• ЭИОС

Магистратура

«Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста с проблемами в развитии»

  Разработчики:

· Юдина И.А., к.п.н., зав. кафедрой специального (дефектологического) образования Педагогического института ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова» - руководитель программы.

· Абрамова Н.А., к.п.н., доцент кафедры специального (дефектологического) образования Педагогического института ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова».

· Басыгысова Е.П., учитель-логопед высшей категории МБОУ «Центр психолого-медико-социального сопровождения городского округа «город Якутск».

Кто реализует: кафедра специального (дефектологического) образования Педагогического института СВФУ.

Слоган: «Каждому ребенку – достойное будущее».

Название официальное: «Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста с проблемами в развитии».

 

2. Описание программы

Назначение: подготовка специалистов в области психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста с проблемами в развитии.

Направление подготовки: 44.04.03 Специальное (дефектологическое) образование.

Адресная группа:

·     выпускники специалитета, бакалавриата;

·     практикующие педагоги: педагогические работники ППМС-центров, ДОО, служб ранней помощи;

·     специалисты муниципальных и региональных органов управления образованием Республики Саха (Якутия).

Конкурентные преимущества:

•      адресность: целевая подготовка;

•      формирующаяся в Республике Саха (Якутия) система ранней помощи детям с ОВЗ и их семьям;

•      возможность обучения без отрыва от производства.

 

3. Компетенции (образовательные результаты) выпускников программы

В результате освоения программы магистратуры у выпускников должны быть сформированы следующие компетенции:

· способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу;

· готовность действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения, критически анализировать и оценивать собственную деятельность;

· готовность к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала;

· готовность к коммуникации в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном языке для решения задач профессиональной деятельности;

· способность демонстрировать знания фундаментальных и прикладных дисциплин магистерской программы, осознавать основные проблемы своей предметной области;

· готовность к самостоятельному освоению и применению новых методов и технологий исследования;

· готовность руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия;

· способность осуществлять профессиональное и личностное самообразование, проектировать дальнейший образовательный маршрут и профессиональную карьеру;

· готовность к проектированию и осуществлению образовательно-коррекционной работы с использованием инновационных психолого- педагогических технологий;

· способность к проектированию индивидуальных маршрутов развития, образования, социальной адаптации и интеграции лиц с ОВЗ на основе результатов психолого-педагогического изучения лиц с ОВЗ;

· способность к проектированию коррекционно-образовательного пространства и разработке методического обеспечения с использованием информационных технологий;

· готовность к обеспечению взаимодействия работников сфер образования, здравоохранения и социальной защиты при решении актуальных коррекционно-педагогических задач;

· готовность к психолого-педагогическому изучению лиц с ОВЗ с целью выявления особенностей их развития и осуществления комплексного сопровождения;

· способность к проектированию и внедрению психолого-педагогических технологий выявления нарушений в развитии;

· готовность к консультированию лиц с ОВЗ, родителей (законных представителей) детей с ОВЗ по вопросам организации и реализации индивидуальных образовательных и реабилитационных психолого- педагогических программ, оптимизации социально-средовых условий жизнедеятельности;

· готовность к консультированию педагогов образовательных организаций, осуществляющих инклюзивное обучение лиц с ОВЗ;

· способность изучать и систематизировать достижения российских и зарубежных исследований в области специального образования и смежных отраслей знаний;

· способность разрабатывать стратегию, структуру и процедуру осуществления научно-исследовательской работы;

· готовность к анализу и систематизации результатов исследований, подготовке научных отчетов, публикаций, презентаций, использованию их в профессиональной деятельности;

· готовность к проектированию научно обоснованных психолого-педагогических технологий;

· готовность к мониторингу эффективности коррекционно-педагогического, абилитационного и реабилитационного процессов в образовательных организациях.

 

4. Формы итогового контроля уровня достижений студентов – защита выпускной квалификационной работы в форме магистерской диссертации.

 

5. Формы организации образовательного процесса:

- изучение модулей (дисциплин);

- практики, в том числе научно-исследовательская работа;

- государственная итоговая аттестация.

 

6. Дисциплины учебного плана

Модуль 1. Философия и методологические основы педагогических исследований 

Философия науки и образования

Современные проблемы науки и специального (дефектологического) образования

Методология педагогических исследований

Модуль 2. Иностранный язык в профессиональной сфере

Иностранный язык в научной сфере

Деловой иностранный язык

Модуль 3. Научно-теоретические аспекты обучения и воспитания детей с ОВЗ 

Медико-биологические проблемы дефектологии 

Развитие специального образования в России и за рубежи

Лингвистические проблемы специальной педагогики и психологии

Психолого-педагогические аспекты обучения и воспитания детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования

Модуль 4. Психолого-педагогические аспекты ранней помощи детям с ОВЗ   

Проблемы психолого-педагогического сопровождения детей младенческого и раннего возраста с ОВЗ

Диагностико-консультативная деятельность специалистов службы ранней помощи

Модуль 5. Современные технологии коррекционно-развивающей работы с детьми раннего возраста с ОВЗ 

Ранняя стимуляция психомоторного и речевого развития

Специфика раннего комплексного дифференцированного сопровождения детей с различными нарушениями развития

Дисциплины по выбору

Электив модуля 3

Организация инклюзивного образования детей дошкольного возраста с ОВЗ

Региональная модель коррекционно-педагогической помощи детям с ОВЗ в РС(Я)

Электив модуля 4

Нормативно-правовое обеспечение специального и инклюзивного образования

Сравнительная специальная педагогика

Электив модуля 4

Консультирование семьи ребенка первых лет жизни с ОВЗ

Актуальные аспекты комплексной диагностики нарушений развития

Электив модуля 5

Логопедические технологии коррекционно-педагогической работы с детьми раннего возраста

Стимуляция познавательного развития детей раннего возраста

 

7. Формы организации практики и научно-исследовательской работы по подготовке студентов к профессиональной деятельности

В структуру образовательной программы магистратуры включены следующие виды практик:

 - научно-исследовательская работа – является необходимой основой для дальнейшей профессиональной деятельности выпускника;

- практика в службе ранней помощи – непосредственно ориентированная на получение умений и опыта профессиональной деятельности;

- преддипломная практика – проводится для выполнения выпускной квалификационной работы.

Способ проведения практик – стационарная.

8. Уникальные особенности программы: подготовка дефектологов для работы с детьми раннего возраста с проблемами в развитии с целью кадрового оснащения формирующейся в Республике Саха (Якутия) системы ранней помощи детям с ОВЗ и их семьям.

 

9. Динамика разворачивания программы (схема)

Программа представлена как совокупность параллельных, но взаимосвязанных процессов: практики, научно-исследовательской работы (НИР) и модулей. При этом практике отводится ведущая роль в программе магистратуры.

 Научно-исследовательская работа проводится в течение всего периода обучения, в ходе которой предусмотрено:

1) актуализация студентами собственных исследовательских интересов, их соотнесение со своими ресурсами и задачами образовательной программы;

2) выбор базы для практики;

3) утверждение темы и программы исследования;

4) сбор и обработка эмпирического материала;

5) подготовка отчета об исследовании;

6) публичное представление материалов исследования;

7) оценка результатов выполнения научно-исследовательской работы;

8) рефлексивный анализ результатов НИР на итоговой конференции.

          


10. Связь программы с другими образовательными программами:

44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование

44.03.01 Педагогическое образование

44.03.02 Психолого-педагогическое образование

 

11. Реальные и потенциальные партнеры в реализации программы:

· ГБОУ «Республиканский центр психолого-медико-социального сопровождения» Министерства образования и науки РС(Я);

· МБОУ «Центр психолого-медико-социального сопровождения городского округа «город Якутск»;

· улусные и городские ППМС-центры;

· службы ранней помощи.


 

Руководитель программы                                          Юдина И.А.