-
-
671
21.02.2020 18:31:20 - Распечатать
С 11 по 17 февраля 2020 года заведующий сектором «Эпическое наследие и современность» Научно-исследовательского института Олонхо, к. филол. н. Юрий БОРИСОВ реализовал II этап авторского экспериментального проекта «По следам великих олонхосутов…» (Ааттаах олоҥхоһуттар аартыктарынан, ытык кырдьаҕастар ыллыктарынан) в Олекминском районе. Важно отметить, что данный проект заинтересовал олекминцев еще в прошлом году, когда в 2019 году I этап проекта проходил в Намском улусе, и благодаря Марии Дмитриевне Ларионовой проект был включен в План мероприятий по подготовке Ысыаха Олонхо-2020.
Наш коллега Юрий Петрович является исполнителем олонхо еще со школьных лет. Он является обладателем Гран-при конкурса сказителей Ысыаха Олонхо-2015 в Чурапчинском улусе, делегатом XIX Всемирного фестиваля молодежи и студентов (г. Сочи, 2017 г.), а также президентом Якутской республиканской общественной организации «Ыччат олоҥхоһут».
Актуальность настоящего проекта обусловлена предстоящим проведением в Олекминском районе XIV Республиканского Ысыаха Олонхо. Основная цель – ознакомление населения Олекминского района с базовыми знаниями об исполнительском искусстве якутского героического эпоса олонхо. Проект посвящен Году патриотизма в Республике Саха (Якутия).
Основной научной задачей проекта являлся поиск ответа на волнующий многих эпосоведов и фольклористов вопрос: Возможно ли функционирование традиционной модели сказительства в современном социокультурном пространстве?
При реализации настоящего проекта исполнитель придерживался общепринятого положения о том, что якутское сказительское искусство – олоҥхолооһун является одним из исконных профессий народа саха. В связи с этим, как и любая другая профессия, выступление олонхосута должно поощряться приглашающей стороной на свое усмотрение. Поощрение олонхосута, называемое атах соболоҥо (букв. «ноги имеют вознаграждение», т. е. вознаграждение труда), было традиционным устоем у якутов. В свою очередь, олонхосут обязан полностью исполнить свое олонхо, придерживаясь канонических особенностей выступления: при выступлении он обязан вначале исполнить «уос аһар тойук» (песня, раскрывающая уста), а после завершения сказания исполнить «кутурук салайар ырыа» (песня, завершающая сказание). Внедрение этих исконных понятий якутского сказительства также является важной задачей при возобновлении эпического сказительства.
Юрий Борисов, как и его предшественники – именитые олонхосуты прошлого, объезжал населенные пункты Олекминского района и, придерживаясь вышеобозначенных канонов, исполнял свое олонхо «Баабый Баатыр» (Баһырҕастаах аттаах Баабый Баатыр) перед населением. Кроме того, проводил мастер-классы по исполнительскому мастерству и особенностям эпических песнопений якутского олонхо. В среднем продолжительность выступления молодого олонхосута составляла свыше 2 часов.
Оплата проездных расходов осуществлялась Управлением культуры Администрации Олекминского района, был выделен и прикреплен отдельный транспорт, благодаря чему проектом было охвачено 11 населенных пунктов: Кяччинский, Улахан-Мунгкунский, Жарханский национальный, Кыллахский, Нерюктяйинский 1-й, Нерюктяйинский 2-й, Абагинский, Дабанский, Хоринский и Троицкий наслега, а также г. Олекминск.
По результатам проекта, выступление молодого олонхосута слушали свыше 370 человек, что показывает заинтересованность населения. Отдельно следует отметить Нерюктяйинский 2-й и Абагинский наслега, в каждом из которых слушателей было свыше 60 человек.
Таким образом, II этап проекта «По следам великих олонхосутов…» достиг поставленных целей и задач. Это стало возможным благодаря тесному сотрудничеству с Администрацией и Управлением культуры Олекминского района. Юрий Борисов выражает благодарность за содействие и поддержку Главе МО «Олекминский район» Николаю Николаевичу ХАРБИНУ, начальнику Управления культуры, молодежи, семьи и спорта Анне Валерьевне КУБРЯК, заместителю начальника управления Марии Дмитриевне ЛАРИОНОВОЙ, водителю управления Юрию Владимировичу СИВЦЕВУ.
Юрий Борисов: «По итогам II этапа экспериментального проекта я пришел к выводу о том, что возрождение аутентичного якутского сказительства, как одной из исконных профессий народа саха, вполне возможно. Однако, для этого необходимо консолидировать экономические возможности современного общества с творческими возможностями современных исполнителей олонхо. Только тогда можно будет восстановить понимающую и воспринимающую олонхо эпическую аудиторию посредством регулярных выступлений современных носителей эпических традиций. А если будет эпическая аудитория, то возрастет востребованность, и появятся талантливые исполнители олонхо».Фотографии из личного архива Ю. Борисова:
1. МО «Кяччинский наслег»
2. МО «Улахан-Мункунский наслег»
3. МО «Жарханский национальный наслег»
4. МО «Кыллахский наслег»
5. МО «Нерюктяйинский 1-й наслег»
6. МО «Нерюктяинский 2-й наслег»
7. МО «Абагинский наслег»
8. МО «Дабанский наслег»
9. МО «Хоринский наслег»
10. МО «Троицкий наслег»
11. МО «Город Олекминск»