Новости

Памяти Матрены Денисовны Гермогеновой

ФЛФ · 27 Мая 2023

Воспоминания о Гермогеновой Матрене Денисовне, кандидате педагогических наук, профессоре, ветеране педагогического института СВФУ.

На филологический факультет Северо-Восточного Федерального университета имени М. К. Аммосова пришла печальная весть: ушел из жизни видный ученый, теоретик и организатор коммунарского движения в Республике Саха (Якутия), профессор Гермогенова Матрена Денисовна.

Всем филологам, учителям русского языка и литературы, очень хорошо знакомо это имя. В 1970-80-е годы в Якутском государственном университете на базе русского отделения работала студенческая коммуна «Факел», организованная усилиями энтузиаста и просветителя, яркой последовательницей коммунарского движения Матреной Денисовной Гермогеновой. Обладая выдающимися организаторскими способностями, Матрена Денисовна внесла неоценимый личный вклад в теорию и практику организации пионерской работы в Республике Саха (Якутия).

В памяти оживают картины, как в 70- годы в рамках деятельности коммуны «Факел» студенты, в основном, историко-филологического факультета и факультета иностранных языков, овладевали компетенциями пионервожатого и воспитателя отряда в пионерском лагере. Сейчас через призму лет с теплотой вспоминаются наши трехдневные коммунарские сборы 1979 года в пионерском лагере «Спутник», куда заехало около 200 студентов-филологов, чтобы погрузиться в методику коллективных творческих дел и подготовиться к пионерской практике, которую надлежало пройти в должности пионервожатого. Как сейчас помню громкий голос Матрены Денисовны: «Коммуна? – Да! Мажор? – Всегда! Огнём Макаренко пылать! Штурмуя небо, не пищать!».

Это были незабываемые три дня, наполненные пионерской работой. М. Д. Гермогенова тогда внедряла, так актуальные сегодня, компетенции: патриотизм, коллективизм, спорт, самодеятельность, а также творчество, игра и романтика, которые внедрялись в рамках деятельностного подхода, характеризующегося активностью, творческим поиском, совершенствованием. Мы разжигали пионерские костры, проводили спортивные зарядки и физкультминутки, организовывали веселые старты и сборы дружины, формировали отрядные колонны со знаменосцами, барабанщиками и горнистами, разучивали отрядные песни, проводили поисковую и тимуровскую работу, готовили фестивали и конкурсы, всего, что вместили в себя эти три дня, теперь и не упомнишь. С высоты сегодняшних лет понимаешь, как нам тогда повезло соприкоснуться с настоящим учителем Гермогеновой М. Д., с ее талантом организатора, целеустремленностью и любовью к коммунарской работе. Как-то незаметно и уважительно корректировала она наши, иногда фантастические идеи и проекты. Она откликались на любое наше предложение, будь то радиогазета или костюмы зарничникам, призы и награды победителям конкурсов, все решала в пользу коммунаров. За эти три дня мы многому научились у Матрены Денисовны: требовательности, умению ценить вложенный труд и поддерживать творческую инициативу.

Матрена Денисовна и коммуна «Факел» в истории профессиональной подготовки филологов, учителей русского языка и литературы, занимает собственное уникальное место!

Светлая память…

Жондорова Г.Е.,

студентка группы РО-77-А,

декан филологического факультета

СВФУ им. М. К. Аммосова

                                                  ***

Могу сказать, что она всю душу вкладывала в свою работу, поэтому все были увлечены пионерской деятельностью. Искреннняя, увлечённая, любящая свою работу. Такой она мне запомнилась. О ней только светлые воспоминания.

Петрова С.М.,

д.п.н., профессор, заведующий кафедрой

русского языка как иностранного

филологического факультета

СВФУ им. М. К. Аммосова

                                                          ***

 

Матрёна Денисовна Гермогенова – это Страна Пионерия, лагерь молодых ярких вожатых, через который мы все, студенты филфака, проходили в 70-х, получая бесценный опыт работы с детьми. Создавая свою систему педагогической деятельности, она мудро воспитывала и студентов, и пионеров, и всех окружающих ее людей. Человечная, добрая, но в тоже время какая-то несгибаемая, твердая в своих убеждениях – такой мы ее помним.

Павлова И.П.,

к.ф.н.,доцент,

заведующий кафедрой

общего языкознания и риторики

филологического факультета

СВФУ им. М. К. Аммосова

                                                  ***

 

Далекие 1970-е годы! На историко-филологическом факультете Якутского государственного университета существует загадочная для меня, первокурсницы, коммуна «Факел». Слышу от «стариков», что коммунары ездят по детским домам, школам-интернатам, устраивают там праздники, проводят время с ребятишками, играя и помогая с учебой. Слово детдомовец меня завораживало с детских лет – мама моя работала фельдшером в приютах для сирот и частенько рассказывала с волнением и любовью про их жизнь. Мне хотелось помочь таким детям, внести в их мир тепло и радость.

И вот я – уже член коммуны «Факел»! Наш руководитель – Матрена Денисовна Гермогенова, преподаватель курса «Психология». Это невысокая женщина, с внимательным взглядом, строгой почти военной выправки; когда она говорит, вас окутывает обаяние и доброта. Ее лекции, раздвигая границы нашего кругозора, будили интерес к психологии, заставляли думать и ставить педагогические проблемы.

Идею «педагогики общей заботы» Матрена, выпускница Ленинградского государственного педагогического института имени А.И. Герцена, подхватила от своего учителя Иванова Игоря Петровича, доктора педагогических наук, автора методики коллективной деятельности, и воплотила в жизнь на родной якутской земле.

Принципы, которые наш руководитель внедряла в жизнь коммуны – Педагогический Поиск, Труд-Забота, Коллективное Творчество, Самостроительство Человека в условиях коллективного взаимодействия – находили отклик в душе каждого студента. Связь Матрены Денисовны с Игорем Петровичем никогда не прерывалась: мы регулярно летали на коммунарские слеты и сборы в Ленинград, где жила и творила добрые дела организованная Игорем Петровичем коммуна имени А.С. Макаренко (КиМ), общественно-педагогическое добровольное объединение студентов, преподавателей, педагогов-практиков. С замечательной книгой «Коллективные творческие дела Коммуны имени Макаренко» я познакомилась благодаря Матрене Денисовне.

Мы активно участвовали со студентами-кимовцами в летних «десантах» на колхозные поля, вместе с детьми разного возраста жили в палаточных лагерях, горячо дискутировали и обсуждали педагогические идеи и проблемы, засиживаясь у костра до ночи, а по приезду в Якутск зимними долгими вечерами писали письма и делились опытом.

Незабываемы звездные ночи с песнями у костра, рассветы, которые мы проводили в секретном десанте – пололи с ребятишками колхозные грядки или складывали дрова во дворах ветеранов, интеллектуальные бои «Что? Где? Когда?», бесконечные споры на самые разные темы. Переполненные впечатлениями от интересных форм работы с детьми, встреч, бесед и книг, мы, возвращаясь домой, работали с удвоенной энергией.

В Якутске мы ездили в школы-интернаты города и его пригородов, нередко с ночевкой, устраивали для детей Мастерские Деда Мороза, делая с ними елочные игрушки и украшения, ставили с воспитанниками спектакли и концерты, проводили познавательные викторины, соревнования различного рода, стремясь подойти ко всему не стандартно, креативно (а иначе – зачем?). Особое внимание уделяли детям, состоящим на учете в детской комнате милиции. Помню, как один из членов «Факела», студент физико-математического факультета Иван Дьячковский написал зашифрованную записку одному из таких мальчиков и назначил ему встречу на автобусной остановке. Сергей – так звали мальчика – вскоре стал нашим маленьким другом и помощником. Отношения между коммунарами сложились искренними, добрыми, царил дух коллективизма и товарищества, и эту дружбу мы – Андреева Катя, Дьячковский Ваня, Прокопьева Наташа, Шипицына Нина, Дьячковская Маша, Кутенкова Аля, Непутаева Любовь, Гуляев Афоня и др. – пронесли через годы.

Матрена Денисовна как руководитель никогда не вмешивалась в ход наших собраний и решений, но как-то «незримо» направляла жизнь коммуны. Работала она со студентами с увлечением, самозабвенно, дни и ночи посвящая нам, будущим педагогам. Она помогла нам на практике усвоить методику коллективного творческого воспитания детей. Сейчас мы понимаем, что коммунарское движение внесло в «копилку» педагогического опыта много ценного. И наследием этим потомкам можно и нужно пользоваться.

Габышева Л.Л.,

д.ф.н., профессор кафедры

общего языкознания и риторики

филологического факультета

СВФУ им. М. К. Аммосова

                                               ***

«Коммуна – да! Мажор – всегда!»

Студенческому клубу «Коммуна «Факел», работавшему с 1967 по 1981 год на историко-филологическом факультете ЯГУ, можно было посвятить не только статьи-воспоминания, но и целые педагогические трактаты-рассуждения о том, как студенты разных факультетов, однажды приходя на первом курсе в клуб, оставались в нем до окончания университета, мало того, продолжали свою коммунарскую дружбу и были верны ей многие годы в своей «взрослой» жизни… Не только этому. Еще и тому, как и почему студенты с большим интересом занимались общественно-полезными делами, как с ночевками собирались на ежегодные коммунарские сборы на базе пионерского лагеря «Сокол», учились культуре общения, коллективной организаторской деятельности, творчеству и т.д. Да, еще тому, как в месяц один раз встречались или на свои деловые коммунарские «огоньки», или просто собирались «вместе весело отдыхать». На примере опыта педагогически направленной деятельности студентов тех лет готовили хороших учителей-воспитателей нового поколения молодежи.

Сразу оговоримся, что коммуна работала по педагогике общей заботы или методике творческого воспитания (коммунарской методике) академика Игоря Петровича Иванова. Она пропагандировала, внедряла в сознание детей и молодежи коммунистические идеалы. Иначе как работать?! Таковы были наши общие ценности. Они и сейчас «живее живых», только называются по-другому, «общечеловеческими ценностями». Это, например, гуманные отношения: забота, взаимопомощь, милосердие, служение человечеству и т.д. Я горда тем, что, сколько было в пределах моих возможностей, в 70-80 гг. прошлого столетия следовала в работе со студентами, старшими пионерскими вожатыми, учителями, классными руководителями принципам педагогики общей заботы И.П.Иванова – моего научного руководителя. Сейчас он, наверняка бы, согласился с мнением своей ученицы – коммунарки 70-годов, д. социол. н., профессора Борисовой Л.Г. - о том, что педагогика общей заботы - это «Педагогика социального творчества». Я думаю, что Людмила Глебовна права, коммунарская методика – это не только «технология» организации свободного времени школьников и молодежи или их воспитания, а именно социальная творческая педагогическая деятельность сотрудничества и содружества поколений. Будем думать, что история все расставит по своим местам и назовет педагогику общей заботы И.П.Иванова нужным именем.                               

Так, о нашей Коммуне «Факел» можно писать очень много. Пролистывая сейчас старые, пожелтевшие от времени, страницы летописи значительных дел и видов деятельности коммуны, думаешь о том, как тогда студенты вместе строили ПЕДАГОГИКУ ОБЩЕЙ ЗАБОТЫ (или ПЕДАГОГИКУ СОЦИАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА).

Вот некоторые данные из летописи «Факела». Коммунары работали в школах №№ 2,3,7,15,17,28, в подростковых клубах по месту жительства «Каравелла», «Факел», при комнате милиции «Голубая республика», шефствовали над сельскими Тулагино-Кильдямской, Хатасской и Ойской школами продленного дня. Летом - в основном отряде ИФФ «Союз пламенных сердец» (СПС), работали в пионерских лагерях «Сокол», ЛТиО «Романтик» Нюрбинского района, «Бригантина» Хатасского совхоза и т.д. Студенты, где бы ни работали, всегда были верны основным девизам коммуны «Факел»: «Ребячьи сердца зажигать!», «Наша цель – счастье людей!», «Нести людям радость!», «Где дружба поколений – там и успех!» и «Романтику нашей жизни – не заменить ничем!» и торжественному обещанию верности педагогическому труду, в котором были и такие слова: «Обучая детей наукам, воспитывать в каждом человека…».       

Коммуна «Факел» со дня создания – с 1967года – работала как «спутник» коммуны им. А.С.Макаренко (КИМ) в ЛГПИ им. А.И.Герцена. Научным руководителем, вдохновителем всех творческих идей и дел студенческого объединения КИМа был д.п.н., профессор И.П. Иванов. КИМ – это его научная школа, сущность которой заключалась в формировании через разновозрастные коллективы клубов (объединений) коммунаров гуманных, гражданских отношений на основе коллективной организаторской деятельности, направленной на конкретную, повседневную заботу об улучшении окружающей жизни.

Жаль, что коммунарскую методику в прошлом очень часто «серьезные» педагоги воспринимали как игру-развлечение или как некую «вольность», несовместимую с традиционными пионерскими и комсомольскими мероприятиями. А также очень сильно чувствовалось непонимание ее глубинных психологических механизмов воздействия на личность со стороны официальной науки - педагогики. Тем не менее, благодаря энтузиазму самих школьников, студентов и их руководителей – единомышленников Игоря Петровича, коммунарская методика распространялась по всей стране с такой силой и быстротой, что к 90 году почти все детские и молодежные организации, значительная часть педагогических коллективов школ и педагогических вузов страны были готовы работать по новой педагогике – педагогике общей заботы (или социального творчества, или сотрудничества). А далее, как мы знаем, развал страны, отказ от основных идеологических ценностей…

   Живыми источниками распространения идей коллективной творческой деятельности коммунаров были ежегодные сборы, съезды, конференции, слеты КИМа, КМС (коммунарско-макаренковского содружества), МКПО (Макаренковские комсомольские педагогические отряды), которые проводились   по очереди в самых разных городах СССР.

   Наша коммуна принимала участие в работе почти всех этих коммунарских сборов. Мы делегировали ежегодно 2-3 человека. Студенты ездили на эти встречи за счет Якутского авиапредприятия по взаимному договору с их профсоюзным комитетом. Комсомольские организации, тем более университет оплату проездных и другие расходы поездки студентов на коммунарские встречи не признавали. Поэтому в то время наше решение было неординарным, новым подходом к организации летнего отдыха детей и работы студентов-вожатых в пионерских лагерях. Так мы очень плодотворно сотрудничали более 10 лет с начальником пионерского лагеря «Сокол» Л.Н. Сыроед (ныне директор СОШ № 24 г. Якутска) и с председателем профкома авиаторов Н.И. Ананьевым. Каждое лето по договору один отряд коммунаров в составе 20-25 студентов работал в «Соколе», а из их числа совет командиров «Факела» выбирал, кого командировать на слеты коммунаров.

Я ограничусь только называнием некоторых городов, где проходили коммунарские сборы: Ленинград, Москва, Брест, Новосибирск, Пермь; макаренковские места Украины: Белополье, Полтава, Харьков, Кременчук, Ковалевка, Куряж и Павлыш. Делегатами были студенты ИФФ: Луиза Габышева, командир Совета коммуны, д. филол.н., профессор ФЛФ ЯГУ; Аня Кириллина, командир отряда «СПС», нач. отдела обеспечения непрерывного содержания базового образования МО РС(Я); Лена Калмыкова, командир отряда «СПС», рук. турагентства в г.Нерюнгри; Аля Кутенкова, командир Совета коммуны «Факел», директор Петропавловской СОШ Усть-Майского улуса; Галя Кычкина, зам. директора по воспитательной работе СОШ № 14 г.Якутск; Аня Мордовская, зам. директора ПИ ЯГУ; Марина Никифорова, нач. отдела педагогических нововведений МО РС(Я); Нина Никитина, директор СОШ № 15 г.Якутск; Тоня Тихонова, командир отряда «Романтик» Нюрбинского улуса, проректор ЯГУ, и учителя, педагоги с большой буквы: Наташа Ощепкова, Люда Постникова, Лена Слепцова, Люба Половинкина, Наташа Прокопьева, Люда Федорова, Аля Чиркова, Лена Чупрова и многие другие.

Я очень благодарна судьбе, что именно кафедра мне доверила читать курс психологии на ИФФ, что коммунисты факультета избрали меня секретарем партбюро партийной организации факультета и тем самым открыли мне путь к непосредственной работе с комсомольским комитетом по организации общественной жизни студенчества, позволили создать из числа более открытых в общении, готовых к творческому сотрудничеству студентов коммуну «Факел» (первоначально клуб вожатых) и вместе с ними стремиться жить и работать согласно нашему коммунарскому девизу: «КАЖДОЕ ДЕЛО ТВОРЧЕСКИ – ИНАЧЕ ЗАЧЕМ?!»

                               

  Гермогенова М.Д., научный

                    руководитель коммуны «Факел»,

                                 профессор кафедры педагогической и

                      возрастной психологии ПИ ЯГУ