Отзыв Гороховой Анны, студентки ПМ-16 ИМИ, о стажировке по обменной программе Север-Северу (2018/2019)


Меня зовут Горохова Анна Викторовна. Я закончила ИМИ СВФУ по направлению прикладная математика и информатика в 2020. Проходила стажировку в осеннем семестре 2018 года по обменной программе Север-Северу в Умео, Швеция.

В целом, мой путь начался еще весной 2017-го года. Моя старшая сестра рассказывала, что ребята ездят по академической мобильности в разные страны учиться. Поэтому я пошла в Управление международных связей СВФУ спросить про программы и возможности. Но тогда мне сказали, что первый курс не участвует в данных программах, попросили прийти осенью, когда буду на втором курсе, и вся информация есть в их группе вконтакте: какие есть программы, с какими странами происходит обмен, и когда проходят собеседования на них, какие документы нужны. Я, желая опробовать свои силы, в тот же день подписалась на их группу и поставила уведомления на их публикации (что и рекомендую вам), и начала свой мониторинг программ.

Со школьных лет я увлекалась Азией. Поэтому больше внимания уделяла программам, где ребят отправляли в Корею, Китай, но за все студенческие года мне так и не удалось съездить туда. В октябре 2017-го был объявлен конкурс North2North и требования для данной программы не заоблачные, поэтому решилась подать документы, посчитав, что с Азией не судьба.

Север-Северу — это программа организации академической мобильности студентов университетов, входящих в сеть "Арктический университет". В рамках этой программы студенты СВФУ имеют шанс бесплатно учиться по обмену в университетах Норвегии, Канады, Аляски, Финляндии, Швеции и Исландии.

Собеседование получилось пройти, но попросили сдать экзамен по английскому для подтверждения уровня английского в УЛК (стоило около 5 000). Потом все документы через сайт UArctic отправили до февраля 2018-го года. Моя кандидатура прошла в университет Умео, Швеция. Это был мой первый приоритет для университетов. Но даже там у меня без приключений не получилось. Из-за опечатки в моей почте, до меня письмо с приглашением не пришло, но, когда я бегала за документами брата, который в тот же год собирался в Норвегию, мне сказали, что я затягиваю с дедлайнами (в таких программах дедлайн очень важен). Так, случайно узнав, что я прошла, я еле успела подать документы.

Так как я не получила грант от шведского института, чтобы хоть как то покрыть расходы, я подала на грант по NEFU Academic Mobility. Так мне выделили 150 тысяч рублей. Это покрыло расходы за общежитие 120 000 и перелёт в одну сторону до Швеции (для этого будет нужен сотрудник СВФУ для получения этих денег).

После того, как все документы были отправлены и все даты обговорены, нужно было сделать вид на жительство. Через миграционный сайт Швеции нужно было отправить документы, оплатить пошлину (где-то 7 000), но все равно нужно было поехать в Москву для сдачи биометрии и электронной подписи, а также для брони общежития нужно было оплатить половину проживания заранее (уже сумма вышла более 100 000 руб., даже не улетев). Плюс для визы нужно было подтверждение финансовой обеспеченности, в итоге как минимум 300 000 рублей должно было быть на счету, но это по курсу того года.

Это тоже без приключений у меня не получилось. Как раз был год, когда авиакомпания Якутия делала большие задержки, и, так как прямых рейсов до Москвы не было, мы взяли стыковочные через Красноярск. В итоге перепокупали билеты с Красноярска до Москвы. Но потом компания Якутия вернула деньги, хоть спустя полгода, и эти деньги оказались не лишними для обратного пути.

Советую лично не затягивать и подать на вид на жительство пораньше. Я ездила в Москву в конце июня, но подтверждение пришло в середине августа перед самым отлетом. Отправилась в Швецию и забрала визу по пути. В Умео нас встретили в аэропорту, и это было намного удобнее. Я покупала билеты с расчетом на это время, когда они встречали. Все рассказали, дали ключи, подписали договор и отвезли в общежитие. В плане этой организации все было на высоте.

Умео находится на севере Швеции, индустриальный университетский город с населением около 120 тысяч человек, где большая половина города — это студенты. То есть до начала учебного процесса город, по сути, пустует (поэтому не советую приезжать раньше указанного срока). 

Я училась на таких курсах как международный бизнес, английский язык культура и академическое письмо, математика физических моделей и продолжительная оптимизация. Учебный процесс был модульный, а не линейный как у нас. Так как курсы мы выбирали сами, выходило по одному курсу в месяц, и каждый месяц был экзамен. Идёт полное погружение в один курс без отвлечения на другие. Советую пытаться брать курсы, чтобы они не пересекались по времени. В неделю выходило где-то по две-три пары. Домашние задания в целом были в формате проекта, эссе для более гуманитарных направлений и лабораторные - для технических.

Первый курс по бизнесу включал в себя около 10 лекций и 5 консультаций, где нас поделили на группы по 5 человек. И мы рассматривали и анализировали ведение международного продвижения некоторой компании. На курсе с английским мы сравнивали новости и культуры разных стран, анализировали акценты и учились академическому письму.

В более технических направлениях, в целом, на лабораторные можно было не ходить, если у тебя есть программа на собственном компьютере (шведы сами чаще используют лицензионные, поэтому все одногруппники ходили на пары). Я, в свою очередь, использовала программы без лицензий (это все же опасно в странах Европы), и, так как был языковой барьер, я пыталась ходить на все пары без пропусков, и программы были мне не знакомы. Но то, что я пользовалась собственным ноутбуком, было для меня плюсом, так как компьютеров в классах не всегда хватало и поэтому нас делили на подгруппы. Но я все равно ходила на все, так как не зависела от оборудования в кабинете. Особенностью обучения также было то, что большинство заданий было в команде, и это помогало социализироваться, найти новых знакомых и многое другое. Кстати, советую сразу упомянуть о том, что вы иностранец, особенно для технически направленных курсов. Обычно обменные студенты их не выбирают, и преподаватели начинают вести предмет на шведском (но в математике много слов знать не надо, в принципе все равно будет понятно).

Мне очень понравился учебный процесс, отзывчивость преподавателей и одногруппников и скажу, что все технологии университет пытается сделать для нашего удобства в учебном процессе. Например, библиотека доступна 24/7 или доступ в кабинеты можно было получить даже ночью через студенческий.

Первый и главный совет — это не бояться сложностей, даже если нет гранта, такой опыт он все равно бесценен. Во-вторых, подавайтесь на программы Бадди, чтобы найти друзей, узнать культуру, участвовать в мероприятиях и многое другое для активной жизни. В-третьих, даже если не получите грант, напишите напрямую в Шведский институт, а также письма-обращения в компании Якутии. Спонсоров можно найти, или же всегда найдутся ребята, которые отказались от гранта. Например, нас авиакомпания Якутия проспонсировала субсидии до Москвы, когда мы уже летели непосредственно в Швецию. В-четвертых, если есть возможность и желание заниматься спортом, то покупать абонемент в таких странах выгодно (начиная от уроков и тренажёрным залом, заканчивая джакузи и сауной все включено). В-пятых, следует мой вывод: все эти приключения и проблемы, встречающиеся на пути, помогают нам взрослеть, набираться опыта и увеличивать кругозор (напоследок скажу, что за вещами стоит следить, карманников в Европе много). В-шестых, рекомендую ограничить общение с русскоговорящими ребятами, если ваша цель — это язык.

В целом, я благодарна СВФУ и УМС за предоставленный шанс обучения по обмену, за бесценный опыт и бурю эмоций, пережитых в это время, за друзей со всего мира, с которыми я и по сей день общаюсь. Семестр, проведенный в одной из самых благополучных стран мира, был для меня самым интересным, необычным и незабываемым периодом в моей жизни и навсегда останется в моей памяти (честно, второй культурный шок у меня еще не прошёл, даже спустя два года).