• ЭИОС

Научно-исследовательская деятельность.

НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КМПЯЯЛИНК

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН НИР:

«Стратегии формирования  языковой и культурной мобильности подрастающего поколения в поликультурном образовательном пространстве».

Ответственные исполнители: Институт языков и культуры народов СВ РФ СВФУ имени М.К. Аммосова, кафедра методики преподавания якутского языка, литературы и национальной культуры. 

Руководитель проекта: д.п.н. Поликарпова Е.М. 

Район исследования: территория РС (Я) 

Актуальность темы исследования. Необходимость теоретического осмысления и практической реализации выдвинутой темы актуализированы эпохой, реализацией новых подходов к образованию в РФ, способствующих формированию качественно отличного, интеллектуально и духовно развитого нового поколения граждан России, могущих реализовать свои потенциальные возможности в жизни.  

Языковая мобильность обеспечивает успешность человека во всех сферах жизни, предопределяет возможности раскрытия его интеллектуального и духовного богатства во благо общества.  Человек, овладевая равноценно родным, русским и иностранными языками и культурой развивается и интеллектуально, и духовно. Сегодня родной, русский и иностранный языки как школьные предметы ведутся в общеобразовательных школах республики с этническим (якутским) составом обучающихся. Данные предметы ведутся недостаточно согласованно, в большей степени автономно, что, на наш взгляд, обусловливает понимание языка не как сущностного человекосозидающего  предмета, что снижает  влияние языков, параметра языковых формул в единстве и в различии.   Интеграция языковых дисциплин способствует реализации метапредметного подхода, метапредметной технологии обучения, что положительно скажется на уровень  развития базовых способностей учащихся: мышления, понимания, коммуникации, рефлексии.   В условиях полиязычной и поликультурной республики гармоничное овладение родным, русским и иностранным языками имеет первостепенное значение в воспитании и формировании качественного  человеческого ресурса республики.           

Цель: Определение приоритетных направлений стратегии формирования языковой и культурной мобильности современного человека; условия и методики их реализации в практику общеобразовательной системы Республики Саха (Якутия).         

Задачи: 

– теоретическое обоснование принципов метапредметного подхода, метапредметной технологии обучения родному, русскому и иностранному языкам, литературам и культуре; 

- выявление путей, методов метапредметной технологии обучения родному, русскому и иностранному языкам,  литературам и культуре; 

- проведение мониторинговых исследований по выявлению состояния преподавания и реализации компетентностного и метапредметного подходов к фундаментальному ядру образования по гуманитарным дисциплинам. 

- проведение экспериментального обучения школьников би-полилингвов в условиях Республики Саха (Якутия). 

Методы исследования: 

1.      Методы факторного анализа содержания, особенностей и методики обучения родному, русскому и иностранному языкам, литературам и культуре. 

2.      Метод прогнозирования и построения системы метапредметной технологии по обучению родному, русскому и иностранному языкам, литературам и культурам. 

3.      Экспериментальное обучение по метапредметной технологии в общеобразовательных учреждениях республики. 

4.      Метод мониторинга экспериментального обучения.

Этапы исследования:

2016 г.

1.      Разработка концепции исследования.

  1. Разработка инновационных учебных  комплектов и методических пособий по родному языку и литературе.

2017 г.

1.      Выявление проблемных зон интеграции языковых материалов, литературных произведений и культуры в полиязычной и поликультурной образовательной среде.

2.      Разработка системы обучения по метапредметной технологии в средних классах общеобразовательной школы.

  1. Разработка инновационных учебных  комплектов и методических пособий по родному языку и литературе.

3.      Проведение экспериментального обучения в начальных и средних классах.

4.      Научный отчет по результатам (мониторингу) экспериментального обучения в начальных и средних классах общеобразовательной школы (1 этап).

      2018 г.

1.      Разработка системы обучения по метапредметной технологии в старших классах общеобразовательной школы.

  1. Разработка инновационных учебных  комплектов и методических пособий по родному языку и литературе.

3.      Проведение экспериментального обучения в начальных, средних и старших классах общеобразовательной школы.

4.      Научный отчет по результатам (мониторингу) экспериментального обучения в начальных, средних и старших классах общеобразовательной школы.

2019 г.

Научный отчет по результатам (мониторингу) экспериментального в старших классах общеобразовательной школы.

Ожидаемые результаты:

1.Определение основных направлений стратегии формирования языковой и культурной мобильности современных школьников будет способствовать взращиванию интеллектуально и творчески развитого, высокопрофессионального человека, гражданина России, способного содействовать  устойчивому развитию региона.

2.Реализация в практику школ (локально, в школах, где проводилось экспериментальное обучение): уровня овладения школьниками тремя языками и культурой (родной, русской и культурой (литературой) изучаемого иностранного язык).

              3. По результатам (данным) исследования будут разработаны учебно-методические комплексы: пособия по технологии обучения родному, русскому и иностранному языкам, по родной, русской, зарубежной литературам и культуре; электронные обучающие мультимедийные пособия по всем разделам исследования.

Общественная значимость ожидаемых результатов:

·           содействие развитию и сохранению человеческого капитала населения северо-восточных территорий РФ, повышению качества жизни людей;

·           повышение роли образования как социального института в устойчивом развитии Республики Саха (Якутия) и северо-восточных территорий РФ.

 

ЗНАЧИМЫЕ НАУЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Публикационная деятельность

Публикации

2013

2014

2015

2016

Монографии

1

-

-

 

Учебные пособия, издания

В т.ч. электронные

7

 

4

4

 

1

7

7

 

10

Web of Science

-

1

2

2

Scopus

-

-

1

1

РИНЦ

16

7

7

7

ВАК

7

1

-

7

 

 

 

 

 

зарубежных

1

2

1

2

выигранные гранты

 

1

2

2

 

 

 

МОНОГРАФИИ

2013 (1)

1.                  Захарова Г.А.  Методика изучения якутской литературы в школе с русским (родным) языком обучения в контексте диалога культур. Якутск: Издательский дом СВФУ, 2013.

2014---

2015---

УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ, УЧЕБНЫЕ ИЗДАНИЯ

2013 (11)

1.Иевлев Е.К. Олонхо иитэр онкуллара. Дьокуускай: Бичик, 2013. - 88 с.

2.Гурьев Г.И. Саха тылын оскуола5а үөрэтииметодиката. 1 чааһа. Дьокуускай, ООО РИЦ «Офсет» , 2013. 100 с.

3.Атласова Э.С. Пословицы (язык тундренных юкагиров). для общеобразовательных школ

4.Колодезников С.К. Саха-русско-англо-немецкий словарь. / Сост. П.Р. Егоров, А.П. Тевс, С.К. Колодезников - рецензент, научный руководитель. Якутск: Издательский дом СВФУ, 2013. - 252 с.

5.Атласова Э.С. Карманный словарь по юкагирскому языку.

6.Атласова Э.С. Программа обучения по юкагирскому языку для общеобразовательных школ

7.Атласова Э.С. Книга для внеклассного чтения на юкагирском языке «Сказка о вороне и гагаре».

Электронные учебные пособия

8. Поликарпова Е.М., Молукова С.В. Регистрация ОФЭРНиО электронное учебное пособие «Человеку - Родина: по произведениям поэтов Российской Федерации» для студентов направления 050100 «Педагогическое образование» и для учащихся. 19.11.2013. (020.69.705.00.521.01.99.01.)

9. Олесова С.Г., Соловьева Д.И. Регистрация ОФЭРНиОэлектронное мультимедийное пособие «Сүрэҕинсылааһа - норуотугар» (Семен Данилов «Тепло моего сердца – моему народу») для студентов направления 050100 «Педагогическое образование» и для школьников общеобразовательных школ РС (Я). 19.11.2013. (020.69.705.00.522.01.99.01.)

10.              Колодезников С.К. Регистрация ОФЭРНиО электронный видео-курс интенсивных методик изучения языка «Самоучитель «Саха тыла» (якутский язык)» для студентов направления 050100 «Педагогическое образование». 19.11.2013. (020.69.705.00.523.01.99.01.)

11. Никитина Н.Г. Регистрация ОФЭРНиО электронную учебную программу «Методика преподавания культуры народов Республики Саха (Якутия)» для студентов направления 050100 «Педагогическое образование». 19.11.2013. (020.69.705.00.520.01.99.01.)

 

2014 (5)

1. Учебное пособие Поликарповой Е.М., Иевлева Е.К., Олесовой С.Г., Захаровой Г.А. «Методика преподавания якутской литературы в школе» «Рекомендовано Дальневосточным региональным учебно-методическим центром (ДВ РУМЦ) в качестве учебного пособия для студентов направления подготовки бакалавров 050100.62 «Педагогическое образование» профиль «Родной язык и литература» вузов региона». (Протокол № 9 от 16.06.2014 г.)

2. Учебное пособие Поликарповой Е.М., Захаровой Г.А., Винокуровой А.А., Молуковой С.В. «Теория и методика приобщения учащихся к литературе народов России на уроках родной литературы школ РС (Я)» «Рекомендовано Дальневосточным региональным учебно-методическим центром (ДВ РУМЦ) в качестве учебного пособия для студентов направления подготовки бакалавров 44.03.05 «Педагогическое образование» профиль «Родной язык и литература» вузов региона». (Протокол № 11 от 28.11.2014 г.)

3.      Колодезников С.К. учебник «Саха тыла» дла зарубежных стажеров, изучающих якутский язык интенсивными методами обучения.

4.      Учебное пособие Никитиной Н.Г., Кривошапкиной Е.А. «Методика приобщения учащихся к культуре народов Республики Саха (Якутия)» «Рекомендовано Дальневосточным региональным учебно-методическим центром (ДВ РУМЦ) в качестве учебного пособия для студентов направления подготовки бакалавров 44.03.01 «Педагогическое образование» вузов региона». (Протокол № 11 от 28.11.2014 г.)

5.      Олесова С.Г., Молукова С.В.Электронное мультимедийное пособие. «А.И. Софронов-Алампа дэгиттэр таллааннаах саха улуу киһитэ» («Алампа: жизнь в творчестве»). Якутск, 2014.

2015  (7)

1.                           Атласова М.М. Технологические особенности приобщения к национально-этнической культуре. – Якутск: Издательский дом СВФУ, 2015. – 198 с. «Рекомендовано (ДВ РУМЦ) в качестве учебного пособия для студентов направления подготовки бакалавров 050100.62 «Педагогическое образование» профиль «Родной язык и литература» вузов региона». (Протокол № 9 от 16.06.2014 г.). Якутск, 2015.

2.                           Поликарпова Е.М. Программа «Родная (якутская) литература» (5-9 классы) для основной образовательной организации с родным (якутским) языком обучения. Якутск, Национальное книжное издательство «Бичик», 2015. – 48 с.

3.                           Поликарпова Е.М. Учебник 5 класса «Родная (якутская) литература». Якутск, Национальное книжное издательство «Бичик», 2015. – 270 с.

4.                  Колодезников С.К. (в соавторстве). Программа школьной дисциплины “Язык саха как государственный” для 5-9 классов русско-язычной школы. Якутск, 2015. – 80 с. (Рукопись сдана в издательство МО РС(Я).

5.                           Гурьев Г.И. Учебник 5 класса «Родной язык (якутский)» для основной образовательной организации с родным (якутским) языком обучения. Якутск, Национальное книжное издательство «Бичик», 2015. – 280 с.

6.                  Гурьев Г.И. Правила орфографии якутского языка. Якутск, Издательство «Бичик», 2015. - 38 с.

7.                  Атласова М.М. Обучение национальной культуре народов Севера. Учебное пособие. – М., МГИК, 2015. – 120 с.

 

ЗАРУБЕЖНЫХ, ИНДЕКСИРУЕМЫХ В WEB OF SCIENCE

2013----

2014 (1)

  1. Атласова М.М. 6th International Scientific Conference «Applied Sciences and technologies in the United States and Europe: common challenges and scientific findings» Hosted by the CIBUNET Publishing Conference papers April 21, 2014 New York, s. 145-146. Web of Science. Section 12. Philology and linguistics: Ritual poetry of the people Sakha during the holiday the ysyakh.

2015 (2)

1.Элеанор Пирс, Колодезников С.К. Как получить удовольствие от ночных пирушек: воздержание и идентичность в Ысыах Саха (How to Enjoy a Teetotal All- Night Party:Abstinence and Identity at the Sakha People's Yhyakh). Published in Folklore: Electronic Journal of Folklore (08-01-2015). (vol. 61). (Estonia). – С. 117-134. Scopus and Web of Science.

2. Атласова М.М. 6th International Scientific Conference “Applied Sciences and technologiesin the United States and Europe: common challenges and scientific findings” Hosted by the CIBUNET Publishing Conference papers April 21, 2014 New York, s. 145-146. Section 12. Philology and linguistics: Ritual poetry of the people Sakha during the holiday the ysyakh. Web of Science.

ЗАРУБЕЖНЫХ, ИНДЕКСИРУЕМЫХ В  SCOPUS

2013---

2014----

2015 (1)

1.      Атласова М.М., Атласова Н.А.  Речевой этикет в русской языковой и китайской коммуникативных культурах  (Speech etiquette in Russian language and Chinese Communicative cultures). Журнал Indian Journal of Science and Technology, выходные данные - декабрь 2015 г.  Scopus. 

- РОССИЙСКИХ,  В РИНЦ

2013 (16)

1.   Поликарпова Е.М. Менталеобразующие приоритеты созидания современного педагога / Проектирование содержания и технологий подготовки педагогических кадров с учетом новой нормативной базы и актуальных задач развития образования. Сборник материалов научно-методического семинара Учебно-методического объединения по образованию в области подготовки педагогических кадров. Якутск, Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, 10-13 июня 2013 г. [Электронный ресурс] / Под редакцией А.Д. Николаевой, О.П. Осиповой, И.С. Алексеевой. – Электр. текст дан. (1 файл 2,4 Мб). – Киров: МЦНИП, 2013. – 278 с. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). - С. 89-92.

2. Поликарпова Е.М. Педагогическая ценность теории А.М. Левидова о диалогичной сути художественного произведения / Естественно-гуманитарные исследования. Международный журнал (включен в индекс научного цитирования). Научно-издательский центр «Академия знаний» г. Краснодар. № 1, 2013. С. 103-105.

3.   Колодезников С.К. О разработке магистерской программы по профилю «Теория и методика формирования полилингвальной личности в поликультурном социуме» / Проектирование содержания и технологий подготовки педагогических кадров с учетом новой нормативной базы и актуальных задач развития образования. Сборник материалов научно-методического семинара Учебно-методического объединения по образованию в области подготовки педагогических кадров. Якутск, Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, 10-13 июня 2013 г. [Электронный ресурс] / Под редакцией А.Д. Николаевой, О.П. Осиповой, И.С. Алексеевой. – Электр. текст дан. (1 файл 2,4 Мб). – Киров: МЦНИП, 2013. – 278 с. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). – С. 65-68.

4.   Колодезников С.К. Картина традиционного мира якутов / Сборник научных трудов SWorld. Материалы международной научно-практической конференции «Современные проблемы и пути их решения в науке, транспорте, производстве и образовании 2012». http://www.sworld.com.ua/index.php/ru/pedagogy-psychology-and-sociology-212/theory-and-methods-of-studying-education-and-training-212?q=%2Findex.php%2Fru%2Fpedagogy-psychology-and-sociology-212%2Ftheory-and-methods-of-studying-education-and-training-212&start=40– Выпуск 4. Том 49. – Одесса: КУПРИЕНКО, 2012. С. 4-16. (статья входит в РИНЦ)

5.   Колодезников С.К. Феномен черного шамана в Якутии / Сборник научных трудов SWorld. Материалы международной научно-практической конференции «Современные проблемы и пути их решения в науке, транспорте, производстве и образовании 2012». http://www.sworld.com.ua/index.php/ru/pedagogy-psychology-and-sociology-212/theory-and-methods-of-studying-education-and-training-212?q=%2Findex.php%2Fru%2Fpedagogy-psychology-and-sociology-212%2Ftheory-and-methods-of-studying-education-and-training-212&start=40– Выпуск 4. Том 49. – Одесса: КУПРИЕНКО, 2012. С. 16-23. (статья входит в РИНЦ)

6.   Колодезников С.К. Дидактическая ценность использования литературно-критических статей на уроках литературы (на материале якутской литературы)/ Сборник научных трудов SWorld. Материалы международной научно-практической конференции «Современные проблемы теоретических и прикладных исследований 2013». - Выпуск 1. Том – Одесса: КУПРИЕНКО, 2013. С. 3-6 (статья входит в РИНЦ)

7.   Колодезников С.К. Изучение мифов на уроках якутской литературы / Сборник научных трудов SWorld. - Выпуск 3. Том 19. - Одесса: КУПРИЕНКО СВ, 2013. С. 48-50.

8.   Колодезников С.К. Работа над историческими преданиями и легендами на уроках якутской литературы / Сборник научных трудов SWorld. - Выпуск 3. Том 19. - Одесса: КУПРИЕНКО СВ, 2013. С. 50-52

9.   Захарова Г.А., Олесова С.Г. Реализация совмещенных профилей в рамках подготовки бакалавров по направлению «Педагогическое образование» для малокомплектных школ РС(Я) / Проектирование содержания и технологий подготовки педагогических кадров с учетом новой нормативной базы и актуальных задач развития образования. Сборник материалов научно-методического семинара Учебно-методического объединения по образованию в области подготовки педагогических кадров. Якутск, Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, 10-13 июня 2013 г. [Электронный ресурс] / Под редакцией А.Д. Николаевой, О.П. Осиповой, И.С. Алексеевой. – Электр. текст дан. (1 файл 2,4 Мб). – Киров: МЦНИП, 2013. – 278 с. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).  – С. 146-149.

10.         Атласова М.М. Учет национальной специфики в образовательном процессе / Проектирование содержания и технологий подготовки педагогических кадров с учетом новой нормативной базы и актуальных задач развития образования. Сборник материалов научно-методического семинара Учебно-методического объединения по образованию в области подготовки педагогических кадров. Якутск, Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, 10-13 июня 2013 г. [Электронный ресурс] / Под редакцией А.Д. Николаевой, О.П. Осиповой, И.С. Алексеевой. – Электр. текст дан. (1 файл 2,4 Мб). – Киров: МЦНИП, 2013. – 278 с. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). – С. 197-200.

11.         Иевлев Е.К. Философия, объединяющая всех жителей планеты / Проектирование содержания и технологий подготовки педагогических кадров с учетом новой нормативной базы и актуальных задач развития образования. Сборник материалов научно-методического семинара Учебно-методического объединения по образованию в области подготовки педагогических кадров. Якутск, Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, 10-13 июня 2013 г. [Электронный ресурс] / Под редакцией А.Д. Николаевой, О.П. Осиповой, И.С. Алексеевой. – Электр. текст дан. (1 файл 2,4 Мб). – Киров: МЦНИП, 2013. – 278 с. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).  - С. 209-212.

12.         Никитина Н.Г. Формирование этнокультурных компетенций будущих педагогов культурологов / Проектирование содержания и технологий подготовки педагогических кадров с учетом новой нормативной базы и актуальных задач развития образования. Сборник материалов научно-методического семинара Учебно-методического объединения по образованию в области подготовки педагогических кадров. Якутск, Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, 10-13 июня 2013 г. [Электронный ресурс] / Под редакцией А.Д. Николаевой, О.П. Осиповой, И.С. Алексеевой. – Электр. текст дан. (1 файл 2,4 Мб). – Киров: МЦНИП, 2013. – 278 с. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).  – С. 221-227.

13.       Молукова С.В. К теории методики организации изучения художественного произведения в контексте диалога литератур / Естественно-гуманитарные исследования. Международный журнал (включен в индекс научного цитирования). Научно-издательский центр «Академия знаний» г. Краснодар. № 1, 2013. С. 99-102.

14.       Винокурова А.А., Павлова И.П. Магическая функция слова в традиционных культурах / Научно-практический журнал «Современная наука: Актуальные проблемы теории и практика». Серия гуманитарные науки. №3-4 2013 (март-апрель). С. 77-83.

15.       Винокурова А.А. Строфика в эвенской поэзии (на примере творчества В. Лебедева)  / Журнал Сибирского федерального университета. Серия «Гуманитарные науки». Май 2013 (том 6, номер 5). С. 664-670.

16. Кривошапкина Е.А. Из истории издания учебно-методической литературы по эвенскому языку / Журнал Сибирского федерального университета. Серия «Гуманитарные науки». Май 2013 (том 6, номер 5). С. 653-659.

 

2014 (7)

1.      Захарова Г.А. Философско-культурологическая основа изучения художественного произведения в контексте диалога культур / Влияние педагогических традиций на становление и развитие личности будущего учителя. Сборник материалов научной конференции Россия, Якутск, Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, 6-7 ноября 2013 г. [электронный ресурс] / Под ред. А.Д. Николаевой, О.П. Осиповой, И.С. Алексеевой. – Киров: МЦНИП, 2013. С. 276-282. (в отчет  за 2013 г. не включен)

2.      Атласова М.М. Использование новых технологий на занятиях национальной культуры / Международная научно-практическая конференция «Актуальные вопросы образования и науки». Секция 4. Прогрессивная педагогика, образовательные и социальные технологии. - Тамбов, 30 сентября 2014. Эл. № ФС 77-57716 от 18.04.2014.

3.      Атласова М.М. Информационные технологии на уроках национальной культуры / VII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в    современном мире», Секция А17. - Махачкала, 28 сентября 2014.

4.      Атласова М.М. Формы приобщения детей к труду взрослых / Всероссийская научная конференция «Современное общество и труд». - СПб, январь 2014, с. 687-692.

5.      Атласова М.М. Проблемы педагогического мастерства / Междунар. науч-практ. конференция «Современное общество, образование и наука».    - Тамбов, 30 июня 2014, с. 7-8. Эл. № ФС 77-57716 от 18.04.2014.

6.      Атласова М.М. Методика создания Базы данных. Академический Форум корпорации ЕМС: Сборник тезисов докладов участников конференции. 20-25 октября 2014 г. -М: МГУ им.М.В.Ломоносова. Факультет ВМК. МАКС Пресс, 2014, с.106-109. ISBN 978-5-317-04840-2. УДК 004. ББК 32.81.

7.      Атласова М.М. Трагедия и пафос войны языком песенного искусства // Война и историческая память: Тезисы докладов Международной научно-практической конференции «Война и историческая память», приуроченной к 100-летию начала Первой Мировой войны, Россия, Санкт-Петербург, Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения, 31 октября 2014 года/ Председатель редакционной коллегии: Евменов А.Д.; научный редактор: Климин А.И. - СПб.: СПбГУКиТ; Издат-во "Фора-принт", 2014. ISBN 978-5-903187-43-0. С. 85-86.

2015 (4)

1. Поликарпова Е.М., Никитина Н.Г., Олесова С.Г. Методика интерпретации художественного текста как феномена культуры // Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Единство многообразия. Литература народов Якутии в контексте диалога культур». Секция «Проблемы воспитания читателя в поликультурном образовательном пространстве». г. Якутск, Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов СО РАН, 16-17 июня 2015 г.

2. Атласова М.М., Заровняева М.В. Особенности организации летнего отдыха учащихся в условиях Севера // Наука, образование, общество: актуальные вопросы и перспективы развития: Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 30 сентября 2015 г.: в 4 частях. Часть II. М.: ООО «АР-Консалт», 2015 г.- 161 с. С. 51-53.

3. Атласова Михнаса Михайловна. Использование новых технологий на занятиях национальной культуры. Материалы международной научно-практической конференции "Актуальные вопросы образования и науки". Секция 4. Прогрессивная педагогика, образовательные и социальные технологии. Эл. № ФС 77-57716 от 18.04.2014. - Тамбов, 30 сентября 2014.

4. Атласова М.М. Трагедия и пафос войны языком песенного искусства // Война и историческая память: Материалы Международной научно-практической конференции "Война и историческая память", Россия, Санкт-Петербург, Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения, 31 октября 2014 года / Председатель редакционной коллегии: Евменов А.Д.; научный редактор: Климин А.И. - СПб.: СПбГУКиТ; Издательство "Фора-принт", 2014. ISBN 978-5-903187-43-0. С. 85-86.

 


. РОССИЙСКИХ, ПО ПЕРЕЧНЮ ВАК

2013 (7)

1. Поликарпова Е.М. Духовно-личностный подход к восприятию художественного произведения // Среднее профессиональное образование (ежемесячный теоретический и научно-методический журнал). Москва, «Среднее профессиональное образование», 2013.  Январь № 1. С. 57-59.

2. Поликарпова Е.М. Методическое осмысление теории психологии восприятия искусства Л.С.Выготского в аспекте изучения литературы в школе. Казань: Казанская наука № 12, 2012. С. 258-260.

3. Иевлев Е.К. Проблемы возделывания частной индивидуальной культуры личности // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ) [Электронный ресурс]. – Краснодар: КубГАУ, 2013. - №03(87). – Режим доступа: http://ei.kubagro.ru\2012/03/pdf/18.pdf, 0,688 у.п.л.

4. Иевлев Е.К. Духовный гуманизм А.И. Софронова / Вестник Северо-Восточного федерального университета. Научный журнал. Том 10, №3 июль-август, 2013. - 42-47 с.

5. Филиппов Г.Г. FormsofconjugationofparticiplesoftheYakutlanguage (Формы спряжения причастий якутского языка) // Karadeniz (BlackSea -Черное море). Ежеквартальный международный журнал общественных наук. Материалы международной междисциплинарной научно-практической конференции "Язык и культура в меняющемся мире". Якутск, 23-24 октября 2013 г. - Анкара, 2013. - С.168-183.

6. Атласова М.М. Школьный музей как фактор развития коллективного творчества. Казань: Казанская наука № 2, 2013. С. 148-150.

7. Атласова М.М. Технологии приобщения учащихся к национальной культуре // Вестник государственного университета культуры и искусств. Научный журнал 4 (54) 2013 г. С.159-162.

2014 (1)

1.Атласова М.М. Формирование этнического самосознания у подростков в краеведческой деятельности. - М.: Изд-во МГУКИ, сентябрь 2014. ВАК.

 

- В ТРУДАХ МЕЖДУНАРОДНЫХ КОНФЕРЕНЦИЙ

2013--

2014 (2)

1.      Кодезников С.К. «La Langue yakoute, moyen de communication interculturelle еn soсiete polyethnigue». // Материалы международной междисциплинарной конференции «Сообщества малочисленных и малых народов в процессе глобализации. Унификация, противотояние или возрождение?» в рамках сотрудничества и научного обмена между университетом Ренн-2 (Франция) и Северо-Восточным федеральным университетом им. М.К. Аммосова (Россия) 16-19 октября 2012. Франция. Ренн, 2014. C. 139-147.

2.      Никитина Н.Г. «Perception et comprehension de la poesie epique a lecole primaire et nationale yakoute» Проблема восприятия и понимания эпического текста в начальной  якутской школе   // Материалы международной междисциплинарной конференции «Сообщества малочисленных и малых народов в процессе глобализации. Унификация, противотояние или возрождение?» в рамках сотрудничества и научного обмена между университетом Ренн-2 (Франция) и Северо-Восточным федеральным университетом им. М.К. Аммосова (Россия) 16-19 октября 2012. Франция. Ренн, 2014. C. 275-281.

 

2015 (1)

1. Атласова М. М. Технологическая конференция Moscow EMC Форум-2014. Научный доклад: "Пути развития профессиональных компетенций у студентов". - Москва, 24.10.2014.

ВЫИГРАННЫЕ ГРАНТЫ

2013 (1)

1. Филиппов Г.Г., Гурьев Г.И., Алексеев И.Е., ВС.П. Государственный контракт на 2011-2013 гг. на выполнение НИР «Научные основы гуманитарного духовного развития народа саха: теория и практика обоснования эффективности воспитания и обучения детей саха на родном якутском языке». Якутск, 2013. (Республиканское)

2014(2)

1.Атласова М. М.. Учебные курсы корпорации ЕМС по программе "Развитие профессиональных компетенций студентов" в объеме 48 академических часов. Тема гранта "Обсуждение инноваций в информационной инфраструктуре и развитии учебного процесса вузов различных стран" на сумму 50000 руб. - М.: МГУ, 2014.

2. Филиппов Г.Г., Гурьев Г.И., Алексеев И.Е., ВС.П. Государственный контракт на 2011-2013 гг. на выполнение НИР «Научные основы гуманитарного духовного развития народа саха: теория и практика обоснования эффективности воспитания и обучения детей саха на родном якутском языке»

2015 (2)

республиканские  

1. Государственный контракт № 15-01/03 на разработку Выполнение работ по разработке учебных программ и учебников по учебному предмету «Родная (якутская) литература» для основной образовательной организации с родным (якутским) языком обучения на сумму  2.895 037 рублей.

2. Государственный контракт № 15-01/02 на разработку «выполнение работ по разработке учебных программ и учебников по учебному предмету «Родной (якутский) язык» для основной образовательной организации с родным (якутским) языком обучения на сумму 2.900.000 рб.

ОРГАНИЗОВАНО И ПРОВЕДЕНО НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ

Проведение научных конференций:

2013--2014 (1)

1. Международный научно-методический семинар «Диалог народов – диалог культур: проблемы и перспективы в Арктическом регионе». Якутск, 27 марта 2014 г. Организаторы: д.п.н., профессор КМПЯЯЛиНК ИЯКН СВРФ СВФУ Поликарпова Е.М., Колодезников С.К., Никитина Н.Г.

2015 (6)

1.  Колодезников С.К. Международный семинар “Теория и методика полилингвального образования”. Якутск, 16 июня 2015 г. Участники: Чабо Мессарож, д.ф.н., сотрудник Институа гуманитарных иссл. Академии наук Венгрии. Элеонор Пирс, д.и.н, Кембриджского университета Великобритании. Джони Шевалье, к.ф. наук., профессор военно-морской академии США (преподаватель русского языка).

2. Атласова М.М. Проведение Международного научно-практического семинара по теме: «Гражданско-патриотическое воспитание молодежи» на Шестом Международном Слете учителей – Сочи-2015. г. Сочи-2015.

3. Атласова М.М. Научная программа НПК с Международным участием "Женщины и вызовы современности". Секция 6. Духовно-нравственные пути развития и формирования здорового образа жизни в семье. - Якутск, 3-4 апреля 2015 г.

4. Атласова М.М. Круглый стол  "Этнокультурное взаимодействие образовательных организаций и социальных институтов народов РС (Я)", проводимого в рамках Международной научно-практической конференции Департамента Президента Республики Татарстан, Ассамблеи народов Татарстана, Казанского федерального университета «Взаимодействие органов власти, общественных объединений и образовательных учреждений по гармонизации этноконфессиональных и межнациональных отношений: региональный аспект». - Якутск, 3-4 апреля 2015 г.  

5. Атласова М.М. Международный слет учителей. Благодарность за профессионализм и помощь в подготовке методических материалов в 6-м Международном Слете учителей - Сочи 2015. Председатель Оргкомитета, Президент Международной Академии развития образования: Горюнов О.В.

6. Атласова М.М. IV Всероссийская конференция "Современные технологии развития образовательных учреждений" с участием руководителей, методистов и педагогов учреждений образования из 23-х городов и регионов РФ. Институт новых технологий. Директор: Крутов В.В. - Москва, апрель, 2015.

 

Подготовка научных кадров

Аспирантура и докторантура

Диссертационный совет

Научная школа

Научная лаборатория - научно-исследовательская лаборатория «Проблем методики обучения родному языку, литературе и культуре народов СВ РФ».

 

 

 



Исследование теории дидактики обучения языкам, литературам и культуре народов республики Саха (Якутия) в контексте диалога культур народов РФ, в перспективе и другим языкам и культуре этносов Северо-Востока РФ, стратегически важно, так как только при достижении качественно нового, инновационного, продуктивного, жизненно востребованного, живого обучения родному языку и культуре возможно сохранение и развитие языков и культуры народов. Сохранение и развитие языков и культуры народов России – гарант процветания Российской Фелерации как могучего, демократического государства.

При кафедре создана научно-исследовательская лаборатория проблем теории и методики обучения родному языку, литературе и культуре народов СВ РФ в контексте диалога культур в поликультурном образовательном пространстве. В лаборатории совместно с сотрудниками кафедры северной филологии ИЯКН ведется исследование инновационной методики обучения родному (якутскому, эвенскому, эвенкийскому и юкагирскому) языку как родному, методики обучения языкам народов республики иноязычным; дидактики изучения родной литературе и культуре (якутской, эвенской, эвенкийской и юкагирской) в контексте диалога культур народов РФ.

Кафедра ежегодно планово проводит научно-методические семинары разного уровня: международного, всероссийского, регионального, республиканского, университетского. 

НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КМПЯЯЛИНК

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН НИР:

«Стратегии формирования  языковой и культурной мобильности подрастающего поколения в поликультурном образовательном пространстве»

Ответственные исполнители: Институт языков и культуры народов СВ РФ СВФУ имени М.К. Аммосова, кафедра методики преподавания якутского языка, литературы и национальной культуры.

Руководитель проекта: д.п.н. Поликарпова Е.М.

Район исследования: территория РС (Я)

Актуальность темы исследования. Необходимость теоретического осмысления и практической реализации выдвинутой темы актуализированы эпохой, реализацией новых подходов к образованию в РФ, способствующих формированию качественно отличного, интеллектуально и духовно развитого нового поколения граждан России, могущих реализовать свои потенциальные возможности в жизни. 

Языковая мобильность обеспечивает успешность человека во всех сферах жизни, предопределяет возможности раскрытия его интеллектуального и духовного богатства во благо общества.  Человек, овладевая равноценно родным, русским и иностранными языками и культурой развивается и интеллектуально, и духовно. Сегодня родной, русский и иностранный языки как школьные предметы ведутся в общеобразовательных школах республики с этническим (якутским) составом обучающихся. Данные предметы ведутся недостаточно согласованно, в большей степени автономно, что, на наш взгляд, обусловливает понимание языка не как сущностного человекосозидающего  предмета, что снижает  влияние языков, параметра языковых формул в единстве и в различии.   Интеграция языковых дисциплин способствует реализации метапредметного подхода, метапредметной технологии обучения, что положительно скажется на уровень  развития базовых способностей учащихся: мышления, понимания, коммуникации, рефлексии.   В условиях полиязычной и поликультурной республики гармоничное овладение родным, русским и иностранным языками имеет первостепенное значение в воспитании и формировании качественного  человеческого ресурса республики.        

 

Цель: Определение приоритетных направлений стратегии формирования языковой и культурной мобильности современного человека; условия и методики их реализации в практику общеобразовательной системы Республики Саха (Якутия).        

Задачи:

– теоретическое обоснование принципов метапредметного подхода, метапредметной технологии обучения родному, русскому и иностранному языкам, литературам и культуре;

- выявление путей, методов метапредметной технологии обучения родному, русскому и иностранному языкам,  литературам и культуре;

- проведение мониторинговых исследований по выявлению состояния преподавания и реализации компетентностного и метапредметного подходов к фундаментальному ядру образования по гуманитарным дисциплинам.

- проведение экспериментального обучения школьников би-полилингвов в условиях Республики Саха (Якутия).

Методы исследования:

1.      Методы факторного анализа содержания, особенностей и методики обучения родному, русскому и иностранному языкам, литературам и культуре.

2.      Метод прогнозирования и построения системы метапредметной технологии по обучению родному, русскому и иностранному языкам, литературам и культурам.

3.      Экспериментальное обучение по метапредметной технологии в общеобразовательных учреждениях республики.

4.      Метод мониторинга экспериментального обучения.

Этапы исследования:

2016 г.

1.      Разработка концепции исследования.

  1. Разработка инновационных учебных  комплектов и методических пособий по родному языку и литературе.

2017 г.

1.      Выявление проблемных зон интеграции языковых материалов, литературных произведений и культуры в полиязычной и поликультурной образовательной среде.

2.      Разработка системы обучения по метапредметной технологии в средних классах общеобразовательной школы.

  1. Разработка инновационных учебных  комплектов и методических пособий по родному языку и литературе.

3.      Проведение экспериментального обучения в начальных и средних классах.

4.      Научный отчет по результатам (мониторингу) экспериментального обучения в начальных и средних классах общеобразовательной школы (1 этап).

      2018 г.

1.      Разработка системы обучения по метапредметной технологии в старших классах общеобразовательной школы.

  1. Разработка инновационных учебных  комплектов и методических пособий по родному языку и литературе.

3.      Проведение экспериментального обучения в начальных, средних и старших классах общеобразовательной школы.

4.      Научный отчет по результатам (мониторингу) экспериментального обучения в начальных, средних и старших классах общеобразовательной школы.

2019 г.

Научный отчет по результатам (мониторингу) экспериментального в старших классах общеобразовательной школы.

Ожидаемые результаты:

1.Определение основных направлений стратегии формирования языковой и культурной мобильности современных школьников будет способствовать взращиванию интеллектуально и творчески развитого, высокопрофессионального человека, гражданина России, способного содействовать  устойчивому развитию региона.

2.Реализация в практику школ (локально, в школах, где проводилось экспериментальное обучение): уровня овладения школьниками тремя языками и культурой (родной, русской и культурой (литературой) изучаемого иностранного язык).

              3. По результатам (данным) исследования будут разработаны учебно-методические комплексы: пособия по технологии обучения родному, русскому и иностранному языкам, по родной, русской, зарубежной литературам и культуре; электронные обучающие мультимедийные пособия по всем разделам исследования.

Общественная значимость ожидаемых результатов:

·           содействие развитию и сохранению человеческого капитала населения северо-восточных территорий РФ, повышению качества жизни людей;

·           повышение роли образования как социального института в устойчивом развитии Республики Саха (Якутия) и северо-восточных территорий РФ.

 

ЗНАЧИМЫЕ НАУЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Публикационная деятельность

Публикации

2013

2014

2015

2016

Монографии

1

-

-

 

Учебные пособия, издания

В т.ч. электронные

7

 

4

4

 

1

7

7

 

10

Web of Science

-

1

2

2

Scopus

-

-

1

1

РИНЦ

16

7

7

7

ВАК

7

1

-

7

 

 

 

 

 

зарубежных

1

2

1

2

выигранные гранты

 

1

2

2

 

 

МОНОГРАФИИ

2013 (1)

1.                  Захарова Г.А.  Методика изучения якутской литературы в школе с русским (родным) языком обучения в контексте диалога культур. Якутск: Издательский дом СВФУ, 2013.

2014---

2015---

УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ, УЧЕБНЫЕ ИЗДАНИЯ

2013 (11)

1.Иевлев Е.К. Олонхо иитэр онкуллара. Дьокуускай: Бичик, 2013. - 88 с.

2.Гурьев Г.И. Саха тылын оскуола5а үөрэтииметодиката. 1 чааһа. Дьокуускай, ООО РИЦ «Офсет» , 2013. 100 с.

3.Атласова Э.С. Пословицы (язык тундренных юкагиров). для общеобразовательных школ

4.Колодезников С.К. Саха-русско-англо-немецкий словарь. / Сост. П.Р. Егоров, А.П. Тевс, С.К. Колодезников - рецензент, научный руководитель. Якутск: Издательский дом СВФУ, 2013. - 252 с.

5.Атласова Э.С. Карманный словарь по юкагирскому языку.

6.Атласова Э.С. Программа обучения по юкагирскому языку для общеобразовательных школ

7.Атласова Э.С. Книга для внеклассного чтения на юкагирском языке «Сказка о вороне и гагаре».

Электронные учебные пособия

8. Поликарпова Е.М., Молукова С.В. Регистрация ОФЭРНиО электронное учебное пособие «Человеку - Родина: по произведениям поэтов Российской Федерации» для студентов направления 050100 «Педагогическое образование» и для учащихся. 19.11.2013. (020.69.705.00.521.01.99.01.)

9. Олесова С.Г., Соловьева Д.И. Регистрация ОФЭРНиОэлектронное мультимедийное пособие «Сүрэҕинсылааһа - норуотугар» (Семен Данилов «Тепло моего сердца – моему народу») для студентов направления 050100 «Педагогическое образование» и для школьников общеобразовательных школ РС (Я). 19.11.2013. (020.69.705.00.522.01.99.01.)

10.              Колодезников С.К. Регистрация ОФЭРНиО электронный видео-курс интенсивных методик изучения языка «Самоучитель «Саха тыла» (якутский язык)» для студентов направления 050100 «Педагогическое образование». 19.11.2013. (020.69.705.00.523.01.99.01.)

11. Никитина Н.Г. Регистрация ОФЭРНиО электронную учебную программу «Методика преподавания культуры народов Республики Саха (Якутия)» для студентов направления 050100 «Педагогическое образование». 19.11.2013. (020.69.705.00.520.01.99.01.)

 

2014 (5)

1. Учебное пособие Поликарповой Е.М., Иевлева Е.К., Олесовой С.Г., Захаровой Г.А. «Методика преподавания якутской литературы в школе» «Рекомендовано Дальневосточным региональным учебно-методическим центром (ДВ РУМЦ) в качестве учебного пособия для студентов направления подготовки бакалавров 050100.62 «Педагогическое образование» профиль «Родной язык и литература» вузов региона». (Протокол № 9 от 16.06.2014 г.)

2. Учебное пособие Поликарповой Е.М., Захаровой Г.А., Винокуровой А.А., Молуковой С.В. «Теория и методика приобщения учащихся к литературе народов России на уроках родной литературы школ РС (Я)» «Рекомендовано Дальневосточным региональным учебно-методическим центром (ДВ РУМЦ) в качестве учебного пособия для студентов направления подготовки бакалавров 44.03.05 «Педагогическое образование» профиль «Родной язык и литература» вузов региона». (Протокол № 11 от 28.11.2014 г.)

3.      Колодезников С.К. учебник «Саха тыла» дла зарубежных стажеров, изучающих якутский язык интенсивными методами обучения.

4.      Учебное пособие Никитиной Н.Г., Кривошапкиной Е.А. «Методика приобщения учащихся к культуре народов Республики Саха (Якутия)» «Рекомендовано Дальневосточным региональным учебно-методическим центром (ДВ РУМЦ) в качестве учебного пособия для студентов направления подготовки бакалавров 44.03.01 «Педагогическое образование» вузов региона». (Протокол № 11 от 28.11.2014 г.)

5.      Олесова С.Г., Молукова С.В.Электронное мультимедийное пособие. «А.И. Софронов-Алампа дэгиттэр таллааннаах саха улуу киһитэ» («Алампа: жизнь в творчестве»). Якутск, 2014.

2015  (7)

1.                           Атласова М.М. Технологические особенности приобщения к национально-этнической культуре. – Якутск: Издательский дом СВФУ, 2015. – 198 с. «Рекомендовано (ДВ РУМЦ) в качестве учебного пособия для студентов направления подготовки бакалавров 050100.62 «Педагогическое образование» профиль «Родной язык и литература» вузов региона». (Протокол № 9 от 16.06.2014 г.). Якутск, 2015.

2.                           Поликарпова Е.М. Программа «Родная (якутская) литература» (5-9 классы) для основной образовательной организации с родным (якутским) языком обучения. Якутск, Национальное книжное издательство «Бичик», 2015. – 48 с.

3.                           Поликарпова Е.М. Учебник 5 класса «Родная (якутская) литература». Якутск, Национальное книжное издательство «Бичик», 2015. – 270 с.

4.                  Колодезников С.К. (в соавторстве). Программа школьной дисциплины “Язык саха как государственный” для 5-9 классов русско-язычной школы. Якутск, 2015. – 80 с. (Рукопись сдана в издательство МО РС(Я).

5.                           Гурьев Г.И. Учебник 5 класса «Родной язык (якутский)» для основной образовательной организации с родным (якутским) языком обучения. Якутск, Национальное книжное издательство «Бичик», 2015. – 280 с.

6.                  Гурьев Г.И. Правила орфографии якутского языка. Якутск, Издательство «Бичик», 2015. - 38 с.

7.                  Атласова М.М. Обучение национальной культуре народов Севера. Учебное пособие. – М., МГИК, 2015. – 120 с.

 

ЗАРУБЕЖНЫХ, ИНДЕКСИРУЕМЫХ В WEB OF SCIENCE

2013----

2014 (1)

  1. Атласова М.М. 6th International Scientific Conference «Applied Sciences and technologies in the United States and Europe: common challenges and scientific findings» Hosted by the CIBUNET Publishing Conference papers April 21, 2014 New York, s. 145-146. Web of Science. Section 12. Philology and linguistics: Ritual poetry of the people Sakha during the holiday the ysyakh.

2015 (2)

1.Элеанор Пирс, Колодезников С.К. Как получить удовольствие от ночных пирушек: воздержание и идентичность в Ысыах Саха (How to Enjoy a Teetotal All- Night Party:Abstinence and Identity at the Sakha People's Yhyakh). Published in Folklore: Electronic Journal of Folklore (08-01-2015). (vol. 61). (Estonia). – С. 117-134. Scopus and Web of Science.

2. Атласова М.М. 6th International Scientific Conference “Applied Sciences and technologiesin the United States and Europe: common challenges and scientific findings” Hosted by the CIBUNET Publishing Conference papers April 21, 2014 New York, s. 145-146. Section 12. Philology and linguistics: Ritual poetry of the people Sakha during the holiday the ysyakh. Web of Science.

ЗАРУБЕЖНЫХ, ИНДЕКСИРУЕМЫХ В  SCOPUS

2013---

2014----

2015 (1)

1.      Атласова М.М., Атласова Н.А.  Речевой этикет в русской языковой и китайской коммуникативных культурах  (Speech etiquette in Russian language and Chinese Communicative cultures). Журнал Indian Journal of Science and Technology, выходные данные - декабрь 2015 г.  Scopus. 

- РОССИЙСКИХ,  В РИНЦ

2013 (16)

1.   Поликарпова Е.М. Менталеобразующие приоритеты созидания современного педагога / Проектирование содержания и технологий подготовки педагогических кадров с учетом новой нормативной базы и актуальных задач развития образования. Сборник материалов научно-методического семинара Учебно-методического объединения по образованию в области подготовки педагогических кадров. Якутск, Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, 10-13 июня 2013 г. [Электронный ресурс] / Под редакцией А.Д. Николаевой, О.П. Осиповой, И.С. Алексеевой. – Электр. текст дан. (1 файл 2,4 Мб). – Киров: МЦНИП, 2013. – 278 с. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). - С. 89-92.

2. Поликарпова Е.М. Педагогическая ценность теории А.М. Левидова о диалогичной сути художественного произведения / Естественно-гуманитарные исследования. Международный журнал (включен в индекс научного цитирования). Научно-издательский центр «Академия знаний» г. Краснодар. № 1, 2013. С. 103-105.

3.   Колодезников С.К. О разработке магистерской программы по профилю «Теория и методика формирования полилингвальной личности в поликультурном социуме» / Проектирование содержания и технологий подготовки педагогических кадров с учетом новой нормативной базы и актуальных задач развития образования. Сборник материалов научно-методического семинара Учебно-методического объединения по образованию в области подготовки педагогических кадров. Якутск, Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, 10-13 июня 2013 г. [Электронный ресурс] / Под редакцией А.Д. Николаевой, О.П. Осиповой, И.С. Алексеевой. – Электр. текст дан. (1 файл 2,4 Мб). – Киров: МЦНИП, 2013. – 278 с. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). – С. 65-68.

4.   Колодезников С.К. Картина традиционного мира якутов / Сборник научных трудов SWorld. Материалы международной научно-практической конференции «Современные проблемы и пути их решения в науке, транспорте, производстве и образовании 2012». http://www.sworld.com.ua/index.php/ru/pedagogy-psychology-and-sociology-212/theory-and-methods-of-studying-education-and-training-212?q=%2Findex.php%2Fru%2Fpedagogy-psychology-and-sociology-212%2Ftheory-and-methods-of-studying-education-and-training-212&start=40– Выпуск 4. Том 49. – Одесса: КУПРИЕНКО, 2012. С. 4-16. (статья входит в РИНЦ)

5.   Колодезников С.К. Феномен черного шамана в Якутии / Сборник научных трудов SWorld. Материалы международной научно-практической конференции «Современные проблемы и пути их решения в науке, транспорте, производстве и образовании 2012». http://www.sworld.com.ua/index.php/ru/pedagogy-psychology-and-sociology-212/theory-and-methods-of-studying-education-and-training-212?q=%2Findex.php%2Fru%2Fpedagogy-psychology-and-sociology-212%2Ftheory-and-methods-of-studying-education-and-training-212&start=40– Выпуск 4. Том 49. – Одесса: КУПРИЕНКО, 2012. С. 16-23. (статья входит в РИНЦ)

6.   Колодезников С.К. Дидактическая ценность использования литературно-критических статей на уроках литературы (на материале якутской литературы)/ Сборник научных трудов SWorld. Материалы международной научно-практической конференции «Современные проблемы теоретических и прикладных исследований 2013». - Выпуск 1. Том – Одесса: КУПРИЕНКО, 2013. С. 3-6 (статья входит в РИНЦ)

7.   Колодезников С.К. Изучение мифов на уроках якутской литературы / Сборник научных трудов SWorld. - Выпуск 3. Том 19. - Одесса: КУПРИЕНКО СВ, 2013. С. 48-50.

8.   Колодезников С.К. Работа над историческими преданиями и легендами на уроках якутской литературы / Сборник научных трудов SWorld. - Выпуск 3. Том 19. - Одесса: КУПРИЕНКО СВ, 2013. С. 50-52

9.   Захарова Г.А., Олесова С.Г. Реализация совмещенных профилей в рамках подготовки бакалавров по направлению «Педагогическое образование» для малокомплектных школ РС(Я) / Проектирование содержания и технологий подготовки педагогических кадров с учетом новой нормативной базы и актуальных задач развития образования. Сборник материалов научно-методического семинара Учебно-методического объединения по образованию в области подготовки педагогических кадров. Якутск, Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, 10-13 июня 2013 г. [Электронный ресурс] / Под редакцией А.Д. Николаевой, О.П. Осиповой, И.С. Алексеевой. – Электр. текст дан. (1 файл 2,4 Мб). – Киров: МЦНИП, 2013. – 278 с. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).  – С. 146-149.

10.         Атласова М.М. Учет национальной специфики в образовательном процессе / Проектирование содержания и технологий подготовки педагогических кадров с учетом новой нормативной базы и актуальных задач развития образования. Сборник материалов научно-методического семинара Учебно-методического объединения по образованию в области подготовки педагогических кадров. Якутск, Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, 10-13 июня 2013 г. [Электронный ресурс] / Под редакцией А.Д. Николаевой, О.П. Осиповой, И.С. Алексеевой. – Электр. текст дан. (1 файл 2,4 Мб). – Киров: МЦНИП, 2013. – 278 с. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). – С. 197-200.

11.         Иевлев Е.К. Философия, объединяющая всех жителей планеты / Проектирование содержания и технологий подготовки педагогических кадров с учетом новой нормативной базы и актуальных задач развития образования. Сборник материалов научно-методического семинара Учебно-методического объединения по образованию в области подготовки педагогических кадров. Якутск, Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, 10-13 июня 2013 г. [Электронный ресурс] / Под редакцией А.Д. Николаевой, О.П. Осиповой, И.С. Алексеевой. – Электр. текст дан. (1 файл 2,4 Мб). – Киров: МЦНИП, 2013. – 278 с. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).  - С. 209-212.

12.         Никитина Н.Г. Формирование этнокультурных компетенций будущих педагогов культурологов / Проектирование содержания и технологий подготовки педагогических кадров с учетом новой нормативной базы и актуальных задач развития образования. Сборник материалов научно-методического семинара Учебно-методического объединения по образованию в области подготовки педагогических кадров. Якутск, Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, 10-13 июня 2013 г. [Электронный ресурс] / Под редакцией А.Д. Николаевой, О.П. Осиповой, И.С. Алексеевой. – Электр. текст дан. (1 файл 2,4 Мб). – Киров: МЦНИП, 2013. – 278 с. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).  – С. 221-227.

13.       Молукова С.В. К теории методики организации изучения художественного произведения в контексте диалога литератур / Естественно-гуманитарные исследования. Международный журнал (включен в индекс научного цитирования). Научно-издательский центр «Академия знаний» г. Краснодар. № 1, 2013. С. 99-102.

14.       Винокурова А.А., Павлова И.П. Магическая функция слова в традиционных культурах / Научно-практический журнал «Современная наука: Актуальные проблемы теории и практика». Серия гуманитарные науки. №3-4 2013 (март-апрель). С. 77-83.

15.       Винокурова А.А. Строфика в эвенской поэзии (на примере творчества В. Лебедева)  / Журнал Сибирского федерального университета. Серия «Гуманитарные науки». Май 2013 (том 6, номер 5). С. 664-670.

16. Кривошапкина Е.А. Из истории издания учебно-методической литературы по эвенскому языку / Журнал Сибирского федерального университета. Серия «Гуманитарные науки». Май 2013 (том 6, номер 5). С. 653-659.

 

2014 (7)

1.      Захарова Г.А. Философско-культурологическая основа изучения художественного произведения в контексте диалога культур / Влияние педагогических традиций на становление и развитие личности будущего учителя. Сборник материалов научной конференции Россия, Якутск, Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, 6-7 ноября 2013 г. [электронный ресурс] / Под ред. А.Д. Николаевой, О.П. Осиповой, И.С. Алексеевой. – Киров: МЦНИП, 2013. С. 276-282. (в отчет  за 2013 г. не включен)

2.      Атласова М.М. Использование новых технологий на занятиях национальной культуры / Международная научно-практическая конференция «Актуальные вопросы образования и науки». Секция 4. Прогрессивная педагогика, образовательные и социальные технологии. - Тамбов, 30 сентября 2014. Эл. № ФС 77-57716 от 18.04.2014.

3.      Атласова М.М. Информационные технологии на уроках национальной культуры / VII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в    современном мире», Секция А17. - Махачкала, 28 сентября 2014.

4.      Атласова М.М. Формы приобщения детей к труду взрослых / Всероссийская научная конференция «Современное общество и труд». - СПб, январь 2014, с. 687-692.

5.      Атласова М.М. Проблемы педагогического мастерства / Междунар. науч-практ. конференция «Современное общество, образование и наука».    - Тамбов, 30 июня 2014, с. 7-8. Эл. № ФС 77-57716 от 18.04.2014.

6.      Атласова М.М. Методика создания Базы данных. Академический Форум корпорации ЕМС: Сборник тезисов докладов участников конференции. 20-25 октября 2014 г. -М: МГУ им.М.В.Ломоносова. Факультет ВМК. МАКС Пресс, 2014, с.106-109. ISBN 978-5-317-04840-2. УДК 004. ББК 32.81.

7.      Атласова М.М. Трагедия и пафос войны языком песенного искусства // Война и историческая память: Тезисы докладов Международной научно-практической конференции «Война и историческая память», приуроченной к 100-летию начала Первой Мировой войны, Россия, Санкт-Петербург, Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения, 31 октября 2014 года/ Председатель редакционной коллегии: Евменов А.Д.; научный редактор: Климин А.И. - СПб.: СПбГУКиТ; Издат-во "Фора-принт", 2014. ISBN 978-5-903187-43-0. С. 85-86.

2015 (4)

1. Поликарпова Е.М., Никитина Н.Г., Олесова С.Г. Методика интерпретации художественного текста как феномена культуры // Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Единство многообразия. Литература народов Якутии в контексте диалога культур». Секция «Проблемы воспитания читателя в поликультурном образовательном пространстве». г. Якутск, Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов СО РАН, 16-17 июня 2015 г.

2. Атласова М.М., Заровняева М.В. Особенности организации летнего отдыха учащихся в условиях Севера // Наука, образование, общество: актуальные вопросы и перспективы развития: Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 30 сентября 2015 г.: в 4 частях. Часть II. М.: ООО «АР-Консалт», 2015 г.- 161 с. С. 51-53.

3. Атласова Михнаса Михайловна. Использование новых технологий на занятиях национальной культуры. Материалы международной научно-практической конференции "Актуальные вопросы образования и науки". Секция 4. Прогрессивная педагогика, образовательные и социальные технологии. Эл. № ФС 77-57716 от 18.04.2014. - Тамбов, 30 сентября 2014.

4. Атласова М.М. Трагедия и пафос войны языком песенного искусства // Война и историческая память: Материалы Международной научно-практической конференции "Война и историческая память", Россия, Санкт-Петербург, Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения, 31 октября 2014 года / Председатель редакционной коллегии: Евменов А.Д.; научный редактор: Климин А.И. - СПб.: СПбГУКиТ; Издательство "Фора-принт", 2014. ISBN 978-5-903187-43-0. С. 85-86.

 


. РОССИЙСКИХ, ПО ПЕРЕЧНЮ ВАК

2013 (7)

1. Поликарпова Е.М. Духовно-личностный подход к восприятию художественного произведения // Среднее профессиональное образование (ежемесячный теоретический и научно-методический журнал). Москва, «Среднее профессиональное образование», 2013.  Январь № 1. С. 57-59.

2. Поликарпова Е.М. Методическое осмысление теории психологии восприятия искусства Л.С.Выготского в аспекте изучения литературы в школе. Казань: Казанская наука № 12, 2012. С. 258-260.

3. Иевлев Е.К. Проблемы возделывания частной индивидуальной культуры личности // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ) [Электронный ресурс]. – Краснодар: КубГАУ, 2013. - №03(87). – Режим доступа: http://ei.kubagro.ru\2012/03/pdf/18.pdf, 0,688 у.п.л.

4. Иевлев Е.К. Духовный гуманизм А.И. Софронова / Вестник Северо-Восточного федерального университета. Научный журнал. Том 10, №3 июль-август, 2013. - 42-47 с.

5. Филиппов Г.Г. FormsofconjugationofparticiplesoftheYakutlanguage (Формы спряжения причастий якутского языка) // Karadeniz (BlackSea -Черное море). Ежеквартальный международный журнал общественных наук. Материалы международной междисциплинарной научно-практической конференции "Язык и культура в меняющемся мире". Якутск, 23-24 октября 2013 г. - Анкара, 2013. - С.168-183.

6. Атласова М.М. Школьный музей как фактор развития коллективного творчества. Казань: Казанская наука № 2, 2013. С. 148-150.

7. Атласова М.М. Технологии приобщения учащихся к национальной культуре // Вестник государственного университета культуры и искусств. Научный журнал 4 (54) 2013 г. С.159-162.

2014 (1)

1.Атласова М.М. Формирование этнического самосознания у подростков в краеведческой деятельности. - М.: Изд-во МГУКИ, сентябрь 2014. ВАК.

 

- В ТРУДАХ МЕЖДУНАРОДНЫХ КОНФЕРЕНЦИЙ

2013--

2014 (2)

1.      Кодезников С.К. «La Langue yakoute, moyen de communication interculturelle еn soсiete polyethnigue». // Материалы международной междисциплинарной конференции «Сообщества малочисленных и малых народов в процессе глобализации. Унификация, противотояние или возрождение?» в рамках сотрудничества и научного обмена между университетом Ренн-2 (Франция) и Северо-Восточным федеральным университетом им. М.К. Аммосова (Россия) 16-19 октября 2012. Франция. Ренн, 2014. C. 139-147.

2.      Никитина Н.Г. «Perception et comprehension de la poesie epique a lecole primaire et nationale yakoute» Проблема восприятия и понимания эпического текста в начальной  якутской школе   // Материалы международной междисциплинарной конференции «Сообщества малочисленных и малых народов в процессе глобализации. Унификация, противотояние или возрождение?» в рамках сотрудничества и научного обмена между университетом Ренн-2 (Франция) и Северо-Восточным федеральным университетом им. М.К. Аммосова (Россия) 16-19 октября 2012. Франция. Ренн, 2014. C. 275-281.

 

2015 (1)

1. Атласова М. М. Технологическая конференция Moscow EMC Форум-2014. Научный доклад: "Пути развития профессиональных компетенций у студентов". - Москва, 24.10.2014.

ВЫИГРАННЫЕ ГРАНТЫ

2013 (1)

1. Филиппов Г.Г., Гурьев Г.И., Алексеев И.Е., ВС.П. Государственный контракт на 2011-2013 гг. на выполнение НИР «Научные основы гуманитарного духовного развития народа саха: теория и практика обоснования эффективности воспитания и обучения детей саха на родном якутском языке». Якутск, 2013. (Республиканское)

2014(2)

1.Атласова М. М.. Учебные курсы корпорации ЕМС по программе "Развитие профессиональных компетенций студентов" в объеме 48 академических часов. Тема гранта "Обсуждение инноваций в информационной инфраструктуре и развитии учебного процесса вузов различных стран" на сумму 50000 руб. - М.: МГУ, 2014.

2. Филиппов Г.Г., Гурьев Г.И., Алексеев И.Е., ВС.П. Государственный контракт на 2011-2013 гг. на выполнение НИР «Научные основы гуманитарного духовного развития народа саха: теория и практика обоснования эффективности воспитания и обучения детей саха на родном якутском языке»

2015 (2)

республиканские  

1. Государственный контракт № 15-01/03 на разработку Выполнение работ по разработке учебных программ и учебников по учебному предмету «Родная (якутская) литература» для основной образовательной организации с родным (якутским) языком обучения на сумму  2.895 037 рублей.

2. Государственный контракт № 15-01/02 на разработку «выполнение работ по разработке учебных программ и учебников по учебному предмету «Родной (якутский) язык» для основной образовательной организации с родным (якутским) языком обучения на сумму 2.900.000 рб.

ОРГАНИЗОВАНО И ПРОВЕДЕНО НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ

Проведение научных конференций:

2013--2014 (1)

1. Международный научно-методический семинар «Диалог народов – диалог культур: проблемы и перспективы в Арктическом регионе». Якутск, 27 марта 2014 г. Организаторы: д.п.н., профессор КМПЯЯЛиНК ИЯКН СВРФ СВФУ Поликарпова Е.М., Колодезников С.К., Никитина Н.Г.

2015 (6)

1.  Колодезников С.К. Международный семинар “Теория и методика полилингвального образования”. Якутск, 16 июня 2015 г. Участники: Чабо Мессарож, д.ф.н., сотрудник Институа гуманитарных иссл. Академии наук Венгрии. Элеонор Пирс, д.и.н, Кембриджского университета Великобритании. Джони Шевалье, к.ф. наук., профессор военно-морской академии США (преподаватель русского языка).

2. Атласова М.М. Проведение Международного научно-практического семинара по теме: «Гражданско-патриотическое воспитание молодежи» на Шестом Международном Слете учителей – Сочи-2015. г. Сочи-2015.

3. Атласова М.М. Научная программа НПК с Международным участием "Женщины и вызовы современности". Секция 6. Духовно-нравственные пути развития и формирования здорового образа жизни в семье. - Якутск, 3-4 апреля 2015 г.

4. Атласова М.М. Круглый стол  "Этнокультурное взаимодействие образовательных организаций и социальных институтов народов РС (Я)", проводимого в рамках Международной научно-практической конференции Департамента Президента Республики Татарстан, Ассамблеи народов Татарстана, Казанского федерального университета «Взаимодействие органов власти, общественных объединений и образовательных учреждений по гармонизации этноконфессиональных и межнациональных отношений: региональный аспект». - Якутск, 3-4 апреля 2015 г.  

5. Атласова М.М. Международный слет учителей. Благодарность за профессионализм и помощь в подготовке методических материалов в 6-м Международном Слете учителей - Сочи 2015. Председатель Оргкомитета, Президент Международной Академии развития образования: Горюнов О.В.

6. Атласова М.М. IV Всероссийская конференция "Современные технологии развития образовательных учреждений" с участием руководителей, методистов и педагогов учреждений образования из 23-х городов и регионов РФ. Институт новых технологий. Директор: Крутов В.В. - Москва, апрель, 2015.

 

Подготовка научных кадров

Аспирантура и докторантура

Диссертационный совет

Научная школа

Научная лаборатория - научно-исследовательская лаборатория «Проблем методики обучения родному языку, литературе и культуре народов СВ РФ».