- 28 Апреля 2018
Якутия – ПРОФЕССОР БЕЗОПАСНОСТИ. Интервью Егора Чемезова
У нас в гостях профессор кафедры «Техносферная безопасность» Горного института СВФУ им. М.К. Аммосова, доктор технических наук, профессор, действительный член Академии горных наук РФ, академик двух международных академий – информатизации, экологии и безопасности жизнедеятельности, лауреат Государственной премии РС(Я) в области науки и техники Егор ЧЕМЕЗОВ.
Егор Николаевич известный в стране высококвалифицированный специалист в области создания безопасных условий труда на промышленных предприятиях Севера и охране окружающей среды. Им обосновано и развито новое научное направление — использование специфических условий многолетней мерзлоты в разработке практических рекомендаций по улучшению условий труда горнорабочих.
— Егор Николаевич, вы один из первых представителей якутской технической интеллигенции, избравший профессию горного инженера. Не жалеете о своем выборе?
— Нет, конечно. Профессия горняка мне очень понравилась. Где бы ни работал — на производстве, в науке или педагогом, ни разу не изменил своей профессии. Главное – любить свою профессию, работу, быть ответственным за порученное дело. Тогда успех приходит.
— Вы работали первым министром по экологии Якутии. Как оцениваете состояние охраны природы сегодня?
— За рубежом принято считать состояние охраны природы хорошим, если так считает население. Там не принято заниматься самовосхвалением. В общем, положение улучшается, стабилизируется, но много нерешенных вопросов – проблема обеспечения населения качественной питьевой водой, большое количество несанкционированных бытовых отходов, продолжающееся загрязнение окружающей среды, браконьерство, повышение экологической культуры населения и.т.д.
«Потери от несчастных случаев в стране превышают расходы бюджета на оборону»
— Как вы оцениваете развитие горной промышленности в республике?
— Все виды полезных ископаемых за исключением строительных материалов является собственностью федерации и передано различным частным компаниям, которые отчисляют только часть налогов в бюджет. Я за то, чтобы некоторые вновь открываемые месторождения оставались собственностью Якутии и за увеличение доли доходных отчислений от добычи полезных ископаемых для улучшения благосостояния нашего народа.
— По вашей инициативе открыты в СВФУ несколько специальностей по безопасности жизнедеятельности. Как обстоит дело по трудоустройству выпускников?
— Вопрос сложный. В советское время выпускники распределялись в плановом порядке и проблем с этим не было. В условиях рыночной экономики планового распределения нет. Акционерные общества и частные предприятия самостоятельно решают кадровые вопросы и преимущественно стараются принимать работников с опытом. Потому многие выпускники остаются без работы. Процент трудоустройства по специальности не превышает 20-30%.
— Вы часто выступаете в СМИ с темой неблагополучного состояния охраны труда. В чем видите основные причины нарушений?
— Около половины рабочих мест не соответствуют гигиеническим нормативам. Около сотни тысяч трудящихся заболевают, десятки тысяч становятся инвалидами и тысячи гибнут на производстве. Общество несет огромные расходы на компенсацию последствий аварий и техносферных катастроф. Потери от несчастных случаев в стране превышают расходы бюджета на оборону. Основными причинами аварий, несчастных случаев являются равнодушие, безответственность руководителей предприятий к их предупреждению. Положение дел не улучшится, будут новые жертвы и аварии, если не обеспечить приоритетность безопасности на каждом рабочем месте. Надо повернуться лицом к человеку труда, к его заботам, здоровью и жизни! Только это явится основой безопасности на производстве.
— Вашими учебными пособиями пользуются во многих вузах России?
— Пособия «Безопасность ведения открытых горных работ» и «Безопасность подземных горных работ» допущены в качестве учебных пособий для вузов страны и действительно используются в качестве основных учебников студентов горных специальностей.
— Судя по отзывам студентов, молодежь с большим уважением относится к вашему предмету и к вашей личности.
— Чтобы заслужить уважение студентов, преподаватель в первую очередь сам должен уважать и любить их, уметь отдавать свои знания и опыт.