- 23 Марта 2021
Каких навыков и компетенций не хватает современным студентам, обсудили на форуме в Якутии
С 17 по 20 марта в Северо-Восточном федеральном университете (г. Якутск) при поддержке АНО «Россия – страна возможностей», Минобрнауки РФ, Российской академии наук и Правительства Якутии проходит форум «Университеты и развитие геостратегических территорий России».
19 марта состоялся открытый разговор с руководителем департамента оценки и методологии АНО «Россия – страна возможностей» Дмитрием Гужелей.
Эксперт рассказал о ключевых проектах и конкурсах, входящих в президентскую платформу, о том, какие у АНО «Россия – страна возможностей» планы по взаимодействию с вузами, регионами, работодателями, со студенческим сообществом. Всего платформа «Россия – страна возможностей» реализует 26 различных конкурсов и проектов.
Планируется запуск внеконкурсного трека «Развитие» в рамках конкурса «Лидеры России». В этот трек может зайти любой человек, пройти оценку по различным критериям, получить свой личностный профиль и рекомендации по дальнейшему развитию.
«При всем огромном количестве проектов, которые мы реализуем, во вне конкурсов наше умение оценивать управленческие компетенции практически не выходило. С этого года, о чем 18 марта объявил генеральный директор АНО «Россия – страна возможностей» Алексей Комиссаров, мы запускаем проект по созданию «Центров компетенций» в вузах, где мы вместе с помощью наших инструментов будем оценивать компетенции молодых людей, на основании этой оценки фактически формировать для них индивидуальные треки развития, давать рекомендации, какие навыки наращивать, что развивать, в каком направлении двигаться. Далее вместе с университетом и партнерами мы бы предлагали студентам образовательные программы – и дополнительного образования, и те, которые интегрируются в основное образовательное направление», – рассказал Дмитрий Гужеля.
Руководитель департамента оценки и методологии АНО «Россия – страна возможностей» добавил, что «внедряя soft skills в образовательный процесс, на выходе мы получаем студента, который не просто имеет диплом о высшем образовании и специализацию, а дополнительно получает подтверждение о том, что на протяжении определенного времени он работал по трекам личностного и управленческого развития. Это поможет работодателям увидеть, какими компетенциями обладает молодой человек – помимо узкоспециальных навыков».
«В нашей матрице – 21 компетенция и 3 ценности, понятные каждому человеку: любовь к родине, патриотизм; этичность; любовь к семье. Над ними лежат компетенции, которые мы разделили на несколько групп. Это умение работать с информацией, лидерство, умение выдерживать удар в критических ситуациях и многое другое. Эти компетенции – то, что нужно любому думающему, развивающемуся человеку, для того чтобы качественно осуществлять свою деятельность, свое развитие как в социальном, так и в карьерном плане», – отметил Дмитрий Гужеля.
Вместе с участниками встречи – работодателями, представителями вузов, общественных и государственных организаций – эксперт обсудил вопрос, нужны ли управленческие компетенции студентам на выходе из университета, чего не хватает современным выпускникам.
Представители АФК «Система», Якутской топливно-энергетической компании, Азиатско-тихоокеанского банка, государственного комитета занятости Республики Саха (Якутия) и другие участники дискуссии сошлись во мнении, что современным студентам не хватает следующих качеств и компетенций:
· Умение себя презентовать
· Умение вести переговоры – очно и дистанционно
· У многих выпускников желаемый уровень заработной платы не соответствует уровню компетенций
· Умение правильно оценивать свои силы и возможности
· Умение держать слово и быть ответственными
· Желание работать, мотивация
Важно, чтобы и вуз был заинтересован выпускать квалифицированные кадры, взаимодействовать с работодателями, и работодателю важно быть уверенным в компетенциях выпускников, т.к. знания очень быстро устаревают.
Также в ходе встречи ее участники обсудили проблему получения первичного опыта работы, плюсы и недостатки целевого обучения, необходимость увеличения конкурентоспособности населения в регионах, закрепление профессиональных кадров на местах, качественную организацию производственных практик и другие вопросы.