Департамент стратегического развития

ВЭФ-2023: СВФУ предложил разработать новую технологическую схему использования возможностей Севморпути для Якутии

Татьяна АЛЕКСЕЕВА, пресс-служба Северо-Восточного федерального университета · 12 Сентября 2023

Об устройстве северного завоза в Арктике во времена СССР и полезном опыте, который могут перенять управленцы в области транспорта и логистики, рассказал на полях ВЭФ-2023 заместитель ректора Северо-Восточного федерального университета Александр Кугаевский. Он выступил на сессии «Торгово-логистические центры в Арктике: новая возможность развития северных и арктических территорий» 11 сентября.

В апреле 2023 года были внесены изменения в программу государственной поддержки традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов России, осуществляемой в Арктической зоне Российской Федерации. Как отметил зампред правительства Якутии Михаил Никифоров, в рамках этой программы сегодня, 11 сентября, в городе Среднеколымске открыт шестой по счету торгово-логистический центр в Якутии. «Нам важно представить на круглом столе свой опыт, возможно, найти решения некоторых проблем, так как вся Арктическая зона страны имеет свои транспортные, логистические проблемы», – отметил он.

Заместитель ректора СВФУ по аналитической и научной деятельности Александр Кугаевский представил полезный опыт планирования, организации и управления северным завозом в СССР. «Сейчас сделано два прорывных шага – во-первых, принят федеральный закон о северном завозе и выделены средства на открытие торгово-логистических центров. Нам важно не только гарантированно обеспечить Арктику необходимым продовольствием, медикаментами, но и сделать доступные цены. Закон «открывает дверь», но работы там непочатый край: важно обеспечить грамотное, вдумчивое планирование, организацию и управление транспортными перевозками и необходима транспортная база», – сказал эксперт.

Александр Кугаевский подчеркнул, что полезно перенять советский опыт, когда планирование объемов завоза товаров и материальных ресурсов начиналось за 2-3 года до указанного срока, все заявочные кампании заканчивались в декабре, планировались отгрузки и с 1 января официально начиналась отгрузка в районы Крайнего Севера. Он также выделил основные особенности Северного морского пути в прибрежной зоне Якутии: средняя продолжительность навигации составляет всего 70-90 суток, в критические периоды она может сокращаться до 30-35 суток. Глубины на подходах к берегу меньше 10 метров, также открытие морской навигации совпадает с летне-осенней меженью на речных участках. «Исходя из этого нам нужно разработать новую технологическую схему использования возможности Севморпути», – подчеркнул заместитель ректора СВФУ.

Модератором сессии выступил сенатор Совета Федерации Российской Федерации, Президент Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации Григорий Ледков, доклады представили также директор департамента развития Арктической зоны РФ и реализации инфраструктурных проектов Министерство по развитию Дальнего Востока и Арктики Максим Данькин, замминистра по развитию Арктики и делам народов Севера Якутии Михаил Погодаев, генеральный директор АО «Якутоптторг» Николай Алексеев и другие.