Медицинский институт

Одной из актуальных тенденций совершенствования медицинского образования является развитие междисциплинарных связей, которое обеспечивается федеральным государственным образовательным стандартом на основе модульного и компетентностного подходов интегрированных программ специальностей.

Принципиальным отличием новых стандартов от прежних является увеличение доли практической подготовки в процессе обучения, причем начиная с младших курсов. Это позволит студентам сразу после получения диплома быть готовыми к самостоятельной профессиональной деятельности в амбулаторно-поликлиническом звене в должности участкового терапевта, участкового педиатра или амбулаторного стоматолога.

Кроме этого, подразумевается, что на этапе вузовской подготовки будет осуществляться стыковка новых образовательных стандартов с новыми стандартами оказания медицинской помощи. Однако, для вузовской подготовки врача необходимы хорошо оснащенные клинические базы, современное учебное оборудование, тренажеры и фантомные классы, компьютерное обеспечение (компьютерный класс 1, компьютерный класс 2, компьютерный класс 3, библиотека).

С целью внедрения практикоориентированных методов обучения в Клинике института создан Симуляционный центр с имитацией рабочего места врача (больничные палаты, реанимационная, операционный и родильный залы, процедурные кабинеты и др.). Задача Симуляционного центра состоит в том, чтобы студент активно занимался практической деятельностью в процессе обучения. Исследования, проведенные нашими коллегами, показали, что всего лишь 2-недельный курс обучения в центре отработки практических навыков снижает вероятность ошибок до 2%. Современные тренажеры, к примеру, «роженица-новорожденный» позволяют отработать тактику ведения как нормальных, так и патологических родов.

Таким образом, медицинский институт обеспечивает условия, позволяющие каждому обучающемуся самостоятельно выполнять медицинские манипуляции на роботах, муляжах, тренажерах и симуляторах, тем самым, повышает качество обучения студентов, клинических интернов, ординаторов и практических врачей. Занятия в центре позволяют вести пропаганду и распространение грамотности в вопросах оказания первой медицинской помощи и формированию компетентности при оказании экстренной помощи.

Еще одним инновационным направлением в образовательной деятельности медицинского института является внедрение новых методик в учебный процесс. Так, на кафедре анатомии человека широко используется методика полимерного бальзамирования анатомических препаратов.

Анатомические препараты, изготовленные с помощью технологии полимерного бальзамирования, по сравнению с традиционными влажными препаратами совершенно безвредны для здоровья, нетоксичны, сохраняют естественную форму и цвет органов, чрезвычайно демонстративны и могут изучаться как визуально, так и мануально. Несмотря на то, что образцы являются натуральными препаратами, благодаря обработке полимерными композициями, они приобретают высокую износостойкость и имеют неограниченный срок хранения. В настоящее время учебной лабораторией полимерного бальзамирования кафедры анатомии изготовлено более 140 анатомических препаратов по разным системам человеческого организма, активно использующихся в учебном процессе.

С 2013 года разрабатываются и внедряются в учебный процесс интерактивные формы обучения с использованием цифровых технологий. Совместно с лабораторией «Центр 3-d моделирования и виртуальной реальности» ФТИ СВФУ разрабатывается учебное электронное пособие по топографической анатомии и оперативной хирургии «Хирургическая анатомия мозгового и лицевого отдела головы в 3-d модели». Использование современных электронных средств в преподавании морфологии повысит эффективность восприятия учебного материала студентами медиками сложных тем по топографии областей тела человека.

С 2011 года в учебную программу по хирургическим дисциплинам включены занятия в приобретенной нами интегрированной операционной и установленной в РБ №1 – НЦМ. Система позволяет проводить учебный процесс в онлайн – режиме непосредственно из операционной, создавать учебные фильмы, ролики, презентации, программы на основе выполняемых оперативных вмешательств, также проводить архивирование данных проводимых операций и ретроспективный клинический разбор проведенных оперативных вмешательств.

Результаты работы интегрированной операционной: проведено около 2000 оперативных вмешательств. Подготовлены и смонтированы 11 учебных фильмов по различным темам абдоминальной хирургии. Создан банк видео презентаций, роликов для студентов.