Учебно-методическая работа

Учебно-методическая работа кафедры

 

      На кафедре СДО реализуются следующие основные профессиональные образовательные программы:

44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование, направленность (профиль): Логопедия (очная и заочная формы обучения);

44.03.03 - Специальное (дефектологическое) образование, направленность (профиль): Олигофренопедагогика (заочная форма обучения) – до 2020 г.

44.04.03 - Специальное (дефектологическое) образование, направленность (профиль): Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста с проблемами в развитии (очная форма обучения).

          

      Преподавателями кафедры разработаны и опубликованы 15 учебных пособий, в том числе:

1.          Абрамова Н.А., Иванова Н.Н., Куликовская Н.Э., Юдина И.А. Основы обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями: учебное пособие / под науч. ред. Н.А. Абрамовой. – Прага: Vedecko vydavatelske centrum «Sociosfera-CZ» 2013. -94с.

2.          Учебное пособие для самостоятельной работы студентов по направлению подготовки 050700 «Специальное (дефектологическое) образование» (по профилю «Логопедия») / Н.А. Абрамова, С.Н. Архипова. - Ч.2. - Якутск: Издательский дом СВФУ, 2015. - 89 с.

3.          Юдина И.А. Коррекционно-педагогическая помощь детям с ограниченными возможностями здоровья в Республике Саха (Якутия): учебное пособие. – Пенза: Научно-издательский центр «Социосфера», 2018. – 86 с.

4.          Основы воспитания и обучения дошкольников с ограниченными возможностями здоровья: учебное пособие /под ред. И.А. Юдиной. – Якутск: Издательский дом СВФУ, 2018. - 136 с.

5.          Архипова С.Н., Кожурова А.А. Нормативно-правовые основы специального и инклюзивного образования: учебное пособие - Якутск: Издательский дом СВФУ, 2020. - 84 с.

      Студенты кафедры специального (дефектологического) образования ежегодно принимают участие во Всероссийской олимпиаде студентов "Я - профессионал", организатором которой является Ассоциация организаторов студенческих олимпиад "Я – профессионал” совместно с образовательными организациями высшего образования Российской Федерации.

      Основной целью олимпиады является выявление талантливых студентов, имеющих глубокие знания, умения, навыки в избранной профессиональной сфере, и предоставление им дополнительных возможностей для профессионального роста, стимулирование творческого роста, активности и профессиональной мобильности талантливых студентов как федеральных, так и региональных образовательных организаций высшего образования.

      В 2018-2019 уч. г. отборочный этап проводился в дистанционной форме, по направлению "Специальное (дефектологическое) образование" приняли участие 11 студентов кафедры СДО. По итогам отборочного этапа олимпиады приглашение на участие в заключительном очном этапе, который проходил 18 февраля 2019 г. в ФГАОУ ВО «Дальневосточный федеральный университет» (г. Владивосток), получили 3 студентов. Результаты их участия:

·        Максимова Саргылана Михайловна, студентка гр. БА-ЛО-17 - диплом победителя.

·        Чуба Вероника Сергеевна, студентка гр. БА-ЛО-17 - диплом победителя.

·        Григорьева Татьяна Алексеевна, магистрант гр. МСДРП-17 – диплом призера.



      Участие в олимпиаде «Я - профессионал» дало возможность победителям  принять участие в ежегодном  Всероссийском образовательном форуме «Территория смыслов», организаторами которого являются Федеральное агенство по делам молодежи. Чуба Вероника Сергеевна, студентка гр.  БА-ЛО-17, прошла конкурсный отбор и с 5 июля по 20 августа 2019 года посетила          1 смену форума (Московская область), в которой приняли участие самые яркие представители проектов, входящих в АНО «Россия – страна возможностей», созданную указом Президента РФ Путиным В.В. в мае 2018 года. Основными задачами форума являются создание в обществе условий для самореализации молодых людей, формирование профессиональных сообществ, содействие карьерным устремлениям молодежи, патриотическое воспитание, формирование традиционных семейных ценностей, популяризация здорового образа жизни и занятия спортом.





      В финальном туре заключительного этапа Всероссийской студенческой олимпиады “Я – профессионал” (ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет» (г. Москва) 02 марта 2020 г. участвовали очно     2 студента. Результаты их участия: Курбатова Екатерина Андреевна (гр.БА-ЛО-17) - диплом призера; Павлова Милена Вячеславовна (гр.БА-ЛО-17) - диплом призера.



      Кафедра специального (дефектологического) образования с 2012 года ежегодно проводит общеуниверситетскую студенческую психолого-педагогическую олимпиаду «Особый ребенок», целью которой является выявление творческих и активных студентов - будущих педагогов, их поддержка и поощрение, стимулирование педагогической деятельности по обучению и воспитанию детей с особыми образовательными потребностями в условиях специального и инклюзивного образования. К обсуждению предлагается широкий спектр вопросов, раскрывающих многогранность теории и практики обучения и воспитания детей с ОВЗ в условиях специального и инклюзивного образования.

Задачи:

1.      Создание условий для воспитания инклюзивной культуры субъектов образовательного пространства;

2.      Создание условий для анализа своей готовности к ведению коррекционно-педагогической деятельности, построению перспектив саморазвития;

3.      Актуализация знаний по специальной педагогике и специальной психологии, основам инклюзивного образования, создание индивидуального образовательного пространства для развития Я – концепции будущего педагога.

      В олимпиаде участвуют студенты 3-х курсов, обучающиеся по образовательным программам бакалавриата педагогической направленности. Олимпиада проводится для двух групп студентов: для студентов педагогического института и других учебных подразделений СВФУ, обучающихся по образовательным программам бакалавриата педагогической направленности; для студентов кафедры СДО.








      Кафедра регулярно проводит курсы профессиональной переподготовки по программе «Педагогика и психология инклюзивного образования» (504 ч.), «Олигофренопедагогика» (504 ч.). Целью курсов является переподготовка педагогов, работающих в ДОО, общеобразовательных школах, специальных (коррекционных) школах, не имеющих профессиональной подготовки в области обучения и воспитания детей с ОВЗ в условиях специального и инклюзивного образования. Слушателями являются: воспитатели, учителя, логопеды, дефектологи, педагоги-психологи, педагоги дополнительного образования, работающие в ДОО, СОШ, С(К)ОШ, управленческие кадры, не имеющие профессиональной подготовки в области обучения и воспитания детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования.

        

      Кафедра проводит курсы повышения квалификации по программам ДПО «Воспитание и обучение дошкольников с ОВЗ в условиях регионального образовательного пространства» (72 ч.), «Обучение и воспитание младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в условиях современного образовательного пространства» (72 ч.).

 

      Курсы повышения квалификации «Воспитание и обучение дошкольников с ОВЗ в условиях регионального образовательного пространства» (72 ч.)

      Цель программы повышения квалификации: формирование профессиональных компетенций в области воспитания и обучения детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

      Курсы предназначены для воспитателей, психологов, старших воспитателей, заведующих ДОО, педагогов дошкольных образовательных организаций.

 

      Курсы повышения квалификации «Обучение и воспитание младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в условиях современного образовательного пространства» (72 ч.). Цель программы повышения квалификации: формирование профессиональных компетенций у педагогов в области обучения и воспитания младших школьников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в условиях инклюзивного и специального образования. Данная программа повышения квалификации разработана с учетом потребностей регионального образовательного пространства в педагогах, готовых осуществлять обучение и воспитание младших школьников с ОВЗ в условиях инклюзивного и специального образования.

Курсы предназначены для учителей, воспитателей, педагогов-психологов, педагогов дополнительного образования, работающих в СОШ, управленческих кадров, не имеющих профессиональной подготовки в области обучения и воспитания младших школьников с ОВЗ в условиях инклюзивного и специального образования.