Отзывы

           Исследовательская стажировка аспиранта Института зарубежной филологии и регионоведения Васильевой Алины Петровны в Университет Эберхарда и Карла, г. Тюбинген, Германия по гранту программы Erasmus Mundus IAMONET-RU


           Я являюсь аспирантом заочной формы обучения Института зарубежной филологии и регионоведения по специальности 10.02.19 «Теория языка». Научный руководитель - к.ф.н., доцент кафедры французской филологии ИЗФиР Заморщикова Людмила Софроновна.

           Основное место работы - Центр поддержки научных программ и грантов Управления научно-исследовательских работ СВФУ в должности ведущего специалиста.

           В декабре 2013 года я приняла участие в первом раунде программы грантов Эразмус Мундус II «Международная сеть академической мобильности с Россией (Erasmus Mundus Action II “IAMONET-RU”)» для магистрантов, аспирантов и молодых ученых, о котором объявило Управление международных связей СВФУ. Позже я получила письмо, подтверждающее выигрыш гранта. Выигранный грант предполагает получение стипендии, которая покрывает расходы на медицинскую страховку и проезд. Аспирантам выплачивается ежемесячная стипендия в размере 1500 Евро.

           Программа предполагает прохождение исследовательской стажировки сроком 6 месяцев в Университете Эберхарда и Карла в г. Тюбинген (Германия), являющимся одним из восьми университетов-партнеров проекта Erasmus Mundus Action II “IAMONET-RU”. Целью проекта Erasmus Mundus IAMONET-RU является продвижение европейского высшего образования, улучшение и усиление карьерных возможностей студентов, и содействие межкультурному пониманию через сотрудничество с третьими странами в рамках целей внешней политики ЕС. Проект строится на партнерских отношениях между вузами Европы и третьих стран, предполагает обмен и мобильность на всех уровнях высшего образования через систему стипендий.

           Мне нужно было найти научного руководителя в зарубежном вузе. К моей научной работе проявил интерес профессор Эрхард Хинрикс из университета Тюбингена, Факультета гуманитарных наук, который дал согласие быть моим научным консультантом во время стажировки и отправил официальное приглашение. Исследовательская группа профессора Хинрикса изучает теоретические основы корпусной лингвистики, компьютерной лингвистики и когнитивной науки. Это моя первая стажировка в другую страну через программу Erasmus Mundus. Я очень благодарна профессору Эрхарду Хинриксу.

           Исследовательская стажировка проходила с 1 октября 2014 года по 31 марта 2015 года на кафедре лингвистики Университета Тюбингена, Германия. Из СВФУ нас всего было четверо. Два магистранта сейчас проходят обучение в г. Штутгарт. С Университет Тюбингена я поехала вместе с Алексеем Прокопьевым, который прошел обучение по программе бакалавриата.

           Моим координатором в Университете Эберхарда и Карла был доктор Рейнхард Брюнер, который помог мне по всем вопросам оформления документации, страховки, визы, билетов и зачисления в университет, я ему очень благодарна, если возникали какие-либо проблемы, я обращалась к нему, он всегда шел на встречу и давал советы по всем интересующим вопросам.


            Доктор Брюнер отправил мне ссылку на сайт университета, где я могла зарегистрироваться онлайн, также портала по подаче заявки на общежитие, куда я подала в мае месяце и получила положительный ответ в июле.

           Также я заранее записалась на Старт-курсы немецкого языка, которые прошли в течение трех недель до начала семестра в сентябре. Оплатила 75 евро.

           По приезде я оплатила депозит 400 евро за общежитие и заселилась в районе Ахорнвег, где было расположено множество университетских общежитий. Что касается транспорта, все студенты покупают семестровые билеты на автобус, который стоит 72 евро, с этим билетом можно бесплатно ездить не только по городу, но и в близлежащие города на поезде.

           В университете очень развита система интернет-портала. Тюторы помогли нам быстро оформить документы по зачислению. Нам выдали университетскую карту с индивидуальным номером, также мы открыли счет в банке. С данной картой можно пользоваться в университетской библиотеке, одалживать книги, можно положить в нее деньги и кушать в столовой, также оплачивать стиральную машину в общежитии. Также нам выдали пароль и логин для университетского портала, дающий доступ к вай-фаю во всех университетских зданиях. На сайте университета есть специальный кампус-портал, индивидуальная страница, где есть возможность самому выбирать и записываться на курсы, создать расписание, регистрироваться на экзамены, также в портале Илиас можно найти всю необходимую информацию по учебе и получить все лекции, материалы, задания от преподавателя по предмету, в котором ты зарегистрирован. Все очень удобно, доступно и легко.

           Моя научная работа «Элементы традиционного мировоззрения в языковом сознании носителей якутской и английской лингвокультур» заключает в себе исследование этнокультурной специфики языкового сознания, анализа концептов культуры, в частности, изучения языкового сознания носителей якутской лингвокультуры в условиях взаимодействия языков и культур.

           Я нашла французского антрополога Эмили Май, оказалось, что ее научная работа связана с моими научными интересами. Она провела год в Якутии в целях подготовки докторской диссертации на тему “The horse of the Yakut hunters and breeders – from mount to cultural emblem”. Она была поддержана программой ETHNOEQUID, целью которой является изучение эмпирического и символического значения лошади в якутской культуре. Я связалась с ней и поехала в Париж, чтобы встретиться с ней, она дала мне действительно хорошие советы, предложила полезные материалы, книги и источники для моего исследования. Эмили дала мне контакт замечательной Перл Дюваль из Монреаля, Квебек, которая помогла мне найти подходящую литературу. Перл Дюваль также посоветовала мне связаться с представителем коренных американцев (племени Лакота) из Северной Америки Джейем Редом, который является последним человеком, охотившимся верхом на зубра.

           Исследования в университете Тюбингена заключалось в работе по сбору теоретического материала для диссертации, обзор научной литературы по теме исследования, укрепление навыков научно-исследовательской деятельности, совершенствованию и обогащению знаний по теме диссертации. Основными результатами являются сбор теоретического материала по вопросам, связанным с этнической и культурной спецификой языковой идентичности и мировоззрения носителей лингвокультуры в свете теории межкультурной коммуникации; публикация статьи (1) в журнале, входящей в перечень Высшей Аттестационной Комиссии.

           В университете я посещала очень полезные курсы по написанию научной работы на английском языке. На семинарах мы обсуждали основные этапы процесса написания работы: формулирование вопроса исследования, сужение темы, оформление литературы, разработка аргумента. Другой полезный курс "Методы исследования в лингвистике», где мы были введены в курс экспериментальной проверки (психо) лингвистических гипотез в владении английским как вторым языком и дву- и многоязычии. Мы рассмотрели, как данные могут быть проанализированы и интерпретированы результаты, также провели небольшой эксперимент в соответствующей области, собрали и проанализированные данные и представили наши результаты.

           Я работала в огромной библиотеке такого престижного университета с действительно хорошей литературой, а также познакомились с яркими людьми, и обменялась идеями и мыслями, практикуя мой язык. Прежде всего, это была отличной возможностью развиться в качестве хорошего лингвиста и доказать себе, что в один прекрасный день я могу достичь своих целей, и это просто еще один шаг вперед.


           Я хотела бы упомянуть студенческую организацию StudIT, которая проводит различные виды деятельности, включая ознакомление с немецкой культурой, экскурсии, посещение исторические мест и спортивные мероприятия. Я приобрела новых друзей и у меня остались самые яркие впечатления. Я также провела свое первое настоящее Рождество с семьей Lausch, они были так добры и дружелюбны, это были незабываемые каникулы.

           В целом меня поразила абсолютной чистота и порядок, открытые и дружелюбные люди и невероятно трудолюбивые и стремящиеся к знаниям студенты.

           Программа IAMONET дала мне действительно замечательную возможность учиться за границей и узнать другую культуру, я научилась думать широко, взглянуть на многие вещи другими глазами, открыла в себе новые грани моей личности, стала более уверенной и самоорганизованной; я познакомилась с новыми люди, я посетила разные города, побывала в интересных местах и новых странах, и, если появится другая возможность, я бы еще раз участвовала в конкурсе программы IAMONET с удовольствием. Большое спасибо программе IAMONET за самую яркую стажировку в моей жизни в Германии!


Васильева Алина Петровна, аспирант Института зарубежной филологии и регионоведения, сотрудник Управления научно-исследовательских работ