологов в республике было еще очень мало, недоверие к психиатрам – большое, поэтому к нам стало обращаться огромное количество и студентов, и населения с ПТСР, пограничными состояниями, суицидальными тенденциями. Мы все учились друг к друга. Также было налажено взаимодействие с другими структурами внутри университета и вне его, так как ЦПП выполнял еще и диспетчерскую функцию, функции социальных работников – студенты обращались за помощью по самым разным вопросам.

Открытие отделения психологов в ЯГУ позволило значительно усилить кадровый состав центра. В 2001 году состоялся первый выпуск психологов. Руководство вуза пошло нам на встречу и выделило 4 ставки. Мы смогли организовать филиал ЦПП в г. Нерюнгри, а также взять на работу в головной офис в Якутске сразу трех новоиспеченных психологов! В г. Нерюнгри ведущим методистом и уехала Марина Евгеньевна Колотильщикова. Впоследствии она стала руководителем филиала, составила свою программу адаптации студентов, поступила в аспирантуру по психологии в г. Хабаровске. Большую помощь на месте ей оказала руководитель УМУ Нерюнгринского филиала, Алексеева Елена Борисовна (сейчас - к.пед.н.). Филиал ЦПП ТИ ЯГУ им М. К Аммосова в г. Нерюнгри просуществовал до 2005 г., был реорганизован в лабораторию.

В ЯГУ пришли работать Иванова Наталья Ивановна, Сивцева Любовь Николаевна, Пестерева Валентина Николаевна.

Мы организовали для будущих сотрудников и еще нескольких студентов обучение. Своими силами провели интенсив по психологическому консультированию (Мельникова Н. М.), возрастному психологическому консультированию (Балдюк Р. А.) и основам тренинговой работы (Лукина Л. И.). Также вспомнили основы ПТСР и суицидологии (Вензель К. И.).

В 2002 году к нам пришли студенты второго выпуска – Евгения Ефремовна Иванова (г. Якутск), Ксения Петровна Саввинова – (г. Нерюнгри). В 2004 году – Мария Ивановна Ним (Иванова). В 2008 году –Злата Романовна Лотова (Десяткина).

Молодые психологи серьезно относились к повышению своей квалификации. Поездки на курсы повышения квалификации в то время слабо финансировались; мы обучались в других городах или использовали возможность пройти обучение известных мастеров психологии в г. Якутске за свой счет. Отрадно, что сотрудники ЦПП ориентировались не просто на отдельные курсы, а выбирали серьезные программы, позволяющие основательно ознакомиться с тем или иным направлением консультирования, получить основательную подготовку к ведению тренинговой деятельности.

Кюнней Иннокентьевна Вензель, будучи студенткой очно-заочной формы обучения одного из ведущих на тот момент в стране центров подготовки психологов-консультантов – Института клинической психологии и психотерапии (ИКПиП) г. Москвы, в течение трех лет основательно изучала основы клинической психологии и нейропсихологии. Любовь Николаевна Сивцева и Наталья Ивановна Иванова первыми в республике прошли полный курс обучения по арт-терапии у ведущего российского специалиста в данной области Татьяны Евгеньевны Калошиной также в Институте клинической психологии и психотерапии г. Москвы. Впоследствии они успешно применяли данные методы в своей работе. Уже в 2014 г. Наталья Ивановна прошла обучение транзактному анализу в ИКПиП.

Евгения Ефремовна Иванова и Любовь Николаевна Сивцева получили сертификат тренера у преподавателя СПбГУ и института практической психологии ИМАТОН А. М. Ялова. Е. Е. Иванова также обучалась методу психокатализа и соматопсихологии в решении проблем, связанных с игровой зависимостью у А. Ф. Ермошина; на курсах по профилактике ПАВ, организованных ЦСППМ Министерства молодежи, у ведущего в нашей стране специалиста В.В. Зарецкого, директора федерального Центра повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов в области профилактики аддиктивного поведения у детей и молодежи.

Валентина Николаевна Пестерева прошла обучение на курсах «Введение в психотерапию, трансактный анализ и семейная психотерапия» Европейской психотерапевтической лиги, «Организация оказания психиатрической и психологической помощи при чрезвычайных ситуациях» Института психиатрии им. Сербского, «Психологические аспекты в работе руководителей предприятия» Института управления при Президента РС(Я)», «Тренинг тренеров» Институт практической психологии «Иматон». Она проявила себя не только как практический психолог, но и как психолог-диагност, исследователь, владеющий методами обработки данных. Валентина Николаевна в период ее работы в ЦПП участвовала во всех исследованиях, к которым привлекали психологов центра.

Я также продолжала повышать свою квалификацию в области консультирования и других сферах практической деятельности: получила сертификат Европейской психотерапевтической лиги, прошла обучение по технологии «Ассесмент-центр» в Институте управления при Президенте РФ у Т. Ю. Базарова Е. А. Аксеновой , прослушала лекции по кросскультурной коммуникации профессора, д.п.н Дж. Берри (Канада), обучилась тренингу межкультурной коммуникации и сензитивности у д.п.н Т. Г. Стефаненко, д.п.н. Н. М. Лебедевой, к.п.н. О. В. Луневой.

Все сотрудники стремились работать профессионально, критически осмыслять появляющиеся на рынке психологических услуг технологии, зачастую с виду очень заманчивые, но не имеющие серьезной теоретической базы. Для меня было также важно формирование таких условий, в которых мои бывшие студенты стали бы осознавать себя равноправными коллегами, способными к самостоятельным действиям, решениям, поступкам, а не учениками.

Очень скоро сотрудников ЦПП стали приглашать читать лекции в Институт управления при Главе РС(Я), школу профсоюзов РС(Я), предприятия республики. Квалификация психологов была оценена и с неожиданной стороны – их стали активно звать на работу в различные учреждения г. Якутска.

Для реализации целей и задач сотрудниками Центра был разработан целый ряд взаимодополняющих программ по адаптации студентов, их профессиональному становлению и профилактике девиантного поведения.

1.                 «Адаптация студентов-первокурсников к условиям вуза». Цель – профилактика дезадаптации студентов в период обучения в вузе.

2.                 «Здоровье как стиль жизни». Программа затрагивала вопросы сохранения психологического здоровья, профилактики табакокурения, наркомании, алкоголизма, а также игровой зависимости.

3.                 «Психологическая помощь в кризисных ситуациях». Программа была направлена на психопрофилактику стрессовых расстройств, преодоление кризисных ситуаций, приобретение навыков самопомощи.

4.                 «Современный лидер». В рамках этой программы проводились лекции и тренинги, направленные на развитие уверенного поведения, организаторских способностей и коммуникативных навыков.

5.                 «Построение карьеры». Помощь студентам 2-3 курсов в выборе специализации, старших курсов – в трудоустройстве и планировании карьеры.

6.                 «Молодая семья». Программа была направлена на коррекцию межличностных отношений студентов, воспитанию сознательного отношения к построению семьи, рождению и воспитанию детей.

Основными направлениями оставались адаптация студентов первокурсников и консультационная работа. Информация о центре и растущее доверие к психологам привело к значительному увеличению консультаций студентов, находящихся в стрессовом состоянии, с суицидальными попытками и намерениями, после потери близкого человека, а также нуждающихся в психиатрической помощи.

Также с первых дней существования проводилась профориентационная работа как с абитуриентами, так и со студентами. В дальнейшем был разработан ряд семинаров для студентов-выпускников по трудоустройству и адаптации на рабочем месте. Началось сотрудничество с городскими и республиканскими службами занятости. В составе профориентационных бригад университета психологи выезжали в улусы РС(Я), где их всегда ждали, и даже специально с мест звонили сотрудникам ФДОП с просьбами о включении наших специалистов в группу профориентаторов. Психологи побывали в Верхоянском, Хангаласском, Намском, Амгинском, Мегино-Кангаласском улусах.

Был организован семинар по воспитательной работе, выпущены первые методические указания «В помощь куратору», проведены лекции для молодых преподавателей в рамках «Школы молодого преподавателя ЯГУ» и методических семинаров факультетов. Сотрудники активно публиковали статьи в СМИ. Только за первый год своего существования ЦПП охватил разными формами работ более 8200 студентов. Было проведено 1078 индивидуальных консультаций.

Центр активно работал, заслужил признание. Психологов приглашали с лекциями в различные учреждения, привлекали к работе республиканских конференций и совещаний, Парламентских слушаний. В 2001 г. К. И. Вензель принимала участие в работе комплексной медико-психологической бригады по оказанию помощи населению в п. Хандыга Томпонского улуса. В 2000-2001 г. я вошла в состав комиссии по профилактике здорового образа жизни при Правительстве РС(Я), 2002 г. – в Совет по психологическим службам вузов при МО РФ (который, к сожалению, просуществовал всего несколько лет). В 2003 г. под руководством д.п.н. А.П. Оконешниковой мне довелось принять участие в разработке «Концепции развития психологической службы образования РС(Я)».

В 2000 гг. Республика вступила в эксперимент по ЕГЭ и ГИФО, и наш центр был привлечен к мониторингу эффективности нововведений. Все сотрудники активно участвовали в анализе ситуации, выступили с докладами на Республиканской конференции. Л. Н. Сивцева , будучи моей аспиранткой, провела исследование ценностно-мотивационной сферы студентов, а я, совместно с В. Н. Толстяковой (Пестеревой), провела большое исследование учебной мотивации студентов ЯГУ.

В 2004 году я уехала в г. Москву на учебу. Валентина Сергеевна Лукина к тому времени защитила кандидатскую диссертацию по психологии С 01.11.2004 по 31.01.2009, четыре с половиной года на время моей учебы и отпуска по уходу за ребенком исполняла обязанности директора ЦПП. Ей пришлось руководить центром в очень непростое время – время постоянных реорганизаций, неоднократных переездов центра в разные корпуса. Но В. С. Лукиной и сотрудникам ЦПП удалось главное – сохранить центр, совершенствовать свои знания и умения. В этот период психологии ЦПП стали принимать участие в Ярмарках здоровья, проводимых ЯГУ для студентов.

В 2008 г. было принято решение об изменении управленческой структуры ЯГУ. Сотрудников всех управлений с должностей методистов перевели на ставки специалистов. Это сказалось и на работе ЦПП. Переход на ставку психолога неминуемо привел к переходу на пятидневную рабочую неделю, сокращению отпуска, а фактически – к переработкам психологов. Ведь экстренную психологическую помощь приходилось оказывать в любое время! Но были и свои плюсы. С 19.01.2009 ЦПП вошел у Учебно-организационное управление, которое возглавил к.пед.н. В. В. Кугунуров. Ему удалось наладить продуктивное сотрудничество между тремя отделами: ЦПП, учебно-воспитательным и отделом трудоустройства. Владлен Васильевич во многом способствовал поднятию авторитета воспитательной работы в ЯГУ в целом и нашего подразделения в частности. Также он активно добивался материального поощрения сотрудников УОУ премиями, что, учитывая низкие должностные оклады психологов и сотрудников воспитательного отдела, было очень важно. По заказу Управления студенческим развитием было проведено и исследование «Психологическое здоровье студентов (мониторинг)», материалы представили для участия университета в конкурсе программ ЗОЖ вузов РФ. По приглашению ФДОП как руководитель Центра я вошла в состав НМС по профориентации, что позволило еще более активизировать сотрудничество в этой области с подразделениями.

Психологи стремились найти новые формы работы. Н. И. Иванова и К. И. Вензель продумали систему психологического сопровождения клиентов. После завершения индивидуальной работы они организовали терапевтические группы для студентов, что приводило к положительной динамике эмоциональных состояний, повышению самооценки, уверенности себе и способности осуществлять социальное взаимодействие. Программа была хорошо продумана. Проводились психодиагностические срезы, посттренинговое сопровождение. Другие психологи также стали организовывать группы встреч, тренинги и факультативы для студентов.

Злата Романовна Лотова пришла в центр студенткой-волонтером и прошла в нашем коллективе почти все ступени карьерного роста. Она оказывала большую помощь в обработке и анализе данных мониторинга психологического здоровья студентов. В то время мы стали проводить много тренингов, групп встреч; стали создаваться устойчивые рабочие групп. Злате Романовне и мне легко вместе было работать, и мы стали партнерами, соведущими тренингов.

Интерес к развитию профессионального мастерства был большой. Регулярно проводились методологические и методические семинары, на которых по очереди выступали все психологи; было введено наставничество.

В 2009 г. университет готовился к очередной аттестации. Впервые в опрос для студентов ввели и три пункта, касающиеся оценки деятельности служб психологической помощи в вузе. Сотрудники центра провели огромную психопрофилактическую работу. В результате Центр психологической помощи ЯГУ оказался одним из немногих, фактически единственным в стране, который получил очень высокие оценки (7-9 баллов) своей деятельности именно со стороны студентов. Дальнейшие опросы студентов-первокурсников и выпускников, проводимые отделом качества УМУ, также показывали, что 60% обучающихся знали о работе центра, пользовались его услугами.

Весной 2010 г. к.п.н., М. Д. Бугаева, преподаватель кафедры общей психологии Института психологии и, по совместительству, руководитель методического отдела работая в ГУ ЦСППМ, пригласила сотрудников ЦПП на выездные курсы, организованные в честь десятилетнего юбилея Центра социально-психологической помощи молодежи. Обучение консультированию гештальтерапии проводил врач-психотерапевт, гештальт-терапевт, научный сотрудник кафедры психологического консультирования, психокоррекции и психотерапии Московского Государственного Медицинского Университета, преподаватель Института клинической психологии и психотерапии Д. В. Шевченко. Нашему центру также исполнилось 10 лет. Руководство ЯГУ выделило, по случаю юбилея, средства. Все сотрудники смогли повысить свою квалификацию в области гештальтпсихологии или работе с зависимостями.

В 2010 г. в связи с реорганизацией ЯГУ в СВФУ им. М.К. Аммосова Центр под названием «Центр психологической помощи СВФУ им. М.К. Аммосова «Развитие» вошел в состав Управления студенческим развитием.

Университет нуждался в привлечении сильных абитуриентов, анализу текущей ситуации. Поэтому ЦПП было поручено проведение нескольких прикладных исследований.

В 2011 г. по инициативе ректора СВФУ, д.пед.н. , к.п.н. Евгении Исаевны Михайловой ЦПП был привлечен к выполнению прикладного исследования «Профессиональное самоопределение абитуриентов СВФУ» (в рамках Программы развития СВФУ им. М.К. Аммосова» на 2010-2019 гг., направление №3 «Развитие кадрового потенциала и формирование качественного контингента обучающихся»).

По заказу НМС по педагогическим специальностям СВФУ им. М.К. Аммосова было проведено исследование «Мотивационная готовность к профессиональной деятельности выпускников педагогических специальностей, 2011 год. По заказу ректора СВФУ Е. И. Михайловой совместно с социологической лабораторией ФЭИ и отделом социально-педагогической работы Управления студенческим развитием – исследование «Адаптация первокурсников, 2010-2011.

В 2010 г. Ведущие психологи ЦПП – Н. М. Мельникова, Е. Е. Иванова, К. И. Вензель, Н. И. Иванова были привлечены к разработке программ повышения квалификации для административно-управленческого персонала СВФУ и проведению обучения АУП.

В 2010 г. начался прием в вузы только по результатам ЕГЭ. На первых порах это привело к поступлению в университет студентов, слабо подготовленных к учебной деятельности и самостоятельной жизни в городе. Резко увеличилось число студентов, находящихся в острой стрессовой ситуации, с ухудшением соматического здоровья. ЦПП работал как кризисный центр, с большим напряжением. Руководство вуза был принят ряд мер по усилению профориентационной работы с целью привлечения более подготовленных и мотивированных абитуриентов. Изменение контингента студентов улучшило ситуацию. Но все же общее социально-экономическая обстановка в стране и в мире, распространение электронных средств массовой коммуникации не самым лучшим образом сказывалось и продолжает сказывается на психическом здоровье населения. Молодежь испытывает большую потребность в психологической помощи.

Появился запрос на работу с различного рода зависимостями, проведение мотивационных тренингов. Активизировалась работа по профилактике наркозависимости. Центр стал постоянным участником Республиканской акции «Скажи жизни «Да!» по профилактике наркотической зависимости и борьбе с наркооборотом, на его базе два раза в год функционировал телефон доверия. Психологи ЦПП проводили профилактические мероприятия в подразделениях по профилактике зависимости.

С введением новых требований к оценке персонала Управлением персонала СВФУ ЦПП было поручено провести психологическое тестирование кадрового резерва, а затем – АУП. Подбор и адаптацию методик, общее руководство осуществляла Н. М. Мельникова, непосредственную работу с персоналом – А. Г. Филиппова, М. И. Ним, Е. Е. Иванова, И. Н. Иванова, З. Р. Лотова.

С введением ФЗ от 07.06.2013 N 120-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ» встал вопрос о методике наркотестирования. К сожалению, данный закон не был подкреплен методически, психодиагностический инструментарий оказался не доработан. Мною было организовано пилотажное исследование, что подтвердило низкую различительную способность рекомендованных и доступных психологам тестов. Результаты исследования были доложены на семинаре Министерства профобразования РС(Я), и как впоследствии выяснилось, оказались схожими с результатами других коллег РФ, в 2016 г. послужили основой для дискуссии на площадке экспертного сообщества.

В период с 2009-2013 гг. в ЦПП пришли работать новые сотрудники. В 2009 г – Надежда Дмитриевна Петрова и Нюргуяна Семеновна Нусугурова. Н. Д. Петрова – выпускница первого набора отделения психологии и моя бывшая дипломница. В своем родном селе ей не удалось устроиться на работу психологом, поэтому она с большим энтузиазмом окунулась в практическую деятельность. Н. С. Нусугурова – молодой специалист, выпускница факультета психологии. Нюргуяна Семеновна, будучи студенткой, под руководством П. С. Алексеевой работала над темой, связанной с прокрастинацией и тайм-менеджментом, так что ее исследования сразу легли в основу психологических семинаров и тренингов для студентов.

Позднее в Центр пришли Аина Гаврильевна Филиппова, выпускница заочного отделения факультета психологии, имеющая большой педагогический стаж в школе и вузе, Яна Васильевна Винокурова, клинический психолог, выпускница СПбГУ, Александрина Анатольевна Кылыярова, Вероника Владимировна Семенова (Захарова) – выпускницы отделения «Педагогика и психология» Пединститута СВФУ, Анна Валерьевна Ващенко, Лена Юрьевна Гермогенова, Александра Егоровна Быканова – выпускницы Института психологии СВФУ.

Аина Гаврильевна, начав свою карьеру в центре с должности лаборанта, стремилась как можно больше узнать, овладеть практическими умениями. С удовольствием работала со студентами по развитию умений и навыков публичного выступления, коммуникативной компетентности. Она очень много сделала для закупки компьютерного методического инструментария «Тестмейкер» и «Профкарьера».

Александрина Анатольевна, также начала свою деятельность в Центре с должности лаборанта. Совмещала работу в качестве специалиста и психолога, особенно успешно работала с правонарушителями.

Работа лаборантов, а позднее специалиста предполагала постоянное нахождение сотрудника на рабочем месте. И Аина Гаврильевна, и Александрина Анатольевна вели запись клиентов, были в контакте с подразделениями, оказывали мне существенную помощь в работе с документацией, оформлением смет, организацией международных школ. Большую помощь в работе с документами также оказывали М.И. Ним, Н. С. Нусугурова, В. В. Семенова, Л. Ю. Гермогенова.

Вероника Владимировна Семенова (Захарова) во время учебы в СВФУ получила второй диплом юриста. Она помогала составлять документы, где требовалось согласие клиентов, участников исследований, испытуемых на психологическое тестирование, психологическую консультацию. В 2012 г. ЦПП был выбран фирмой «Эффектон» (г. С-Петербург) опорной площадкой по апробации одноименного психодиагностического комплекса и получил бесплатно в постоянное пользование установочный диск на 5 компьютеров. В. В. Захарова прошла сертификацию и обеспечила установку и использование данной компьютерной психодиагностической программы.

Яна Васильевна Винокурова, совмещая профессиональную деятельность в центре на 0,5 ставки психолога рождением и воспитанием детей, умудрялась проводить огромный объем работы. Несмотря на то, что она была молодым специалистом, ей как клиническому психологу, приходилось много консультировать. Она с энтузиазмом откликнулась на мою идею о проведении интеллектуального конкурса для студентов и создала Положение об игре «Интеллектуальный марафон», прописали ход этой игры. В дальнейшем подключился весь коллектив и «Интеллектуальный марафон» стал одним из любимых мероприятий как психологов, так и студенческой молодежи. Студенты к нему готовились заранее, мечтая завоевать кубок.

Молодые сотрудники разработали Положение о конкурсе роликов на тему ЗОЖ. Приятно, что и конкурсы роликов ЗОЖ, и интеллектуальные игры вышли за рамки ЦПП и были реализованы в разных формах студенческими объединениями, организациями.

В университете появились студенты с особыми образовательными потребностями. Психологическое сопровождение данной категории студентов, помощь их родителями и преподавателями оказывали М. И. Ним, Я. В. Винокурова, Н. С. Нусугурова. Работа с такими студентами требовала от психологов тщательной подготовки, овладение новыми знаниями в области специальной психологии, взаимной поддержки.

В связи с уходом в декретный отпуск опытных сотрудников В. В. Семеновой, А. Е. Быкановой и Л. Ю. Гермогеновой пришлось, несмотря на свой небольшой опыт, вести сложные консультации. Надо сказать, молодые коллеги с честью справились с нелегкой задачей.

Психологи нуждаются в постоянном обучении. Несмотря на то, что Программой развития не были предусмотрены средства на командировки для сотрудников вспомогательных подразделений, руководство университета по мере возможностей содействовало повышению квалификации психологов ЦПП.

Сотрудники центра смогли выехать для обмена опытом на международные мероприятия. Так, Е. Е. Иванова и М.И. Ним в 2010 г. стали участниками международного форума психологов консультантов «Психологическое консультирование: европейские стандарты в России, организованным под эгидой Европейской Ассоциации Консультирования в г. Кисловодске, а Н. М. Мельникова вместе с к. психол. н., зав. каф. общей психологии факультета психологии Н. Ю. Прокопьевой – посетить Международный Азиатско-Тихоокеанский конгресс психологов «АТР в 21 веке: культурно – цивилизационный социопсихологический контекст» в г. Харбин, КНР и выступить там с докладами.

А. Г. Филиппова и Н. С. Нусугурова прошли обучение в г. Москва МГУ им. М.В. Ломоносова и получили сертификаты на использование психодиагностического инструментария «Профкарьера» и «Тестмейкер», а также посетили методический тренинг личностного роста в ИМАТОН г. С-Петербург.

Огромную роль в повышении квалификации сотрудников сыграли Международные психологические школы, проводимые сотрудниками ЦПП совместно с отечественными и зарубежными психологами. Большое спасибо надо сказать директору ФЭИ, д.эк.н. Наталье Васильевне Охлопковой за приглашение принять участие в совместном проекте ФЭИ СВФУ, Университета Арктики, тематической сети «Местное и региональное развитие» (Инновационное развитие северных территорий России» - 2010-2012) и знакомство с Эвой Бригиттой Карлсдоттер Шьетне, д.п.н., профессором факультета Финмарк, Алта, Норвегия. Эва Шьетне – семейный психолог, бизнес – тренер, ученица всемирно известного психолога Вирджинии Сатир. Традицией стало проведение Эвой Шьетне совместно Н. М. Мельниковой супервизии для психологов центра.

Большую помощь в организации первой психологической школы «Психологическая профилактика кризисных состояний молодежи северных территорий РС (Я)», г. Якутск, 2-12 июня 2010 года, оказали сотрудники ФЭИ к.соц.н. Л. Ю. Писарева, к.э.н. О. Д. Романова, В работе школы приняли все сотрудники в качестве преподавателей, а молодые – в качестве слушателей. Мастер – класс провела Е.К.Б. Шьетне. Участниками первой школы стали также студенты и преподаватели факультета психологии. Большую организационную работу со студентами своих кафедр провели к.п.н. Н. Ю. Прокопьева, П .С. Алексеева, О. Н. Бородина, Е. В. Савина. В дальнейшем это стало традицией, и подавляющее большинство преподавателей института психологии и многие студенты прошли обучение в рамках Психологических школ с выдачей удостоверений о повышении квалификации государственного образца в объёме 72 часов (сертификатов для студентов).

Были реализованы как совместные проекты с ФЭИ, так организованы и собственные школы ЦПП. В Якутск приезжали Е. П. Белинская доктор психологических наук, профессор кафедры социальной психологии факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, Е. Е. Еремина, директор МБУ «Центр защиты прав несовершеннолетних, вступивших в конфликт с законом, координатор немецко-российского и немецко-норвежского проектов по реализации восстановительного правосудия и медиации в Архангельской области. С 2010 г. все сотрудники ЦПП каждый год проходили повышение квалификации на выездных курсах в г. Якутске. Б. Шьетне, Н. М. Мельникова, Е. П. Белинская) было проведено международное исследование интернет-поведения подростков Норвегии и России (гг. Якутск, Екатеринбург, Москва). В 2014 г. меня пригласили в Норвегию, в г. Алта, где я подробно ознакомилась с подготовкой социальных работников, системой оказания психологической помощи и организации социальной работы с населением в Арктическом регионе, преподавания психологии социальным работникам.

В рамках психологических школ началось более тесное сотрудничество со службами РС(Я). Так, на первой школе с докладами выступили Татьяна Федоровна Мартынова, зам. директора республиканского центра психолого-медико-социального сопровождения Министерства образования РС(Я), к.п.н. Наталья Дмитриевна Елисеева, зам. директора ГУ «Центр социально-психологической поддержки молодежи РС(Я). Внешними координаторами других школ выступили Андрей Владимирович Попов – руководитель структурных подразделений Республиканского информационного – методического отдела департамента семейной политики Министерства труда и социальной защиты, Лариса Васильевна Анкундинова – начальник психологической службы УФСИН по РС (Я), подполковник внутренней службы, Татьяна Николаевна Протодьяконова – начальник ФКУ УИИ УФСИН России по РС(Я)», полковник внутренней службы.

В качестве слушателей неоднократно принимали участие психологи ГУ ЦСППМ, УФСИН, психотерапевты ЯРПНД. Очень продуктивное взаимодействие было налажено с Министерством труда и социальной защиты. В течение 2012-2014 гг. специалисты служб минтруда неоднократно обучались в ЦПП, а психологи Центра – на курсах министерства. Так, все сотрудники ЦПП посетили семинар «Семейно-ориентированный подход. Внедрение технологий раннего выявления и работы со случаем нарушения прав ребенка в семье», проводимым в 2013 г. в г. Якутске Национальным фондом защиты детей от жестокого обращения.

Всего было проведено 10 школ, в том числе и выездных (с. Намцы, с. Иенгра, п. Оленек, с. Нелемое) обучение прошло более 430 человек со своей Республики Саха (Якутия).

Молодые специалисты А. Е. Быканова, В. В. Семенова, Л. Ю. Гермогенова еще со студенческой скамьи уделяли большое внимание развитию умений и навыков консультирования, и, хотя их, как молодых сотрудников не отправляли в центральные города, постоянно проходили обучение на различных курсах квалификации, проводящихся в г. Якутске.

Л. Ю. Гермогенова, будучи еще студенткой 4 курса, приняла участие в Международной летней психологической школы ЦПП «Развитие» «Психология семьи и семейная терапия» (2011 г., г. Якутск).

Работая школьным психологом в 2012 г. она обучалась: на семинаре – мастерской «Личностный рост как профилактика эмоционального выгорания педагогов в Центре психолого-педагогической реабилитации и коррекции для детей и подростков г. Якутска; курсах повышения квалификации «Особенности обучения и воспитания детей с ОВЗ в условиях ООШ» (120 ч.) и «Подготовка детей и подростков с ОВЗ к самостоятельной жизни в условиях ОО» в АОУ РС (Я) ДПО «Институт развития образования и повышения квалификации имени С. Н. Донского - II».

Став психологом ЦПП в 2013 г. посетила семинар «Семейно-ориентированный подход. Внедрение технологий раннего выявления и работы со случаем нарушения прав ребенка в семье» ( г. Якутск, «Национальный фонд защиты детей от жестоко обращения»); семинар – практикум «Практика разработки целевых программ и проектов» с присвоением квалификации «Проектный менеджер», г. Якутск, ОО «Константа» НО «Целевой фонд будущих поколений»; в 2014 г. прошла обучение в ГБОУ «РЦ ПМСС» МО РС(Я) на тему: «Актуальные проблемы социально – психологического здоровья: профилактика аддиктивного поведения детей и подростков» и стажировку на региональной стажировочной площадке «Работа с чувствами и переживаниями в индивидуальном консультировании»; в 2015 г. – повышение квалификации по программе «Психология семьи и семейная терапия» ФГАОУ ВПО СВФУ им. М.К. Аммосова г. Якутск, 2015 г. и «Работа с чувствами и переживаниями в индивидуальном консультировании и группе в Институте практической психологии «Иматон», 2015 г.

Вероника Владимировна Семенова (Захарова) пришла в Центр на первую практику на третьем курсе. Она также еще студенткой приняла участие в работе одной из первых Международных школ в 2010 г. «Психология семьи и семейная терапия». За время работы в центре прошла обучение не менее чем на девяти семинарах и курсах повышения квалификации, в том числе: «Технология проектирования в условиях введения Федеральных государственных стандартов второго поколения» (г. Якутск, Институт повышения квалификации педагогов» ФГАОУ ВПО СВФУ им. М.К. Аммосова, 2011), «Социально – психологическое сопровождение детей, подростков и молодежи в кризисной ситуации» (Якутск, 2012 г.), «Психологическая помощь при переживании горя и утраты» (г. Якутск, ГБУ ЦСППМ РС (Я)) (2012 г.), «Инновационный инструментарий практического психолога на примере комплекса компьютерных психодиагностических и психокоррекционных программ «Эффектон-Студио» (2012 г.), Международная психологическая школу ЦПП «Развитие» «Психология: психология интернет – коммуникации в мультикультурном обществе» (2012 г.), семинар – практикум «Практика разработки целевых программ и проектов» с присвоением квалификации «Проектный менеджер» (г. Якутск, ООО «Константа» НО «Целевой фонд будущих поколений» 2013 г.), «Технолог - модератор» (Тренинговое агентство г. С-Петербург «Мастер-класс, 2013 г.), «Работа с чувствами и переживаниями в индивидуальном консультировании и группе» Краткосрочные методы», Институт практической психологии «ИМАТОН» 2014 г.).

А. Е. Быканова, еще студенткой ИП, в 2007 г. посетила мастер – класс референта президента РФ Л.П. Мишустина по направлению «Лидеры молодежи» на тему: «Публичная политика в России: возможности и перспективы» (НО «Целевой фонд будущих поколений РС (Я)). Затем, работая школьным психологом в г. Оймякон выезжала в 2012 г. в г Якутск, в АОУ РС (Я) ДПО «Институт развития образования и повышения квалификации имени С.Н. Донского - II», где прошла обучение по теме «Научно – психологическое сопровождение безопасной образовательной среды в условиях перехода на ФГОС»,; в ГБОУ ДО РС(Я) «Республиканский детский центр «Кэскил» - «Актуальные вопросы интеграции общего и дополнительного образования в условиях реализации новых образовательных стандартов; прошла стажировку на VII Республиканской летней школе психологов «Тобул» РЦПМСС МО РС(Я) по теме «Психологическая помощь в кризисной ситуации: работа с острыми эмоциональными переживаниями».

Будучи психологом ЦПП «Развитие» - семинар-практикум «Практика разработки целевых программ и проектов» с присвоением квалификации «Проектный менеджер» (г. Якутск, ООО «Константа», 2013 г.), «Работа с чувствами и переживаниями в индивидуальном консультировании и группе» Краткосрочные методы», институт практической психологии «ИМАТОН»; Международную школу ЦПП «Развитие» «Психология семьи и семейная терапия» г. Якутск, 2015.

М. И. Ним, А. Г. Филиппова, Н. И. Иванова стремились узнать новое, постоянно участвовали в мастер-классах, республиканских площадках, проводимых другими центрами в РС(Я). Центр последние годы постоянно участвовал во всех республиканских акциях, выставках, распространял свой опыт, участвовали все сотрудники без исключения.

Активизация международного сотрудничества университета в целом и ЦПП в частности, организация языковых курсов стимулировали интерес к изучению иностранных языков. Сотрудники ЦПП Н. М. Мельникова, К. И. Вензель, Я. В. Винокурова, Н. И. Иванова, Н. С. Нусугурова, В. В. Семенова смогли повысить свою языковую компетентность на курсах английского, французского, китайского и корейского языков.

Говоря об истории ЦПП, о связях ЦПП с факультетом/институтом психологии, нельзя обойти волонтерскую деятельность и организацию учебных и производственной практик. С первых дней ЦПП стал базой практики. Мы специально не организовывали волонтерское движение. Студенты сами приходили в центр и просили разрешения принять участие в каких-либо видах психологической деятельности. Обрабатывали результаты психодиагностики, проводили групповые занятия, дежурили в центре.

Особенно запомнились студенты – практиканты 2003 г. – Мария Ним, Алексей Слепокуров, Аня Новгородова, Айта Местникова, Лена Платонова. Это были настоящие энтузиасты. Каждое утро они начинали с наведения порядка в центре. Вся техника работала. Все лежало на своих местах. Для них не было скучных и не интересных заданий. Все данные были обработаны, внесены в компьютер. Любые задания исполнялись быстро, я постоянно слышала: «Надежда Михайловна, дайте нам еще работу!». Как раз в то время коллеги психотерапевты, психиатры из ЯРПНД организовали тренинг по основам индивидуального и семейного консультирования известных психотерапевтов В. В. Макарова и Е. А. Макаровой и пригласили меня, а я предложила поучаствовать своим сотрудникам и практикантам.

Студенты не только прошли обучение в кругу опытных специалистов, но и получили сертификаты Европейской Психотерапевтической Лиги (В. В. Макаров – президент Профессиональной Психотерапевтической Лиги). Впоследствии почти все они добились больших успехов в профессиональной деятельности. Лена выбрала другой путь, она работает в компании «Сахатранснефтегаз». Четверо остальных стали практическими психологами. Мария Ним – ведущий психолог ЦПП, Алексей Слепокуров – известный бизнес-тренер, г. Новосибирск, Аня Новгородова – психолог, г. С-Петербург, Айта Местникова – сотрудник кадрового агентства «Статус», г. Якутск.

После открытия в педагогическом институте специальности «Педагогика и психология» различные виды практики в ЦПП стали также проходить студены данного отделения. Переезда ФЛФ в ГУК способствовал активизации сотрудничества с данным факультетом. В центре появились студенты, изучающие журналистику и рекламу: проводили интервью у психологов и писали заметки о психологии на интересующие молодежь темы, разрабатывали рекламную продукцию, помогали в проведении интеллектуального марафона.

Мы старались брать студентов-психологов совместителями на должность лаборанта и оператора ЭВМ. В разное время овладевали первичными навыками практической работы О. В. Скрыбыкина (Кузьминых) – сейчас клинический психолог, психолог-консультант, А. П. Новгородова – психолог в г. С-Петербург, Т. И. Карпова – сотрудник СВФУ, А. Г. Жиркова – работала специалистом Центра карьеры СВФУ, сотрудник газеты «Наш университет», А. В. Олесова – школьный психолог, А. А. Попова – школьный психолог, С. Л. Стручкова (Егорова) – зав. учебно-психодиагностической лабораторией ИП СВФУ, Л. Ю. Гермогенова – работала школьным психологом и психологом ЦПП, сейчас – и.о. зав. зав. учебно-психодиагностической лабораторией ИП СВФУ.

В Центр психологической помощи приходили люди увлеченные, стремящиеся к профессиональному росту. Как правило, это были яркие индивидуальности, сильные личности, уважающие коллег и способные работать в команде, решать сложные производственные задачи. Квалификация опытных сотрудников ЦПП, соответствие российский и мировым стандартами в области консультирования, стремление молодых овладеть профессиональным мастерством были неоднократно отмечена специалистами различных курсов повышения квалификации и участниками форумов, в которых участвовали психологи. В частности, очень сильное на всех специалистов впечатление своей и теоретической, и практической подготовкой производили К. И. Вензель, Н. И. Иванова, Е. Е. Иванова, М. И. Ним. Хорошо зарекомендовали себя на курсах в Москве и С-Петербурге Н. С. Нусугурова и А. Г. Филиппова. На последней супервизии в октябре 2015 г., проводимой Е. К. Шьетне и Н. М. Мельниковой проявила себя как очень вдумчивый, грамотный психолог Л. Ю. Гермогенова.

Именно преданность делу и умение сохранить себя, предупреждать эмоциональное выгорание, позволило коллективу ЦПП пройти многие сложные этапы в его становлении. Жизненные приоритеты и задачи менялись, обновлялся состав центра, но все, кто работал в ЦПП, успешно реализовали себя в различных сферах.

В. С. Лукина была начальником воспитательного отдела АГИКИ. зав. кафедрой социокультурной деятельности и менеджмента АГИКИ; в настоящее время является доцентом кафедры социальной и этнической психологии ИП. Р. А. Балдюк – много лет проработала преподавателем кафедры социокультурной деятельности и менеджмента АГИКИ, Института управления при Главе РС(Я). М. С. Борисова – преподаватель ЯГСХА, была зам. декана по воспитательной работе ИФКиС, Л. И. Лукина – преподаватель ЯГСХА.

Л. Н. Сивцева – психолог ГКиПР ОБДПС ГИБДД МУ МВД России «Якутское», капитан полиции. В. Н. Толстякова (Пестерева) – главный специалист-эксперт отдела кадров ОПФП по РС (Я). Н. Н. Иванова – инспектор отдела кадров (психолог) Следственного управления Следственного комитета по РС (Я).

М. Е. Колотильщикова – психолог ДОУ г. Якутска. К.П. Саввинова являлась заведующим отдела социально-информационной работы ГБУ «Центр социально-психологической поддержки молодежи РС(Я)» Министерства по молодежной политике и спорту РС(Я); в настоящее время является преподавателем кафедры социально-гуманитарных технологий ИП СВФУ. Я. В. Винокурова – работала психологом ГАУ ДО РС(Я) ЦОиОД «Сосновый бор», в настоящее время – старший преподаватель кафедры социальной и этнической психологии ИП СВФУ. Н. С. Нусугурова – выпускающий редактор Sakha Life.

Н. Д. Петрова, О. В. Скрыбыкина, К. И. Вензель – клинические психологи, известные практики.

В настоящее время Центр психологической помощи СВФУ «Развитие» преобразован в Центр практической психологии и является подразделением Института психологии. Под руководством нового директора Юлии Револьевны Долгаевой продолжают работать А. Г. Филиппова, А. А. Кылыярова, М. И. Ним, Е. Е. Иванова, В. В. Семенова. Пришли молодые сотрудники. Каждый этап в развитии университета ставит и новые задачи перед сотрудниками ЦПП. Непременном остается одно – интерес к работе, любовь к своей профессии. Желаю коллективу центра успехов в их очень важной и интересной деятельности!

Мельникова Надежда Михайловна, к.п.н.,

доцент кафедры «Менеджмент»

(кафедры экономики и управления

производством) ФЭИ,

директор Центра

психологической поддержки «Развитие» СВФУ им.

М.К. Аммосова (ЦПП ЯГУ им. М.К. Аммосова) в

2000-2004, 2007-2015 гг.