Научно-исследовательский институт Олонхо

"Манас" и "Олонхо" – реки, вливающиеся в мировую культуру. Топчубек Тургуналиев

Темирбек АЛЫМБЕКОВ, Кыргызская газета "Алиби" · 9 Июля 2013

- Топчуке, вы ездили в Саха-Якутию. Расскажите про это…

- Саха – один из древних народов. И внешним, и внутренним обликом похожи на кыргызов. Кыргызы, саха, хакасы, тувинцы и еще ряд народов происходят от одного корня, одного предка. Мы, кыргызы, уважительно говорим про якутов "сакадай бою сары алтын" ("Мал золотник, да дорог"). Ясно видно, как родственные нам саха возвышают великое наследие своей нации, духовно возрождаются, развиваются на новом уровне. Их духовный мир развивается с помощью олонхо (эпоса). Их олонхо напоминают наши великие эпосы во главе с "Манасом", где больше всего ценится защита родины от врагов, беречь ее как зеницу ока, посвящение своей жизни своей земле, честность, патриотизм, мужество. Самое главное – они превратили в идеологию идеи и цели олонхо.

- Знают ли они свой язык?

- Все руководители во главе с президентом и все простые люди были одеты в национальную одежду и говорили на саха. Только в последний месяц весны теплеет, и после окончания летних месяцев опять время поворачивается к зиме. Только три-четыре месяца светит солнце и расцветает природа. Недаром праздник называется "Ысык". Они с наступлением тепла после суровой зимы поклоняются силе Солнца и празднуют этот праздник.

- Вы же очень наблюдательны, что заметили на том празднике?

- Особенное впечатления произвело то, что тысячи олонхосутов сказывали олонхо. Во-вторых, тысячи людей пели песни Саха. Мелодии песен напоминаю наши мелодии. В-третьих, десятки играли на темир-комузах (варганах). Замечательно передают на комузе ржание лошадей, пение птиц. В-четвертых, истории олонхо ставятся на сцене, около двух тысяч участников поразили нас. В-пятых, очень хорошо владеют словом, много ораторов, острословов. В-шестых, они построили юрту только из дерева. Нас перевезли через реку Лену и доставили на просторное зеленое поле в шестидесяти километрах от столицы. Пища такая же, как у кыргызов: кумыс, чучук, казы-карта, каттама и т.д.

- Наверное, туда вы поехали не просто так?

- Я был приглашен на международную научную конференцию "Сходство олонхо с эпосами мира", организованной Саха-Якутским университетом, имеющим статус федерального, всенародного. Участники конференции прибыли из 12 государств, в том числе Америки, Англии, Японии, Южной Кореи.

- Кроме саха, представители каких еще родственных кыргызам народов были на конференции?

- Мы очень порадовались, увидев там горно-алтайских кыргызов, хакасов, тувинцев. Вырос их научно-интеллектуальный потенциал. Саха и другие наши родственники особо подчеркивали значение "Манаса" среди мировых эпосов и по объему, и по качеству, и по художественной ценности, что естественно возвышает наш народ. Это честь! Национальная честь!

- Есть ли общность в мировосприятии саха и кыргызов?

- Есть. Например, и их, и наши предки считали, что этот мир имеет три уровня. Не небе – луне живут боги, которые оттуда управляют вселенной. В срединном мире живут люди. В подземном мире – противостоящие человеку силы: черти, чудовища, ангелы смерти. Например, это показано в народной мифологии саха ("Нюргюн боотур стремительный") и в кыргызских великих эпосах (н-р, "Эр-Тоштук").

- Работают ли там кыргызы?

- Саха проявляют к кыргызам родственное отношение. Одному кыргызскому джигиту-танцору даже дали звание "Заслуженного артиста". Государственный музей Кыргызстана устроил выставку из 50 картин об эпосе "Манас", народу было много. Были и кыргызы. На небольшом концерте выступали и наши земляки, порадовав присутствующих. Мелодии саха и кыргызов звучат одинаково.

- Вы Топчуке, обязательно должны были что-то сказать на конференции, объединившей 12 стран.

- Конечно. Доктор наук, профессор из Омского университета все время повторял "сибирские русские эпосы". Я не вытерпел: "Про какие сибирские русские эпосы вы говорите? Во-первых, в русском фольклоре нет произведений такого объема, которые бы соответствовали эпосу. Есть сказки, былины, но их нельзя назвать эпосами. Во-вторых, за тысячи лет такие сибирские народы, как саха, горно-алтайские кыргызы, хакасы, тувинцы создали замечательные эпосы. Их нельзя называть "сибирскими русскими эпосами". Или вы присвоили русским эпосы этих народов? Раньше узбекские родственники назвали "узбекскими" принадлежавшее другим народам. Вот рядом со мной сидит профессор из Ташкента. Если я ошибаюсь, то пусть он это скажет. (Узбекский профессор стал говорить, что мои слова – правда). Омский профессор стал оправдываться, что он подразумевал "эпосы народов, проживающих в Сибири". Я сказал, что в таком изложении это звучит справедливо, на этом дискуссия была завершена.

- Ну, они-то не знают Топчуке. Вы выступали только один раз?

- В начале конференции один руководитель из саха сказал: "Мы маленький народ". Я сказал, что "нужно осторожно применять слова "маленький, большой", говоря о духовном мире и культуре. Да, саха – малочисленный народ, но по богатству духовного мира и культуры саха может выступать примером для всего мира. Недаром ЮНЕСКО объявил в 2005 году "Олонхо саха – жемчужина мировой культуры"

До этого в 2003 году эта уважаемая организация назвала эпос "Манас" мировым шедевром. Эта оценка духовных ценностей обоих народов еще развитие подтверждает общность наших народа.

- Топчуке, вы сказали о том, что саха превратили в национальную идеологию идеи и цели олонхо. А что может выступить в такой роли в кыргызской идеологии?

- Конечно, "Манас". В великих произведениях устного народного творчества во главе с "Манасом" есть:

- примеры управления государством и народом. Патриотизм Манаса, его советников и воинов, которые жили с девизом "Народ. Родина", ставили интересы нации выше личных интересов;

- священная защита единства народа и земли,

- историческая необходимость воспитания человека с детства честности, справедливости, безграничной любви к своему народу и своей земле, готовности служить и пожертвовать жизнью во имя народа, уважения к духовному наследию народа.

Если наш президент создаст специальную группу и даст задание разработать основы национальной идеологии, который будет предложен народу, обсужден, будет принят конституционный закон, и все требования на самом высоком уровне будут исполняться всеми учреждениями, прежде всего – в семье, детских садах, всех учебных заведениях, то тогда, по моему мнению, за 10-15 лет новая государственная идеология глубоко распространится в широких слоях.

- Сегодня в Кыргызстане есть государственная идеология?

- Есть. Слабая. В Основном законе прописаны отдельные статьи. Но нет значимой упорядоченной системы. Сегодня Кыргызстан накрывает черный туман идеологии коррупции и воровства, равнодушия и манкуртизама, эгоизма и трайбализма.

- Сможем ли мы выбраться из такой ситуации?

- Выберемся. Если на всех уровнях власти 80% будет составлять честные, патриотичные, решительные люди. Если в последующем их количество будет увеличиваться. Сегодня обратная картина – 70 - 80 % власти составляют ловкачи, эгоисты, равнодушие люди.

- Спасибо за интервью.


http://www.gezitter.org/culture/21966_manas_i_olonho__reki_vlivayuschiesya_v_mirovuyu_kulturu/