Научно-исследовательская деятельность

Научно-исследовательская работа

кафедры «Начальное образование» 

Профессорско-преподавательский состав кафедры «Начальное образование» реализует результаты своей научно-исследовательской деятельности в рамках НИР кафедры: «Научно-методическое обеспечение качества профессиональной подготовки учителя начальных классов в условиях реализации многоуровнего высшего образования».

    Ведущие направления научных исследований кафедры сосредоточены в области:

- региональных проблем развития системы образования в РС (Я);

- этнопедагогических и индигенных подходах к воспитанию и обучению учащихся в общеобразовательных школах;

- проблемах сельских малокомплектных школ в условиях профильного обучения;

- актуальных вопросах обучения и воспитания студентов в высшей школе;

- ресурсного обеспечения реализации новых образовательных стандартов в региональной системе образования.

    Под руководством доктора педагогических наук, профессора Неустроева Н.Д. была создана научная школа «Модернизация деятельности сельских малокомплектных и кочевых школ на основе образовательных систем и технологий», которая включена в энциклопедию «Российские научные школы». – М.: Академия Естествознания, 2012. – Т. 5. – С. 193-194. В ноябре 2012 г. на Ученом совете СВФУ им. М.К. Аммосова утверждена и зарегистрирована, как «Научная школа Н.Д. Неустроева».

    Достижения научной школы:

    Получен грант во внутреннем конкурсе СВФУ на 240.000 руб. в 2011 г. Лот 3: Шифр ПИ-10/3. Наименование лота: «Исследовательский подход к подготовке учителя широкого профиля для малокомплектных школ Северо-Востока России»

    Результаты выполнения гранта:

- анализ зарубежного и российского опыта по подготовке учителя широкого профиля для малокомплектных школ Северо-Востока России;

- определение концептуальных положений к применению исследовательского подхода к подготовке учителя широкого профиля для малокомплектных школ Северо-Востока России;

- разработка предпосылки к модели и содержанию подготовки учителя широкого профиля для малокомплектных школ Северо-Востока России, в соответствии с ФГОС ВО нового поколения, на примере формирования компетентной личности учителя начальных классов на современном этапе;

- разработка научно-практических рекомендаций по заявленной проблеме.

    Получен грант РФФИ: 19-013-00730А Разработка индигенного подхода к процессу педагогического сопровождения детства в условиях Севера. Код и название конкурса: А Проекты фундаментальных научных исследований. Основной код (по классификатору РФФИ): 13-201 Методология комплексного изучения проблем обучения и воспитания. Срок реализации: 2 года. Объем финансирования на реализацию проекта, без учета расходов на экспедиции (полевые исследования) 2019 год: 800 тысяч рублей, 2020 год 800 тысяч рублей.

    Результаты выполнения гранта:

- изучение этнокультурного компонента с точки зрения зарубежных исследований индигенного подхода и отечественной теории этнопедагогики;

- научно-теоретическое обоснование индигенного подхода с позиции отечественной психолого-педагогической науки;

- разработана педагогическая модель педагогического сопровождения детства в условиях Севера на основе индигенного подхода;  

- проведена международная научно-практическая конференция «Воспитание и обучение детей народов Севера в контексте индигенного подхода» (08.10.2020 г.);

- опубликована коллективная монография «Педагогическое сопровождение детства в условиях Севера: индигенный подход»;

- разработаны рекомендации для принятия управленческих решений Министерством просвещения РФ и РС(Я) с учетом специфики организации начального общего и дошкольного образования в условиях Севера на основе индигенного подхода.

    Результаты теоретических и экспериментальных исследований опубликованы в ведущих рецензируемых научных журналах и сборниках по материалам международных, всероссийских, республиканских научно-практических конференций.

    По всем направлениям научно-исследовательской деятельности преподаватели кафедры систематически издаются монографии, учебные пособия, проводятся научно-практические конференции. Организация НИР преподавателей кафедры осуществляется в публикации материалов своих исследований в региональных и международных конференциях, издании статей в рецензируемых изданиях ВАК, РИНЦ, проведении научно-практических конференций, подготовки курсовых и бакалаврских работ, магистерских диссертаций.