Методические портреты

Митюкова Наталья Эдуардовна

Учитель русского языка и литературы МОБУ СОШ № 29 городского округа «город  Якутск», Почетный работник образования РФ, отличник образования РС (Я)

МЕТОДИЧЕСКОЕ КРЕДО

Интерес не только растит интеллект, он раскрывает личность. Интерес не только раскрывает глаза и уши, он возвышает умы и души. А. Гин

Учитель - человек, который может делать трудные вещи  легкими. Р. Эмерсон



Учитель русского языка и литературы МОБУ СОШ № 29 городского округа «город  Якутск», Почетный работник образования РФ, отличник образования РС (Я), учитель-методист, учитель-исследователь, обладатель гранта мэра «Лучший учитель столицы», знак «Учительская слава»
Дата рождения – 29 декабря 1954 года
Образование – высшее, ЯГУ  ИФФ РО , 1982 год, филолог, преподаватель русского языка и литературы
Педагогический стаж -33 года.
Результаты учащихся в олимпиадах и конкурсах по литературе: призеры и победители – 6. Результаты в НПК «Шаг в будущее»: призеры и лауреаты – 11. Творческие конкурсы – 5.

Всегда с удовольствием и радостью  вспоминаю свою родную школу. В 2017 году будет уже 45 лет со дня ее окончания. Вспоминаю своих любимых учителей: первую учительницу – Васильченко Елену Клементьевну, учителя химии  Угловскую Любовь Николаевну, учителя истории Бокаенко Екатерину Глебовну и, конечно, своих самых-самых любимых – Широковскую Валентину Александровну и Каштанкину Лину Ивановну,  учительниц русского языка и литературы. Ведь это именно благодаря им  я выбрала свою  профессию – профессию  учителя русского языка и литературы.  Это именно они научили  меня  читать и понимать художественную литературу, помогли мне  определиться с будущим, хотя вовсе и не проводили никаких профориентационных бесед. Они просто ТАК  вели уроки, что не хотелось уходить из класса, они умели ТАК слушать, что хотелось с ними говорить и говорить, они умели ТАК объяснять, что хотелось знать ещё больше.
Позже, когда я уже стала студенткой филологического факультета ЯГУ, мое везение на прекрасных преподавателей не закончилось. Мне посчастливилось учиться  у Самсонова Николая Георгиевича, Платоновой Кыданы Ивановны, Евсеевой Клавдии Семеновны,  Щетской Анны Александровны, Морозовой Леонтины Модестовны, Переверзина, Владимира Михайловича, Мишлимович Миры Яковлевны, Варшавской Клары Овшевны, Бурцева Анатолия Алексеевича, Шургиной Любови Вениаминовны. Все мои любимые преподаватели - люди совершенно разные, но всех их объединяет одно – они все настоящие Учителя.  Все они – мастера своего дела.  А когда встречаешь таких людей, когда общаешься с ними,  то, конечно, хочется хоть немного быть похожей на них.  
Сегодня я каждый день вхожу в класс к детям, которых хочу научить любить литературу так, как я ее люблю, или еще больше. Сказать, что все получается,  не могу.  Но так этого хочется. И поэтому, собираясь на урок,  стараюсь сделать его интересным, таким, чтобы после него дети стали лучше, самостоятельнее, умнее, стали более творческими. Мне нравится преподавать литературу, потому что на уроках  можно так много узнать от детей, не научить их, а научиться у них. Ведь ничем не замутненное  детское сознание способно иногда на такие открытия. До сих пор вспоминаю, как  в первый год моей работы на уроке литературы в 5 классе во время изучения стихотворения М.Ю.Лермонтова «Парус» я задала детям вопрос: «Какое слово самое важное в последней строфе стихотворения»? Каково же было мое удивление, когда, вместо ожидаемого слова «мятежный», я услышала: «Наталья Эдуардовна, «просит», вот оно главное слово!» Для меня это было настоящее открытие.
При первой встрече с детьми я всегда говорю, что литература – это не математика, где одну задачу можно решить разными способами и получить один и тот же ответ. Я говорю школьникам, что литература – это такое чудо, которое каждый видит по-своему, каждый по-своему понимает, каждый по-своему может принять. Поэтому важно для меня, чтобы детям на уроке  было комфортно и интересно, чтобы они не боялись сказать что-то не то, чтобы каждый урок помогал им понять самих себя и людей, которые их окружают. Я точно знаю, что именно уроки литературы могут в этом помочь. Мне представляется, что если ребенку интересно на уроке, то это важный компонент его развития, причем развития всестороннего. Невозможно поэтому не согласиться со словами А.Гина: «Интерес не только растит интеллект, он раскрывает личность.  Интерес не только раскрывает глаза и уши, он возвышает умы и души».
Вот и завтра у меня уроки литературы в пятом, шестом и одиннадцатом классах. Я все думаю и думаю : «С чем бы таким интересным прийти на урок, чтобы пятиклашки после него побежали в библиотеку за сказками (что-то мало они прочитали их), чтобы ребята моего шумного и любимого 6А задумались, что значит быть настоящим читателем, а ученики одиннадцатого класса прочитали как можно больше рассказов И.Бунина о любви не для того, чтобы сдать экзамен в декабре, а просто потому, что это рассказы о любви».
Из уроков литературы
КАК?  ОТКУДА? ПОЧЕМУ? (Урок внеклассного чтения  и развития речи по книге «Маленькие сказки » Р.Киплинга)
После изучения литературных сказок в 5 классе нами традиционно проводится урок внеклассного чтения по «Маленьким сказкам» Р.Киплинга, в который введены элементы исследования.
Пятиклассникам предлагается опережающее домашнее задание:
Фронтальное: прочитать сказки  «Слоненок», «Как на коже носорога появились складки», «Откуда у кита такая глотка», «Как леопард стал пятнистым».
Групповое: составить вопросы для викторины по сказкам.
Индивидуальное: подготовить рассказ о писателе.
Урок рассчитан на два часа: второй час берется из уроков развития речи по русскому языку.  
Цели урока:
1.    Расширить читательский кругозор пятиклассников, познакомить с творчеством английского писателя Р.Киплинга.
2.    Выявить особенности сказок писателя: особенности языка, сюжета.
3.    Подготовить к выполнению творческого домашнего задания – написанию сказки в стиле Киплинга.
Оборудование: выставка книг Киплинга, имеющихся в школьной библиотеке, портрет писателя, распечатанные тексты сказок                                                
   Ход урока
На  первом этапе урока дети вспоминают литературные сказки, прочитанные ими на уроках литературы или самостоятельно, перечисляют особенности литературных сказок, вспоминают, в чем их отличие от народных сказок.
Подготовленный ученик знакомит одноклассников с  фактами биографии писателя. Ребята стараются найти интересный материал, используют для этого ресурсы интернета, справочники. Учитель дополняет рассказ ученика.
Группа учащихся, подготовившая вопросы викторины, проводит ее. Школьники задают вопросы как по сказкам, предложенным для домашнего чтения, так и по другим произведениям, изученным в начальной школе или прочитанным самостоятельно. Викторина показывает, что есть группа учеников, которые хорошо знают сказки Киплинга.
На втором этапе урока пятиклассники делятся впечатлениями о прочитанных сказках, пересказывают их, читают по ролям, предлагают свои гипотезы, почему, например, у носорога может быть такая шкура. Дети говорят, что они иногда сами задумывались, почему животное  или птица называются именно так или почему они так выглядят. Этот этап урока показывает готовность учеников к выполнению исследовательской работы.
Учитель просит придумать тему урока. Дети называют традиционные варианты: «Сказки Киплинга», «Путешествие в страну сказок Киплинга». Мотивируя учеников на дальнейшую работу, учитель просит внимательно прочитать названия сказок и сформулировать тему урока иначе, как это мог бы сделать сам Киплинг. В итоге общими усилиями появляется такая формулировка: « КАК?  ОТКУДА? ПОЧЕМУ?»
На втором уроке класс делится на 5 групп. Каждая группа получает распечатанные тексты сказок  и карточки с вопросами, помогающими проанализировать художественные особенности сказки. Выводы должны быть оформлены письменно и прочитаны руководителем группы после окончания работы.
Карточка - инструкция.
1.    Внимательно перечитайте сказку.
2.     Когда  и где происходит действие?
3.    Кто является главным героем  сказки?
4.    Обратите внимание на зачин и концовку сказки, что в них особенного?
5.    Можно ли услышать в сказке автора? Докажите это, приводя примеры из текста.
Итогом групповой работы становится выявление особенностей сказок Киплинга. Дети приходят к выводу, что в предложенных для анализа сказках главным героем является животное, действие происходило в давние времена в джунглях или в пустыне. В сказке есть зачин и концовка. Они отличаются от традиционных, в них  повторяются фразы «давным-давно, в незапамятные времена». Автор, как заметили школьники, незримо присутствует на страницах сказки, он обращается к читателю, что-то поясняет ему.
Учитель спрашивает, не хочется ли детям самим сочинить подобную сказку. Школьники с воодушевлением соглашаются, хотя некоторые не могут придумать, о чем будет сказка. Учитель предлагает  методом мозгового штурма придумать как можно больше вопросов, которые могли бы стать основой сюжета сказки. В результате появляется набор тем: «Почему у бабочки разноцветные крылья», «Как шимпанзе потеряла свой хвост», «Почему страус прячет голову в песок», «Как синичка выпачкала свои перышки», «Почему у божьей коровки платье в горошек», «Откуда у ежа колючки», « Как у жирафа  шея выросла», «Почему крокодилы такие злые» и др.
Домашнее задание: сочинить сказку в стиле Киплинга.
Пятиклассникам нравится сочинять сказки. Данный урок способствует и повышению читательского интереса, и развивает творческие способности детей. Доказательством этому являются работы учеников 5 класса.



Как шимпанзе потеряла свой хвост.
В те давние времена, когда мир наполнен был лешими, ведьмами и русалками, когда текли молочные реки между кисельных берегов, жила- была шимпанзе. Она была очень любопытной, ну просто очень любопытной. Однажды, прогуливаясь по пальмовым верхушкам, она заметила на земле, у подножья ствола, маленькую норку. Вы уже понимаете, что эта любопытная обезьяна не могла усидеть на месте. В ту же минуту вихрем бросилась она вниз. Пыхтя и кряхтя, с большими усилиями она попыталась залезть в норку, но полностью не поместилась. Её длиннющий хвост, а она им очень гордилась, остался снаружи. Рядом с норкой пробегал дружок шимпанзе – мангуст. Он побежал за своей подружкой, узнав, что она отправилась на прогулку. Проходя мимо дерева, под которым была норка, мангуст увидел торчащий из норы хвост и подумал, что это какая-то огромная неизвестная змея. Недолго думая, друзья мои, он и вцепился в этот хвост. Бедная шимпанзе!!! Представляете, дети, как ей было больно! С ревом и визгом, вся в холодном поту от боли, вылезла несчастная шимпанзе из норы. Как же она огорчилась, когда увидела, что потеряла свой хвост, которым она так гордилась.
Вот так и осталась шимпанзе без хвоста,  еще и да еще и с мангустом поссорилась. Так ее жаль! (Максим Г.)
Почему страус прячет голову в песок.
Давным-давно, когда еще и людей-то было мало,  жил далеко отсюда страус. Вы представить себе не можете, какой он был злой, вредный и жадный. Все у всех забирал, всех обижал. Звери и птицы невзлюбили страуса, сторонились его. А страусу – хоть бы что. Ходит, красуется великолепными перьями, а особенно гордится он своим белоснежным хохолком. И все время норовит напакостить. Долго, мой дружок, страдали звери. Но вот что однажды произошло… Идет страус мимо льва, а тот  в это время лакомился огромным сочным бананом .Львы в те давние времена очень любили бананы. Решил страус украсть львиное лакомство. Подкрался он ко льву, наклонился…а лев как схватит злюку за хохолок и выдрал все перышки. Страус прибежал к озеру, посмотрел в воду и  зарыдал – нет у него больше красивого хохолка из белых перышек. И такой страус стал страшненький, будто ощипанный, что стало ему  стыдно, вот он и спрятал голову в песок.
С тех пор все страусы, как только увидят кого-нибудь, прячут голову в песок, стыдно им, что голова у них лысая. (Анна П.)
Урок – мастерская по сказке Оскара Уайльда «Соловей и роза» (11 класс)
Данный урок является заключительным в цикле уроков внеклассного чтения, посвященных теме любви.  Он проводится вскоре после изучения творчества В.Маяковского, которого, признав одним из лучших поэтов, писавших о любви в ХХ веке, ученики 11 класса не совсем приняли, считая его восприятие действительности (особенно ранний период творчества) антиэстетическим. В пику их мнению был выбран  рассказ эстета О.Уайльда. Нам   хотелось прийти  к  выводу, что предательство в любви,  показанное В.Маяковским, так же противно и подло, как предательство, описанное эстетом Уайльдом.  Но ученики 11 класса увидели в этой сказке не историю предательства, а историю любви, ради которой была отдана жизнь, что является, по их мнению, высшей формой проявления любви.
Цели урока:
1. Расширить знания учащихся о писателе.
2. Выявить идейно-художественное своеобразие сказки О.Уайльда «Соловей и роза».
3. Развить творческие способности школьников. Закрепить умение аргументированно отстаивать свою точку зрения.
Во вступительном слове учитель говорит о том, что О.Уайльд проповедовал идеи эстетизма, напоминает, что учащиеся не в первый раз встречаются с произведениями этого автора. Зачитывается фрагмент из воспоминаний К.Бальмонта о встрече с Уайльдом, это усиливает интерес школьников к творчеству писателя и его личности. Обозначается цель урока: понять, о чем размышляет автор в сказке, учащимся предлагается по окончании работы обозначить тему урока. Также оговариваются условия проведения урока-мастерской.
Индуктор: составить ассоциативные ряды к словам, давшим название сказки (красота, певец, мелодия, романтика, сад, любовь красивая, шипы, прекрасная и т.д – эти ассоциации предложили школьники). Обмен словами.
Чтение сказки учителем до слов «И он высунулся из окна и сорвал ее». Перед чтением начала произведения ставится цель: внимательно прослушать текст, составить психологические портреты героев, обратить внимание на стиль автора.
Мастерская.
Класс, поделенный на группы, сочиняет свой вариант финала сказки, рассказанный от лица героев или автора:
1 группа – от лица Розы;
2 группа – от лица Студента;
3 группа – от лица старого Дуба, в ветвях которого Соловей свил свое гнездо;
4 группа – от лица автора.
Для выполнения работы отводится 20 минут.
Социализация: чтение работ, созданных учениками. Обсуждение вариантов, выявление наиболее интересного текста.
Второй индуктор – чтение оригинального текста сказки сопоставление с работами учеников. Задаются вопросы :
- Что подсказало такой конец истории (для тех, кто угадал финал сказки или был близок к этому)?
- Что  могло подсказать финал (для тех, чей вариант далек от оригинала)?
- Можно ли согласиться с последними словами Студента? Позицию какого литературного персонажа они вам напоминают?
Школьники работают с текстом сказки, отвечая  на вопрос: о чем сказка, приходят к выводу, что она о любви и о силе искусства. Говорят, что Соловей своим искусством и жизнью заплатил за осуществление чуда. Но чудо не принесло счастья. По капризу красавицы, роза, добытая ценой жизни, оказывается раздавленной, втоптанной в грязь. Неужели прав Студент, сказавший : «Какая глупость эта любовь»?
Учащиеся еще раз обращаются к ассоциациям, подобранным ими в начале урока,  и убеждаются в их правильности. Школьники находят в тексте сказки определение любви, данные автором, выписывают их и, сравнивая с предложенными афоризмами (см. приложение),  дают название уроку: «Воистину любовь – это чудо. Она драгоценнее изумруда и дороже прекраснейшего опала. Жемчуга и гранаты не могут купить ее…Ее  не приторгуешь в лавке и не выменяешь на золото». «…Любовь дороже жизни..». «…в Любви больше мудрости, чем в Философии,.. Любовь сильнее любой Власти..»
Определив свой вариант названия урока, ученики подбирают эпиграф к уроку и обосновывают свой выбор.
Предлагается тема урока: «Любовь – это сердце всего»
Рефлексия  показала, что учащиеся  в какой-то мере переосмыслили свое понимание любви, поняли, как важно встретить Любовь.
В заключительном  слове учитель говорит: «Конец сказки очень печальный, и невольно приходит мысль: может быть, в самом деле нет любви, а прекрасное втаптывается в грязь? Нет. Не верьте этому!» Зачитывается фрагмент из романа М.Булгакова  «Мастер и Маргарита»: «За мной, читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви?.. За мной, мой читатель,.. и я покажу тебе такую любовь!»  - показывается перспектива дальнейшей работы.
Приложение
1.  Афоризмы.
1. Любовь – это жизнь, это главное… От нее разворачиваются и стихи, и дела, и все прочее. Любовь – это сердце всего.     (В.Маяковский)
2. Из всех вечных вещей любовь длится короче всего.       (Ж.Б.Мольер)
3. Сильнее смерти бывает любовь; бывает ли она сильнее жизни?         (Г.Ландау)
4. Только с чистой душой можно творить ярко.         (В.Комиссаржевская)
5. Я, глянув красоте в лицо,  познал
    Любовь, что движет Солнце и светила.                    (О.Уайльд)
6. Большой талант всегда сопровождает  великодушное сердце.   (Т.Готье)
7. Что страсти? – ведь рано иль поздно их сладкий недуг
    Исчезнет при слове рассудка.     (М.Лермонтов)

2. Из работ учащихся
1. «В любви больше мудрости, чем в философии – и как ни могущественна власть, Любовь сильнее любой власти». По моему мнению, О.Уайльд подписался бы под этим афоризмом, впрочем, как и любой другой человек, так как и вправду любовь не подвластна философии и никакая наука не сможет открыть все тайны любви. Никакая власть не заставит человека разлюбить, если его чувства искренны, а помыслы чисты. (Алина Б.)
2.Я считаю, что в качестве эпиграфа подойдут слова: «Сильнее смерти бывает любовь; бывает ли она сильнее жизни»? Г.Ландау. В сказке говорится: « Все мучительнее и мучительнее становилась боль, все громче и громче раздавалось пение соловья, ибо он пел о любви, которая обретает совершенство в смерти, о той любви, которая не умирает в могиле».  Уайльд, по-моему, полностью поддержал бы слова Ландау.  « Сильнее жизни бывает любовь»,- это утверждение автора. «Бывает ли она сильнее смерти?» - на этот вопрос Уайльд отвечает неопределенно. (Иван Б.)
3.  «Воистину любовь – это чудо. Она драгоценнее изумруда и дороже прекраснейшего опала, жемчуга и гранаты не могут купить ее, и она не выставляется на рынке. Ее не приторгуешь в лавке и не выменяешь на золото». Мне кажется, что это определение любви больше всего показывает нам отношение к ней автора, хотя и противоречит философии студента. Герой хотел «купить» любовь прекрасной девушки, думал, что если он подарит ей розу, то она полюбит его. А разве можно купить любовь?  (Юлия Р.)


Публикации
1.    Воспитательный потенциал современной литературы: историко-патриотическая тема во внеклассном чтении // Актуальные проблемы функционирования, преподавания и изучения русского языка и литературы в современных условиях. - Якутск. ЯГУ, 2009.
2.    Тема любви на уроках внеклассного чтения // Проблемы современного литературного образования (Выпуск 5). – Якутск. ЯГУ, 2009.
3.    Литературная сказка в системе уроков внеклассного чтения как средство духовно-нравственного развития и воспитания личности // «От слета к слету…». – Якутск, 2010.
4.    Литературные сказки на уроках внеклассного чтения // Стратегии формирования читательской культуры молодежи в полиэтническом образовательном пространстве. Якутск: СВФУ. 2012.

О факультете История факультета Администрация Сотрудники Абитуриенту Абитуриент 2021 Научная деятельность Учебно-методическая работа Учебный процесс Расписание занятий Портфолио студентов ФЛФ Студенческая жизнь (ПОС ФЛФ) Фотоальбомы Видео-архив Материально-техническое обеспечение Документы статичные Отчеты Консалтинговый центр лингвистической экспертизы Центр обучения русскому языку Рубрика "Русский язык и культура речи" Рубрика "Диалоги о литературе" Рубрика "Вопросы - ответы" Проект "Бессмертный полк" Проект "Помним всех: преподаватели ФЛФ в годы войны" Проект "Ветераны ФЛФ" Проект "Выпускники ФЛФ" Проект "Методические портреты учителей" Проект "PRоблеск" Учебное издание "Филin" "Тотальный диктант" в Якутске Преподаватели ФЛФ в проекте "Наш университет_лекции" Олимпиады и конкурсы ФЛФ Объявления Положение о филологическом факультете СВФУ