-
-
508
02.03.2017 11:26:13 - Распечатать
По инициативе общественной организации Лига «Женщины-Ученые Якутии» провели Дискуссионную площадку «Демографическое развитие Республики Саха (Якутия»: здоровые города, районы и села».
В ходе мероприятия обсуждались вопросы увеличения продолжительности жизни населения, роста рождаемости.
В площадке приняли участие представители Министерства по делам молодежи и семейной политике, Окружной Администрации г. Якутска, Управления здравоохранения г. Якутска, Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова, СО РАН, социально-ориентированных НКО.
В дискуссиях приняли участие 84 человека, в том числе представители 16 улусов.
Основные доклады были представлены ведущими демографами республиками, специалистами общественного здравоохранения.
Среди 9 регионов Дальневосточного федерального округа Республика Саха (Якутия) имеет лучшие демографические показатели: самый высокий показатель рождаемости и естественного прироста населения и самый низкий показатель смертности. Следует отметить, что Якутия была единственным регионом среди территорий Дальнего Востока, сохранившим положительный прирост населения даже в самые тяжелые для страны 90-годы. Очевидно, что необходимо последовательно и целенаправленно развивать положительные тенденции в демографическом развитии, укреплять ценность института семьи, особо поддерживая многодетные семьи, стимулировать рождаемость, снижать смертность. Одновременно следует создавать условия для улучшения качества жизни.
Предложения в проект резолюции направлены на дальнейшее стимулирование повышения рождаемости, сокращение смертности населения, роста качества человеческого капитала.
По итогам мероприятия его участники выработали ряд рекомендаций:
Рекомендации
Рассмотрев с участием представителей республиканских органов исполнительной власти, органов государственной власти, представителей научных учреждений, общественных организаций вопрос «Демографическое развитие Республики Саха (Якутия»: здоровые города, районы и села» участники площадки отмечают.
Наступившее в ХХI столетии улучшение социально-экономического развития страны создало необходимые финансовые возможности для оздоровления демографической ситуации. В существенной мере благодаря реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» число умерших стало меньше, чем в исходном 2005 г., а продолжительность жизни населения республики увеличилась (у мужчин на 5,6 года, женщин на 11,2 лет) и достигла уровня, которого никогда раньше не было. Начавшееся с 2007 г. осуществление мер по повышению рождаемости в России, прежде всего, по стимулированию рождений вторых и последующих детей, внесло существенный вклад в увеличение числа рождений.
В соответствии с «Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года» в ближайшее десятилетие должны быть повышены ожидаемая продолжительность жизни населения России до 75 лет, а суммарный коэффициент рождаемости - до 1.944.
В тоже время в наступающий период (2016-2025 гг.) на демографическое развитие республики будут оказывать негативное воздействие, по крайней мере, два обстоятельства, одно из которых преходяще. Первое обстоятельство обусловлено финансово-экономическим развитием страны, что не позволит выделить достаточные ресурсы на дальнейшую активизацию демографической политики.
Второе, фундаментальное обстоятельство, как «демографическая яма», связанная с низкой численностью поколений, рожденных в 1990-е годы. Действие волны проявится по нескольким направлениям.
Во-первых, изменение численности и структуры репродуктивного контингента (гендерные диспропорции), что в ближайшие годы будет существенно влиять на динамику чисел родившихся. Это можно будет компенсировать лишь, соответственно увеличивая суммарный коэффициент рождаемости. По отношению к 2007 г. суммарный коэффициент рождаемости возрос и достиг 2,175 ребенка в расчете на одну женщину возрасте 15-49 лет (в 1995 г. был 1,993). Сохраняется высокий уровень внебрачной рождаемости.
Во-вторых, в наступивший период происходит дальнейшее старение населения, происходит сокращение численности лиц трудоспособного возраста. Оно продлится вплоть до конца третьего десятилетия.
В-третьих, наблюдается сверхсмертность мужчин.
Предложения
1. С учетом тенденции распространения модели малодетной семьи (о чем косвенно свидетельствует снижение уровня рождаемости в 2015 году на 4% с 17,8 до 17,1‰), необходимы дальнейшие меры по поддержанию существующего уровня рождаемости. Негативное влияние возрастной структуры фертильных контингентов, начавшееся в 2013-2014 гг., является причиной отмечающегося снижения рождаемости. Даже в условиях дальнейшей активизации демографической политики предстоит длительный период сокращения числа потенциальных матерей. Поэтому сейчас следует акцентировать большее внимание на улучшении качественной структуры рождаемости, на укреплении института семьи, возрождении и усилении духовно-нравственных традиций семейных отношений. Сегодня требуется переориентация мероприятий демографической политики именно на рождения высокой очередности. Тем более что адресатом обновления и усиления мер, ориентированных на стимулирование вторых рождений, в настоящее время окажутся поколения 1990-х годов рождения, активизация репродуктивного поведения которых отвечает долгосрочным целям демографического развития страны.
При разработке проекта плана мероприятий по реализации в 2016-2020 годах Концепции государственной семейной политики учесть следующие предложения:
- создание благоприятных условий для реализации имеющейся потребности в детях, улучшение инфраструктуры для родителей и детей;
- необходимо повышать сами репродуктивные установки через формирование общественного мнения о семье с двумя-тремя детьми как общественно одобряемой модели;
- повышение ответственности семьи за принятые решения (путем усиления экономической независимости семьи и самообеспеченности ее членов);
- предусмотреть возможность переобучения и повышения квалификации для женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком, непосредственно на предприятии, в организации;
- принять комплекс мер по содействию молодым семьям:
а) введение для семей с доходами не выше среднедушевого дохода ежемесячной денежной выплаты на второго ребенка в возрасте от 1,5 до 3 лет в размере половины прожиточного минимума ребенка;
б) в приобретение (аренда) жилого помещения (развитие системы «доходных домов» для передачи их в аренду на льготных условиях молодым семьям с детьми, снижая стоимость аренды при рождении детей, в дальнейшем с возможностью последующего выкупа этого жилого помещения;
б) в снижении процентной ставки по ипотечному кредиту при рождении детей;
в) в предоставлении жилых помещений в студенческих общежитиях для проживания студенческих семейных пар на время их обучения в образовательных организациях высшего образования.
2) Смертность является достаточно чувствительным индикатором социально-экономических условий жизни и состояния здравоохранения. По сравнению с рождаемостью смертность более подвержена внешним воздействиям и снизить ее можно, по мнению специалистов, в более короткие сроки (за 3-5 лет), чем повысить рождаемость (10 и более лет). Кроме того, вклад высокой смертности в депопуляцию весьма значителен (65%), поэтому, воздействуя на смертность, можно получить более весомые результаты и существенно улучшить ситуацию, хотя полностью решить демографические проблемы народонаселения таким образом невозможно. Особенностью смертности населения РС(Я) является высокая доля потерь от внешних причин в молодых возрастных группах, являющейся основной причиной преждевременной смертности трудоспособных лиц (37%) и детей (в возрасте 1-14 лет - 47%, 15-17 лет – 91%), при этом особое место занимает насильственная и транспортная смертность. Преобладающая доля в структуре смертности населения Республики Саха (Якутия) предотвратимых причин группы «С» (64,9%), зависящих от государственной политики в области охраны здоровья населения, определяет резерв реального снижения предотвратимой смертности населения в регионе в уменьшении потерь от внешних причин, инфекционных болезней, острого нарушения мозгового кровообращения и алкогольной болезни печени.
- усиление межведомственного взаимодействия в организации первичной профилактики ХНИЗ среди населения;
- поддержка НКО предоставляющих медико-социальные услуги по формированию ЗОЖ и укреплению здоровья населения РС(Я);
- проведение ежегодного мониторинга эффективности исполнения пунктов плана мероприятий по снижению смертности населения от дорожно-транспортных происшествий, утвержденного Правительством Российской Федерации 4 августа 2015 года;
- разработка комплекса мер, направленных на повышение ответственности работодателей за состояние здоровья работающих граждан, в том числе людей пожилого возраста;
- усиление межведомственное взаимодействие и использования механизмов государственно-частного партнерства в оказании гериатрической помощи;
- принятие программы по строительству Детской инфекционной больницы в г. Якутске, в рамках реализации государственной программы "Развитие здравоохранения";
- расширение подготовки специалистов общественного здравоохранения через магистерские программы СВФУ для реализации стратегических направлений демографического развития РС(Я).