Фонд целевого капитала

Академическая мобильность: СВФУ на научно-практических конференциях по безопасности

5 Мая 2016

Отчет по итогам научно-практических конференций «Комплексная безопасность образовательных организаций в условиях современного поликультурного общества» и «Формы и методы противодействия распространению идеологии экстремизма и терроризма среди молодежи. Роль и задачи образовательных организаций».
12-13 и 26-27 ноября 2015 года в здании Министерства образования и науки РФ, ул. Люсиновская, д. 51 были проведены две научно-практические конференции:
1. «Комплексная безопасность образовательных организаций в условиях современного поликультурного общества».
2. «Формы и методы противодействия распространению идеологии экстремизма и терроризма среди молодежи. Роль и задачи образовательных организаций».
В общей сложности в конференции приняли участие более 550 человек, в их числе руководители Комитета Государственной Думы по образованию, Комитета Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции, Комитета Совета Федерации по науке, образованию, культуре и информационной политике, Академии гражданской защиты МЧС России, Академии управления МВД России, Национального антитеррористического комитета, Сообщества ветеранов антитеррора, религиоведы, представители образовательных организаций России различного уровня, а также представители организаций основным направлением деятельности которых является обеспечение комплексной безопасности.
В ходе проведения конференций было отмечено, что
Сегодня серьезное внимание уделяется обеспечению комплексной безопасности образовательных организаций, привлекаются значительные финансовые и материальные ресурсы, внедряются новейшие системы видеонаблюдения, информационные технологии систем контроля и управления доступом.
Обеспечение комплексной безопасности образовательного пространства является сложнейшей научно-технической задачей, которая требует консолидации усилий специалистов из различных областей, таких как криминология, право, охрана труда, промышленная безопасность, медицина, психология, робототехника и автоматизация.
Отсутствие единых форм и методов в вопросах обеспечения комплексной безопасности, создает предпосылки для возникновения новых вызовов и угроз безопасности, а также приводит к дифференциации уровня развития систем обеспечения комплексной безопасности в образовательных организаций.
Обеспечение комплексной безопасности подразумевает взаимодействие образовательных организаций с множеством различных государственных органов, служб и организаций различного уровня, в связи с этим отмечено, что назрела необходимость в формировании единых подходов и методов к организации комплексной безопасности, консолидация усилий всех заинтересованных государственных органов, служб и организаций на всех уровнях.
В рамках работы по формированию единых подходов и методов к обеспечению комплексной безопасности соответственно необходимо разработать учебные программы для организации курсов повышения квалификации начальников охраны и сотрудников охраны на основании требований к охране объектов с учетом региональных и видовых особенностей.
Так же отмечено, что в условиях стремительного научно-технического прогресса и возникновения новых вызовов и угроз необходимо постоянно совершенствовать и актуализировать нормативно-правовую базу по обеспечению комплексной безопасности.
В последние годы резко активизировались экстремистские и террористические организации по всему миру. Учащиеся образовательных организаций являются одной из наиболее уязвимых групп населения для проникновения идей экстремизма и терроризма. Следовательно, противодействие распространению идеологии экстремизма и терроризма среди учащихся является одним из приоритетных направлений развития государственной политики РФ.
В связи с бурным развитием информационных технологий одной из важнейших задач для образовательных организаций становится обеспечение информационной безопасности учащихся.
Одним из основных направлений развития комплексной безопасности образовательных организаций является формирование ответственного, безопасного поведения среди учащихся и сотрудников образовательных организаций. К разработке мероприятий по формированию культуры безопасности необходимо привлекать как сами образовательные организации, так и представителей местных органов исполнительной власти, социальные, общественные организации и службы.
В условиях современного поликультурного общества формирование безопасного поведения невозможно без популяризации и воспитания межэтнической и межконфессиональной толерантности среди учащихся образовательных организаций. Для этого необходимо вести работу по привлечению родительской общественности, организации молодежных клубов, конкурсов творческих работ, молодежных форумов и т.д.
Участники конференции постановили:
1. Одобрить работу научно-практических конференций «Комплексная безопасность образовательных организаций в условиях современного поликультурного общества» и «Формы и методы противодействия распространению идеологии экстремизма и терроризма среди молодежи. Роль и задачи образовательных организаций», как актуальный и важный шаг по консолидации усилий научной общественности, представителей органов власти и представителей организаций, основным направлением деятельности которых, является обеспечение комплексной безопасности, для разработки современных подходов и поиска путей повышения эффективности защиты образовательных организаций, в том числе противодействие распространению идеологии экстремизма и терроризма среди молодежи.
2. Создать систему социально-психологического мониторинга рисков безопасности образовательных организаций. Данные социально-психологического мониторинга должны:
• отражать актуальную ситуацию состояния уровня безопасности образовательной среды образовательных организаций и выраженности тех или иных рисков безопасности субъектов образования;
• содержание мониторинга должны быть востребованы ведомствами, участвующим в деятельности по обеспечению безопасности образовательных организаций.
3. Обеспечить более тесное межведомственное взаимодействие, по вопросам обеспечения безопасности образовательных организаций для создания и реализации комплексной программы профилактических мероприятий, направленных на снижение рисков безопасности субъектов образовательного пространства, в числе которых риски зависимого, асоциального, противоправного поведения, насилия и проявлений ксенофобии и экстремизма в образовательной среде.
4. Реализовать меры по обеспечению комплексной безопасности и предупреждения террористических актов в образовательных организациях, в состав которых входят:
• усиление охраны образовательного учреждения, в том числе с привлечением ЧОП;
• подбор охранных структур, с привлечением заинтересованных лиц, в том числе представителей родительских комитетов (для школ);
• установление пропускного режима;
• обеспечение контроля вносимых предметов;
• исключение возможности нахождения бесхозных транспортных средств;
• планирование и проведение работ по инженерно-техническому оборудованию образовательного учреждения.
5. Разработать методическую и программную платформу для создания эффективной системы «Безопасный город», в частности для обеспечения безопасности образовательных организаций.
6. В целях дальнейшего развития и совершенствования общегосударственной системы противодействия терроризму существует насущная потребность в выработке системы оценки эффективности реализуемых профилактических антитеррористических мероприятий. Исходя из этого, наиболее актуальными задачами в сфере противодействия идеологии терроризма полагаем необходимым считать:
- создание благоприятных политических, социально-экономических условий, правовых механизмов для разрешения национальных, религиозных, социальных конфликтов, внедрение идеологии ненасилия в массовое сознание;
- обеспечение противодействия идеологии терроризма, состоящее в разработке новых мер по недопущению ее распространения, реализации соответствующей кадровой политики в образовательных организациях, повышение эффективности антитеррористической подготовки и повышения квалификации преподавателей и специалистов в данной сфере;
-создание Ассоциации образовательных организаций высшего образования по противодействию терроризму и экстремизму;
-обеспечение неотвратимости мер административного и уголовного воздействия в отношении религиозных организаций, проповедующих идеи насилия, нетерпимости или открыто призывающих к экстремистским действиям;
-повышение эффективности адресной работы с молодежью, наиболее подверженных воздействию идеологии терроризма и религиозно-политического экстремизма;
-оказание поддержки молодежным и образовательным организациям, заинтересованным в реализации государственно-ориентированных культурно-просветительских проектов;
- изучение и адаптация к региональным условиям успешного российского и зарубежного опыта противодействия идеологии терроризма и религиозно-политического экстремизма, в том числе по оценке эффективности реализуемых антитеррористических мероприятий.