Новости

Развитие независимой оценки квалификаций педагогов обсудили в СВФУ

Иван ЕВСЕЕВ, пресс-служба Северо-Восточного федерального университета · 16 Марта 2022

Развитие независимой оценки квалификаций педагогов обсудили в СВФУ

Проектный офис по развитию квалификаций Северо-Восточного федерального университета провел в университетской «Точке кипения» семинар на тему независимой оценки квалификаций в образовательной сфере. Участниками стали руководители и методисты образовательных учреждений республики. 

По сообщению руководителя Экзаменационного центра Совета профессиональных компетенций в сфере образования на базе СВФУ Аи Бугаевой, для системы образования наступило переломное время, которое несет ряд преобразований как в школьной системе обучения, так и в вузовской. «Наш университет не может стоять в стороне, и все эти события касаются нас напрямую. Мы поддерживаем и переходим на концепцию ядра высшего педагогического образования, будем интегрироваться в единое образовательное пространство подготовки учителей будущего. Необходимо упомянуть, что университет вошел в Ассоциацию развития педагогического образования, чтобы вместе с ведущими вузами страны параллельно идти к намеченной цели», – сообщила Ая Бугаева. 

Она добавляет, что СВФУ также вошел в пилотный проект Минобрнауки РФ по сопряжению итоговой государственной, промежуточной и независимой оценки. По мнению руководителя ЭЦ СПК в сфере образования при СВФУ, участие в нем обозначит внутренние и внешние контуры в деятельности вуза по линии «школа-вуз». 

«Университет должен стать площадкой по обмену мнениями с работодателями, чтобы изменить свои образовательные программы и выпускники соответствовали их требованиям. У каждого региона свои особенности рынка труда. Мы, будучи частью национальной системы квалификаций, должны проводить мониторинг квалификаций, которые необходимы или находятся в избытке, на что обратить внимание. Этим обязаны заниматься вузы. В СВФУ работает Центр оценки и развития компетенций, который проводит необходимую работу», – подчеркнул проректор по экономике и инфраструктуре СВФУ Герасим Павлов. Он дополняет, что три фактора влияют на трудоустройство выпускника – наименование вуза, связи и опыт. При этом подтверждение квалификации может нивелировать последний фактор. 

Проректор по образовательной деятельности СВФУ Алексей Голиков отметил, что в республике наблюдается большой дефицит педагогических кадров, в том числе и в городе Якутске. В прошлом году школьная система нуждалась более чем в 1000 учителях, но в вузе выпустились по тем или иным дисциплинам 428 молодых педагогов, а из них трудоустроились 195 человек и остальные продолжили обучение. Одним из выходов из сложившейся ситуации может служить практика по трудоустройству студентов старших курсов. 

«Уже сказали, что университет движется к сопряжению, которое подразумевает взаимосвязь профессиональных стандартов с вузовскими компетенциями и разработку оценочной системы для выявления совпадений, – говорит Алексей Голиков. – У выпускников требуют опыт работы, минимум три года по специальности. Если есть подтвердившаяся квалификация, которую выдает СПК, то работодатель его нанимает. Можно для наших будущих педагогов проводить промежуточные аттестации на третьем курсе, подтвердив выбранную нами квалификацию. Пока студент работает, мы должны переделать учебные планы и создать комфортные условия для его развития». 

Отметим, что СВФУ принял всестороннее участие в формировании проекта концепции развития независимой оценки в регионе. Вуз также участвовал в создании трех центров оценки на территории Якутии. Как сообщила руководитель проектного офиса Галина Соломонова, квалификации в сфере образования должны быть регулируемыми, о чем говорят многие структуры. В будущем педагоги не будут иметь права вести свою профессиональную деятельности без подтверждающих документов. 

В тему повышения квалификации педагогов нельзя обойтись без будущих вариантов развития школ, отметил проректор по стратегическому развитию СВФУ Василий Саввинов. Он рассказал участникам семинара о мировых трендах, складывающихся в образовании, и сценариях, которые могут возникнуть в школах будущего – рост, замедление, коллапс и трансформация. При третьем варианте сокращается государственное финансирование и удаленное образование становится неэффективным в усвоении знаний, но в случае трансформации все процессы изменятся и будут внедрены технологии, ориентированные на человека.