Отзывы

            Ян Кириллин об учебной стажировке  


Продолжительное время, начиная с шести лет, я увлекался французской историей. Я рос очень любопытным ребенком, поэтому вопрос о том, почему мне интересна французская история, у родителей не стоял. Да и многое мое окружение понимало, что Франция является тем звеном, которое было у истоков такого мирового процесса, как глобализация. Соответственно, вклад страны в наследие человечества трудно переоценить.

Наверное, тем побудителем, который-таки в итоге привел меня и мою жизнь к тому, что я робко постучался в дверь кабинета Борисовой Изабеллы Захаровны, директора Французского ресурсного центра УМС СВФУ, был фильм о Жанне д’Арк. Я теперь смутно помню, что же меня тогда так поразило, но факт есть – после той кинокартины я начал становиться каким-то «внешним патриотом» Франции. Также меня поражали фотографии мест, где побывали в качестве туриста наши некоторые знакомые. Я все более и более креп в своем желании прожить в этой стране некоторое непродолжительное время, чтобы испытать себя частью чего-то великого.

И вот, позади формальности в виде сдачи международного экзамена, договоренности с университетом об обмене студентами. Изабелла Захаровна, когда предлагала варианты для обучения, отталкивалась от того, что я хочу свои полгода прожить именно в окрестностях Парижа, чтобы я мог в любое свободное время впитать в себя ту атмосферу великого города, которая передается даже через картинки. Университет Сержи-Понтуаза был самым оптимальным вариантом – предоставлялось общежитие за умеренную для региона Иль-де-Франс сумму, юридический факультет вуза занимал третье место во Франции по рейтингу Министерства образования. Все это сулило большой профессиональный опыт. А ведь именно это и стало важнее всего. Стажировка в университете иностранного государства была необходима, поскольку мои научные исследования нуждались в опоре на зарубежный опыт регулирования этих вопросов по причине недостаточной освещенности в России. Меня, соответственно, интересовали именно те предметы, по которым я веду свои исследования здесь в России. Так, я выбрал:

Droit civil des obligations: по-нашему это «обязательственное право» - подотрасль гражданского права. Курс ведется в течение двух лет. На втором курсе начиналось изучение Общей части, изучали фундаментальные основы. На третьем уже – по конкретным договорам. Поскольку нам предоставлялось право посещать любой предмет из всех преподаваемых на всех пяти курсах дисциплин (три курса бакалавриата и два курса магистратуры), я решил ходить на оба занятия. Конечно, без основ не приступают к конкретным вопросам, но можно было нагнать по основным показателям по ходу дела.

Этот курс поначалу давался мне сложнее всего, поскольку преподаватель Общей части говорила очень быстро, съедая очень многие звуки, а преподаватель Договорного права употреблял в своей речи терминологию совсем неподвластную моему осмыслению. Многие российские учебники французского языка для юристов оказались чересчур адаптированными, поэтому привыкать нужно было очень долгое время. Конспектами французы делиться не хотели, поскольку там существует понятие личного интеллектуального труда и сильно развита конкуренция между студентами. И это было не удивительно – из 120 студентов с первой попытки один экзамен могли сдать только 10. Игра на выживание. Именно поэтому к юристам существует некое особое отношение. Многого стоит даже бакалавриат закончить. Преподаватели советовали прочесть учебники определенных авторов, кто, по их мнению, пишет вполне доступным языком. Я приобрел учебник Алена Бенабана, который очень много меня выручал, и кому я благодарен за свое профессиональное и научное развитие.

В рамках дисциплины бессомненно затрагивались интересующие меня вопросы. Исследовав тему о принципе эквивалентности в гражданском праве Франции, я пришел к тем выводам, к которым шел год до этого. С докладом по этой теме выступал на конференции Ломоносова-2015, в секции гражданского права, где традиционно существует очень сильная конкуренция.

Droit du travail: трудовое право. Таких идейных преподавателей, открывших мне глаза на очень многие вещи, я встречал очень редко. И вот – моя первая статья в зарубежном издательстве, мой первый РИНЦ – это все благодаря ей. Трудовое право является очень важной отраслью в нашей стране, которой регулируется практически вся наша жизнь. Именно трудовое право являлось средоточием законотворчества советских депутатов и ученых. Мы изучали вопросы о социальной сущности трудового права, его истоках, влиянии политики на трудовое право, права на политику, о том, что означает закрепление тех или иных принципов не только в Конституции Франции 1958 года, но и во многих нормативных актах Европейского Союза. Много внимания уделялось конфликтам на рабочем месте, взглядах на разрешение споров. Ну а самой интересной оказалась та лекция, где наша преподавательница обсуждала о свободе религии в осуществлении трудовых функций. Сказано было пару слов, которые, тем не менее, дали направление моим исследованиям.

Droit constitutionnel comparé: сравнительное конституционное право, конституционное право зарубежных стран. Вопросы государственного строения мало кого оставляют равнодушными. А сильные институты власти существуют только в тех странах, где они формируются исходя из не только идеологической основы, но и из опыта других стран. Обсуждались вопросы разделения властей, форм правления, политических режимов, территориального устройства, гарантий местного самоуправления и многое другое.

Philosophie du droit: философия права. Обсуждались наиболее общие теоретические вопросы, где мы думали над тем, что же такое есть справедливость, чем она измеряется, нуждается ли общество в праве, что же есть право и так далее. Курс интересен тем, что дает представление о регулировании нашей жизни. Выводы получались довольно-таки неожиданные.

О французских преподавателях можно говорить лишь хорошее. Меня поразило отсутствие каких-то бессмысленных правил вроде того, что опоздавший не может зайти на пару. В понимании французов учебный процесс в университете – это преподавание и усвоение преподаваемой информации, а не навязывание чего-либо, задавление авторитетом и тому подобное. Глядя на читающего лекцию мсье, я и не думал, что это крупнейший издатель научных трудов не только во Франции, но и в Латинской Америке, например. Все в рамках партнерства.

Конечно, многое зависит и от самих студентов. Все же поступать в университет должны люди с высокой культурой. Это презюмируется и реализуется.

Однако моментами казалось, что предъявляются практически нечеловеческие требования. Дело в том, что специализация у французов очень узкая, поэтому в этой области студент должен преуспеть совершеннейшим образом. Если для нас твердая четверка – это посещение всех занятий и прочтение докладов на семинарах, пара ответов на парах, то у французов даже тройка желанна при безупречном знании всех фактов, существующей практики разрешения дел. «Сдал» дается не только за умение орудовать законами, но и также научными категориями, знанием всех мнений по тому или иному поводу.

Ну и, естественно, я посещал языковые курсы CILFAC. В неделю порядка девяти часов языковой практики – это определенно тот минимум, который требуется для успешного овладения иностранным языком. На пары ходили иностранцы, приехавшие по обмену или те, кто переехал на постоянное место жительства во Францию, но которым также нужно улучшать владение французским. Мы изучали то, что пригодилось бы нам при обращении в банк, в государственные органы, изучали грамматику (особую сложность представляли бесконечные Subjonctif), анализировали стихи, делились новостями, обсуждали их. Могли иногда фильм посмотреть и выразить свое мнение по его поводу. В общем, эти курсы были очень важными и нужными. Некоторые студенты предпочитают не забивать голову языком, думая, что они уже обладают достаточным уровнем – спешу их предупредить: нередко оказывалось, что сданный С1 по DELF’у, к сожалению, мог и не оказаться достаточным для уровня В1.2 у CILFAC. Французы очень ревниво относятся к своему языку, чтобы закрывать на какие-нибудь существующие пробелы.

            Таково описание моего учебного процесса.


Что же касается рекомендаций тем, кто собирается поехать в будущем, то они следующие:

- Надо понимать, что возможности, которые доступны студенту из Парижа, огромны. И просто будучи в Европе, вы не должны пропустить многое из того, что можете получить. Так, вы можете объездить другие города, увидеть новые страны буквально за стоимость проезда до других районов в Якутии. Например, в Брюссель регулярно ездят автобусы, которые стоят по-нашему 1400-2000 рублей.

- Выходные посвятите тому, чтобы открывать для себя нечто новое. Активно прогуливайтесь по ВСЕМ улочкам Парижа и, особенно, его пригородов. Существуют многие маленькие деревушки, где витает особая атмосфера Франции. Будучи в Париже можно и не узнать настоящий французский дух.

- Обучение по обмену – это уникальный шанс познакомиться с очень большим количеством новых культур. Поскольку во Францию ездят студенты со всего мира, можно встретить представителя любого народа. Будьте готовы рассказать о Якутии все, что знаете. Понимайте, что вы являетесь носителем уникальной культуры в мире. Французы очень интересуются нашими традициями, а игра на хомусе может свести с ума очень многих.

- Если вы хотите улучшать свой французский, старайтесь подходить к французам и заговаривать на любые темы. Они легко отзываются. Может быть вы друзей среди них и не найдете, но собеседников и товарищей – пожалуйста.

- Будьте готовы к разнице менталитетов советских людей и французов. Ярко выраженная индивидуальность иногда очень неприятна. Что нормально им, не нормально нам. Будьте ко всему толерантны. Каждый человек – особенный, и нужен особенный подход.

- Что же насчет приобретения продуктов в магазинах – помните, что во Франции продуктовых очень мало. Маленькие киоски у метро, в некоторых местах, минимум в два-три раза завышают цены. Французы давно уже привыкли планировать покупки. Это нужно сделать и вам. Наш всеми любимый Ашан, Карфур – это одни из гипермаркетов, которые кормят практически всех. Приобретите карточку членства в них, умейте покупать много продуктов за невысокую цену. Чтение условий продаж будет всегда полезно.

- Проезд во Франции намного дороже нашего. Лучше всего сразу заказать карточки проезда, которые позволяют платить 30-50 евро в месяц, при этом не ограничивая количество передвижений по Иль-де-Франс.

- Сразу же подавайте заявление на государственную помощь для оплаты общежития. Существует такая льгота, которая помогает уменьшить от 30 до 50 процентов стоимости арендной платы.

- Готовьтесь к тому, что Франция является очень бюрократизированной страной. Сотрудники привыкли не спешить, иной раз попадаются очень халатные. С такими нужно быть предельно требовательными и долго и упорно настаивать на своевременное выполнение их работ. Структуры, работающие с иностранными студентами в самом университете, не страдают подобным качеством, но директриса нашего общежития была очень медлительной. К слову, я до сих пор не получил назад мой обеспечительный платеж (аванс) за найм жилого помещения.

- И главное – старайтесь кооперироваться с остальными студентами через специальные сети. К сожалению, я не сидел в фейсбуке, поэтому временами пропускал очень хорошие мероприятия, будь то совместный поход в Диснейленд по цене в два раза меньше обычной и прочее. Вам нужно будет в таких случаях просто подойти к студентам, занимающимся курированием обменников – и записаться. Или можете сразу к этим самым студентам обратиться с вопросами. Они с радостью помогут.

- Тут уж кому как – но лучше всего ехать на стажировку во втором семестре. Осенью во Франции частенько дождит, также в этот период мы склонны хандрить. Весной же проходит множество праздников, интересно наблюдать оживление. Да и удобно в учебном плане. По приезде в январе мне нужно было так измучиться с закрытием зимней сессии, что порой утрачивалась некоторая радость от поездки. А летом в случае несдачи какого-то экзамена можно сразу пересдать, там, во Франции. Многие после зимней сессии ходили и огорчались, что могут пересдать не ранее июля. Ну и по приезде сюда не нужно будет ходить учиться и одновременно отрабатывать пропуски, получать дополнительные задания, сдавать, наконец, потом экзамены – есть пара месяцев для подготовки.  Все же я рекомендую ехать во втором семестре.

- Рекомендация для тех, кто едет в Сержи. Наверное, будет не очень красиво с моей стороны такое говорить, но лучше не поселяйтесь в общежитии Les Chênes d’Or. Да, стоимость ниже, но обстановка не лучшая, да и сотрудники показали себя с не лучшей стороны. Лучше не экономить на жилье (тем более если вы обладатель стипендии или гранта, также вы можете подавать в CAF заявление на уменьшение арендной платы) – снимите комнату-студию в Neuville или в другом общежитии. Может быть, данная рекомендация подойдет и ко всем другим вузам и университетам. В Париже комнатки в обычных общежитиях невероятно тесные. В Лилле и других городах может быть по-другому.

- Рекомендация для тех, кто едет стажироваться в Факультет Права – если вам нужен диплом, то готовьтесь пробиваться. «Показателем качества в юридических факультетах Франции является количество отчисленных студентов» - вбейте в себе голову это неписаное правило и дерзайте! Готовьтесь штудировать по двести страниц для одного семинара, развивайте свое аналитическое мышление, умело пользуйтесь научными категориями. Развивайте в себе дух конкуренции и обостренное самосознание. 


            Кириллин Ян Егорович,  студент 4 курса ЮФ, гр. ЮФ-12-1