Научно-исследовательский институт Олонхо

Завершился фестиваль «Встреча Шедевров ЮНЕСКО на земле Олонхо»

www.dnevniki.ykt.ru · 14 Июля 2016

Вот и подошел к концу III Международный фестиваль «Встреча Шедевров ЮНЕСКО на земле Олонхо».

Он стал настоящим праздником для якутян: переполненные залы, массовые шоу, выступления на открытых площадках с многотысячной аудиторией, увлекательные мастер-классы.


В любом виде искусства массовизация не идет на пользу. Но это не тот случай. Праздник получился красочным и ярким, наполненным восторженностями и аплодисментами и при этом глубоким по содержанию, разнообразным и максимально приближенным к тому, что мы называем аутентичным исполнением.

Больше всего, конечно, поразил сам зрительский настрой. Якутский зритель, требовательный и избалованный театральными постановками, затаив дыхание (то есть, отключив звук на сотовых телефонах), следил за происходящим на сцене. Можно сказать, что за эти годы фестиваль воспитал зрителя, который ждет встречи с шедеврами ЮНЕСКО, который умеет слушать и слышать, у которого широкий кругозор и который способен восхищаться красотой самобытных культур.

Единственный неловкий момент возник во время выступления Театра оперы Куньцюй на оупен-эйр открытии фестиваля, когда своеобразие исполнения вызвало у некоторых неискушенных слушателей приступы не очень культурного смеха. Нужно отдать должное артистам, они ничуть не обиделись и даже бровью не повели. В остальном за публику не было стыдно.

Обсуждая итоги фестиваля, я услышал фразу, которая, во-первых, концентрировано передала его суть, во-вторых, обозначила степень вовлеченности собеседника.

- Такие события меняют людей, - сказала одна восторженная зрительница, кстати, спонсор нашего фестиваля Людмила Баланова, руководитель творческой лаборатории «Атмосфера».

Действительно, вспомните себя молодыми. Бывают в жизни такие события, которые кардинально меняют человека, его отношение к себе и окружающим, отношение к Миру. Верю, что фестиваль «Встреча Шедевров ЮНЕСКО на земле Олонхо» стал для кого-то именно таким событием. Однозначно, это не мероприятие для галочки, это что-то несопоставимо больше и важнее. Действительно, в жизни нашей страны, республики, есть такие культурные явления, от соприкосновения с которыми волшебным образом изменяется сознание людей: они становятся добрее, культурнее, лучше.

Искусство это не только способ самовыражения, это иногда большая политика. Через любовь к своим традициям разные культуры учатся понимать друг друга. Может этого понимания не хватает на политической арене, но здесь, на Земле Олонхо, неважно из какого государства (проамериканского или, например, мусульманского) артист – его единодушно тепло встречали и провожали.

В программе каждого фестиваля есть такое мероприятие как вечер дружбы. В этот раз по настоянию участников провели такие вечера два раза. В неформальной обстановке артисты общаются между собой и у них рождаются интересные синкретичные выступления: не для широкой публики, а для узкого круга друзей.

Так, например, Алиса Саввинова выступила с солистами ансамбля «Рустави», Лэгэнтэй спел на русском и грузинских языках, все попробовали танцевать фламенко, а гость из Монголии, известный артист Даваасурэн Дамжин исполнил в жанре горлового пения «Times to say goodbye» Эндрю Ллойд Веббера. Все это происходило за кадром для зрителя, но останется одним из ярких моментов для самих артистов. Именно так стираются границы между странами – в этом и заключается миротворческая миссия культуры.

О наших спонсорах нужно рассказать отдельно. Ими стали не, как вы подумали, руководители крупного бизнеса, а предприниматели, такие же увлеченные культурой люди, как и артисты, только имеющие чуть больше возможностей. Мы благодарны «Саха концерту» (Василию Кривошапкину мы обязаны за великолепные шоу-программы), творческой лаборатории «Атмосфера» (руководитель Людмила Баланова, о ней я уже говорил), группе компаний «Северный аукционный дом» (Николай Мартынов), агентству «ИнЯз» (Анна Городничая).

Эти люди не просто отдали деньги и сидели в зале, они личным участием и всеми имеющимися ресурсами помогли организовать фестиваль как грандиозный праздник, окружая гостей гостеприимством, а зрителей качественным шоу. Без такой поддержки нам вряд ли удалось бы пригласить столь именитые коллективы и исполнителей, которые популярны в глазах не только узких специалистов, но и самой широкой аудитории.

Конечно же, большая благодарность и сотрудникам министерства, и работникам республиканских учреждений культуры, которые вложили массу усилий и личного времени, чтобы все состоялось именно так, как задумывалось.

Среди коллективов принимающей стороны, разумеется, особое место занимает Театр олонхо, который и носит имя нашего шедевра ЮНЕСКО. Кстати, только два культурных явления России имеют такой статус. Театр олонхо имеет давнишние тесные связи с другими национальными театрами-шедеврами. Именно такую задачу перед встречей шедевров и ставил основатель как Театра олонхо, так и самого фестиваля Андрей Саввич Борисов. Эта взаимосвязь нашего театра с Театром оперы Куньцюй зацвела буйным цветом на нынешней «встрече».

У каждого «шедеврального» коллектива свой график работы, и получилось так, что Театр оперы Куньцюй прилетел первым и сразу после открытия фестиваля улетел. Зато он успел продемонстрировать якутскому зрителю классику китайской оперы – «Пионовую беседку» и несколько синкретичных проектов. (Синкретизм — сочетание или слияние «несопоставимых» образов мышления и взглядов). Те, кто побывали на открытии фестиваля в «Орто Дойду», понимают, о чем я. О перспективе создания совместного с Театром олонхо проекта обмолвилась на пресс-конференции представительница индийского искусства, преподаватель Академии театрального искусства университета Мумбаи Практикша Тушар Лакхани.

Совместные концерты с гостями организовала Государственная филармония Якутии, наверное, ни один другой коллектив не способен на такое гостеприимство – в итоге якутяне насладились выступлениями дудука (Армения) и тара (Азербайджан) в сопровождении симфонического оркестра и струнного ансамбля «Арко-Арктика». Так было задумано, что все представленные на третьем фестивале шедевры так или иначе связаны с музыкальным искусством: танец, песня, народные инструменты.

Но, конечно, самым главным любимцем публики стал Государственный ансамбль песни и пляски «Рустави» из Грузии. Мы словно побывали в этом дивном крае: увидели горы, услышали звон водопадов и горное эхо. Временами задумчиво-грустная, иногда азартно-веселая мелодия грузинских напевов захватывала каждого, кто очутился в зале. Грузинскому ансамблю удалось добиться полного слияния с публикой, концерт проходил в доверительно-искренней атмосфере душевного разговора, зрители реагировали чутко на каждый жест, на каждую ноту.

Один из солистов, Мераб Самкурашвили, исполнил под аккомпанемент своих коллег несколько удивительных композиций на грузинской флейте (причем один раз сразу на двух флейтах!) и благодаря своему остроумию завоевал симпатию всего зрительского зала.

- Тепло ваших сердец расстроило наши пандури, поэтому они так долго их настраивают! – его шутка сразу понравилась представительницам прекрасного пола, они одарили его цветами, и он не преминул этим похвастать перед другими участниками ансамбля.

Кстати, руководитель ансамбля Анзор Давидович Эркомаишвили, приехавший в Якутию второй раз, в свое время сыграл большую роль в провозглашении олонхо шедевром ЮНЕСКО. Именно после его эмоционального выступления на комиссии в 2005 году нам представился такой шанс, несмотря на то, что Россия не ратифицировала конвенцию об охране нематериального культурного наследия.

Но, вернемся к выступлению! Танцы! Так страстно, зажигательно, могут танцевать только на Кавказе.  Можно смело сказать, что после приезда к нам «Рустави» Якутия и Грузия стали ближе. В финале концерта и даже в финале гала-концерта закрытия фестиваля грузинские певцы в унисон с залом исполнили «Сулико».

Каждый зритель выходил из зала, словно заново рожденный: одухотворенный, восторженный. Ведь только та культура, которая основывается на народном творчестве, способна одухотворять, развивать человека. И именно то, что не основывается на народной традиции, может приводить к деградации, озлоблять или возбуждать низменные чувства.

Друг нашего фестиваля, к.ф.н, санскритолог, искусствовед Наталья Ростиславовна Лидова имеет очень интересное мнение на этот счет:  

- Мы живем в век интерпретаторов. Каким бы гениальным ни был художник, он не может создать нового, он интерпретирует то, что было создано до него. В народном творчестве нет авторства, поэтому в нем нет цели самовыражения, оно предназначено для того, чтобы сохранить и сохранить в первоначальном виде. Это то, что идет от Бога…

Наталья Ростиславовна считает, что каталогизация исходит как раз-таки из боязни, что все вокруг разрушается. Современная цивилизация беспощадно перемалывает шедевры мировой культуры, поэтому наш фестиваль она назвала беспрецедентным явлением.

И делать его нужно хотя бы для того, чтобы люди, которые отдали жизнь сохранению исконных традиций своего народа, увидели, что они не одни, и что их труд очень важен для нашего общего будущего.

http://asiarussia.ru/news/13001/