• ЭИОС

Информация о работе студенческих научно-методических кружков кафедры методики преподавания якутского языка, литературы и национальной культуры

Кружки созданы с целью исследования дидактики обучения родному языку, литературе и культуре народов республики Саха (Якутия) с учетом особенностей современной когнитивной, социокультурной, образовательной ситуации в регионе. Исследование дидактики уроков  родного языка, литературы и культуры в контексте диалога языков, литератур и культур будет также способствовать решению проблем организации  духовного диалога различных языков, литератур и культур народов РФ, созиданию гуманной, творчески, духовно развитой личности с высоким гражданским сознанием.

При этом решаются следующие задачи - организация, координация и выполнение научных исследований и экспериментальных разработок  по следующим направлениям НИР кафедры:

-         исследование теоретических основ и инновационной методики обучения предметам, напраленным на удовлетворение языковых и культурных образовательных потребностей учащихся различных типов школ РС(Я) и в перспективе Северо-Восточного региона РФ;

-         исследование теоретических основ и методики обучения языкам, литературам и культуре народов СВ РФ в контексте диалога культур;

-         разработка инновационных образовательных проектов, программ и учебно-методических комплексов в области дидактики обучения родным языкам, литературам и культуре народов СВ РФ в контексте диалога культур;

-      раскрытие интересов и склонностей студентов к научно-исследовательской деятельности.

В кружках занимаются студенты 2-4 курсов, магистранты, аспиранты направления “Педагогическое образование”, интересующиеся научными исследованиями по педагогике, дидактике и инновационными методами обучения родному языку, литературе и культуре.

В работе научно-методических кружков используются различные формы занятий: углубленное освоение различных методов научных исследований;участие в кафедральных, факультетских, институтских и университетских научных конференциях; обработка и анализ материалов научных исследований, результатов экспериментальных и теоретических исследований и пр.; написание рефератов, докладов;круглые столы, семинары по проблемам дидактики обучения родному языку, литературе и культуре.

Для повышения эффективности научно-исследовательской работы студентов разработан перечень тем по исследованию теоретико-методических аспектов, а также предложены методические указания по проведению семинаров, круглого стола и дискуссионной площадки.

Ежегодно студенты-кружковцы принимают активное участие в университетских конкурсах, олимпиадах «Методист»; дискуссионных площадках «Чтение-лучшее учение», «Лечение души человека намного сложнее лечения его физического состояния» и т.д.; творческих конкурсах видеороликов; стенных газетах «Я - учитель будущего»; проблемных курсах «Технология внедрения требований содержания и дидактики ФГОС СОШ второго поколения».

Ежегодно силами кружковцев-студентов педагогического образования проводится мероприятие «Ийэ тыл, литэрэтиирэ, култуура учуутала  – норуот кэскилэ!», посвященное раскрытию профессиональных достоинств учителя.

Также студенты-кружковцы принимают активное участие в разработке методических и электронных обучающих пособий для школьников по учебным предметам «Родной (якутский) язык», «Родная якутская литература», «Культура народов Республики Саха (Якутия)».

Участниками СНК выполнены курсовые и дипломные работы:

- по родному языку: «Языковая ситуация в РС (Я) и проблемы полилингвального образования»: «Функционирование  родных языков коренных народов Севера в РС (Я) и использование их в сфере образования»; «Развитие навыков аудирования на уроках разговорного якутского языка»;  «Развитие лексических навыков на уроках разговорного якутского языка»; «Актуальные проблемы билингвальнлого образования в РС(Я) и использование их в сфере образования» и т.д.

- по литературе: «Олоҥхо педагогиката ыччаты омук тыыныгар иитии сүрүнэ»; «Оҕо ааҕар дьоҕурун сайыннарыыга хоһоонноохтук ааҕыы ньымаларын туһаныы»; «Үөрэнээччини киһи личность быһыытынан сайыннарыыга театральнай педагогика суолтата, ньымалара»; «Норуот тылынан уус-уран айымньытын билиһиннэрии суоллара, ньымалара»; «Тус (күлүүс) тыллар көмөлөрүнэн оҕо өйгө онорон көрөр дьоҕурун сайыннарыы»; «Үөрэнээччилэр ааҕар баҕаларын көҕүлүүр ньымалар»; «Омук өлбөт өйүн күүһүгэр үөрэнээччилэри сыһыарыы ньымалара»; «Гуманитарнай кылаастарга уруогу таһынан ааҕыыны тэрийии уратылара, ньымалара»; Литературнай айар үлэ үөрэнээччини эргиччи сайыннарар ис кыаҕа, ньымалара» и т.д.

- по культуре: «Төрүт култуура уруогар тимири уһаарыы уонна уһаныы ньымаларын билиһиннэрии”; “Кыыс оҕону кыбытан-аттаран тигии кистэлэҥэр уґуйуу («Кырадаһын оһуора» куруһуок үлэтин холобуругар)”; “Киһи” өйдөбүлэ: өй-санаа тургутуһуу дьарыктарын тэрийии ньымалара”; “Уран тыл уустарын ытык эйгэлэринэн айан суолтата, тэрийии ньымалара”; “Түөлбэ олоҕун, эйгэтин, устуоруйатын билиһиннэриигэ архыып матырыйаалын, номохтору туһаныы ньымалара (Нам улууһун холобуругар)»; «Кыыс оҕону иитиигэ «Ийэ» сырдык өйдөбүлүн иҥэрии суолтата, ньымалара»; “Ытык” өйдөбүл кииннээх сэһэн уруоктары тэрийии методиката» и т.д.

Статьи студентов и магистрантов опубликованы в сборниках материалов международных и всероссийских конференций:

1.     Молукова С.В. Сопоставительный анализ стихотворений о родном языке Семена Данилова и Кайсына Кулиева / Сборник научных трудов SWorld. Международной научно-практической конференции «Перспективные инновации в науке, образовании, производстве и транспорте 2012». – Выпуск 2. Том 10. – Одесса: КУПРИЕНКО, 2012.С. 87-89.

2.     Молукова С.В. Международная научно-практическая конференция «Перспективные инновации в науке, образовании, производстве и транспорте». Одесса, 2012. Участие с докладом «Сопоставительный анализ стихотворений о родном языке Семена Данилова и Кайсына Кулиева». 

3.     Соловьева Дария Игнатьевна (ЯОНК-10) Участие в международной научно-практической конференции «Приоритетные научные направления: от теории к практике» в секции «Педагогические науки» с докладом «Лексические трудности обучения разговорному якутскому языку как государственному» Новосибирск, Центр развития научного сотрудничества, 5 ноября 2012 (выдан сертификат, публикация).

4.     Соловьева Д.И. (ЯОНК-10) Участие в международной междисциплинарной научно-практической конференции «Сравнительно-сопоставительное изучение тюркских языков», посвященной памяти тюрколога, к.филол.н., доцента Ю.И. Васильева-Дьаргыстай. Якутск, (29, 30 ноября 2012 г.) с докладом «Лексические трудности обучения разговорному якутскому языку как государственному».

5.     Молукова С.В. Теоретические и методические предпосылки изучения якутской литературы в контексте диалога литератур народов РФ / материалы Всероссийской научно-практической конференции «Сравнительно-сопоставительное изучение языков, литературы и культуры народов РФ и актуальные проблемы их функционирования и трансформации» (24-25 ноября 2011 г.) Якутск: Издательский дом СВФУ, 2012. - С. 348-350.

6.     Соловьева Дария Игнатьевна (ЯОНК-10) Лексические трудности обучения разговорному якутскому языку как государственному // Приоритетные научные направления: от теории к практике: сборник материалов I Международной научно-практической конференции / Под общ. Ред. С.С.Чернова. – Новосибирск: Издательство НГТУ, 2012. С. 70-72.

7.     Ушакова Марианна Ивановна (НК-06). «Методикасопоставительного анализа круговых танцев народов Якутии на уроках национальной культуры в якутской школе».Материалы Всероссийской научно-методической конференции «Теория и методика обучения языкам, литературам и культуре народов РФ в контексте диалога культур в поликультурном образовательном пространстве». Якутск, 9-11 июня 2011 г.

8.     Горохова Мирослава (ЯОНК-06) «Лексическая работа на уроках разговорного якутского языка». Материалы Всероссийской научно-методической конференции «Теория и методика обучения языкам, литературам и культуре народов РФ в контексте диалога культур в поликультурном образовательном пространстве». Якутск, 9-11 июня 2011 г.

9.     Новгородова Татьяна (ЯОНК-06) «Лексическая работа на уроках разговорного якутского языка». Материалы Всероссийской научно-методической конференции «Теория и методика обучения языкам, литературам и культуре народов РФ в контексте диалога культур в поликультурном образовательном пространстве». Якутск, 9-11 июня 2011 г.

10.                       МолуковаСардана (ЯОНК-05 з/о) «Диалог дум и душ поэтов России на уроках родной литературы в якутской школе». Материалы Всероссийской научно-методической конференции «Теория и методика обучения языкам, литературам и культуре народов РФ в контексте диалога культур в поликультурном образовательном пространстве». Якутск, 9-11 июня 2011 г.

11.                       Юмшанова Марина (ЯОНК-05) «Методика сопоставительного анализа сказок А.С. Пушкина «О рыбаке и рыбке» и С.Р. Кулачикова-Элляя «Чурум-Чурумчуку». Материалы Всероссийской научно-методической конференции «Теория и методика обучения языкам, литературам и культуре народов РФ в контексте диалога культур в поликультурном образовательном пространстве». Якутск, 9-11 июня 2011 г.

Результативность НИР