Методические портреты

Бороздунова Любовь Васильевна

Учитель русского языка и литературы МБОУ «Эльдиканская средняя общеобразовательная школа им. А.А. Константиновой», кандидат педагогических наук, Отличник образования РС (Я), Почётный работник общего образования РФ.

МЕТОДИЧЕСКОЕ КРЕДО
Главное - воспитать будущего читателя



Место рожд: х. Трудобеликовский Красноармейского района Краснодарского края.
Образование: Высшее. Армавирский государственный пед. институт, 1993 г.
Учёная степень: кандидат педагогических наук, 2005 г.
Категория: высшая квалификационная категория, 2010 г. 
Место работы: МБОУ «Эльдиканская средняя общеобразовательная школа им. А.А. Константиновой» по адресу: Республика Саха (Якутия), Усть-Майский район, пос. Эльдикан, ул. Алданская, 37.
Должность: заместитель директора по учебно-методической работе, учитель русского языка и литературы.
Общий трудовой стаж – 23 года.
Педагогический стаж – 23 года.
Стаж работы в данной школе – 23 года.
Стаж работы в должности учителя русского языка и литературы – 23 года.
Стаж в должности зам. директора по учебно-методической работе – 4 года.
Награды: Почётная грамота Министерства образования и науки Российской Федерации победителю конкурса лучших учителей РФ, 2007г.
Почётные звания: Отличник образования РС (Я), 2007 г.
Почётный работник общего образования РФ, 2010 г.
Педагогическое кредо учителя: «Цель обучения ребёнка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя». Э.Хаббард

         Когда-то давно, тогда я только ещё начинала работать, один мой, мягко говоря, не самый радивый ученик произнес на уроке фразу, которая в переводе с молодежного сленга на современный русский литературный язык звучит примерно так: «Зачем мне нужна ваша литература, если через десять
лет на земле не останется ни единой книги, а будут одни компьютеры!» Я попыталась ответить что-то более или менее вразумительное насчет внешнего вида книги, но паренек, видимо, остался при своем мнении. После того урока я стала часто задавать ученикам вопрос: «А зачем вам, собственно, нужна литература?» Кто-то непременно скажет: «Чтоб школу закончить». У кого-то взгляды более неопределённые: «Ну, интересно…». Но многие удивленно замолкают: а действительно, зачем? Можно ли обойтись без литературы, без книг? Ответ очевиден: конечно, можно! Ведь обходятся же! В каждом классе найдется хоть один ученик (теперь чаще уже и не один), который не способен не то что «для звуков жизни не щадить» или хотя бы «ямба от хорея отличить», но даже с ярко выраженной аллергической реакцией на любое, повторяю, любое печатное слово. Тем не менее, часто такие персоны прекрасно устраиваются в жизни. Правда, здесь есть одно но... Это им, этим персонам, кажется, что прекрасно. Весь вопрос в том, так ли это на самом деле? Но это тема для отдельного разговора.

        Как же действительно увидеть результаты нашего учительского труда? Как понять, что сформированное на уроке умение учеников анализировать литературное произведение приносит свои плоды? Я часто задаю своим коллегам вопрос: «Зачем вы идёте на урок литературы?» Ответы не радуют. Учителя-словесники часто перестают видеть смысл своей работы. Я для себя так определила ответ на этот вопрос: сегодня я иду на урок литературы, чтобы воспитывать будущего взрослого читателя. Да-да, именно будущего читателя, того, кто годы спустя после школы снова откроет Пушкина, Достоевского, Толстого, Булгакова. Того, в чьем сознании (или в подсознании?) будет жить мысль, что классика, и русская, и зарубежная, - нескучная вещь, она многогранна и многослойна, и любая книга – бесконечный диалог с писателем о самом главном – «обо мне здесь и сейчас, потому что я живу, потому что я люблю, страдаю, увлекаюсь, плачу, мечтаю, верю в Бога и боюсь предать, потому что у меня есть дети, и я почему-то перестаю их понимать…»

       Всё чаще на моих уроках звучит фраза: «Когда вы будете перечитывать эти страницы уже взрослыми, вы поймёте что автор … (и далее по тексту конкретного произведения)». Или: «Вам в жизни ещё предстоит встреча с этой книгой, когда её будут читать в школе ваши дети, и тогда вы другими глазами посмотрите на героя». Наивно? Не  знаю… может быть, всё-таки программирую на будущее? Литература, изучаемая в школе, в большинстве своём написана не для детей, и шли писатели к своим произведениям через боль, страдания, глубочайшие, порой противоречивые размышления о жизни, о человеке. А мы хотим, чтобы наши ученики раз и навсегда выучили про «лишнего человека Онегина», про «какая сложная композиция в “Войне и мире”»? Нет, умение читать (и следовательно – анализировать) – это умение перечитывать! И не однажды. В разном возрасте. С разным жизненным опытом. Помню, рассказ одной моей коллеги о том, с каким потрясением она перечитала тургеневский роман «Отцы и дети», когда это произведение изучал её сын в десятом классе: она плакала над теми самыми страницами, которые когда-то в школе «выучила», потому что совсем по-другому увидела героев, события, оказалась в своем возрасте способной понять и «отцов» – ведь сама была матерью, и «детей» – совсем недавно была в их возрасте. 

       В своей практике я обычно провожу в конце 10 и 11 классов читательские анкеты. Вопросы варьируются, но в любом случае бывают связаны и с прошлым читательским опытом, и с будущим. Десятиклассники среди любимых страниц русской классики чаще всего называют роман Л.Н. Толстого «Война и мир», причём самые разные эпизоды: и первый бал Наташи Ростовой, и ранение князя Андрея на поле Аустерлица, и сцену охоты, и Бородинское сражение. Каждый находит в романе что-то свое, личное, даже если прочитал всего несколько глав, эпизодов. Позволю себе только одну цитату (стилистика и пунктуация автора работы): «Мне особенно понравилась сцена в первом томе «Войны и мира» Л.Н. Толстого, когда Николай Ростов подумал, что его убили. Эта сцена привлекает меня правдоподобностью и чистотой мыслей. В них нет лжи, лицемерия – ведь врать-то не перед кем (перед самим собой врать бесполезно, жизнь ведь кончилась!). И особенно мне запомнилась фраза (не помню дословно, но смысл помню), о том, что «я жить хочу!», «зачем я пошёл на эту войну!». А ведь Николай так хотел защищать Родину. И значит, он признаётся перед самим собой, что его желание воевать было ложным. По сути, ему просто хотелось посмотреть, что есть война…»

      А одиннадцатиклассники роман «Война и мир» обычно называют среди книг, к которым хотелось бы вернуться во взрослой жизни, так как «не весь прочитала, но то, что читала – нравилось», «роман очень масштабный и философски трудный. С жизненным опытом будет восприниматься по-другому, и хотелось бы понять всю его глубину», «много было непонятно из-за недостатка знаний по истории» и даже – «третий и четвёртый том читала по диагонали, а хотелось бы совершить героический поступок, так сказать, и прочитать полностью. Потом перед детьми своими хвастаться».  Кроме того, в будущем выпускники ещё раз надеются встретиться с «Мастером и Маргаритой» Булгакова («ну потому что просто понравилось!!!»), «Тихим Доном» Шолохова («масштабно!», «каждый уважающий себя мужчина должен эту книгу прочитать!»), «Мы» Замятина («посмотреть, приближаемся ли мы к такому будущему»).

       А вот что особо запомнилось молодым людям и девушкам, почти взрослым… практически всем понравились уроки чтения. Да-да, именно чтении. Просто чтения. Моего чтения на уроке. Без комментариев, без анализа, без разбора и ответов на мои и их вопросы. Просто чтения в полной тишине (как они в одиннадцатом классе слушают!). Я читала им и «Любовь к Родине, или Путешествие воробья» А.Платонова, и «Хлеб для собаки», «Параню», В. Тендрякова, и «Женский разговор» В. Распутина и другие рассказы. А потом названия всех их обнаружила среди особенно понравившихся произведений. И среди тех, к которым хочется вернуться во взрослой жизни или прочитать своим детям.

      К сожалению, сегодня среди наших современников, особенно среди молодёжи, совсем мало читающих, по-настоящему читающих людей – есть телевизор, компьютер, интернет, машина, боулинг, клуб… бутылка и шприц в конце концов. Заваленные книгами полки магазинов не в счёт, во-первых, это рынок, и яркие глянцевые книги для многих – слишком дорогое удовольствие, во-вторых, книжные магазины – признак городов, чаще больших, а в глубинке – там уже много чего нет, кто там плачет о книгах? (В нашем улусе, не то, что в посёлке, уж лет двадцать как закрыты все книжные лавки.)  Это проблемы уже государственного масштаба.

      Что ж, мой давнишний  нерадивый ученик в чём-то был прав, и вот настали времена, когда даже книги стали электронными. Ну и что? Пушкин от этого не перестал быть Пушкиным, а Толстой Толстым (при условии, что их качественно оцифровали). Я тоже читаю электронные книги. И мои ученики читают. Это не всегда удобно, особенно на уроке, зато не испытывают дефицита текстов. И если лет через десять, двадцать, тридцать они откроют книги, которые ЧИТАЛИ в школьные годы, и снова будут их ЧИТАТЬ, значит, сегодня я не зря иду на уроки литературы.

 

      Из уроков литературы

Сравнительный анализ стихотворений Ф. И. Тютчева «О как убийственно мы любим…» и Н. А. Некрасова «Да, наша жизнь текла мятежно…» в 10 классе

 

      Обучение сопоставительному анализу лирических произведений – одна из важных и сложных методических задач, решаемых на уроках литературы как в среднем, так и в старшем звене. Сопоставительный анализ поэтических текстов может стать условием формирования у школьников потребности не просто в чтении, а в многократном перечитывании произведения с целью более глубокого его понимания. Пристальное внимание к особенностям жизни слова в художественном тексте,  к «движениям души человеческой», к законам употребления языковых явлений в «безукоризненных образцах» русской классики помогает развитию языкового чутья и – в целом – формированию духовной составляющей личности ученика.

        Для сопоставительного анализа мы выбрали стихотворения Ф.И. Тютчева «О как убийственно мы любим…» и Н.А. Некрасова «Да, наша жизнь текла мятежно…». Класс предварительно был разделён на две группы, и каждая группа в качестве домашнего задания должна была проанализировать только одно стихотворение, опираясь на следующую систему вопросов:

1.    Стихотворение входит в своеобразный поэтический цикл. Какие факты биографии автора стали реальной основой для создания этого цикла?

2.    Чем обусловлен трагизм судеб героев стихотворения?

3.    Назовите основные мотивы, характерные для стихотворения.

4.    Определите, от чьего имени ведётся повествование в стихотворении?

5.    Что вы можете сказать о взаимоотношениях лирических героев стихотворения?

6.    Понаблюдайте за композицией стихотворений.  Какие особенности вы увидели?

7.    Проанализируйте ритмику и строфику произведения.

8.    Какими знаками препинания заканчивается стихотворение? На что может указывать этот знак?

      На уроке организуем работу так, чтобы школьники имели возможность не только ещё раз осмыслить свои домашние наблюдения над текстами, но и увидеть как близость, так и своеобразие художественных миров таких разных поэтов, какими являются Тютчев и Некрасов. Для этого каждый ученик получает распечатанные тексты уже обоих стихотворений.

      Урок начинаем с проверки индивидуального домашнего задания – выразительного чтения наизусть учащимися подготовленных произведений.

      Далее работа строится с опорой на систему вопросов для домашнего анализа, однако вопросы формулирует так, чтобы они объединяли уже два произведения.

Оба стихотворения входят в своеобразные поэтические циклы. Какие факты биографии авторов стали реальной основой для создания этих циклов?

         Ответ на первый вопрос предполагает знание фактов биографии обоих поэтов. Думается, здесь нет необходимости подробно останавливаться на этом вопросе, достаточно отметить, что стихотворение Ф. И. Тютчева «О, как убийственно мы любим…» входит в так называемый денисьевский цикл, а стихотворение Н. А. Некрасова «Да, наша жизнь текла мятежно…» – в панаевский цикл.

Чем обусловлен трагизм судеб героев обоих стихотворений?

Трагизм судеб героев обоих стихотворений обусловлен трагическим, «незаконным» характером любви героев и Тютчева, и Некрасова. Эта особенность любви  ставила героев «в положение необычное, кризисное» (Н. Скатов).

Назовите основные мотивы, характерные для каждого стихотворения. Отметьте среди них мотивы, общие для обоих произведений.

      И у Тютчева, и у Некрасова любовь почти никогда не бывает счастливой. Это характерно и для анализируемых произведений. Центральный мотив обоих стихотворений – разлука, разрыв с любимой. Именно поэтому  в том, и в другом стихотворении звучит мотив страдания, боли: «Жизнь отреченья, жизнь страданья» у Тютчева, «Жизнь текла мятежно, // Полна тревог, полна утрат» у Некрасова. В настоящем героям обоих произведений остаются только воспоминания о днях любви: «Желал бы я, чтоб сонное забвенье // На долгий срок мне на душу сошло, // Когда б моё воображенье // Блуждать в прошедшем не могло…», « Я вспомнил всё… одним воспоминаньем, // Одним прошедшим я живу», «И так же ли в одни воспоминанья // Средь добровольного изгнанья // Твоя душа погружена?» – у Некрасова; «Ты помнишь ли, при вашей встрече… // Её волшебный взор и речи, // И смех младенчески-живой?», «В её душевной глубине // Ей оставались вспоминанья…» – у Тютчева. Но в конце стихотворения «Да, наша жизнь текла мятежно…» звучит мотив надежды на возможность возвращения любви: «Как странно я люблю!…Но мысль, что и тебя гнетёт тоска разлуки, // Души моей смягчает муки…». Стихотворение Тютчева лишено надежды на воскрешение любви, в последней строфе наоборот звучи уверенность в том, что «мы то всего вернее губим, что сердцу нашему милей!..».

Определите, от чьего имени ведётся повествование в каждом стихотворении?

В первой строфе тютчевского стихотворения заявлено местоимение «мы», придающее произведению в самом начале обобщённый характер. Но местоимения «я» далее не следует, вместо него появляется «ты» по отношению к герою и «она» по отношению к героине. Так складывается следующая система образов стихотворения: автор (один из «мы», сторонний наблюдатель), лирический герой, к которому автор обращается «ты», лирическая героиня, которая перед читателями появляется только в воспоминаниях автора. В целом повествование ведётся от лица автора. В некрасовском стихотворении складывается другая система героев. Повествование ведётся от первого лица, «я» – это лирический герой, образ которого максимально приближается к образу автора. «Ты» – это лирическая героиня, к которой автор-герой обращается.

Что вы можете сказать о взаимоотношениях лирических героев каждого стихотворения?

Несмотря на сходный характер любви героев обоих стихотворений – трагичность – взаимоотношения лирических героев двух произведений различаются. Некрасов показывает сложность взаимоотношений своих героев: несмотря на любовь они расстаются, но оба от этого страдают, так как жизнь без любимого и без любимой утратила свой смысл («Но с той поры как всё кругом меня пустынно!»). Причиной страданий являются сами герои, которые не могут не причинять друг другу боли и страдания. Но и мучения любви герой вспоминает как счастье: «Одним прошедшим я живу – // И то, что в нём казалось нам страданьем, // И то теперь я счастием зову…», «…позабыла ты вдали / /Всё, чем мучительно и сладко так порою // мы были счастливы с тобою?». Герой испытывает сложные, противоречивые чувства: желает счастья героине и в то же время надеется, что и она тоскует без него. В словах лирического героя  звучит уважение нравственных прав женщины, признание равенства между любящими людьми. Стихотворение Тютчева звучит более драматично, автор считает героя причиной страданий героини: «Судьбы ужасным приговором // Твоя любовь для ней была, // И незаслуженным позором // На жизнь её она легла!». «Боль, злую боль ожесточенья, // Боль без отрады и без слёз» принесла любовь героя его возлюбленной. Но Тютчев указывает и ещё одну причину душевных мучений героини, а следовательно, и героя: «Толпа, нахлынув, в грязь втоптала // То, что в душе её цвело». Герой ничего не может противопоставить толпе, растоптавшей самые заветные чувства женщины, именно поэтому чувствует себя «палачом» своей любимой: «О, как убийственно мы любим!».

Понаблюдайте за композицией стихотворений.  В чём вы увидели сходство  и различие.

Сходство композиций двух стихотворений заключается в том, что показаны этапы любви героев: «давно ль…», «год не прошёл…», «и что ж теперь?» – в стихотворении Тютчева; «первое движенье страсти», «долгая борьба с самим собою», долгая суровость героини, её колебания и наконец её вера в любовь героя в прошлом и воспоминания о любви в настоящем – у Некрасова. Но стихотворение «О, как убийственно мы любим…» имеет кольцевую композицию, в конце произведения снова повторяется первая строфа, но уже с другими знаками препинания, стих «О, как убийственно мы любим!» заканчивается уже не запятой, а восклицательным знаком, показывающим итог размышлений поэта, усиливающим драматизм ситуации.

Проанализируйте ритмику и строфику каждого произведения. Покажите сходства и различия.

Оба стихотворения написаны ямбом, но Тютчев использует четырёхстопный ямб с перекрёстной рифмовкой и чередованием женских и мужских рифм в традиционной строфе – четверостишии. Три смысловых части стихотворения Некрасова выделены в три строфы, содержащих различное количество стихов каждая. Они построены на чередовании разностопных ямбических стихов с различным характером рифмы. Если тютчевское стихотворение производит впечатление гармонично организованного поэтического творения, то стихотворение Некрасова скорее напоминает живой разговор героя со своей, пусть воображаемой, возлюбленной.

Какими знаками препинания заканчиваются стихотворения? На что могут указывать эти знаки?

Многоточие в конце обоих стихотворений указывает «на фрагментарность, неисчерпанность ситуации, на неразрешённость её», превращает отдельные стихотворения  в отдельные главки больших романов, которыми и стали так называемые денисьевский цикл Ф. И. Тургенева и панаевский цикл Н. А. Некрасова.      

В конце урока для создания целостности восприятия стихотворений ещё раз послушаем их в исполнении учащихся. Даже если эти стихи прозвучат «с листа», такое преречитывание позволит ученикам более глубоко прочувствовать поэтические тексты.      

 

Урок внеклассного чтения по рассказу В.Белова «Скворцы»

 

  Цели  урока:

-         образовательные: 1) познакомить учащихся с творчеством В. Белова;

2) продолжить формировать навык анализа художественного текста;

-         воспитательная: способствовать развитию сопереживания как условия более глубокого восприятия текста;

-         развивающая: 1) развитие мыслительной деятельности учащихся;

-         2) развитие у учащихся умения самостоятельно добывать знания.

 

    Опережающие задания.

Общее: Прочитать рассказ «Скворцы».

Индивидуальные:

1.     Подготовить биографическую справку о В. Белове.

2.     Найти в толковом словаре и объяснить лексическое значение слов: чулан, глыба, пошабарошить, жердь, силышко, силеток, катанки.

 

Организация урока: класс делится на группы, каждая из которых в ходе урока получает свое задание.

 

Х О Д   У Р О К А.

 

I.  Биографическая справка о В. Белове (проверка индивидуального домашнего задания).

М а т е р и а л  д л я  р а б о т ы.

Василий Иванович Белов родился в деревне Тимониха Вологодской области. Семья Беловых – исконно крестьянская. Отец – плотник и столяр, человек кипучего и смелого нрава, совсем молодым погиб на фронте в 1943 году. Мать, овдовев, бедствовала с пятерыми ребятишками в осиротевшей избе. Велик подвиг ее жизни: всех детей поставила на ноги, всю силу рук и души отдала им. Многое в Василии Ивановиче от родителей.

Очень рано, еще в детстве, Белов осознал себя работником. Да и было ли оно, детство? Работал в колхозе за трудодни – одна маета да слезы. Надеяться надо было на свой огород, да на лес, грибной и ягодный, да на окуневое озеро. С детства в руках – лопата да топор, корзина да удочка.

 После семилетки в 1945 году усадили его вдовы и старики своим колхозным счетоводом. В тринадцать лет – за такую горевую работу, связанную с колхозными деньгами: значит, надеялись на подростка. Четыре года прозанимался колхозной бухгалтерией и ушел учиться в ФЗО, получать специальность столяра. Работал в Монзенском СМУ (станция Вохтога), освоил специальности моториста-дизелиста и электромонтера. С 1952 по 1955 год служил в Советской Армии.

Вернувшись на родину, в Вологодскую область, работал сотрудником Грязовецкой районной газеты, а также первым секретарем Грязовецкого райкома комсомола. В 1959 году в вечерней школе получил аттестат зрелости и поступил учиться в Литературный институт имени М. Горького, который закончил в 1964 году. С этого времени Василий Белов живет в Вологде и занимается литературной и общественной работой.

 

     -  Каким человеком вы увидели Василия Ивановича Белова в рассказе вашего одноклассника?

 

II. А н а л и з  в с т у п и т е л ь н о й  ч а с т и    р а с с к а з а  «Скворцы». (Каждая группа получает блок вопросов, распечатанных на карточках. Время на работу 7-10 минут).

 

Вопросы для первой группы.

1. Перечитайте первый абзац рассказа. Какие слова помогают нам почувствовать, ощутить свет?

2. Как слова матери, обращенные к мальчику, поддерживают «светлое» начало рассказа? Какая новая тема зазвучала?

3. Какой образ оказался здесь центральным? Что является источником этого света?

4. Проследите цепочку слов, которые поддерживают тему света в этом эпизоде.

 

Вопросы для второй группы.

1. Слова со значением «свет» сконцентрированы в начале третьего абзаца. Почему? Какая тема преобладает во второй половине абзаца?

2.  С помощью каких слов и выражений развивается тема болезни?

3. Что противостоит свету? С помощью каких образов выражается это противостояние?

4. А что противостоит теплу?

 

Вопросы для третей группы.

1.       Найдите эпизод рассказа, в котором мы вместе с Павлуней первый раз смотрим в окно, видим мир за пределами избы. Какие образы преобладают здесь, какие чувства они рождают у нас?

2.       А в какой мир переносит нас автор в следующем абзаце?

3. Перечитайте внимательно абзац и определите, какие два слова    повторяются чаще всего?

4. Возникает такое впечатление, что автор специально нагнетает ощущение всеобъемлющего холода.  А в конце эпизода вновь речь идет о болезни. Случайно ли это?

 

III. З а с л у ш и в а н и е  о т ч е т о в  г р у п п.

Возможные ответы.

Первая группа.

1. Суббота – традиционное время уборки, мать вымыла полы, постелила чистые половики, долго терла медный самовар, кровать переставила поближе к окну.) 

    Окно – ключевое слово в рассказе. Павлуня болен, лежит в постели и большой мир за пределами избы воспринимает именно через окно, для него оно стало в буквальном смысле «окном в мир». Кроме того, вспомним устойчивые выражения «окно в природу», «свет в окне».

     2. Появляется тема тепла: мать «подоткнула под Павлунины бока теплое одеяло…»; душевным теплом согреты ее слова: «Павлуня, … голубчик».)

      3. Источник света в этом эпизоде – самовар. Образ самовара оказался центральным потому, что в нем соединились обе темы, заявленные в начале рассказа – темы света и тепла. Традиционно горячий самовар собирает вокруг своего тепла всю деревенскую семью, объединяет ее. Это символ семейного благополучия. В данном же эпизоде самовар еще и источник света, который волнует Павлуню.

       4. Самовар светится, «в шкафу светло от самовара», «свет из избы», «темно в шкафу или светло», «наверно, светло», «самовар блестит».

Вторая группа.

       1. Тема беды, болезни. Впервые зазвучала она в предложении: «Всю зиму у Павлуни болели ноги, и он лежал все время в кровати», а развернулась во второй половине абзаца.

       2. «У Павлуни болели ноги», «лежал все время на кровати», «не встать с кровати», «болел и в школу не ходил».    

       3. Свету противопоставлена темнота, достигается это с помощью образов шкафа («темно в шкафу или светло») и чулана, то есть кладовки без окна.

       4. Холод зимы: «всю зиму болели ноги», «валенки всю зиму зря пролежали».

 

О б о б щ е н и е.

    - Что можно сказать о внутреннем мироощущении Павлуни, учитывая наши наблюдения? (Начало рассказа построено на противопоставлении, видимо, в душе мальчика «сталкиваются» свет и тьма, тепло и холод.)

    - Что же побеждает? (Павлуня – мальчик, он смотрит на мир детскими восторженными глазами, поэтому в его душе пока побеждает свет, тепло.)

Третья группа.

       1. Павлуня видит синее небо, намерзшую на карнизе сосульку, белый снег на огороде, заметенную снегом реку. Слово «снег» встречается в этой небольшой по  объему части рассказа четыре раза. Наши ощущения, вызванные перечисленными образами, можно выразить авторским противопоставлением, заявленным в конце этой части: «Холодно, хотя и капает с застрех».

       2. В мир воспоминаний Павлуни, то есть во внутренний мир героя.

       3. «Снег» – 6 раз, «глыба» – 5 раз.

       4. Не говоря об этом прямо, автор подводит нас к мысли, что болезнь Павлуни как-то связана с холодом, возможно, снегом. Далее  в рассказе мы найдем подтверждение нашему предположению: «Павлуня на собственном опыте знал, что такое простуда».

 

    -   Павлуня мечтает выздороветь к теплу. Почему этой мечте пока не суждено сбыться? (Мальчик понимает, что «отцу с матерью и так все некогда, да и денег надо порядочно, чтобы ехать». Остается только «греть ноги и все время сидеть в тепле».)

 

         IV. С д е л а е м   в ы в о д ы.

    Мы прочитали первую часть рассказа «Скворцы», но ни о каких скворцах пока нет и речи, действие еще не движется, не развивается, еще ничего не происходит. Зачем тогда автору понадобилось такое вступление? Мы с вами уже говорили о построении (композиции) повествовательного текста. Но оказывается, композиция не всегда начинается с завязки, иногда автору бывает нужно ввести читателя в действие, рассказать, что предшествовало непосредственному началу действий, познакомить с персонажами произведения, обстановкой, временем действия. Такое вступление называется экспозицией и помогает читателю понять то, что будет происходить в дальнейшем. Посмотрим, что мы узнали из экспозиции рассказа «Скворцы».

-                      Когда, в какое время года происходят события рассказа? (Ранней весной, когда солнце уже светит ярко, но снег еще не растаял.)

-                      Что вы можете сказать о главном герое рассказа, помня наши наблюдения над текстом вступительной части? (Павлуня – деревенский мальчик, он не ходит в школу, потому что у него болят ноги и он всю зиму пролежал на кровати. Он любопытный и очень наблюдательный, любит и понимает природу.)

-                      Какой вы увидели семью Павлуни? (Это хорошая, дружная, трудолюбивая семья. Видно, что в этой деревенской семье царит  атмосфера добра, любви: отец разговаривает с сыном как со взрослым, рассказывает ему о своей работе; родители называют мальчика ласково – Павлуня. В доме порядок и достаток. Но в то же время у читателя возникает и чувство грусти, потому что единственный сын Павлуня тяжело болен.)

 

V. П р о б л е м н ы й   а н а л и  з   р а с с к а з а.

1)                 Постановка проблемного вопроса.

     Из рассказа не ясно, какова же дальнейшая судьба мальчика. Но если мы будем внимательными читателями, то поймем, смогут ли родители помочь сынишке справиться с горем, победить болезнь.

 

         Вопросы для анализа рассказа.

-                      Как вы поняли, для чего, с какой целью отец строит скворечник?

-                      Почему автор так подробно описывает процесс строительства скворечника?

-                      Как вы объясните, что «в эту ночь Павлуня спал крепче и счастливее», чем обычно?

-                      Автор пишет, что когда отец устанавливал скворечник на сруб картофельной ямы, Павлуня с тревогой за ним наблюдал. Чем, по- вашему, вызвана эта тревога?

-                      Как повел себя мальчик, когда впервые увидел около скворечника скворцов? О чем говорят нам его действия?

-                      Как состояние природы помогает понять чувства и переживания Павлуни?

-                      Как вы считаете, скворечник упал только ли от сильного ветра?

-                      Что же заставило Павлуню подняться с кровати и, преодолевая боль и холод, отправиться спасать скворцов?

-                      Верите ли вы словам отца о том, что «как только сев пройдет да потеплее будет», они с сыном поедут к областному врачу?

-                      Какими чувствами пронизано последнее предложение рассказа: «Они улетели куда-то очень далеко, может, за реку, и, наверное, прилетят только завтра»?

-                       

VI. О б о щ е н и е .

- Почему рассказ о мальчике называется «Скворцы»?

 

     Д о м а ш н е е   з а д а н и е.

 

    Письменно ответьте на вопрос: «Почему вы верите в то, что Павлуня выздоровеет?»

                                             

                                                                         Из отзывов

                       

Учитель… Как много в этом слове! Великое счастье — встретить учителя, который станет для детей путеводной звездой, научит доброте и справедливости, поможет стать Человеком. И мне повезло, учителем русского языка и литературы, а также моим классным руководителем был замечательный педагог — Бороздунова Любовь Васильевна. Про неё я могу смело сказать, что это Учитель с большой буквы.  Любовь Васильевна  всю себя отдает ученикам, прививает у них любовь к русскому языку, чтению, культуре. В своей работе использует новейшие педагогические технологии, идет в ногу со временем, чем еще больше увлекает учащихся своим предметом. 

Под ее руководством мы разрабатывали и успешно защищали проекты, становились победителями олимпиад, конференций школьников «Шаг в будущее». Эти знания в дальнейшем я неоднократно применяла в университете, при написании различных научных работ, статей, разработке дипломного проекта.

Любовь Васильевна не только учит русскому языку, литературе, она учит быть настоящими людьми, знающими историю своей страны, уважающими людей, умеющими любить. Она раскрывает таланты учащихся, помогает проявить индивидуальность. Благодаря ее стараниям и упорному труду все ее ученики хорошо сдают выпускные экзамены, поступают в высшие учебные заведения, находят свое место в жизни, успешно трудятся в разных сферах жизнедеятельности.

 Любовь Васильевне удалось сплотить наш класс в коллектив. Во всех школьных мероприятиях она всегда была с нами, поддерживала нас, давала советы, помогала делом.

Хороший писатель живет в книгах, а хороший учитель — в сердцах своих учеников. Я благодарна судьбе за то, что на моём жизненном пути я встретила  такого замечательного педагога – Бороздунову Любовь Васильевну.

                                                                           

                                                        Константинова Наталия Александровна,

                                                                                              выпускница 2010 года

                                                                    


Подавляющее большинство выпускников школ говорят и вспоминают о своих учителях в прошедшем времени. Но это не относится ко мне, потому что я сама учитель, и многие мои преподаватели сейчас являются моими коллегами.  Любовь Васильевна Бороздунова – одна из них. Но именно ей выпала особая миссия. Такая миссия иногда возлагается на некоторых из нас. Бог дает таким избранникам    возможность повлиять на судьбы  людей.  Уж не знаю, на беду или на радость, но именно ее уроки,  встречи с нею повлияли на мой выбор профессии, думаю,  и на  судьбу в целом.

Молодая, цветущая, невероятно энергичная, темпераментная, красноречивая, въедливая, она покорила меня с первого урока…литературы. Я особо выделяю это место многоточием, потому что с русским языком у меня были проблемы. Этот предмет со своей зачастую необъяснимой пунктуацией и орфографией выводил меня из терпения. Хотя к 11 классу я уже умела не только сочинять большие, «почти Толстовские» предложения, но и выделять в них придаточные части и различные обороты. Это тоже, конечно, заслуга Любови Васильевны. Но моей страстью была литература. Я ею бредила.  Доступные юному сознанию рассуждения Любови Васильевны по поводу того или иного произведения, её эмоциональность, открытость, критичность мышления  покорили меня в 9 классе. Я не только осознала то, как здорово читать, но и решила связать свою жизнь с профессией учителя. И все потому, что на урок литературы ко мне приходила она – моя муза, моя лира, размышления которой будоражили мое воображение и погружали  мысли в загадочный мир литературы. Моему взору открывались новые города и страны, в которых я, девочка из бедной семьи, так хотела бы побывать, человеческие характеры, судьбы отдельных личностей и целых народов. Я поняла, насколько интересен и многогранен  этот литературный мир. А моим путеводителем,  гидом, моим компасом в этом  мире  была она – Бороздунова Любовь Васильевна.

 Майорова Татьяна Михайловна, выпускница 1999 г.

                                                                                                                  


О факультете История факультета Администрация Сотрудники Абитуриенту Абитуриент 2021 Научная деятельность Учебно-методическая работа Учебный процесс Расписание занятий Портфолио студентов ФЛФ Студенческая жизнь (ПОС ФЛФ) Фотоальбомы Видео-архив Материально-техническое обеспечение Документы статичные Отчеты Консалтинговый центр лингвистической экспертизы Центр обучения русскому языку Рубрика "Русский язык и культура речи" Рубрика "Диалоги о литературе" Рубрика "Вопросы - ответы" Проект "Бессмертный полк" Проект "Помним всех: преподаватели ФЛФ в годы войны" Проект "Ветераны ФЛФ" Проект "Выпускники ФЛФ" Проект "Методические портреты учителей" Проект "PRоблеск" Учебное издание "Филin" "Тотальный диктант" в Якутске Преподаватели ФЛФ в проекте "Наш университет_лекции" Олимпиады и конкурсы ФЛФ Объявления Положение о филологическом факультете СВФУ