Новости

РЕЗОЛЮЦИЯ  научно-практической конференции «Транспортные системы и дорожная инфраструктура Крайнего Севера»

  • 13 Апреля 2018
  • 421

РЕЗОЛЮЦИЯ научно-практической конференции «Транспортные системы и дорожная инфраструктура Крайнего Севера»

Скачать pdf.

РЕЗОЛЮЦИЯ

научно-практической конференции

«Транспортные системы и дорожная инфраструктура Крайнего Севера»

Участниками научно-практической конференции отмечено, что Республика Саха (Якутия) характеризуется суровыми климатическими условиями и наличием вечной мерзлоты, оказывающими большое влияние на качество и долговечность функционирования автомобильных дорог. В последние десятилетия наблюдаются деформации асфальтобетонного покрытия, земляного полотна и оснований на автомобильных дорогах общего пользования всех уровней. Закономерность распространения, состава, строения и свойств пород вечной мерзлоты в последние годы, в связи с глобальным изменением природных условий и техногенным воздействием, часто трудно предсказуемо.

Рассмотрев комплекс проблем проектирования, строительства, реконструкции, ремонта, содержания и контроля качества автомобильных дорог в криолитозоне участники Форума «Транспортные системы и дорожная инфраструктура Крайнего Севера» предлагают:

1. Для координации усилий научных и проектно-изыскательских работ на территории Республики Саха (Якутия) создать в г. Якутске на базе Северо-Восточного федерального университета Консорциум по совершенствованию методов строительства, ремонта, содержания и научно-технической поддержке развития транспортного комплекса, в частности, автомобильных дорог в условиях вечной мерзлоты. Автодорожному факультету СВФУ (Филиппов Д.В.), Институту мерзлотоведения СО РАН (Железняк М.Н.), Институту проблем нефти и газа СО РАН (Соколова М.Д.) до 1 июня 2018 года подготовить проект положения и согласовать его с возможными участниками Консорциума. Обратиться в Минтранс Республики Саха (Якутия) с поддержкой в организации и работе создаваемого Консорциума (Кластера).

2. Для оценки состояния и устойчивости автомобильных дорог в криолитозоне и формирования региональной научной школы по строительству и эксплуатации автомобильных дорог в районах Крайнего Севера АДФ СВФУ (Филиппов Д.В.), ИМЗ СО РАН (Железняк М.Н.), ИПНГ СО РАН (Соколова М.Д.) в срок до 15 июня 2018 г. подготовить комплексный интеграционный проект «Обеспечение устойчивости и разработка рекомендаций по контролю за состоянием автомобильной дороги на проблемных участках автодороги (на одном из проблемных участков а\д или а\д в целом по предложению строительных компаний и Минтранса РС(Я). Обратиться в Минтранс Республики Саха (Якутия) и Росавтодор для финансовой поддержки реализации этого проекта и формирования плана НИОКР по совершенствованию методов строительства, ремонта и содержания автомобильных дорог в условиях вечной мерзлоты на территории Республики Саха (Якутия).

3. Силами создаваемого Консорциума на основании научно-исследовательских проектов (заказчики Минтранс Республики Саха (Якутия) и Росавтодор):

- выполнить Дорожное инженерно-геокриологические районировании территории Якутии. масштаба 1:1 500 000, и крупномасштабное районирование сложных в инженерно-геокриологическом отношении, участков(а) автомобильных дорог (по согласованию с Упрдорами);

- организовать постоянный контроль и диагностику (мониторинг) причин развития геокриологических опасностей на потенциально аварийно-опасных участках автомобильных дорог;

- провести исследования и разработать предложения по использованию новых строительных материалов, включая местное сырье и конструкции, а также современных технологий при строительстве автомобильных дорог и мостов в криолитозоне;

- разработать предложения по совершенствованию нормативной документации проектирования, строительства и эксплуатации автомобильных дорог в криолитозоне и передать на рассмотрения в Минтранс Республики Саха (Якутия) и Росавтодор.

4. Рекомендовать Министерству транспорта и дорожного хозяйства Республики Саха (Якутия):

- инициировать в Правительстве РС(Я) рассмотрение вопроса о строительстве на территории Якутии нефтеперерабатывающего завода по производству легких и тяжелых нефтепродуктов, включая битум, необходимый для строительной индустрии республики;

- при заключении контрактов на выполнение проектно-изыскательских и строительных работ на территории республики предусмотреть осуществление геокриологического сопровождения;

- совместно с Торгово-промышленной палатой РС(Я) обратиться в Минтранс России с инициативой о допуске к эксплуатации на автозимниках общего пользования колесных транспортных средств шириной до 3100 мм;

- учитывая положительный опыт применения технологии ресайклинга на федеральных автомобильных дорогах «Вилюй» и «Лена» и ее апробации в сложных климатических условиях Аляски и Норвегии, продолжить внедрение технологии ресайклинга (стабилизации грунта) при строительстве и реконструкции дорог;

- совместно с заинтересованными ведомствами и федеральным университетом обратить внимание на подготовку квалифицированных кадров для изучения международного опыта применения технологии стабилизации грунта и холодного ресайклинга и их адаптации к местным условиям. В свою очередь компания Wirtgen предлагает предоставить свою поддержку в обучении кадров (стабилизация и ресайклинг) и обмениваться накопленным опытом работы в различных регионах России и других стран;

- в рамках деятельности профессионально-образовательного кластера «Транспортный» внести предложения по совершенствованию государственной системы прогнозирования, подготовки и расстановки кадров в транспортной отрасли.

5. Поручить Якутскому научному центру СО РАН и Северо-Восточному федеральному университету в рамках Комплексных научных исследований:

- организовать широкий спектр научно-исследовательских работ и изысканий с целью получения полной и достоверной информации о состоянии и изменениях природной среды (климата, состояния и изменения ледовой обстановки, гидрологии и гидрографии северных рек и акватории арктических морей, экологической и радиационной обстановки в шельфовой и береговой зонах) для фиксации исходного состояния всех экосистем, а также создания базы данных для прогнозирования и оценки возможного техногенного воздействия на окружающую среду при создании новых транспортно-логистических систем, строительстве путей сообщения и транспортной инфраструктуры;

- провести комплекс экономических и инженерных изысканий, проектных проработок и разработать технико-экономическое обоснование и отвечающий международным стандартам бизнес-план создания транспортного коридора Азия – Европа для принятия обоснованных решений о путях, сроках, формах и условиях реализации проекта, обеспечивающих необходимую эффективность для всех его участников, государства и общества в целом;

- разработать и внести предложения по сертификации автомобильной техники, эксплуатируемых в условиях низких температур (ниже -300С), а также конструкционных материалов, применяемых для их изготовления;

- до лета 2022 года осуществить комплексный логистический анализ транспортных систем Республики Саха (Якутия), оценить возможности эффективной интеграции в них нетрадиционных и альтернативных видов транспорта, с учетом как конструкционных особенностей техники, так и природно-климатических, метеорологических, геоморфологических, инженерно-геологических, криологических, гидрогеологических, экологических условий и представить в Минтранс РС(Я) рекомендации по их использованию.

- разработать и внести предложения по созданию нормативно-правовых, финансово-экономических и организационных условий развития инновационных видов транспорта, в первую очередь на специализированных колесных шасси и тягачей (вездеходы, снегоболотоходы и пр.), отвечающих условиям Севера и Крайнего Севера, а также внедрения новых управленческих решений, оптимизирующих логистику грузопассажирских перевозок.

6. С целью обеспечения потребности экономики и транспортной отрасли региона и северо-востока России в кадрах с высшим образованием участники Форума единодушно соглашаются и поддерживают необходимость создания центра транспортного образования в городе Якутске на базе СВФУ. Для чего необходимо активизировать решение вопроса совершенствования материально-технической базы и усиления профессионального кадрового потенциала университета. В связи с этим поддержать инициативу Автодорожного факультета СВФУ о создании Института транспорта на условиях государственно-частного партнерства (ГЧП).

7. Рекомендовать проведение настоящего Форума на постоянной основе с периодичностью один раз в два года, в перерывах между республиканским Съездом инженеров. В рамках Съезда инженеров инициировать учреждение внутри профильной транспортной секции двух отдельных подсекций: «транспорт» и «дорожное хозяйство».

 

 

г. Якутск,

5-6 апреля 2018 года


Автор: Габышев Михаил Владимирович

Разрешено копирование статей, только при наличии активной (кликабельной) ссылки на страницу-источник сайта Северо-Восточного федерального университета. Ссылка должна находиться непосредственно рядом с материалом, должна быть видимой и прямой (без использования java-скриптов).