Научно-исследовательская деятельность.

Кафедра «Методики преподавания якутского языка, литературы и национальной культуры» ведет научно-исследовательскую работу на прикладную тему «Актуальные проблемы теории и методики обучения языкам, литературам и культуре народов СВ РФ в контексте диалога культур в поликультурном пространстве» (шифр работы по договору № 2.66.1.101.), которая включает следующие разделы: 

1. «Теория и методика обучения родному языку народов СВ РФ в контексте диалога культур»

2. «Теория и методика обучения эвенскому, эвенкийскому языку и литературе в контексте диалога культур в поликультурном образовательном пространстве»

3. «Теория и методика обучения юкагирскому языку в контексте диалога культур в поликультурном образовательном пространстве»

4. «Теория и методика изучения родной литературы в контексте диалога литератур народов СВ РФ».

Актуальность избранной темы определяется необходимостью созидания духовного (внутреннего) мира человека на личностно значимое освоение  общечеловеческих  ценностей. Только таким путем возможно постижение этнической, региональной и гражданской идентичности народов РФ.

Определение как концепт-ориентира  дидактики обучения родному языку, литературе и культуре - учет данных когнитивной, языковой, культурной  картины России - правомерно и перспективно. Такой подход позволит рождению совершенно иных, инновационных подходов к разработке языковой, культуроведческой  компетенции школьников.

По разделам получены следующие результаты:

По разделу “Теория и методика обучения родному языку народов СВ РФ в контексте диалога культур» получены следующие исследования:

1. Изучена и проанализирована философская, психолого-педагогическая и методическая литература в аспекте темы научно-исследовательской работы «Обучение якутскому языку как государственному в  ДОУ и системе общего среднего образования, средних специальных и высших учебных заведениях РС(Я)».

2. Проанализирован учебно-методический комплекс по якутскому языку для русскоязычных школ.

3. Составлена учебная программа по школьному предмету «Якутский язык как государственный».

4. Издано аудиовизуальное средство «Саха тыла» в исполнении артистов Якутского драматического театра им. П.А. Ойунского, предназначенное для учащихся общеобразовательных школ и для тех, кто самостоятельно изучает якутский язык.

В результате проведенного исследования разработана целостная научно-методологическая система формирования билингвальной личности учащихся с русским языком обучения общеобразовательных, средних специальных и высших учебных заведений РС(Я), в которой реализованы основные идеи, сущностные характеристики, закономерности, принципы реализации стратегических целей, и, как следствие, - создана модель формирования билингвальной личности, включающая в себя три блока - овладение фонетическим, лексическим, грамматическим уровнями языка, вербально-семантическим кодом, языковой и концептуальной картинами мира носителей русского и якутского языков;

Инновационные процессы в образовании предполагают изменения в содержании и технологиях обучения и воспитания: оптимизацию традиционного учебного процесса, осуществление субъектами обучения и воспитания поисковой учебно-познавательной деятельности. Эти процессы имеют прямое отношение и к системе общего образования в школе с родным и русским языком обучения, где родной язык занимает особое место. В условиях поликультурной и полиэтнической среды перед общеобразовательной и высшей школой стоит важная задача – обучение учащихся родному (якутскому, эвенскому, эвенкийскому и юкагирскому) языку, якутскому языку как государственному, как средству приобщения к духовным богатствам народов Северо-Востока РФ. В российском многонациональном государстве билингвизм должен стать нормой для каждого человека. Формирование билингвальной личности в идеальном варианте (одинаково владеющей родным и русским языками) зависит от эффективности преподавания родного и русского языков в общеобразовательной школе. Несмотря на постоянное совершенствование методики преподавания русского и родного языков, в общеобразовательных школах вне поля зрения учителя остается социокультурный аспект формирования и развития билингвистических коммуникативных способностей ребенка.

Социальным заказом многонационального общества, определяющим стратегическую цель языкового образования – формирование билингвальной личности, способной к свободному речевому общению на русском и якутском языках в различных сферах поликультурного пространства, и практикой обучения якутскому языку с опорой на знаниевую парадигму, ориентированную на приобретение знаний, умений и навыков и не способствующую использованию их в разных жизненных речевых ситуациях;

Всеми этими фактами определяется актуальность изучения теоретических и методологических обучения якутскому языку как государственному в Республике Саха (Якутия).

По второму разделу „Теория и методика изучения родной литературы в контексте диалога литератур народов СВ РФ» получены следующие результаты:

Разработана теоретическая часть исследования «Теория и методика изучения якутской литературы в контексте диалога культур в поликультурном пространстве». В ней отражены основные теоретические и методические предпосылки изучения якутской литературы в контексте диалога литератур народов РФ:.

Определены основное содержание, пути и методы изучения якутской литературы в контексте диалога с литературами народов РФ.

Теория и методика изучения родной (якутской литературы) в контексте диалога с русской литературой. - создана методика изучения якутской литературы с учетом сопоставительно-сравнительного анализа содержания и формы художественного текста, видения его национальной специфики и своеобразия.

Одним из оптимальных путей преподавания якутской литературы в школе с русским (родным) языком обучения является изучение литературы на основе диалога культур: якутской и русской. Такой методический подход к изучению литератур значительно расширяет кругозор учащихся, содействует их многогранному развитию,

Продолжается сбор и разработка экспериментальных материалов по реализации методической системы по изучению якутской литературы в школе. Нами были разработаны следующие поурочные планы, которые раскрывают живую, вечную связь со времен становления якутской литературы, двух великих народов по разным жанрам литературы. Учитель-словесник знает, что тема детства в художественном произведении всегда вызывает у учащихся особый интерес. В рассказе Эрилик Эристиинэ «Хачыгыр» показана трагически оборванная жизнь мальчика-бедняка Хачыгыра. Суровая действительность дореволюционной жизни народа и сегодняшние реалии нашей современной жизни переплетаются.  Воспитание детей в семье, обществе,  реализация себя как личности в социуме сегодня являются одним из актуальных проблем. Выбором для проведения параллели стало произведение В.Г. Короленко «Дети подземелья». Много общего, но главное, что объединяет  писателей – это боль за то, в каких бесчеловечных условиях живут эти маленькие существа. Но не только общая тема произведений подвергает нас к взаимосвязанному изучению, здесь авторское отношение наблюдается во многом: в создании портретной характеристики, в подборе художественных, изобразительных средств, в авторских отступлениях и.т.д.

В 7 классе при сравнительном изучении А.Е. Кулаковского и М.Ю. Лермонтова сопоставление строилось вокруг морально-этической, философской проблемы назначении человека, его «жизненной драмы» и внутренней душевной борьбы (стихотворения А.Е. Кулаковского «Спор между умом и сердцем» и М.Ю. Лермонтова «Спор»). В этих стихотворениях ощущается сложность, многогранность и иррациональность человека. И попытка воссоздать и развивать в душах человечества некий баланс существования – вот основная идея, которая проходит красной нитью.

Знакомство с творчеством одного из основоположников якутской письменной литературы А.И. Софронова-Алампа мы соотнесли  с изучением творчества А.П. Чехова. В наше конфликтное, хаотичное время еще и еще раз возвращаемся к нашим истокам, пытаемся у них уразуметь и задуматься о судьбе народа и родины. Идея рассказа Алампа

«Дьуьун кубулуйумтуо» является сквозным в творчествах других писателей. Примером тому служит рассказ русского писателя А.П. Чехова «Хамелеон». При использовании методики диалога культур учащиеся  6 класса смогут отличить и выявить особенность, уникальность и типологическое сходство сюжета произведений.

Разработана методика изучения духовно-нравственного аспекта якутской классической литературы как средство воспитания духовного мира школьников. Актуализация нравственно-духовного аспекта художественного произведения продуктивна на основе учета перехода сознания и переживания читателя из плана индивидуальных переживаний в иной план – общечеловеческих ценностей и идеалов. Такой результат достигается, если подсознательные процессы психики, воображение учащегося озарены, очеловечены философией любви. Философия любви вырабатывается в процессе общения читателя с писателем и героем, с учителем и другими учащимися.

Философия любви – это нравственность и духовность, осердеченные, пробужденные любовью, находящиеся в диалектическом единстве с эстетическим воспитанием. Личностно-ценностное, индивидуально ориентированное диалогическое общение ученика и учителя достигается, когда в процессе анализа произведения учащийся постигает авторскую позицию, соотнеся с собственным морально-психологическим состоянием.

Разработана методика применения методов искусств на уроках родной литературы». Выявлены методически целесообразные способы и приемы метода «действенного анализа» К.С. Станиславского,  наиболее приемлемые для изучения драмы в школе (см. эксперимент).  

Обоснована  методика эпизодического и комплексного использования театральных элементов при изучении драмы в якутской школе.

В практике преподавания литературы важное место принадлежит взаимодействию литературы с  видами изобразительного искусства. Изобразительное искусство  на уроках литературы пробуждает более глубокое проникновение в идею  произведения, так же формирует художественно-творческую активность учащихся.

На экспериментальных уроках якутской литературы из основных видов изобразительного искусства, применялись  разные жанры живописи:

-       портрет,

-       пейзаж,

-       бытовой,

-       исторический,

-       анималистический.

На уроках сложились устойчивые традиции сопоставления бытовых картин с литературными произведениями по тематическому принципу, когда полотна художников соотносятся с темой, идейной направленностью созданий писателей, когда сравниваются общность сюжетов и близость судеб героев холстов живописцев и литературных произведений.

Музыкальное искусство на уроках литературыискусство временное – обладает не изобразительными, а выразительными возможностями. У этого вида искусства есть особые, уникальные способы для выражения человеческих эмоций, настроений. Благодаря звуковой природе музыка воссоздает душевную, внутреннюю характеристику человека, жизненных явлений без внешних примет их существования.

Определены психолого-педагогические принципы, обеспечивающие эффективность изучения якутской литературы в контексте диалога литератур:

1/ возрастосообразность - создание условия учета психолого-педагогических особенностей учащихся, психологических особенностей восприятия художественного произведения;

2/ ориентация на достижение ключевых компетентностей, предусмотренных требованиями стандарта;

3/ использование открытой информационно-образовательной среды (диалог автора и учителя, учителя и ученика, ученика и автора; развитие самостоятельности учащегося: использование внешкольных источников информации, ориентация учителя на диагностику достижений и поддержку ученика, диалог литератур; средства массовой информационной технологии и т.д.)

4/ развитие самостоятельности и умения взаимодействовать с другими (ориентация на зону ближайшего развития Л.С. Выготского; развитие самостоятельности через предлагаемые задания; предложение заданий, требующих совместной деятельности)

Как один из результатов анализа теории проблемы изучения литературы в контексте диалога культур можно отметить следующее положение: рассмотрение проблемы изучения художественной литературы в контексте диалога культур логичнее строить на основе теории диалогичности самой природы художественной литературы. Поэтому теорию диалогичности самой природы художественной литературы мы берем как методологическую основу дидактики уроков изучения родной литературы в контексте диалога литератур. Поскольку ученик только освоив диалогическую суть художественного произведения, сможет постичь способность вхождения в творческий процесс диалога разных литератур, времен и народов. В связи с этим нами предпринята попытка более пристального исследования процесса восприятия художественного произведения. Опорной в развитии способности у растущего человека глубокого понимания, личностно значимого, эстетического восприятия художественного текста выступает, естественно, родная литература. Человек только через понимание и освоение особенностей воссоздания художественного образа сплава жизни, духовных реалий эстетического и этического воззрений родного народа может наиболее адекватно подойти к пониманию идейно-эстетического содержания иноязычной литературы.

Таким образом, современная методическая мысль в целом рассматривает процесс восприятия художественной литературы как творческий процесс, основанный на духовном взаимодействии автора и читателя, в котором доминирующую роль несет пробуждение внутренних, духовных возможностей ученика.